ВНЕДРЕНИЕ STEAM ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Учитель информатики Тугумбекова И.А.
Сегодня развитие STEAM – один из основных трендов в мировом образовании. На первый взгляд, аббревиатура кажется громоздкой и сложной, но, если разобраться, то все предельно прозрачно: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics или что в переводе означает "естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика". Говоря простым языком, дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире.
Чем отличается от традиционного обучения наукам и математического образования STEAM-образование? Оно подразумевает смешанную среду обучения и показывает ученикам, как научный метод может быть применен к повседневной жизни.
STEAM – это одно из направлений реализации проектов в урочной и во внеурочной деятельности учащихся.
На своих уроках информатики я внедряю элементы STEAM-образования. С помощью практических занятий демонстрирую ученикам применение научно-технических знаний в реальной жизни. Развиваю навыки критического мышления и разрешения проблем, необходимых для преодоления трудностей. Например, при изучении темы «Компьютерное моделирование» в ЭТ Excel необходимо разработать компьютерную модель. Для изучения данной темы я предлагаю выполнение различных проектов:
1. Подсчет каллорийности рациона. Учащимся предлагается подсчитать количество белков, жиров и углеводов в их ежедневном рационе и сделать выводы своей работы. При этом, идет интеграция не только предмета информатики, но биологии и математики.
2. Также есть задания, где необходимо рассчитать количество рулонов для ремонта их квартиры или дома. Такие задания предполагают интеграцию информатики-математики.
3. Привлекательна для учащихся компьютерная модель биоритмов человека. Перед тем, как изучить формулы в электронных таблицах, я учащимся предлагаю ознакомиться с понятиями и видами биоритмов человека и выбрав несколько учеников, подсчитать количество прожитых ими дней и увидеть биоритмы текущего дня.
4. Многие в будущем рано или поздно сталкиваются с вопросом о покупке компьютера. Предлагаю ученикам выполнить проект для подсчета стоимости компьютера.
В старших классах при изучении темы «Web-дизайн» повышается интерес учащихся к инженерным и техническим специальностям. На уроках создаются очень интересные познавательные сайты. В основном ученики создают проекты в командах или в парах в среде программирования Html или используют бесплатный конструктор сайтов Wix.
В течение года предмет информатика в 10 ЕМН велся на английском языке. Соответственно, задания для детей были как на английском, так и на русском языках. Создавались и защищались проекты различных сайтов на английском языках.
В 5-6 классах создаются анимационные мультфильмы в программе Scratch. На уроках разрабатываются анимация, мультипликация, игры. Работая в команде, они делятся своими идеями и навыками друг с другом. Работа над проектами так захватывает учеников, что они даже не хотят уходить после урока, потому что появляются новые идеи, которые им хотелось бы реализовать.
Для детей начального звена, элементы STEAM можно использовать на каждом уроке. Например: в 3 классе при изучении графического редактора можно использовать такие задания, как ребусы, закрасить тем или иным цветом, при этом использовать игровые формы и методы.
Для знакомства с инструментом «Заливка» и «Линия» были предложены такие задания:
1)найти определенный цвет под своим стулом и используя готовый шаблон на ПК закрасить определенным цветом фигуру;
2) найти в сканворде цвет и провести линию этим же цветом на слове.
При изучении темы «Орнаменты» идет интеграция информатики с историей. Учащиеся при помощи графического редактора изображают предметы национального быта, одежды, посуды.
При изучении темы «Интернет» учащимися были использованы гаджеты для поиска информации о известных личностях Казахстана и нашего города, интересных фактов о Житикаре, животном и растительном мире нашего края, что не только расширило кругозор учащихся, но и повысило мотивацию к изучению естественнонаучных дисциплин.
Вашему вниманию были представлены приемы организации STEM – образования из моей практики , которые можно эффективно применять как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.