Внеклассное мероприятие для школьников.
Дороги, которые мы выбираем
Цель внеклассного мероприятия: профессиональная ориентация.
Задачи: собрать сведения для дальнейшей коррекционной работы с учащимися по вопросу профориентации; заострить внимание на рекомендациях психолога; развивать креативное мышление; оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении; прорекламировать материал кабинета профориентации; развивать творческие способности.
Форма проведения: беседа-практикум.
Впереди, впереди много новых путей...
Инженером - хорошо, а доктором - лучше...
Ход мероприятия
Учитель. Выбор профессии, профессиональное самоопределение - эти сочетания все чаще звучат в вашей жизни. И неудивительно. Впереди остался всего один учебный год. А многие из вас все еще не знают ответа на вопросы: кем быть? Как состояться в этой жизни? Как принять, наконец, окончательное решение по одному из самых важных вопросов жизни? Почему же вас так волнует эта проблема выбора? (Берет интервью у участников встречи.)
Ученики.
- Выбор профессии - одно из самых главных решений жизни, потому что он является основой самоутверждения человека в обществе.
- Выбор профессии - это не просто «кем быть», это и выбор принадлежности к определенной социальной группе, это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей своей судьбы.
Учитель. Что же помогает человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения? Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Ф. Парсону. В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне. Если говорить о современной системе профориентации, то ей уже 100 лет. В 20-е годы XX века появились первые психотехнические лаборатории в СССР. Однако в 1936 году профориентационная работа в СССР была прекращена после принятия постановления от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Возобновилась она лишь в середине XX столетия.
Возникнув еще в глубокой древности, профессиональная ориентация развивалась как ориентирование на определенный вид деятельности, профессию, помощь и руководство в ее выборе. В чем же заключается выбор профессии?
Ученик. Человек анализирует свои, как говорят, внутренние ресурсы, то есть свои возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии, как бы примеряя ее на себя.
Учитель. А с чего же непосредственно начинается сам выбор?
Ученик. Мы формируем у себя определенные профессиональные намерения. Я сделал свой выбор уже к 14 годам. В связи с этим у меня произошла переоценка и всей моей учебной деятельности. Я ориентируюсь на профильное и более усердное изучение тех предметов, которые мне необходимы для приобретения будущей профессии.
Учитель. Молодые люди, завершающие школьное образование, выбирают обычно вариант продолжения учебы для получения избранной ими профессии. Но при этом, получая профессиональное образование, многие переживают разочарование в своем выборе. Некоторые меняют что-то кардинально, но большинство решают доучиться, а там будет видно. И вот наступает стадия профессиональной адаптации. Появляется новый тип деятельности - профессиональный, который требует реального выполнения своих профессиональных функций. Но далеко не всегда реальная профессиональная жизнь совпадает с мечтами, представлениями и ожиданиями. Наступает кризис, нарушается психическое благополучие, пропадает чувство удовлетворенности жизнью. Сделать правильный выбор - это значит, с одной стороны, суметь в будущем адаптироваться, а с другой - высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности. Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии современной молодежью?
Ученики.
- На мой выбор оказывают большое влияние члены семьи и родственники. Хотя я сам и не уверен, что смогу, как вы говорили, достойно адаптироваться и подчиниться той среде, в которую так желают определить меня родные.
- Я знаю, что многие поступают в высшие учебные заведения, что называется, «за компанию». Так поступил и мой брат. К счастью, его выбор оказался удачным.
- Мне мою будущую профессию советуют выбрать учителя. И еще психолог. Надеюсь, она знает, что советует. Ведь она профессионал. А я, в свою очередь, должна заметить, что не очень стремлюсь получить ту специальность, которая, как говорят, мне очень подходит. Конечно, в большинстве своем мы все, особенно девочки, хотим чего-то более яркого, выдающегося. Но думаю, что мне все-таки следует прислушаться к советам. По крайней мере, здесь у меня больше шансов. А это лучше, чем получить стресс из-за провала. Да мало ли чего мы хотим! Чтобы не разочароваться, следует соизмерять свои желания и возможности, разумно подходить к этому вопросу.
- У меня к данному моменту сложились свои личные профессиональные планы. Я много раз думал о том, чего я хочу достичь, какой вклад смогу внести в общенародное дело. Меня волнует моя жизненная перспектива. Я думаю о возможности дальнейшего повышения своего профессионального мастерства и карьерном росте. Я изучаю справочную литературу и беседую с людьми о моей будущей профессии. Цель моих бесед - изучение возможных трудностей и препятствий на пути к получению профессии и на пути дальнейшего продвижения. Я до конца хочу изучить свои возможности и способности, чтобы быть уверенным в том, что смогу достичь намеченного. Я пока не стремлюсь раскрывать свои планы, потому что не уверен, что взрослые и даже мои родители и друзья смогут понять меня и поддержать в моем стремлении.
- Наши умения и способности, тот уровень развития, образования, которых мы достигли, действительно должны являться основой для нашего профессионального определения. К сожалению, мы очень часто недооцениваем или переоцениваем свои возможности. Даже приобретая желаемую профессию, но имея при этом слишком завышенные притязания, мы не сможем достичь удовлетворения и успеха на своем профессиональном пути.
- На выбор профессии большое влияние оказывает склонность к определенному виду деятельности. У человека, что называется, есть что-то такое внутри, что тянет и манит его именно к такому виду деятельности. А еще очень важна информация. Иногда, выбирая ту или иную профессию, мы просто не подозреваем, что те трудности, с которыми нам придется столкнуться, нам будут просто не по силам. Возможно, из-за склада характера, возможно, из-за состояния здоровья.
Учитель. Разумеется, если бы вы придавали должное внимание всем перечисленным обстоятельствам при выборе профессии, то мог бы получиться идеальный вариант. Но в жизни такого не случается. Мы уже говорили, что на выбор часто оказывают влияние совершенно другие факторы. Это не секрет, что если, например, родители могут обеспечить кому-то из своих детей гарантию достатка в будущем и социальное продвижение, то склонности, уровень знаний и способности отходят при выборе профессии на второй план.
Есть среди вас, конечно, и те, у кого личные потребности и интересы ставятся превыше всего. Но здесь опасность таится в том, что такой человек не всегда задумывается о том, всегда ли он сможет обеспечить условия для получения своего образования, как семья относится к избранному им пути, сможет ли она поддержать его материально.
Ребята-прагматики не задумываются особо над выбором профессии. Здесь выбор чаще всего зависит от обстоятельств. А желание быть материально обеспеченным преобладает над склонностями и желаниями.
Есть, разумеется, и такие ребята, которые находятся до последних минут, что называется, в аморфном состоянии. Они все еще не определились (или им все равно) и имеют довольно общее представление о будущей профессии.
Еще в 1908 году профессор Ф. Парсон выделил факторы успешного выбора профессии:
-правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;
-знание того, что нужно для успешной деятельности по избранной профессии;
-умение соотнести результаты самооценки со знанием требований профессий.
Соблюдение всех этих условий и стало бы идеальным вариантом. Но так ли хороши наши знания по всем этим вопросам? Умеем ли мы правильно оценить себя? Как часто совершаете ошибки из-за того, что вы выбираете не столько профессию, сколько престиж в обществе и связанную с этим элитарность, не задумываясь о возможных разочарованиях в будущем.
Чтобы этого не происходило, чтобы оказать помощь в правильном выборе вашего будущего, наш кабинет профориентационной работы предлагает вам обновленный материал:
-новые справочники и планы набора в учебные заведения;
-справочники для поступающих в высшие, средние специальные заведения и училища;
-информация о потребностях в трудовых ресурсах в регионе;
-анализ динамики рынка труда в регионе, предоставленный службой занятости населения;
-классификационные списки специальностей и условия приема на производства в регионе;
-краткие описания профессий для индивидуального ознакомления;
-набор профессиограмм (подробное и систематическое описание профессий).
Психолог. Профессиональное самоопределение - это процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый личностью на основе анализа своих данных и соответствия их требованиям профессии.
Обычно профессиональное самоопределение имеет несколько этапов. Некоторые из них вами уже пройдены. Первым этапом были ваши детские игры, когда вы принимали на себя разные профессиональные роли и проигрывали отдельные элементы поведения, связанные с этими ролями. Дальше шли ваши подростковые мечты, когда вы видели себя и великим путешественником, и отважным летчиком, и знаменитым актером и т. д. Затем последовали разные виды деятельности, благодаря которым вы оценивали свои способности, старались реализовать интересы. И все это осуществлялось уже с точки зрения системы жизненных ценностей. И вот наступает самый ответственный период - принятие конкретного решения по выбору профессии.
Всевозможные виды анкетирования, работа с опросниками оказывают содействие, большую помощь в вопросе выбора профессии.
Возможно, что вы уже сделали свой выбор. Или после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. И все- таки, если бы вам пришлось выбирать из двух возможностей, что бы вы предпочли?
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» предназначена для отбора на различные типы профессий (в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова). Вы должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить знак «+». Над вопросами не следует долго задумываться. Примите во внимание, что между каждой парой предложений есть слово «или».
Опросник
1 а. Ухаживать за животными |
1 б. Обслуживать машины или приборы (следить, регулировать) |
|
|
||
2 а. Помогать больным |
2 б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
|
|
||
З а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок и т. д. |
3 б. Следить за состоянием, развитием растений |
|
|
||
4 а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмасса и т. п.) |
4 б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
|
|
||
5 а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
5 б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты |
|
|
||
6 а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
|
|
||
7 а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
7 б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
|
|||
8 а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) |
8 б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
|
|||
9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежда, техника), жилище |
9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
|
|||
10 а. Лечить животных |
10 б. Выполнять вычисления, расчеты |
|
|||
11 а. Выводить новые сорта растений |
11 б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежда, дома, продукты питания и т. п.) |
|
|||
12 а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
|
|||
13 а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
|
|||
14 а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
14 б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. |
|
|||
15 а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
15 б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
|
|||
16 а. Делать лабораторные анализы в больнице |
16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
|
|||
17 а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность зданий |
17 б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
|
|||
18 а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т п |
18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
|
|||
19 а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежда), строить здания |
19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
|
|||
20 а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
20 б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
|
|||
|
|
|
|
||
Бланк ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 а |
1 б |
2 а |
2 б |
З а |
3 б |
4 а |
4 б |
5 а |
5 б |
6 а |
|
6 б |
|
7 а |
|
7 б |
8 а |
|
8 б |
|
9 а |
|
9 б |
|
10 а |
|
|
10 б |
|
11 а |
11 б |
12 а |
12 б |
13 а |
13 б |
14 а |
14 б |
15 а |
15 б |
16 а |
|
16 б |
|
17 а |
|
17 б |
18 а |
|
18 б |
|
19 а |
|
19 б |
|
20 а |
|
|
20 б |
|
/ |
/ |
/ |
/ |
/ |
Обработка и интерпретация результатов. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов. За каждый выбор испытуемый получает по одному баллу. Максимальное число баллов, которое можно набрать по одной группе профессий, равно 8. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
1. Человек - природа - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (ветеринар, лесник, садовод, микробиолог и т. д.).
2. Человек - техника - все технические профессии (шофер, слесарь, инженер, токарь и т. д.).
3. Человек - человек - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (медицина, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания и т. д.).
4. Человек - знак - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (корректоры, программисты, переводчики, экономисты и т. д.).
5. Человек - художественный образ - все творческие специальности (артист, искусствовед, музыкант, художник, писатель и т. д.).
Учитель. Человек выбирает свою будущую профессию, выбирая при этом, как мы уже сказали, и свой жизненный путь. Кто вы, какой вы, какая вы личность? Знаете ли вы, что вам больше свойственно? Уникальной практической системой анализа личности, как утверждают психологи, является «Психогеометрический тест экспресс-диагностики типа личности».
Психолог. Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы - Стюзен Деллингер. Предлагаемый вам тест адаптирован А. Алексеевой и Л. Громовой. Они предприняли попытку построить отечественную психогеометрию (точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%).
Инструкция. Посмотрите на пять фигур, среди которых квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг (все изображено на листе бумаги). Выберите ту фигуру (постарайтесь прочувствовать форму), в отношении которой вы сможете сказать: «Это я!» Если этот процесс вызывает у вас большие затруднения, тогда выберите ту из фигур, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Затем оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке вашего предпочтения. Запишите их названия под соответствующими номерами.
Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.
Итак, краткая психологическая характеристика основных форм личности.
Квадрат - неутомимый труженик. Характерны трудолюбие, усердие, выносливость, терпение, методичность. Высококлассный специалист в своей области. Неутолимая потребность в информации. Слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Сильная сторона Квадрата - мыслительный анализ. Чаще - левополушарный мыслитель, перерабатывает данные последовательно. Внимателен к деталям, подробностям.
Любят раз и навсегда заведенный порядок. Не по душе сюрпризы, постоянно «упорядочивают» вещи и людей вокруг себя.
Становятся отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Квадрат не всегда оперативен. Стремление к порядку и аккуратности может развиться до парализующей крайности. Затягивают принятие решений, связанных с возможностью риска.
Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми. Неэффективно действуют в аморфной ситуации.
Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Для многих это истинное предназначение. Обладают выраженной способностью концентрироваться на главной цели. Благодаря энергии и силе личности достигают намеченных целей.
Являются мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Ищут эффективное в данных условиях решение. Уверенные, хотят быть правыми во всем. Постоянно соперничают и конкурируют с другими, имеют установку на победу, выигрыш, успех. Бывают нетерпеливы, рискуют. С большим трудом признают свои ошибки. Видят то, что хотят видеть, бывают категоричны, поступают по-своему. Успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, впитывают полезную информацию.
Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело, задают себе вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Великолепные менеджеры, умеют представить руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Чувствуют выгодное дело, могут столкнуть лбами своих противников.
Отрицательное качество - направленность на себя. Нещепетильны в отношении моральных норм, когда идут к своей цели. Треугольники заставляют вращаться всех и вся вокруг себя. Без них жизнь потеряла бы свою остроту.
Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Временная форма личности, свойственная остальным четырем фигурам в определенные периоды жизни. Не удовлетворены тем образом жизни, который ведут сейчас. Заняты поисками лучшего. Изменения для них значимы.
Характерно состояние запутанности, замешательства и неопределенности на данный момент времени. Поступки непоследовательны и непредсказуемы в течение переходного периода. Могут меняться даже в пределах одного дня. Низкая самооценка, стремятся стать лучше, примеряя одежду других форм. Молниеносные, крутые, непредсказуемые. Смущают, настораживают людей. Общение с другими людьми им просто необходимо.
Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, определенная смелость. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни. Легко усваивают новое. Но они очень доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулировать.
Прямоугольник - это всего лишь стадия. Она неизбежно пройдет.
Круг - мифологический символ гармонии. Заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность - люди и их благополучие. Самый доброжелательный из пяти форм. Круг - лучший слушатель, сопереживает, эмоционально отзывчив. Быстро распознает притворщика, обманщика. Круги высокопопулярны среди коллег. Как руководители слабы.
Стараются угодить каждому, пытаются сохранить мир, избегают занимать твердую позицию. В конфликте уступают первыми.
Не отличаются решительностью, не умеют подать себя и свою команду должным образом. Над Кругами берут верх. Но их это не очень волнует. Проявляют твердость, если дело касается вопросов морали и справедливости.
Относятся скорее к правоиолушарным мыслителям. Такое мышление более образное, интуитивное. Переработка информации осуществляется прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Но они в ладу и с логикой. В мышлении ориентируются на субъективные факторы проблемы (ценности, чувства и т. д.).
Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.
Зигзаг символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Зигзаг, скорее всего, истинный правополушарный мыслитель, инакомыслящий.
Свойственна образность, интуитивность и мозаичность с отчаянными прыжками от «а» до «я». Строит целостные гармоничные концепции и образы, имеет развитое эстетическое чувство.
Стиль мышления чаще синтетический. Ему нравится творческое комбинирование несходных между собой идей, создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Остроумны, бывают язвительны, склонны видеть мир постоянно меняющимся. Рутина, шаблон, инструкции - это не для них. Их раздражают строго фиксированные обязанности. Им жизненно необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Хотят быть полностью независимыми от коллег. Когда попадают в комфортные условия, начинают генерировать новые идеи и методы работы. Устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, вероятностью, нежели действительностью. Непрактичность, нереалистичность и наивность берут свое начало в реальности для них мира идей.
Зигзаг - самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Новую идею готов поведать всему миру. Их несдержанность и экспрессивность часто мешает проводить им свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей. А без этого материализация идеи невозможна. Они не слишком настойчивы в том, чтобы довести дело до конца. С утратой новизны теряют интерес к самой идее.
Учитель. Мы много узнали о том, какие знания помогут правильно выбрать профессию. Давайте подведем итоги.
Ученики.
- Необходимы осведомленность, совпадение желаний и возможностей, наличие склонностей.
- Правильная самооценка склонностей и понимание ограничений помогут избежать ошибок в выборе.
- Необходимы не только знания о профессии, но и знание того, что нужно для успешной деятельности после приобретения профессии.
- В каждой профессии не только для материального благополучия, но и для морального необходимо реализовать свой творческий потенциал. Человек, который смог его реализовать, - это не человек, которому что-то добавлено, а человек, у которого ничто не отнято. Так утверждал психолог Абрахам Маслоу.
- Для успеха в жизни не следует забывать о том, что не только человек выбирает дело, но и дело выбирает человека, и надо, чтобы их интересы совпадали; поэтому так необходим поиск профессии для себя и поиск себя в этой профессии.
Учитель. Для подавляющего большинства молодых людей нашего времени работа является основой их материального благосостояния. Сегодня молодежь обладает более высоким уровнем образования, чем старшее поколение. Они готовы к смене характера деятельности, что немаловажно в наше время для хорошего трудоустройства. Поменялся их взгляд на престижные и доходные профессии. Юрист, финансист и экономист, наравне с бизнесменом, вошли в рейтинг наиболее популярных среди молодежи профессий. Замечательно, что вас, молодых, волнует также наличие высокой квалификации, знаний и интереса в работе. Вы задумываетесь о профессиональном росте и готовности трудиться с полной отдачей сил. Возможно, не каждый из вас получит высшее образование. Это, конечно, важно - быть высокообразованным человеком. Но еще более важным является то, как каждый из вас будет трудиться на своем месте. Благополучным и успешным можно стать везде. Но для этого необходимы хорошее знание своего дела, ответственность и исполнительность, инициативность и умение ладить с людьми. И тогда любое ремесло станет великим. А «величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком» - так писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Далее ребята разделяются на пять групп: 1) человек - природа; 2) человек - техника; 3) человек - человек; 4) человек - знак; 5) человек - художественный образ. Каждая группа получает задание.
Например,
-в группе 1 работают озеленители города. Они представляют свой проект по расширению и охране зеленой зоны города;
-в группе 2 работают инженеры-конструкторы. Они представляют проект летательного аппарата будущего (например, чтобы детям было проще добираться до школы);
-в группе 3 работают учителя. Они должны решить некоторые нравственные вопросы, которые возникают у учителя в процессе работы. Например, такой. Учительница застает в туалете курящую старшеклассницу и начинает ее отчитывать. Но девушка в отчаянии срывается на крик. Она говорит, что все, в том числе и школа, уже ее достали, что трудно выдерживать постоянные упреки родителей и учителей, а у нее нелады в личной жизни. Она поссорилась со своим парнем. Вот и закурила, чтобы как-то снять стрессовое состояние.
Нужно выбрать свой вариант ответа и прокомментировать его:
-проявить понимание и, ни слова не говоря, выйти из туалета;
-постараться убедить в ложности довода, что курение может в чем-то помочь или исправить ситуацию;
-не слушать объяснений и отстаивать свою правоту («не имеешь права»);
-не вступать в препирательства, а сообщить обо всем классному руководителю или родителям;
-заставить немедленно потушить сигарету и уйти из туалета;
-взять за руку и отвести с вещественным доказательством к директору.
Избрав свой вариант ответа, нужно комментировать и оставшиеся. В последующем обсуждении могут принять участие и ребята из других групп (для экономии времени можно дать задания группам заранее).
-в группе 4 работают экономисты. Они могут получить, например, такое задание: смоделировать семейный бюджет. Для этого они учитывают все доходы и расходы семьи, обязательные коммунальные платежи, затраты на продукты, лечение, одежду, встречу гостей, культурный отдых и т. д. При этом ребята пытаются составить план идеального бюджета;
-в группе 5 работают культработники. Они могут подготовить выступление агитбригады, например, проводят выступление в виде дуэли.
1. С утра зашел я в Интернет
И там остался на обед.
Задержался - уже ужин!
С Интернетом я так дружен!
2. Там что? Щи сварили густо?
Урожай дает капуста?
Тратить время я не стал,
Сочиненье лишь скачал.
В технари пойду, там круче!
Вот мы физику и учим.
Позвонил потом я Оле
(Познакомились мы в школе).
На каток вместе пошли,
Общий с ней язык нашли.
О профессиях своих
Долго говорили
И экзамен предстоящий
Тоже обсудили.
Было весело, чудесно.
Шел домой и пел я песню!
1. Сайт один, другой мелькает,
Меня друг мой поджидает.
Я писал ему, острил,
Об уроках позабыл.
А опомнился, зевнул
И одеяло натянул.
2. Ну а я решил задачи.
Отвечать же, как иначе?
И профессия моя
Потребует знания.
Я урокам уделил
Достаточно внимания.
Позвонил потом я Коле,
Встретились мы на футболе.
Коля - классный футболист,
Виртуоз, почти артист.
Он мечтает стать спортсменом
И умным, сильным бизнесменом.
Меня он к спорту приобщал,
Мускулы я накачал.
1. Я в виртуальном снова мире:
В океане, на Памире.
Водолаз я, скалолаз,
Одолею все на раз!
2. Я отдыхаю на природе,
Чтоб с костром да чтоб в походе.
Поляна чтоб, с гитарой, песней...
Так гораздо интересней!
Вот он - я! Мои друзья
И жизнь вокруг реальная!
1. В Интернете я брожу,
Словно в сказку захожу.
Все волшебно и прекрасно,
Все доступно и все ясно.
Я - могуч! Я - властелин!
Я - один такой, один!
2. Парень, сколько тебе лет?
Ты послушай наш совет:
Друг мой, сказки позади,
Жизнь большая впереди!
Так готовься лучше к жизни,
Послужи своей Отчизне.
Себе делом послужи,
И ученьем дорожи.
В Интернете чудеса?
Только жизнь чудеснее.
Пообщайся лучше с нами,
Будет интереснее.
В Интернете не мечтай,
Лучше книги почитай
О профессиях о разных...
Мир, он - живой,
Разнообразный!
Учитель. Вы многое узнали сегодня. Изменилось ли сейчас ваше отношение к выбору профессии? А что повлияло на эту перемену, что заставило задуматься?
Дополнительный материал
Профессиональное образование - это система взаимосвязанных процессов обучения и воспитания в интересах личности, реализующей свой профессиональный выбор, и государства, которое обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для духовного и социально-экономического развития общества.
Профессия - род или направление трудовой деятельности, перспективы развития которой в значительной степени определяют цели профессионального образования.
Квалификация - вид профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации.
Специальность - вид профессиональной деятельности, требующей определенных знаний, навыков и компетенций, приобретенных путем обучения и практического опыта трех уровней образования (высшего, среднего специального и профессионально-технического).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 а |
1 б |
2 а |
2 б |
З а |
3 б |
4 а |
4 б |
5 а |
5 б |
6 а |
|
6 б |
|
7 а |
|
7 б |
8 а |
|
8 б |
|
9 а |
|
9 б |
|
10 а |
|
|
10 б |
|
11 а |
11 б |
12 а |
12 б |
13 а |
13 б |
14 а |
14 б |
15 а |
15 б |
16 а |
|
16 б |
|
17 а |
|
17 б |
18 а |
|
18 б |
|
19 а |
|
19 б |
|
20 а |
|
|
20 б |
|
/ |
/ |
/ |
/ |
/ |
1. С утра зашел я в Интернет
И там остался на обед.
Задержался - уже ужин!
С Интернетом я так дружен!
2. Там что? Щи сварили густо?
Урожай дает капуста?
Тратить время я не стал,
Сочиненье лишь скачал.
В технари пойду, там круче!
Вот мы физику и учим.
Позвонил потом я Оле
(Познакомились мы в школе).
На каток вместе пошли,
Общий с ней язык нашли.
О профессиях своих
Долго говорили
И экзамен предстоящий
Тоже обсудили.
Было весело, чудесно.
Шел домой и пел я песню!
1. Сайт один, другой мелькает,
Меня друг мой поджидает.
Я писал ему, острил,
Об уроках позабыл.
А опомнился, зевнул
И одеяло натянул.
2. Ну а я решил задачи.
Отвечать же, как иначе?
И профессия моя
Потребует знания.
Я урокам уделил
Достаточно внимания.
Позвонил потом я Коле,
Встретились мы на футболе.
Коля - классный футболист,
Виртуоз, почти артист.
Он мечтает стать спортсменом
И умным, сильным бизнесменом.
Меня он к спорту приобщал,
Мускулы я накачал.
1. Я в виртуальном снова мире:
В океане, на Памире.
Водолаз я, скалолаз,
Одолею все на раз!
2. Я отдыхаю на природе,
Чтоб с костром да чтоб в походе.
Поляна чтоб, с гитарой, песней...
Так гораздо интересней!
Вот он - я! Мои друзья
И жизнь вокруг реальная!
1. В Интернете я брожу,
Словно в сказку захожу.
Все волшебно и прекрасно,
Все доступно и все ясно.
Я - могуч! Я - властелин!
Я - один такой, один!
2. Парень, сколько тебе лет?
Ты послушай наш совет:
Друг мой, сказки позади,
Жизнь большая впереди!
Так готовься лучше к жизни,
Послужи своей Отчизне.
Себе делом послужи,
И ученьем дорожи.
В Интернете чудеса?
Только жизнь чудеснее.
Пообщайся лучше с нами,
Будет интереснее.
В Интернете не мечтай,
Лучше книги почитай
О профессиях о разных...
Мир, он - живой,
Разнообразный!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.