«У нас Земля одна»
Внеклассное мероприятие
Автор: Александрова Лариса Георгиевна,
учитель биологии
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
города Новочебоксарск
Чувашской Республики
г. Новочебоксарск, 2020г.
Аннотация
Данное мероприятие посвящено Дню земли. Организуется и проводится оно в форме телевизионной игры «Своя игра», сопровождается презентацией.
Использование игровых форм организации внеаудиторной воспитательной работы имеет не только просветительскую направленность, но и способствует формированию активной жизненной позиции обучающихся, способствует оптимизации внутригруппового взаимодействия.
Предмет: Биология
Аудитория: 6-7 класс
Тип мероприятия: игра-викторина
Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Оборудование:
· мультимедийная презентация;
· картины русских художников с изображением природы;
· жетоны;
· памятные подарки.
Цель – развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней. Укрепление и расширение знаний детей об охраняемых природных территориях нашего края; о растениях и животных, занесённых в красную книгу Чувашской Республики.
Задачи:
1. Сформировать устойчивый интерес к наблюдению за явлениями природы.
2. Научить навыкам экологического поведения;
3. Расширить знания детей об охраняемых природных территориях нашего края, о растениях и животных, занесённых в красную книгу Чувашии;
4. Способствовать укреплению здоровья детей;
5. Развивать познавательную деятельность учащихся;
6. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за деятельность человека, осуществляемую в природе;
7. Воспитывать любовь к поэзии.
Планируемые результаты:
-показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Решаемые проблемы: изменение отношения детей к окружающей среде, своему здоровью.
Ход игры
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Ребята, я приглашаю вас сегодня принять участие в игре-викторине. Название игры попробуйте угадать, прослушав песню. (Звучит песня «Верит людям Земля» музыка Е.Птичкина, слова Р.Рождественского). Как можно назвать нашу игру? Правильно, “У нас Земля одна” (слайд № 1). А начать мне хочется с замечательных строк Л. Дайнеко (слайд № 2, музыкальное сопровождение):
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Земля щедра но, к сожалению, нуждается в нашей защите. Беспокоясь о её экологическом состоянии, люди всего мира объединяют свои силы для спасения планеты. У Земли есть свой праздник - Международный День Земли. Впервые его отмечали в 1970 г. в США, и со временем этот праздник распространился по всему миру. Россия отмечает День Земли с 1993 г. В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля.
Наш земляк М.В. Ломоносов как никто другой ощущал цельность, гармонию и величие природы. И сегодня нам предстоит узнать, как вы представляете сущность природы.
Игра «У нас Земля одна» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра» сопровождается презентацией. На экране перед вами пять категорий (слайд № 3):
В игре принимают участие две команды произвольной численности. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Команда, получающая право первого выбора категории вопроса, определяется жеребьёвкой. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, то право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Победителем игры объявляется тот, кто набрал наибольшую сумму очков.
Технология работы с мультимедийным тестом. Слайд № 3 – удобный навигатор, при показе презентации необходимо выбрать категорию и количество баллов. Нажимая на количество баллов, автоматически появляется на экране вопрос, после второго щелчка – ответ. Для того чтобы вернуться к выбору категории достаточно нажать на управляющую кнопку в правом нижнем углу.
«Живые барометры»
· 10 баллов – Грачи рано прилетели… (будет тёплая весна)
· 20 баллов – Вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики… (будет ясная погода).
· 30 баллов – Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, лето будет… (лето будет холодное).
· 40 баллов – Сильно пахнут цветы акации, смородины, донника, сон-травы, жимолости … (ожидай дождь).
· 50 баллов – Днем, в самую жару, паук вышел на охоту - это значит... (Почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды).
«Охраняемые природные территории»
· 10 баллов – государственный природный заповедник Чувашии ( Заповедник "Присурский" учрежден 27 декабря 1995 года).
· 20 баллов – Какая ООПТ Чувашии была создана в 1993 году (Национальный парк «Чăваш вăрманĕ»).
· 30 баллов – В каком районе Чувашии расположен памятник природы "Дуб - старейшина чувашских дубов" ?(Моргаушский район).
· 40 баллов – В каком районе Чувашии расположен наибольший по площади участок заповедника «Присурский»? (Алатырский район)
· 50 баллов – В каком районе можно понаблюдать за жизнью сурковой колонии и за живущими среди сурков лис? (Батыревский)
«Красная книга»
· 10 баллов – Цветковое растение, занесённое в красную книгу Чувашской республики (Кубышка малая - Красночетайский р-н).
· 20 баллов – Цветковое растение, занесённое в красную книгу Чувашской республики (Башмачок настоящий).
· 30
баллов – Птица, занесённая в красную книгу Чувашской Республики
(Орлан-белохвост).
· 40
баллов – Ящерица, занесённая в красную книгу Чувашской Республики
(Веретеница ломкая).
· 50 баллов – Цветковое растение, занесённое в красную книгу Чувашской Республики (Водяной орех плавающий, рогульник, чилим, чертов орех).
«Экология и мы»
·
10 баллов – Можно ли считать чистой воду
из водопроводного крана?
(Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).
·
20 баллов – Каковы последствия курения? (Болеют
чаще раком лёгких в 10 раз; в 5 раз чаще – раком гортани; в 6 раз – бронхитом;
в 2,8 – язвой желудка; болезни органов кровообращения встречаются в 2,6 раза
чаще).
Основной поток табачного дыма образуют 35% сгорающей сигареты, 50% уходят в
окружающий воздух, составляя дополнительный поток, от 5 до 15% компонентов
сгоревшей сигареты остается на фильтре. В дополнительном потоке окиси углерода
содержится в 4-5 раз, никотина и смол – в 50, а аммиака – в 45 раз больше, чем
в основном! Таким образом, как это ни парадоксально, в окружающую курильщика
атмосферу попадает токсических компонентов во много раз больше, чем в организм
самого курильщика. 31 мая в России объявлен «Днем отказа от курения».
· 30 баллов – Как предохранить себя от отравления ядами бактерий? (Употреблять свежеприготовленную пищу, мыть руки перед едой, недолго хранить продукты в холодильнике). Botulis – от лат. колбаса. Заболевание ботулизма вызывают палочковидные бактерии, выделяя токсины. Воротами проникновения является пищеварительный тракт, а поражает – нервную систему.
· 40 баллов – Какие последствия для организма имеет потребление с пищей нитратов и нитритов? (При интенсивном применении химических и органических удобрений эти вещества вызывают заболевания пищеварительной системы). Нитраты и нитриты - это канцерогенная группа некоторых соединений азота. К ним относится и селитра, которую добавляют в ветчину, сыр и другие копчености из рыбы и мяса. Копчение при помощи нитратов (селитры) применяют уже около 1000 лет, хотя во многих странах оно уже запрещено. Вместо селитры теперь используют другие нитраты с аскорбиновой кислотой (витамин С). Этот способ дает лучшие результаты. Сами по себе нитраты не опасны, но они переходят в нитриты. А это уже чрезвычайно опасно.
· 50 баллов – Каковы, по мнению Ю. Андреева, три кита здоровья? (Добрая деятельность духа; следование ритмам и законам природы; чистый организм).
«Мудрые мысли о природе»
· 10 баллов – Лес – наше богатство – … (Лес – наше богатство – берегите его!).
· 20 баллов – Вода… (Вода – источник жизни).
· 30 баллов – Природа не храм, а … (Природа – не храм, а мастерская).
· 40 баллов – Охранять природу - … (Охранять природу – значит охранять Родину!).
· 50 баллов – Поведение человека в природе – … (Поведение человека в природе – это зеркало его души).
Слайд № 4. «Береги Землю! Она у нас одна!» сопровождается стихотворением М. Дубина:
Как
яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Слайд № 5 «Задумайся о будущем – всё в твоих руках» сопровождает церемонию награждения.
Подсчитывается количество баллов, выявляется победитель. Участникам игры вручаются памятные закладки, победителям – медали. Всем объявляется благодарность за активную работу (слайд № 6).
Литература:
1. А.А. Горлов. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2. Красная книга Чувашской Республики. Том 1. Часть 1. Редкие и исчезающие растения и грибы./ Гл. редактор д.м.н., профессор, академик Иванов Л.Н. – Ч.: РГПУ «ИПК Чувашии». – 2001г. – 275с.
3. Красная книга Чувашской Республики. Том 1. Часть 2. Редкие и исчезающие животные./ Гл. редактор Исаев И.В., автор-составитель и зам. гл. директора Дмитриев А.В. – Ч.: ГУП ЧР «ИПК Чувашии». – 2010г. – 428с.
4. Формы экологического образования в школе: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994.
5. День Земли. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%C7%E5%EC%EB%E8
6. http://www.minpriroda.cap.ru/
7. http://www.cap.ru/home/77/obrazov/shkola/sait_ekologi/project/p3aa1.html
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.