Внеклассное мероприятие по математике с элементами краеведения.
Тема: «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями».
Цели урока: 1) закрепить умения: а) выполнять умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями; б) решать задачи;
2) формировать у школьников интерес к русским народным традициям;
3) способствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому России и своего края.
Ход урока.
1. Объявление темы и цели урока.
- Мы завершили работу над интересной темой и сегодня будем решать примеры и задачи, в которых встречается умножение и деление с числами, оканчивающимися нулями.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
-Какие зимние месяцы вы знаете?
-Какой месяц зимы последний?
-С давних времён на Руси и у нас, в конце зимы целую неделю отмечался старинный праздник проводов зимы – Масленица, во время, которого пекутся блины и устраиваются весёлые праздники. Это была Масленица или Сытная неделя, которая предшествует Великому посту и разделяет в народном календаре зиму и весну. Хотите сейчас отправится на такой праздник? Нас уже зазывают на него.
1 скоморох.
Ой, вы, добры молодцы и красны девицы!
Спешите к нам,
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Провожаем зиму!
2 скоморох.
Подходи, честной народ,
Праздновать весны приход!
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать.
-А мы, провожая зиму и встречая весну, покажем нашу силу в математике. Для того чтобы проводить зиму, мы должны открыть ворота снежной крепости, которые заперты на огромный замок.
2 скоморох.
-Дверь вы можете отпереть, коли разгадаете код.
2. Закрепление изученного материала.
Учитель.
-На доске зашифровано слово, с помощью которого мы сможем открыть замок. Вычислив значения выражений, найдите в таблице необходимый ответ и сопоставьте его с соответствующей буквой, тогда у нас получится нужное слово.
120 х. 200 3200 : 800 3620 х. 100
|
27500 : 100 450 : 50 5400 : 900
|
1800 х. 200 24000 : 30 4200 : 600
|
4 |
6 |
7 |
9 |
275 |
800 |
24000 |
360000 |
362000 |
А |
Н |
А |
Е |
Л |
Ц |
М |
И |
С |
(Масленица)
Учитель. -Попробуйте, подойдёт ли к нашему замку это слово. Да, цепи с замком упали.
1 скоморох.
-Молодцы, справились с заданием. Код разгадан, замок сорван. Вы смогли отворить дверь.
(В класс входит Дед Мороз и Зима.)
Дед Мороз. - Здравствуй, весь честной народ!
Зима. - Спасибо, что пришли нас проводить!
Дед Мороз
По озябшим городам
Уж спешит Весна – сестрица.
До её прихода нам
С вами надо бы проститься.
Зима.
Мы пока ещё в почёте,
Пора подумать об отчёте.
Дед Мороз.
Ну что ж, начнём отчёт.
О проделанной работе
Я всегда веду учёт!
(Дед Мороз предлагает детям решить его задачи.)
Задача 1.
Город Шахты протянулся с востока на запад на 20 км, а с юга на север – на 15 км. Всю площадь, которую занимает город, Дед Мороз засыпал снегом. Вычислите площадь, засыпанную снегом. (300 кв.км)
Задача 2.
Река Северский Донец имеет ширину 20 м, а длину – до 100.000 м. вычислите площадь льда, которым покрыта эта река. (2.000.000 кв.м)
Учитель.
-Все твои задания, Дедушка Мороз, ребята выполнили.
Дед Мороз.
- Молодцы, ребята! Теперь все в полном порядке, можно и Весну приглашать.
(Под звон бубенцов Леший, Кикимора ведут Бабу-Ягу, переодетую в Весну)
Баба-Яга.
-Трр! Приехали! Весну приглашали?
Дед Мороз.
–Приглашали. Да что-то Весну я не вижу.
Баба – Яга.
-Ты что, дед, Весну- раскрасавицу не признал? Приглашали? Встречайте, как положено!
Дед Мороз.
-Ну, раз у тебя большое желание быть Весной-Красной и ты такая же смышленая, как она, выполни три задания.
Баба-Яга.
-Ну, это я мигом. Задавайте свои задания!
Задание. (Собери пословицу)
Молодым-
Старикам-
Миру-
Тогда солнцу-
(Почтенье, порядок, веселье, радость)
Задание.( Расскажи, что главное в каждом праздничном дне масленицы)
Понедельник-встреча
Вторник-заигрыши
Среда-лакомка
Четверг-разгул, перелом
Пятница-тещины вечерки
Суббота-посиделки
Воскресенье-проводы, прощеный день
Задание. (О чем идет речь?)
Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил во всю реку,
А пришла молода- мост размела.
Баба-Яга.
-Ой, да как же я это решу? Я не могу, вот если бы мне ребята помогли.
Дед Мороз.
-Ребята, помогите Весне-Красне справиться с заданием.
Учитель.
-А какие зимние забавы любите вы, ребята?
(В снежки поиграть, на санках и на лыжах покататься)
2 скоморох.
- Ни одного задания ты не выполнила без помощи ребят. Узнали мы тебя, ты – Баба-Яга, не быть тебе Весной- Красной!
3. Физминутка.
(Дети танцуют с Бабой –Ягой).
Зима.
Весна – и словом, и умом красна!
По земле она идет-
Все ликует, все цветет!
(Входит Весна)
Весна.
- Спасибо, что меня с радостью встречаете, но Зимушку не обижайте. Сегодня еще ее день правления. Так давайте ее проводим с почестями.
1 скоморох.
Русскую зиму проводить нужно
По – старинному, весело и дружно.
2 скоморох.
С пустыми руками от нас не уйдете.
Приз обязательно приобретете.
Учитель.
- Проводы зимы всегда на Руси сопровождались играми. Русские богатыри всем демонстрировали, какой силищей они обладают.
Разделимся на 2 команды.
а) кулачный бой
13.400 : 200 24.600 : 300
32.700 : 300 94.500 : 500
- В кулачном бою победит тот, кто быстро и правильно справится с заданием. А пока наши участники выполняют вычисления, мы поиграем по командам в игру перетягивание каната.
б) самый меткий
-Нужно попасть снежками в корзинку. Кто больше соберет снежков, тот и выиграл.
Учитель.
-Вот мы и поиграли в игры, которые были во времена Масленицы.
1 скоморох.
Слушайте, слушайте все!
По старинному, по русскому обычаю –
Зиму провожаем,
Зиму – Масленицу сжигаем.
Учитель.
- В конце масленичной недели делали чучело из соломы. У вас на партах лежат нарисованные чучела из соломы. С обратной стороны – задания, но они разные (по уровню сложности). Кто быстрее справится с заданием, тот быстрее возьмет Масленицу в плен, а значит, и победит.
(на карточках записаны уравнения)
1 уровень у х. 50=2000
2 уровень у : 725=20 х. 20
3 уровень (а – 125) : 350= 640 + 1360
-Вот мы и победили Масленицу. А после того как над ней одержали победу, соломенное чучело сжигали. Пришло время и нам сжечь ее. И так же как в старину, когда сжигали Масленицу, все дружно хором говорили:
Мы зимушку провожаем,
Соломенное чучело сжигаем.
Весело весну встречаем.
Учитель.
-Завершая наше мероприятие, хочу вас спросить какой сегодня день недели? (среда)
Именно среда во время Масленицы называлась лакомкой, и в этот день ели блины, символизировавшие солнце. Ваши родители знали, что у нас будет необычное мероприятие, и приготовили блины.
1 скоморох.
Вот румяные блины,
Во все стороны равны
Что за праздник без блинов.
Налетай без всяких слов.
2 скоморох.
С пылу с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
С пылу с жару, из печи-
Все румяны, горячи!
Хором:
С широкой Масленицей вас всех!
4. Итог.
Учитель.
- Закончился наш праздник «Масленица», и мы говорим: «Прощай, Зимушка! Здравствуй, Весна-Красна!»
- Чему же мы научились?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.