Предмет: русский язык
Учитель: Литвинюк Ольга Федоровна
Дата:
Класс: 6-А
Тема урока: Внеклассное мероприятие по русскому языку
Цель:
- формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;
- развитие коммуникативной компетенции, культуры общения;
- воспитание интереса к родному языку, культуре русского народа.
Задачи:
- создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся - развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
- способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.
Планируемые результаты:( предметные)закрепить первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Личностные результаты: применять приобретённые навыки в практической деятельности; мотивировать свои действия,
выражать готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Универсальные учебные действия(метапредметные):
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию; находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы
Регулятивные: учится планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: развивать способность слушать собеседника и вести диалог; владеть диалогической формой речи;
поддерживать деловое общение; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; прислушиваться к мнению других; применять правила вежливости в общении.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, чистые листочки, презентация.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Тип урока: викторина.
Подготовительный этап.
В конкурсе принимают участие 2 команды класса по 6 человек. Каждая команда имеет своё название. В состав жюри входят: обучающиеся 11 класса (3 человека). На экране презентация к уроку.
Ход урока.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.
Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка в мире. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.
Правила игры:
В игре встретятся 2 команды обучающихся 6-ого класса.
Слово учителя: Наш турнир будет состоять из восьми туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, станет победителем и знатоком русского языка.
Представление команд: 1 команда «Умники»
2 команда «Знайки».
Оценивать вашу игру будет справедливое и объективное жюри, которому придётся сегодня принимать непростые, очень важные решения. Давайте поприветствуем наших уважаемых членов жюри аплодисментами.
Итак, начинаем.
1. Турнир «Разминка». Командам поочередно задаются вопросы:
1 команда:
- В каком слове 40 гласных? (сорока)
- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)
- В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
- Назовите слово, в котором первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, а вместе – овощ. (тыква)
2 команда:
- В каких словах по 100 согласных? (стог)
- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
- Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
- Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце)
2. Турнир «Загадочный» (за правильные ответы – 2 звезды).
Ведущий читает сказку, командам необходимо выписать несклоняемые существительные и определить у них род.
Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.
Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.
Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.
Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»
Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.
Ответы:
Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср).
3. Турнир «Четвертый лишний».
Зачеркнуть лишнее слово, но прежде вставить пропущенные буквы. Время работы – 3 минуты. За все правильные ответы – 2 балла.
«Знатоки» |
«Умники» |
1.дикор..стущий р..стущий, выр..сший р..стениеводство |
2. пор..сль водор..сли возр..ст зар..сли |
2. хвал..т ед..т смотр..т растоп..т |
2. кол..т бор..тся ненавид..т плач..т |
1. 3. реч..нка 2. ключ..м 3. ландыш..м 4. крыж..вник |
3. ш..пот птиц..й огурц..в улиц..й |
4. Турнир «Ударный бой»
Капитаны команд должны правильно расставить ударения в словах. За всю правильно выполненную работу команда получает 2 балла.
1) творог, каталог, груженый, сливовый, начала, звонит, прибыл, столяр.
2) начался, договор, танцовщица, баловать, свекла, предложить, алфавит, жалюзи.
5. Турнир «Подбери пару» (за правильные ответы-2 балла)
Команды должны подобрать к поговоркам пары – антонимы.
1.Заваривать кашу |
6.На ночь глядя |
2.В час по чайной ложке |
4.Как кошка с собакой |
3.Коломенская верста |
1.Закопать топор войны |
4.Жить душа в душу |
2.Одним духом |
5.Сидеть сложа руки |
5.Не покладая рук |
6.Чуть свет |
3.От горшка два вершка |
6. Турнир «Отгадай загадку» ( За правильно выполненное задание – 2 балла). Выберите по 1 представителю от команды.
Время – 2 минуты.
Нужно определить способ словообразования.
1) отгадать загадку, ответ записать.
2) определить, каким способом образовано слово-ответ.
1. Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всем поклон отдаёт.
(земляника – суффиксальный)
2. Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине – огонь да вода.
(самовар – сложение корней)
3. В маленьком окошке
Голубое солнце.
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу.
(телевизор – сложение корней)
4. Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла – и пропала…
(снежинка – суффиксальный)
Пока наши участники определяют способ словообразования, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.
Возможные ответы:
Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
7. Турнир «Самый грамотный».
На слайде написано письмо к тебе от Шарика. Найди ошибки и исправь их. Время – 3 минуты. Задания проверяет жюри.
За правильно выполненное задание – 2 балла
«Дарагой друк, здраствуй! Пишит тибе шарик. Как ты жывеш? Я жыву весело, много гуляю и нилюблю делать уроки. Зато чясто бываю в заапарке, в кино, на речьке. Вот и все новосьти. Напишы и ты мне писмо. Пока.
Шарик»
8. Турнир «Мы пишем сочинения».
На нашей земле, ребята, наступила золотая осень, и в Страну Русского Языка тоже пришло это время года. Встретим осень, отдадим ей должное, составив небольшие рассказы по репродукции картины А. Болотова «Осенний дождь».
Затем работы зачитываются. Жюри определяет команду победителя. Этой команде присуждается 1 балл.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
1. Рефлексия (подведение итогов занятия).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.