Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.
Задачи:
Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества
настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования
дружбы и коллективизма в детской среде;
Воспитательная: формировать нравственные качества (умение дружить,
беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников,
воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Оборудование: презентация power point,
карточки с пословицами о дружбе, карточки со сказочными героями, иллюстрация с
изображением поляны, «светофорики», смайлики.
Ход занятия
1. Организация начала занятия
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в этот зимний день в уютном классе. Посмотрите, пожалуйста, на соседа справа, улыбнитесь ему, посмотрите на соседа слева, улыбнитесь и ему. А сейчас посмотрите на меня и подарите свои улыбки мне. От этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее.
Меня зовут Раиля Раисовна. Я работаю в Центре дополнительного образования детей. В моём кружке «Азбука общения» дети учатся дружить, договариваться друг с другом, учитывать интересы других. Если случаются ссоры, то стараются помириться. Я хочу познакомиться с вами. (слайд1)
Упражнение «Имена и задания»
-Сейчас я буду называть имена и давать задания. Если вы услышите своё имя, то выполняйте задание.
Саши и Маши должны в ладоши хлопать,
Пети и Светы ножками топать,
Алины пусть улыбнутся,
Андреи громко засмеются.
Лены пусть поднимут руки,
А Миши руки засунут в брюки,
Пусть глаза закроют Тани,
Потянутся сладко Вани,
Вовы потянули уши,
«Я здесь!»-сказали Ксюши
Пусть подпрыгнут Коли,
А присядут Оли,
Наташи помашут рукой,
А Даши топнут ногой.
Девочки и мальчики, кого я не назвала, поднимите, пожалуйста, руку.
Молодцы, вот мы и познакомились.
2. Сообщение темы и цели занятия
Сегодня у нас необычное занятие и очень
интересная, важная тема, а чтобы узнать её, вам необходимо отгадать кроссворд. (слайд
2)Я вам буду читать загадки, а вы отвечайте, но я буду спрашивать тех, кто
правильно поднимает руку.
1. Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
2.Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!(Карлсон)
3.Она красива и мила.
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
4.Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)
5.У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(Буратино)
6.С голубыми волосами
И с огромными глазами.
"Зубы чистить! Руки мыть!"
Любит поруководить! (Мальвина)
-Ребята, какое ключевое слово получилось? (дружба)
- О чём мы будем сегодня говорить на занятии?(о дружбе. Верно, сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям, а ещё мы познакомимся с правилами дружбы. (слайд3)
- Вы были когда – нибудь в стране Дружбы? Приглашаю Вас в дорогу –давайте совершим путешествие в страну Дружбы.
3. Изучение нового материала.
Беседа о дружбе
-Как вы думаете, что такое дружба?
Молодцы, ребята.
Жил такой умный человек, Сергей Иванович Ожегов, который собирал русские слова и объяснял их значение. Он написал книгу и назвал её - «Толковый словарь» . В этом словаре я нашла такое определение: «Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах» (Слайд 4)
-А кого считаем друзьями?
Также вам предлагаю определение из словаря
Ожегова:
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь
дружбой. (слайд 5)
Какое прекрасное слово – “дружба”!
Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь
весёлых героев мультфильмов: это забавный Чебурашка и Крокодил Гена. (слайд
6) это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир,
в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе
интересно с ней. (слайд7)
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. (слайд 8)
Друг – это учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок, который выслушает тебя, когда тебе плохо.
Игра «Кто с кем
дружит?» (слайд 9)
Мы с вами читаем много разных сказок и я вам
предлагаю поиграть в игру «Кто с кем дружит?» На ваших партах лежат карточки,
на которых изображены сказочные герои. Вспомните, кто из этих сказочных героев
с кем дружит, расположите их парами.
Винни-Пух-Пятачок,
Малыш-Карлсон,
Кот-Леопольд – мышата,
Баба-Яга
Львенок – черепаха,
Золушка–мыши,
Мальвина – Буратино,
Чебурашка – крокодил Гена
Мальвина –Буратино
-Давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто
здесь лишний? (Баба -Яга) Почему с ней никто не дружит?(она злая, невежливая,
грубая, не умеет дружить).
-Ребята, как вы думаете, какие качества помогают
дружить? (Помогают доброта, взаимопонимание, вежливость, чувство юмора).
-А какие качества мешают? (Мешают грубость, зависть, упрямство).
Игра «Темные и
светлые мешочки» (слайд 10)
У меня на доске изображено два мешка, какого они
цвета? Мы с вами сейчас их будем наполнять. В один мешочек вы будете складывать
«темные», т.е. плохие качества человека, а в другой – «светлые», хорошие
качества. Но сначала вытягивайте по 1му листку из мешочка. Называй качество, в
какой мешок положим?
«Светлые качества» «Темные качества»
Честность Лень
Аккуратность Хитрость
Доброта Непослушание
Заботливость Лживость
Дружелюбие Зависть
Упражнение «Светофорики»
_-Ребята, скажите,
пожалуйста, какие цвета есть на светофоре. (красный, желтый, зеленый). Есть
специальные светофоры для пешеходов, которые состоят из 2 цветов. Каких? Вы
видели такие светофоры в нашем городе? (да, на перекр. ул. Азина и Гагарина).
На какой цвет светофора мы переходим дорогу? ( на зелёный).
-Ребята, у вас на парте «светофорики». «Да» -
зеленый цвет, «нет» - красный. Я вам буду показывать качества, помещенные в
мешочки. Вам нужно подумать, присутствует ли у вас это качество, и ответить при
помощи «светофорика». Ребята, а у кого-нибудь были качества только из одного
мешка?
-В каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные», и «светлые» качества.
-Как вы думаете, какие качества нам дружить: из светлого или из тёмного мешочка?
-Мы должны стараться, чтобы светлых качеств у нас было больше, чем тёмных.
-Это нелёгкая
задача. Вот и сказочные герои преодолели много трудностей, прежде чем найти
друга. Поиграем в викторину.
Викторина «Сказочные герои» (слайд
12)
Внимательно
слушайте, кто знает ответ, поднимает руку.
1. Собрались однажды четыре музыканта,
подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили
– не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух,
Кот, Пес, Осел.) (слайд 13)
2. Какая девочка выручила своего друга из
ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила
своего друга Кая.) (слайд 14)
3. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись
за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство.
Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое
лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) (слайд 15)
4. Какие два друга лежали на песке и пели
песенку о солнышке? Назовите их? (Львёнок и черепаха.) (слайд 16)
5. У девочки с голубыми волосами было много
друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.) (слайд 17)
Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях
очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.
Физкультминутка (слайд 18)
- Ребята, а сейчас мы побываем на поляне "Минутка". Встаньте, пожалуйста. Слушайте и выполняйте вместе со мной.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
Присядьте на свои места.
Игра «Собери
пословицу» (слайд 19)
О дружбе есть много пословиц. В пословицах
заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера
вечером, когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в
пословицах…
Поможете мне их собрать?
Работа
в парах
У вас на партах жёлтые карточки, подвиньте их к
себе поближе. Я предлагаю вам поработать в парах.
Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)
Один за всех и ………………(все за одного)
Старый друг лучше …………(новых двух)
Друг познаётся……………….(в беде)
Дружба – как стекло:…………(разобьёшь – не сложишь)
Игра «Это я, это я, это все мои друзья» (слайд 20)
У меня есть любимая игра, называется она-"Это
я, это я, это все мои друзья". Я буду вас спрашивать, а вы хором отвечать:
"Это я, это я, это все мои друзья!". Будьте внимательны.
Кому из вас я смело поручу любое дело?
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Знает кто, чтоб быть счастливым, нужно быть
всегда правдивым?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит
мух?
-Кто умеет не сердится, с другом сразу
помириться?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
-Кто из вас дружить умеет, и игрушки не жалеет?
Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто всегда вперед идет, руку дружбы подает?
Это я, это я, это все мои друзья.
Молодцы, ребята, я вижу, вы умеете дружить.
4. Закрепление ЗУН
-Ребята, хочу вам открыть секретик: существуют Законы дружбы. Вот они.(слайд
21)
Помогай
другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
- Друга легко потерять, гораздо труднее его
найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.
Рефлексия «Поляна настроения»
На этом наше путешествие подошло к завершению.
Все вы сегодня молодцы. Вы
хорошо и дружно работали. Мне бы хотелось, чтобы у вас были настоящие друзья и
вы всегда помогали друг другу. Хочу
прочитать вам стихотворение.
«Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует
плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет
друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку»
Помните, что дружбой надо дорожить.(раздаю детям сердечки).
Подарите сердечко своему лучшему другу в классе или тому, с кем бы вы хотели подружиться или с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.
Ребята,
посмотрите: это поляна настроения. У вас на партах лежат смайлы: Кому было
интересно на занятии, прикрепите вот этот улыбающийся смайлик; кому было не
очень интересно, наклейте этот равнодушный смайлик. Кому было скучно, совсем неитересно -
грустный синий смайлик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.