Внеклассное мероприятие. Турнир знатоков истории России, посвященный Дню народного единства
Цели: закрепление и систематизация знаний, приведение их в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Образовательные цели: формирование основ гуманитарных знаний по истории России; умение анализировать и систематизировать полученные знания; повторение понятийного аппарата, хронологии; выявление пробелов в знаниях и устранение их.
Развивающие цели: развитие навыков отбора главного и существенного в материале, концентрация внимания, логического мышления; развитие коммуникативных умений.
Воспитательные цели: через игровые элементы занятия развивать чувство патриотизма, прививать интерес к истории Отчизны.
Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, доска, презентации учителя, презентации команд, плакат “Памятник Минину и Пожарскому в Москве”.
Соревнуются команды 7А и 7Б классов (по 6 человек), остальные учащиеся – “болеют” за свою команду, решают кроссворд, который поможет принести команде 10 баллов
Турнир знатоков истории России.doc
Внеклассное мероприятие. Турнир знатоков истории России, посвященный Дню народного единства
Цели: закрепление и систематизация знаний, приведение их в систему, предусматривающую
раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Образовательные цели: формирование основ гуманитарных знаний по истории России; умение
анализировать и систематизировать полученные знания; повторение понятийного аппарата,
хронологии; выявление пробелов в знаниях и устранение их.
Развивающие цели: развитие навыков отбора главного и существенного в материале, концентрация
внимания, логического мышления; развитие коммуникативных умений.
Воспитательные цели: через игровые элементы занятия развивать чувство патриотизма, прививать
интерес к истории Отчизны.
Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, доска, презентации учителя,
презентации команд, плакат “Памятник Минину и Пожарскому в Москве”.
Соревнуются команды 7А и 7Б классов (по 6 человек), остальные учащиеся – “болеют” за свою
команду, решают кроссворд, который поможет принести команде 10 баллов.
Предварительная подготовка команд к игре:
1) Выбрать капитана команды.
2) Придумать название команды (должно соответствовать историческому времени) и эмблему
команды (должна соответствовать времени и названию).
3) Представление команды – презентация (представление игроков, обоснование названия, эмблемы).
4) Домашнее задание: написать минисочинение (эссе).
“Переписка боярина с сыном, уехавшим учиться за границу”.
Еще при Борисе Годунове первая группа молодых дворян была отправлена на учебу за границу.
Произошло это накануне Смутного времени. О чем мог писать отец сыну? О чем мог писать сын отцу?
5) Прорешать задания в рабочей тетради по этой теме.
6) Быть внимательными на уроках к иллюстрациям, высказываниям исторических деятелей,
знатьтермины , определения, даты.
7) Дополнительная литература: можно найти в Интернете.
8) Книги в школьной библиотеке (подборка к Дню народного единства).
Ход турнира
Слово учителя: В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный
Закон, в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый
всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. В пояснительной записке к проекту закона
отмечалось: “4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина
и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китайгород, освободив Москву от польских интервентов и
продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от
происхождения, вероисповедания и положения в обществе”.
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской Иконы
Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме
того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I
назвал “спасителем Отечества”.
Позже, изза революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение
Москвы от польсколитовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к
старой традиции.
Мы проведем сегодня турнир знатоков истории, который поможет нам вспомнить события рубежа
XVI–XVII вв.
Представление жюри: учащиеся 10–11 классов (победители районной олимпиады) работают с
оценочными листами
Представление команд.
1й конкурс Разминка (устные ответы на блицвопросы) 1. Хронология Смутного времени. (1598–1613гг.)
2. Кем приходился Борис Годунов Федору Ивановичу? (Шурин, брат жены царя Ирины.)
3. Настоящее имя Лжедмитрия II (Григорий Отрепьев.)
4. Кто правил после смерти Бориса Годунова? (Его сын Федор.)
5. Кого называли “боярским царем”? (Василия Шуйского.)
6. Где было создано первое народное ополчение? (В Рязани.)
7. Светское имя отца царя, избранного на престол в 1613 г. (Федор Никитич Романов.)
8. Как называлось правительство, созданное в апреле 1612 г. в Ярославле? (“Совет всея земли”.)
2й конкурс О ком писали историки? (Письменные ответы, время 5 минут, пока команды выполняют
задание – раздаем задание болельщикам.)
А) “При нем московский дворец стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство –
спокойным и негневливым. От светлодушия и доброты правителя было бы ошибочно заключать о
правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного,
когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а он никогда
не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду,
“государевы опалы”, постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным
кровопролитием” (С.Ф.Платонов).
Б) “На престоле московских государей он был небывалым явлением. Он совершенно изменил
чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое угнетательное отношение к
людям, нарушал заветные обычаи священной русской старины, не спал после обеда, не ходил в баню,
со всеми обращался просто, обходительно, не поцарски. Он тотчас же показал себя деятельным
управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам
обучал ратных людей” (В.О.Ключевский).
В) “Когда… , утомленный мирским великолепием, искал отдохновения в набожности; когда, прервав
блестящие забавы и пиры, в виде смиренного богомольца ходил пешком из монастыря в монастырь, в
лавру Сергиеву и в иные святые обители, вместе с супругою, провождаемою знатнейшими боярынями
и целым полком…телохранителей, в то время правительство неусыпно занималось важными делами
государственными, исправляло злоупотребления власти, утверждало безопасность внутреннюю и
внешнюю.” (Н.М.Карамзин).
Г) “ Женщина, в начале XVIIв. игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была
жалким орудием той римскокатолической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не
останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи подчинения Восточной
церкви папскому престолу” (Н.И.Костомаров).
Д) “Вступивши на престол, … целовал крест, что ему, "не осудя истинным судом с боярами своими,
никого смерти не предавать, вотчин, двор и имения у братьев, жены и детей преступника не отнимать,
если они не виноваты, доносов ложных не слушать, но исследовать всякое дело как можно
обстоятельнее, а ложных доносчиков казнить, смотря по вине, какую возвели на другого".
(С.М.Соловьев)
(Ответы: А) Борис Годунов Б) Лжедмитрий I В) Федор Иоаннович Г) Марина Мнишек Д) Василий
Шуйский.)
Задание для болельщиков: Кроссворд.
(Ответы:
По горизонтали: 1. Дон 6. Ополчение 8. Филарет 9. Шеин 10. Интервенция
По вертикали: 2. Отрепьев 3. СкопинШуйский 4. Крестьяне 5. Пожарский 7. Иван)
3й конкурс. Конкурс капитанов.
Историческая фальшивка (письменно 4 минуты).
После смерти Ивана IV в 1586г.на престол вступил его сын Федор. Фактически же власть
принадлежала царскому шурину боярину Борису Годунову. В царствование Федора Ивановича
произошло событие большой важности: Собор духовенства в 1589 г. избрал первым патриархом
московским и всея Руси Иеремию.
Феодальная знать враждебно относилась к Годунову и хотела отстранить его от власти. Когда в 1591
г. в Коломне при загадочных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного от его жены кабардинской княжны Марии Темрюковны, пошел слух о том, что царевича убили по
приказу Годунова, чтобы устранить возможного претендента на царство. Все же после смерти
бездетного царя Федора в 1598 г. Борис Годунов при поддержке патриарха был избран Боярской
думой на престол.
Ответ:
ошибки
Дело обстояло так
1586 г.
Иеремия.
в 1591 г. в Коломне.
1584 г.
Первый патриарх Иов.
в 1591 г. в Угличе.
Младший сын Ивана Грозного от его жены кабардинской
княжны Марии Темрюковны.
Младший сын Ивана Грозного от его
жены Марии Нагой.
Был избран Боярской думой.
4й конкурс. (Пока капитаны думают ) История в живописи. (Приложение 3)
Определите:
Был избран Земским собором.
1. Название картины,
2. Автора,
3. Какие изображены события.
(Ответы: № 1 – С.Иванов. "В Смутное время" , № 2 – В.Верещагин. "Защита СвятоТроицкого
монастыря", № 3 – Э.Лисснер. "Изгнание поляков из Кремля", № 4 – М.Скотти. "Минин и
Пожарский". )
5й конкурс. Кто сказал эти слова? При каких обстоятельствах они были
произнесены? (Письменно 3 минуты.)
А. “Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да
не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтоб ктонибудь
стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет
всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело: я
знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут и мы избавимся от
иноплеменников.”
Б. “Нет, не я вас, а вы обманули сами себя. Как могли вы думать, что я выдам вам нашего государя?
Он спасен теперь, и вы очень далеко от его поместья! Вот вам голова моя, делайте со мною, что
хотите, я отдаю себя Богу!”
В. “Отче великий, патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве бедного человека.
Последнюю рубашку разделю со всеми”.
(Ответы:
А) Кузьма Минин, обращение к жителям Н.Новгорода
Б) Иван Сусанин, завел польский отряд, искавший Михаила Романова, в непроходимые болота.
В) Борис Годунов, при вступлении на престол в 1598 г.)
6й конкурс. Монеты. (Приложение 4)
1. Восстановите надписи на монетах.
2. Укажите имена и годы правления государей.
3. Определите достоинство монеты.
(Ответ: №1 – Царь и Великий князь Федор Иванович всея Руси (1584–1598), копейка;
№ 2 – Великий князь Борис (1598–1605), копейка.)
7й конкурс. Укажите верные утверждения.
А) со смертью царя Федора прервалась правящая династия в России;
Б) настоящее имя Лжедмитрия II Григорий Отрепьев;
В) основной военной силой движения И.Болотникова были стрельцы;
Г) вторым избранным царем на русский престол был польский королевич Владислав; Д) после свержения Василия Шуйского в стране стала править Боярская дума;
Е) после смерти Бориса Годунова на престол был возведен его сын Иван;
Ж) в 1613г. Земский собор избрал на царство Михаила Романова.
(Ответ: А, Д, Ж – “да”.)
Пока жюри подводит итоги.
8й конкурс. Восстановите последовательность событий:
А) убийство Федора Годунова;
Б) пресечение династии Рюриковичей;
В) гибель царевича Дмитрия;
Г) установление семибоярщины;
Д) Речь Посполитая объявила войну России;
Е) введение в России патриаршества;
Ж) освобождение Москвы от поляков.
(Ответ: ЕВБАДГЖ.)
Жюри подводит итоги турнира, награждает победителей.
Внеклассное мероприятие.
Внеклассное мероприятие.
Внеклассное мероприятие.
Внеклассное мероприятие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.