Цель : Формировать первоначальные знания о «биографии» картошки.
|
Песня «Ода картофелю» (Злата, Лера)
В одном прекрасном царстве...
А может, и
не в царстве...
Жила-была картошка...
А может, не жила.
Была она большая...
А может, небольшая...
Кругла, бела, глазаста...
А может, не была.
А если в чугуночке
Ее ты в печке сваришь...
А если и не сваришь...
Но можно ведь сварить.
Посолите немножко...
А может, посильнее...
С огурчиком хрустящим...
С соленым, может быть,
Ее ведь можно съесть.
Вкуснятина!
Ведущий:
В некотором царстве
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне
Жила картошечка в земле
Свойства царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде,
О поделках, вкусной пище,
Нынче в книгах мы поищем… .
Многое должны узнать,
А теперь пора начать…
Картофель: (Аня)
Знают
обо мне все-все на свете:
Богачи и те кто не богат.
Всяк меня по своему готовит:
Варит, кто-то жарит, кто печет,
Но едят меня везде и всюду,
Мне за это слава и почет
Мы сюда собрались, что бы каждый из вас
Обо мне рассказал
Историк: Приношу
большие извинения. А вы знаете, что картошка -иностранка?
Сценка «Путешествие за картошкой»
Действующие лица:
Девочка Женя (героиня сказки «Цветик семицветик») (Злата)
Мальчик Витя (Даня)
Индеец (Богдан
Царь Петр I (Глеб)
На сцене Девочка Женя. У нее в руках цветик семицветик.
Женя: Какое мне желание загадать? Может гору мороженого? Нет, не хочу. А может куклу как у Маши. А может платье, как у Наташи. А может…..
В это время выходит с озабоченным видом мальчик Витя.
Женя: О! Витя привет! Посмотри, что у меня есть.
Витя: Что это?
Женя: Это цветик семицветик. Он может исполнять желания. У тебя есть какое-нибудь желание?
Витя: Да, у меня сейчас только одно желание: узнать все про картошку, нам в школе задали, а у меня интернет не работает и библиотека закрыта.
Женя: Отлично! Мы сейчас с тобой отправимся на родину картошки. (произносит заклинания)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы бы мы оказались на родине картошки.
Звучит музыка. На сцене появляется индеец. На экране кадры, иллюстрирующие рассказ индейца.
Индеец: Приветствую вас, о бледнолицые братья! Что привело вас в наши края?
Витя: Мы хотим узнать всё о картошке.
Индеец: Тогда слушайте! Да, картошку первыми обнаружили мы, индейцы целых 5 тысяч лет назад. Мы ее не просто выращивали, но и почитали как священное, даже тотемное растение. Мы картошке покланялись. Устраивали в ее честь праздники, приносили в жертву ягненка, кровью которого окропляли картофель. А дети, празднично одетые, просто носили корзины с картофелем.
Женя: Как интересно! А как же картошка попала к нам в Россию?
Индеец: Сначала она попала в руки испанцев, и середине XVI столетия они привезли картошку в подарок своему правителю, королю Испании.
Витя: Но как, же картошка добралась до России?
Индеец: Всему свое время. Сначала картошка прошла трудный путь по Европе. Вокруг картофеля возводилось много напрасных наговоров. Врачи, например, серьезно считали картофель разносчиком проказы и причиной помутнения разума. А французские барышни цветы картофеля носили в волосах и делали из них букеты. Но, как картошка оказалась в России я не знаю.
Женя: Спасибо вам за интересный рассказ! У нас есть еще волшебные лепестки. Мы попробуем разузнать все сами.
(говорит заклинание)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались в России в момент, когда картошка там впервые появилась.
Звучит музыка Индеец исчезает, а на сцене появляется Царь Петр I с мешком. На экране кадры, иллюстрирующие рассказ Петра I.
Петр I: Стой! Вы кто?
Витя: Мы дети из 21 века. Меня зовут Витя, а это Женя. Путешествуем в поисках информации о картошке.
Женя: Здравствуйте, а вы Петр I? А что у вас в мешке?
Петр I: Ну, здравствуйте, коль не шутите. А в мешке у меня как раз картошка. Вот был в Голландии, попробовал там картошку, и решил, что не хуже она нашей репы.
Женя: Я поняла – это как раз самый первый мешок с картошкой, который завезли в Россию! А какой сейчас век?
Петр I: Нынче, конец семнадцатого века.
Витя: И прямо с этого времени у нас в России будут выращивать картошку?
Петр I: Не спешите. Пройдет много лет от сегодняшнего дня. Сначала наши крестьяне должны разобраться, что же в картошке съедобное. Будут есть ягоды, потравятся немного, а потом, уже при моей последовательнице в 1765 году Екатерине II российское правительство официально признает полезность выращивания картофеля, и издаст специальный указ, а еще выпустит "Наставление о разведении и употреблении земляных яблоков".
Витя: (смотрит на часы) Спасибо вам большое, уважаемый Петр I! Нам надо спешить, а то сейчас начнется урок.
Петр I: Подождите. Скажите как там, в 21 веке, картошка поживает?
Женя: Мы даже представить себе не можем свой стол без картошки. Представляете, из картофеля сейчас готовят более 1000 блюд! Мое самое любимое – жареная картошка.
Песня на мотив «Представьте себе» (Вика)
Как любим мы картошку, 2 раза
Не можем без картошки
Мы даже дня прожить.
Представьте себе, 2 раза
Не можем без картошки
Представьте себе, 2 раза
Мы даже дня прожить.
Мы жарим ее и варим
И в суп ее добавляем
И даже просто в “мундире”
Сможем отварить.
Представьте себе, 2 раза
И даже просто в “мундире”
Представьте себе, 2 раза
Сможем отварить.
Можем испечь в духовке, 2
раза
Можем оладушки сделать
И на костре испечь,
А сколько разных, 2 раза
Сделать можно поделок
Представьте себе, 2 раза
Их даже и не счесть.
Любите и вы картошку, 2
раза
И много всяких секретов
Узнаете о ней.
Представьте себе, 2 раза
И много разных секретов
Представьте себе, 2 раза
Узнаете о ней.
Доктор Пилюлькин (Глеб)
Очень хорошо! Очень хорошо! Но Мне поступила
телеграмма, что дети много говорят о картошке, может им нужна моя помощь?
У-у! Глаза так как горят –
Температура у ребят.
Знаю средство я одно,
Давно проверено оно:
Над картошкой подышали –
Сразу все здоровы стали.
Зачихала детвора?
Дети: Апчхи!
Лечить картошкой их пора.
Дети: Апчхи!
Будем тёплый пар вдыхать!
Дети: Апчхи!
Будем горло прогревать!
Над картошкой подышали?
Сразу все здоровы стали!
Вот и все! И все здоровы!
Можете смеяться
А теперь друзья,
Мы сможем посоревноваться!
Конкурс «Собери картошку». (2 команды)
Каждой команде дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт – победитель.
На мотив «Надежда». (Лера, Маша)
Кто весной картошку посадил,
Знает твердо — это труд нелегкий.
Требует он силы, и ума,
И еще, конечно же, сноровки.
Донимал нас колорадский жук,
Лебеда тянулась выше, к свету.
Но тебя, картошка, мы спасли,
Вот и уродилась ты за лето.
Припев. Картошка! Ты хлеб наш второй,
За труд и усердье награда.
Картошке мы славу поем,
И жизнь без нее нам не в радость.
Дружно мы с лопатами пойдем
В огород копать свою картошку.
Мы ее на углях испечем.
А устали мы совсем немножко.
Это вам не «Сникерс» и не «Марс»,
«Милки вей» с картошкой не сравнится.
Потому что дарит нам ее
Щедрая родимая землица.
СЦЕНКА
Сидят за столом дед и бабка, кушают пшённую кашу, да нахваливают.
Вдруг раздаётся стук в дверь. Молодой солдат вносит в избу мешок с картофелем и зачитывает указ:
Глашатай: (Тэми) Всем! Всем! Всем! Указ императора всея Руси Петра I! Государь повелевает, есть сей продукт утром, днём и вечером! Кто ослушается сего приказа, того сослать на каторгу, со всем семейством!
Бабка: (Алина) Ой, батюшки святы, это что ж такое делается.
Дед: (Илья) Молчи, бабка. Эх. Делать нечего, есть надо эту заморскую штуку.
Бабка: Да ты что, старый, ума лишился? Брось-ка это чертово яблоко и не гневи Бога. Столько лет жили без него и еще поживем.
Глашатай: Кто тут не исполняет указ государя? ( Бабка охает и убегает) -А ну, ешь!
Дед: - Что же за времена настали: коричневого гороха принесли, есть заставляют.
Пробует на зуб. - Фу, какая гадость
Бабка причитывает: Ешь, дед, ешь! Я на каторгу не хочу!
Дед: Давай мне помогай...
Вместе грызут картофель, да приговаривают:
Дед: То ли дело наша репка: желтая, красивая, сладкая…
Бабка: А капустка - то хороша! Зачем нам этот горох!?? Послушай, дед, а не отварить ли нам сей продукт в чугунке?
Берет чугунок, набирает картошку и ставит на печку.
Затем выносит картофель горячий, очищает шкурку, а там…
Дед: Дай – ка, бабка, подсолю, вкуснотища – то какая. Ну – ка, неси сюда огурчики соленые, будем их вместе с этой картошкой есть! Ай – да император, ай – да молодец, какую вкуснотищу из Голландии прислал!
Притча о картошке и обиде
Ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и
мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь
разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С
одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл
конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоумённо спросил ученик.
- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый
раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик
согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и
стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К
тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся
скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать
резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а
во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься,
обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не
замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в
привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом
грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с
собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый
раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен
ли тебе этот камень.
Наши пороки порождаем мы сами. И нужно ли нам таскать мешок гнилой картошки
внутри?
На мотив песни «А у нас во дворе»:
В огороде у нас
есть картошка одна,
Среди всех овощей
неприметна она.
Почему ж это так
неприметна она?
Можно на обед
Нажарить вам котлет,
Но картофель к ним
Все ж необходим.
Ведь картофель для нас
очень ценный продукт,
Он заменит всегда
самый вкусненький фрукт.
Почему ж это так:
самый вкусненький фрукт?
Можно на обед
Сделать и омлет,
Но картофель все ж
Очень всем хорош.
Сценка
Бабка (кричит из окна).
Дед, без дела не сиди- поди картошку погляди!
Дед.
Погоди немножко, Бабка,
Только сделаю зарядку,
И пойду тот час на грядку!
(Музыка затихает. Дед сделал зарядку. Говорит,
потирая ладони.)
Ух, ты! Вот так чудо! (В зал.)
Как тащить я её буду?
Дети крикните ответ.
Это картошка или нет?
Дети. Да!
Дед.
Сколько лет живу на свете,
Но поверьте же мне, дети,
Такой картошки не видал,
Даже сразу не узнал!
(Зовёт в окно Бабку.)
Бабка, где ты? Помоги!
Бабка (в окно).
Не мешай печь пироги!
Дед.
Брось, родная, пироги,
Тащить картошку помоги!
Бабка (Выходит).
Батюшки! Вот это картошка!
Ох, и картошка! (Ходит вокруг).
Ну и картошка! (Пытается тянуть.)
ДЕД. Подожди, давай вдвоём!
Мы теперечь заживём!
Картошка славная у нас,
На всю зиму есть запас!
(Тащат картошку, но безуспешно.)
Дед.
Нам не вытащить вдвоём!
Давай внучку позовём!
Бабка.
Так она, наверно, спит
Или просто так лежит!
Пироги всё утро ела,
А потом вдруг заболела.
И не делала зарядку.
Не пойдёт она на грядку!
Дед.
Позови на всякий случай,
Нам втроём ведь будет лучше!
Бабка.
Внучка, где ты?
Внучка (в окно).
Здесь я, здесь!
Бабка.
У нас просьба к тебе есть.
Отложи-ка пироги,
Тащить картошку помоги!
(Внучка не выходит).
Эх, зря зовём -как в прошлый раз,
Не послушается нас!
(Обращается к детям.)
Нам, ребята, помогите,
Внучку дружно позовите!
Дети (громко кричат).
Внучка (выходит с пирогом, зевает).
Хватит, что ли, вам кричать! (Возмущённо.)
Не даёте полежать!
С вашей картошкой столько бед!
Подавать пора обед!
Бабка.
Не капризничай, родная!
Картошка, глянь, у нас какая!
Нам чуть-чуть ты помоги,
И пойдёшь есть пироги!
Внучка.
Я ж совсем ещё ребёнок-
У меня ведь нет силёнок!
Дед.
Ну же, внученька чуть-чуть!
Помоги нам потянуть.
(Берутся друг за друга.)
(В зал.) Нам ребята помогите,
Дружно «раз, два, три» скажите!
Дети говорят. Все тащат картошку, но безуспешно.
Внучка.
Жучка спит и бед не знает!
Пусть нам тоже помогает!
(В окно.) Жучка, где ты, к нам беги!
Тащить картошку ,помоги!
Жучка( в окно.)Аф-аф-аф!
Что случилось, меня звали?
Жучке, мне, поспать не дали!
(Потягивается и выходит.)
Внучка.
Становись сюда скорее,
И тяни, да посильнее!
Жучка
Аф! Я запачкаю свой хвостик,
Запылю песочком носик,
Лапки мне придётся мыть,
Нет ,не стану я тащить!
(Садится в сторону капризно.)
Бабка.
Ну же, Жучка, стань за внучкой,
Все силёнки напряги, тащить картошку ,помоги!
Все снова становятся друг за другом.
Дед.
Нам. Ребятки, помогите,
«Раз, два, три» опять скажите!
Дети говорят. Все тащат картошку, но безуспешно,
устали, присаживаются.
Жучка. Помогла я вам немножко,
Пусть теперь поможет кошка!
(Устало.) Ну, совсем иссякли силы,
Зря меня вы пригласили! (Уходит в сторону.)
Бабка.
Кошка, кошка! Выгляни в окошко!
Кошка (в окно.)
Мяу, мяу! Вы меня, как будто, звали?
Бабка
Слушай, серенькая кошка,
Помоги -ка нам немножко!
Кошка
Как всегда вам не лежится!
Не хочу совсем трудиться! (Прячется в окно.)
Дед(в зал.)
Ну, ребятки, помогите,
Кошку дружно позовите!
Кошка (выходит.)
Так и быть уж, помогу!
Но, чуть-чуть, и- убегу!
Бабка.
Ну, ребятки, помогите,
«Раз, два, три» опять скажите!
Дети считают. Все держатся друг за друга, тащат
картошку, но снова безуспешно.
Дед. Нет, не вытащить нам картошку-
Держится уж очень крепко! (В зал.)
Не смогли б вы подсказать-
Нам кого, на помощь звать?
Дети. Мышку!
Мышка.(выбегает в зал.)
Вы меня, ребята, звали?
Дети. Да!
Мышка. Но зачем? Мне не сказали!
Бабка.
Мышка, ты нам не поможешь?
Картошку вытащить не сможешь?
Мышка.
Перестаньте же тужить,
Помогу вам, так и быть!
(Кошка, Жучка и Внучка насмехаются над нею.)
Хоть и маленькая я!
Зато сильная, друзья!
Становитесь-ка поскорее,
И тащить! Ну? Веселее!
Все становятся друг за другом, тащат картошку,
вытаскивают, падают.
Мышка.
Быть большим -ещё полдела!
Надо сильным быть и смелым,
Просыпаться утром рано,
Помогать по дому мамам!
Утром делать всем зарядку,
Поливать почаще грядку!
В школе быстро отвечать,
Получать оценку «пять»! И лишь вечером прилечь,
Телевизор посмотреть.
Всем советую, ребята,
Больше спортом заниматься,
Бегать, прыгать и гулять,
Никогда не унывать!
Внучка, жучка и Кошка стыдливо склонили головы.
Внучка.
Извините, Бабка, Дедка!
Помогали мы вам редко!
Жучка.
Ну, простите же вы нас!
Всё мы поняли сейчас!
Кошка.
Мы не будем убегать,
Будем все вам помогать!
Внучка.
Поливать почаще грядку,
По утрам делать зарядку!
Вместе.
Будем весело мы жить
И с ребятами дружить!
Ребята, я думаю, что все вы по утрам делаете
зарядку, занимаетесь спортом, чтобы быть сильными и здоровыми, чтобы помогать
родителям и в том числе выращивать картошку! Ведь в народе не зря говорят «
Песня В.Попова «Картошка». (Настя)
Расскажу-ка вам, ребята,
Жили в лагере мы как,
И на солнце, как котята,
Грелись этак, грелись так.
Наши бедные желудки
Были вечно голодны,
И считали мы минутки
До обеденной поры.
Ах, картошка, объеденье,
Наших деток идеал
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал.
А мальчишки-то обжоры
Всю картошку поедят,
А потом завоют хором:
“Животы у нас болят!”
Ах, ты, милая картошка,
Низко бьем тебе челом,
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.