Методическое обеспечение урока на основе технологий создает условия для систематизации представлений учащихся о немецкой и русской поэзии, о тенденциях их развития в определённый исторический период. знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой; с жизнью и творчеством крупнейших представителей немецкой классической литературы на немецком и русском языках. Раскрывается значение произведений немецких классиков в творчестве М.Ю.Лермонтова.
lermontov.doc
Баймухаметова Аманбике Смагуловна
МАОУ «Красноярская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
Тема: Лермонтов. Поэт. Переводчик. Художник.
Участники: учащиеся 7 – 8 классов
Технологические аспекты организации классного часа:
составление педагогом и уточнение темы классного часа и генерирование идей по его
подготовке и проведению;
выбор цели, содержания, формы. Даты и места проведения классного часа, формирование
сообщества его организаторов;
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
проведение классного часа;
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и
проведению.
Основные компоненты классного часа.
Целевой: развитие индивидуальности, субъектности и креативности ребенка.
Содержательный. Содержание личностно значимое: становления самостоятельности,
самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационно деятельностный. Обучающиеся полноправные организаторы
классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация
его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
Оценочно аналитический. Критерии оценки результативности классного часа:
проявление и обогащение жизненного опыта ребенка , индивидуально личностное значение
усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих
способностей обучающихся.
Цели классного часа:
Образовательные: знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой; с жизнью
и творчеством крупнейших представителей немецкой классической литературы на
немецком и русском языках. Раскрыть значение произведений немецких классиков в
творчестве М.Ю.Лермонтова.
Совершенствовать чтение поэтических текстов, способствовать при этом осознанию
различий в способах оформлений одних и тех же мыслей в немецком и русском языках на
основе сопоставления их переводов.
2. Вызвать интерес учащихся к произведениям, показать взаимосвязь немецкой и русской
литературы.
Воспитательные: прививать интерес и уважение к героическому прошлому России;
развивать навыки монологической речи;
Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные УУД: : самоопределение, нравственноэтическая ориентация, способность
к самооценке своих действий, поступков; совершенствование культуры речи, культуры
устного высказывания, привитие любви к Родине через любовь к поэзии родной страны и
уважения к стране изучаемого языка (через изучение культурного наследия), при
улучшении эстетического воспитания учащихся.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и
осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения.
Педагогические задачи классного часа.
1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности
обучающегося, его творческих способностей.
2.Обогащение сознания обучающихся знаниями о поэте Ю.М.Лермонтове и немецких
классиков.
3.Формирование эмоционально чувствительной сферы и ценностных отношений личности
ребенка.
4.Усвоение детьми знаний , умений и навыков познавательной и практико созидательной
деятельности.
5.Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и
жизнедеятельности школьников.
Основное содержание воспитания и социализации обучающихся Воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; гражданское общество;
поликультурный мир; свобода личная и национальная; многообразие и уважение
культур и народов
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
Предметные:
Знать исторические даты жизни и творчества русского поэта; историю созданий
стихотворений и переводов, картин.
Уметь: подобрать нужный материал к заданной теме; выразительно читать стихотворение;
строить монологическую речь; работать над ребусами, викторинами.
Личностные: развивать интерес к истории страны; уважать героическое прошлое России;
Метапредметные: Умение работать с текстами стихотворений, умение задавать вопросы,
умение выделять главное, умение обобщать, умение делать выводы, умение слушать
собеседника, работать в группе.
Межпредметные связи: История России, литература, немецкий язык
Ресурсы: основные: Презентационный материал «Лермонтов», «Лермонтов и немецкая
классика», «Лермонтов – художник», «Памятные места Лермонтова», «Своя игра по
произведениям М.Ю.Лермонтова», ребусы, кроссворды
Дополнительные: Ресурсы сети Интернет:
Литературные имена (http://www.library.ru)
Сайт жизни и творчества М.Ю. Лермонтова (http://forum.templatecms.ru)
http://pochemu4ka.ru/load/konkurs_quot_zanimatelnye_golovolomki_quot/rebusy/proizvedenija
_m_ju_lermontova_literaturnye_rebusy_dlja_uchashhikhsja_5_9_klassov/421109989
https://yadi.sk/i/ZvPju9e9bf5Jo
http://bkdetstvo.narod.ru/lermontov.html
Организация пространства: Подготовительная, групповая и индивидуальная работа. Этапы
мероприятия
Организация начала
занятия
Мотивация к
учебной
деятельности.
Постановка цели.
Целеполагание.
Цели этапа
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Создание позитивного
настроя учащегося на
продолжительную и
познавательную
деятельность
Построение
ориентированной
основы мероприятия.
Фиксация внимания
учся к изучаемым
событиям
Создание позитивного настроя
учащегося на
продолжительную и
познавательную деятельность
Личностные УУД:
самоопределение,
установление связи между
целью учения и ее его
мотивом.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с учителем,
сверстниками, умение
выражать мысли.
Регулятивные
УУД: мобилизация сил и
энергии
Психологический настрой детей на мероприятие.
(Звучит A.I._Hachaturyan_
_Vals_k_drame_M.YU._Lermontova_Maskarad_(gettune.net).mp3.
Выстрел.)
(учитель литературы читает стихотворение «Смерть поэта»)
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. —
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Кто автор этого стихотворения?
Чему посвящен наш классный час?
Какие задачи будут решаться на данном мероприятии? (слайд)
(Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.)
Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?
Актуализация
знаний
Открытие
обучающимися
нового знания
Обеспечить
положительную
реакцию детей на
творчество
познавательные
УУД: извлечение
необходимой информации из
прослушанного текста
поддержать настрой и
желание учся к
дальнейшему
коммуникативные УУД:
умение с достаточной
полнотой выражать мысли в
Сегодня разговор пойдет о творчестве поэта и художника, чей
юбилей наша страна отмечает в 2014ом, году. (Слайд) Каким он был?
Как его характер и мировосприятие отразилось в его стихотворениях
и картинах?
А начнём мы, конечно же, с детства Михаила Юрьевича. Ведь, как
говорил Антуан де СентЭкзюпери, «все мы родом из детства».
Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в семье армейского
капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны сотрудничеству в
изучении нового
материала, а также
интерес к творчеству
поэта.
соответствии с задачами и
условиями коммуникации,
планирование учебного
сотрудничества с учителем,
сверстниками.
Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, единственной дочери и
наследницы пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны
Арсеньевой. Брак, заключённый против воли Арсеньевой, был
неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных
несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама
занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Елизаветы Алексеевны Арсеньевой
Тарханы в Пензенской губернии. Мальчик получил столичное
домашнее образование, с детства свободно владел французским и
немецким языками. С самого раннего детства он проявлял
незаурядные способности.
Летом 1825го года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ.
Маленький Лермонтов гулял вместе с бабушкой и гувернёром по
Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что
однажды через семнадцать лет на этом месте оборвётся его жизнь. И
только иногда маленькому Лермонтову становилось вдруг так
печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать
одиночество и печаль всех людей на Земле. Тогда он прятался от
взрослых и торопливо записывал строчки стихов, которые приходили
внезапно и неизвестно откуда. Стихи были удивительно красивые,
умные и чаще печальные. И тем, кто их понимал, казалось, что
Лермонтов написал о них, об их мечтах, печали и тоске их души.
(Ученик читает стихотворение)
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею!.. Лирика
Лермонтова.
Творческая работа
учащихся.
Выразительное
чтение
стихотворений.
Образовательные:
Формировать у
учащихся целостное
восприятие
литературных
произведений.
Совершенствовать
навыки
выразительного чтения
поэтических текстов.
Развивающие:
Развивать
познавательный
интерес, творческие
способности детей,
формировать их
духовные потребности
через организацию
творческой учебной
деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к
литературе и
иностранному языку,
как к искусству слова
и к великому
искусству – музыке.
Формировать
социальноличностные
качества :
сотрудничество в
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении проблемы,
владение монологической и
диалогической формами речи.
Познавательные УУД:
систематизация,
сопоставление, сравнение,
анализ, обобщение,
объяснение образа, работа с
ассоциацией, постановка
проблем, нахождение
причинноследственных
связей.
(раздает карточки с ребусами с произведениями
М.Ю.Лермонтова)
Разгадав ребусы, ответьте на вопросы о каких стихотворениях
пойдет речь.
Первые стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова датируются
сентябрём 1828 года. Лирика Лермонтова – летопись его души,
абсолютная искренность автора – его художественное открытие.
Лирический герой Лермонтова – цельный, бескомпромиссный,
устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий.
Он противостоит толпе, его не понимающей, всему миру. Гордый и
непреклонный, всегда платит он сполна за свободу духа. Платит
одиночеством, бесприютностью, вечным скитанием.
Лирический герой Лермонтова – тоже странник. Известна история
создания стихотворения «Тучи». Перед своей второй ссылкой на
Кавказ поэт прощался со своими петербургскими друзьями.
Современник Михаила Александровича граф В.А. Соллогуб
вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных
проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к
себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и
глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал
стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..» Софья
Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили
прочесть только что написанное стихотворение. Он… прочёл его.
Когда он закончил, глаза были влажны от слёз».
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая? коллективно
групповых формах
учебно
коммуникативной
деятельности.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Лирический герой Лермонтова не только странник. Странник – это
тот, кто добровольно странствует. Герой Лермонтова больше
скиталец. Скитальчество – это злая судьба, которая гонит прочь.
Скитается дубовый листок, «жестокою бурей гонимый», и
«мятежный» парус, ищущий бури. Очень часто в творчестве
Лермонтова возникает образ Дороги, неотделимый от героя
странника, герояскитальца. Это и дорога сквозь поля, и дорога
сквозь звёзды, и дорога сквозь жизнь. Стихотворение «Выхожу один я
на дорогу…»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел. Лермонтов был очень одинок. Помните его «Утёс»?
Ночевала тучка золотая
На груди утесавеликана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Что должен был пережить человек, чтобы написать так?
Ранняя смерть матери, вынужденная разлука с отцом, непонимание
окружающих, неудавшаяся любовь… Мало ли…
(чтение стихотворений наизусть)
Стихотворение «Бородино» было создано в год 25летнего юбилея
этой битвы. « Бородино»(1837) первое произведение Лермонтова,
напечатанное по воле автора и с его ведома.
В стихотворении автор передает настроение героев, описывает подвиг
русского народа, восхищается гениальностью русских полководцев,
радуется победе Великой русской силы.
(Инсценирование стихотворения «Бородино»)
В стихотворении «Парус» чувство одиночества и удивительное
стремление к борьбе с целым миром.
Впервые стихотворение «Парус» было напечатано в 1841 году, уже
после смерти М.Ю. Лермонтова. Оно стало очень популярным в
русском обществе и было воспринято как выражение передовых
гражданских идей того времени.
Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на
размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы
России – о революционных бурях.
Основной мотив стихотворения – жажда борьбы и свободы. «Парус»
выражение свободолюбия поэта, его глубоких размышлениях о жизни.
(видеоролик:Лермонтов Парус.wmv)
Известность пришла к Лермонтову вместе со стихотворением
Применение
здоровьесберегающих
технологий.
Физминутка для
глаз (движение паруса)
Лермонтов и
немецкая классика.
Образовательные:
Формировать у
учащихся целостное
восприятие
литературного
произведения
баллады.
Совершенствовать
навыки
выразительного чтения
поэтического текста.
Развивающие:
Развивать
познавательный
интерес, творческие
способности детей,
формировать их
духовные
потребности,
литературные и
музыкальные вкусы
через организацию
(через
личностные УУД:
при
совершенствовании культуры
культуры устного
речи,
высказывания,
привитие
любви к Родине через любовь
к поэзии родной страны и
уважения к стране изучаемого
языка
изучение
культурного наследия), при
улучшении
эстетического
воспитания учащихся.
познавательные УУД: при
исследовании основных тем
немецких
творчества
классиков
М.Ю.
создаются
Лермонтова,
условия
для изучения
культурного наследия страны
изучаемого языка.
и
коммуникативные
регулятивные УУД:
при
развитии умения наблюдать,
и
«Смерть Поэта» (1837) — откликом на последнюю дуэль Пушкина.
Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и
тон его стихотворения по тем временам был очень резок.
Стихотворение вызвало возмущение Николая II, и Лермонтов был
арестован. Дело завершилось повелением императора: «Лейбгвардии
гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в
Нижегородский драгунский полк». Фактически это была ссылка —
поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837
года Лермонтов выехал из Петербурга. Бабушка поэта, пользуясь
своими связями, хлопотала за внука, его произведения публиковались
в «Современнике», «Отечественных записках» и других изданиях.
(Викторина_Произведения Лермонтова.)
Людей, говорящих на иностранных языках, понимающих чужую речь,
очень много. Но сегодня мы будем говорить не просто о переводе, а о
переводе художественном, и самым сложным здесь является,
конечно, перевод стихотворного текста. Но все равно гениальных
переводчиков можно пересчитать по пальцам. И вот какая
существует закономерность: лучшими переводчиками, как правило,
являются писатели и поэты. Как вы думаете, почему? Но не менее
важно для переводчика совершенное владение своим родным языком.
Михаил Лермонтов перевел стихотворения немецкого поэта Иоганна
Вольфганга Гёте, баллады Фридриха Шиллер, Генриха Гейне.
(ученики читают стихотворения на немецком языке «Ночная песня
странника», «Сосна», инсценировка баллады «Перчатка»).
Поэт и писатель, сочетавший в своём характере лёд и пламень,
чистоту и порочность, напускную весёлость и внутреннюю ненависть
к светскому обществу. Он был начитан, свободно владел английским,
французским и немецким, но в обществе знания свои и обаяние очень
часто использовал лишь на то, чтобы сводить с ума дам и уводить их
практически изпод венца. Добившись взаимности, он охладевал к
предмету своих желаний. Лишь с самыми близкими своими друзьями
и бабушкой делился Лермонтов своими настоящими мыслями и
чувствами. Лермонтов осознавал значение иностранных поэтов для
своего духовного развития, но он начал задумываться и о высоком анализировать, обобщать
и
делать выводы, выслушивать
товарища;
при развитии
умения связанно излагать свои
мысли в устной речи; при
и
развитии
любознательности;
при
повышении интереса
к
изучаемому предмету.
внимания
творческой учебной
деятельности.
Расширить кругозор,
повысить
интеллектуальный
уровень учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к
литературе и
иностранному языку,
как к искусству слова
и к великому
искусству – музыке.
Формировать
социальноличностные
качества :
сотрудничество в
коллективно
групповых формах
учебно
коммуникативной
деятельности.
Талант к рисованию
сознании своей миссии как миссии национальной, обязывающей
искать свой собственный путь в литературе, отличный от пути
иностранцев.
J. W. von Goethe
Über allen Gipfeln
Ist Ruh,
in allen Wipfeln
spürest du
kaum einen Hauch,
die Vöglein schweigen im Walde.
Warte nur, balde
Ruhest du auch.
Der Fichtenbaum
(H. Heine)
Ein Fichtenbaum steht insam
Im Norden auf kahler Höh,
ihn schläfert; mit weißer Decke
umhüllen ihn Eis und Schnee
Er träumt von einet Palme,
Die fern im Morgenland
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felsenwand.
(романсы:Galina_Kovaleva_romans_Gornye_vershiny_AVarlamova_na
_slova_MLermontova_(vmusice.net).mp3
S._I._Taneev_G._Sandler_Hor_Leningradskogo_radio_
_Sosna_sl._M._YU._Lermontova_(gettune.net).mp3
schiller_handschuh.mp3
Говорят, Лермонтов был очень музыкален. Да, да! Он сам прекрасно
играл на рояле и скрипке. Да и в стихах его поёт душа. Может быть,
поэтому многие его стихотворения стали романсами…
С самого раннего детства он проявлял незаурядные способности не
только к лирике, музыке, но и к рисованию и лепке. Пол в детской комнате Лермонтова был застлан сукном. Маленький Миша любил
рисовать на нём мелом. Сначала няня хотела это запретить, а потом
смотрит – у него лошадка получилась, потом собачка. Тогда
бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги.
Маленький Лермонтов как раз снова заболел, и ему нельзя было
выходить из дома. Он сидел около большого окна и рисовал
акварелью то, что видел в окно. Иногда среди зимы наступала
оттепель. Снег делался влажным, рыхлым. Маленький Лермонтов
любил лепить из него разные фигуры. Приятели помогали ему катать
огромные шары, ставили их один на другой, и Михаил Юрьевич
находил палку и вырубал ею из снега свирепых великанов, всяческих
зверей. Бабушка часто удивлялась, какие они получались
натуральные, как в жизни или как в сказках. А потом маленькому
Лермонтову привезли коробку цветного воска, и он несколько дней
ни с кем не играл ни в какие игры, а всё лепил на ровной широкой
доске.
Гости Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которым она показывала
первые рисунки маленького Миши, даже говорили о том, что из него
может выйти художник. Многие исследователи творчества великого
поэта считают, что если бы он занимался живописью и графикой
более серьёзно и профессионально, то, несомненно, стал бы большим
русским художником.
Известно, что рисованию Лермонтов посвящал много времени.
До нас дошло только более десятка картин маслом, более пятидесяти
акварельных работ и свыше трёхсот рисунков. Все они дают
возможность оценить художественный талант поэта. Сразу же
хочется заметить, что картины и рисунки поэта не являются
иллюстрациями к его произведениям.
Особым интересом у Лермонтова пользовались люди. А в
18371938ом годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он
изобразил себя в черкеске, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на
поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов
поэта. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким видели его
современники. Да, картины и рисунки М.Ю. Лермонтова наполнены жизнью,
воздухом, восхищением природой и чутким вниманием к человеку.
Почти все самые лучшие картины, рисунки и акварели поэта
связаны с его любовью к Кавказу. Он был одним из первых, кто начал
писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из
первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых
«на скорую руку». Они и послужили ему материалом для будущих
картин.
Михаил Юрьевич Лермонтов на самом деле очень много
путешествовал. Родился он в Москве, потом был перевезен в родовое
имение Арсеньевых, находящееся в Пензенской губернии. В 1825
году – первая поездка на Кавказские воды, в Пятигорск. В 13 лет –
переезд с бабушкой в Москву из Тархан. Через пять лет – Петербург
и Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1837
году – первая ссылка на Кавказ, в действующую армию, за
стихотворение «Смерть поэта».
Через год благодаря хлопотам бабушки – возвращение в
Петербург. В 1840 году – вторая ссылка на Кавказ, теперь уже за
дуэль с сыном французского посла. В январе 1841 года он приедет в
отпуск на два месяца в Москву, надеясь на отставку. Но отставку его
отклонят, и он вернётся в действующую армию, снова на Кавказ. Там
через четыре месяца погибнет на дуэли. А в 1842 году отправится в
свой последний, послежизненный путь, в фамильную усыпальницу
Арсеньевых, в Тарханы.
В России много мест, которые связаны с жизнью Лермонтова:
Москва – он там родился; Тарханы – он там вырос; Петербург – там
учился в юнкерской школе. Но есть ещё Пятигорск, который давно
снискал себе славу как один из главных лермонтовских городов
России. Кавказ вошёл в сердце поэта ещё в детстве и остался в нём
навсегда.
И все же, все литературоведы склоняются к мысли о том, что есть у
Михаила Юрьевича стихотворение, в котором его лирический герой
преодолевает своё одиночество. Для этого ему нужна родная природа
Рефлексия
деятельности
эмоциональное
Знакомятся с понятием
«акростих» завершение урока
Знакомство с
понятием «акростих»
Литература:
и небо, в котором он видит Бога. Я предлагаю вам прослушать романс
на стихи М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
Как видите, Лермонтов был счастлив наедине с Природой и
Богом. А мы сегодня счастливы наедине с Михаилом Юрьевичем
Лермонтовым. Я надеюсь, что это счастье сохранится в вас, и вы ещё
не раз, даже будучи взрослыми, обратитесь к творчеству великого
поэта.
Сегодня звучали строчки поэта,
На русском, немецком представлен был он.
Мы вряд ли забудем, ребята, об этом,
Тепло от свечи в сердцах унесём
Игра «Своя игра по Лермонтову»
А напоследок, акростих. Это стихотворение, в котором начальные
буквы (иногда — слоги) каждой строки при чтении сверху вниз
образуют слово.
Любить Россию, так, как он,
Едва ли кто сумеет.
Разить поэзией стрелой
Мечтать, любить и верить.
Он мало жил,
Но смог постичь
Три истины, друзья:
Отчизна, долг, разящий стих
Вот радость бытия!!! С.А.АндреевКривич. Тарханская пора. Саратов 1976.
Афанасьев. В. Лермонтов. Жизнь замечательных людей. – Москва 1991.
Венок Лермонтову. – Саратов 1979.
И.В.Гёте “Избранное”, Москва, “Детская литература”, 1988
Государственный музейзаповедник М.Ю.Лермонтова. Путеводитель. – Пятигорск 2008.
Иностранные языки в школе №3 2004, стр. 9196.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений, 2е изд., тт. 1–4. М., 1983–1984м
М. Ю. Лермонтов. Избранные сочинения. – Москва 1987.
Немецкий язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / И.Л.Бим, Л.В.Садомова. – М.: Просвещение
Немецкий язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / И.Л.Бим, Л.В.Садомова. – М.: Просвещение
Ребусы «Произведения М. Ю. Лермонтова»
Цель использования ребусов: привлечение внимания учащихся к творчеству М. Ю. Лермонтова.
Задачи: обобщить представление учащихся о жанровом разнообразии творчества М. Ю. Лермонтова;
активизировать познавательную активность учащихся;
развивать у учащихся внимание, память, логическое мышление;
формировать интерес к литературе как учебному предмету.
Задание: разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия произведений М. Ю. Лермонтова; назовите их жанры. 2.
3.
4.
5.
1 баллада, 2 6, 8 –
стихотворения, 7 – драма, 9 –
поэм
6
7.
8.
9.
Ответы: 1. «Бородино». 2.
«Листок». 3. «Парус». 4.
«Пророк». 5. «Узник». 6.
«Кавказ». 7. «Маскарад». 8.
«Молитва». 9. «Мцыри».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.