Классный час
«Овеянные славой флаг наш и герб»
Внеклассная работа является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в школе и подчинена общим целям воспитания и обучения.
Использование активных и нестандартных форм внеурочной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям, создаёт условия для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развивает интерес к внеклассной деятельности.
Проведение литературных утренников и классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию способствует пониманию смысла человеческого существования, позволяет познакомить обучающихся с государственной символикой страны и родного края, с нравственными позициями людей прошлого и их подвигом во имя человечества, воспитывает уважение к старшему поколению, формирует навыки выразительного чтения.
Классный час проводится для обучающихся 3-4 классов. За определённый период (1-2 недели) до проведения мероприятия детям даётся задание подготовиться к выставке рисунков «Моя Родина», с помощью дополнительной литературы подготовить материал о России (по определенным вопросам), повторить государственные праздники.
Цель: активизация патриотического воспитания
подрастающего поколения.
Задачи:
- обобщить и расширить знания о символике страны и родного края;
-
Разные края.
Только там, где отчий дом,
Родина твоя.
Веселись, расти и пой,
Знай, что Родина с тобой,
Помни главные слова:
«Мама», «Родина», «Семья»!
Учитель: Добрый день! Не случайно, все люди, любящие свою страну, в которой они родились и живут, называют её святым словом «Родина». К этому классному часу вы подготовили рисунки. Посмотрите какие они все разные, каждый по-своему интересен. А что их объединяет? (Они посвящены Родине, родному краю)
- Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация)
- На каком материке находится Россия? (Евразия)
-С какими странами она граничит? (С Турцией, Финляндией, Монголией, Украиной.)
- Какую площадь занимает наша страна? (17 миллионов кв.км)
-Народы каких национальностей проживают в нашем государстве?
- Какое самое глубокое озеро в России? (Озеро Байкал-1620 м)
- Какая самая длинная река в России? (Волга- 3530 км)
- Какая самая многоводная река в России? (Обь с Иртышом - общая длина-5410 км)
- Дерево-символ России? (Берёза - самое распространённое дерево в России из лиственных, а из хвойных – лиственница)
-Самая длинная в мире железная дорога? (Транссибирская магистраль протянулась по всей стране от Москвы до Владивостока)
-Какие горы, равнины расположены на территории России?
-Какие реки протекают в нашем государстве?
Учитель: Россия – самая большая страна в мире. На её территории находятся самые крупные озёра и леса, а также самые длинные в мире реки. В ней проживают около 148 миллионов человек. Россия имеет морские и сухопутные границы с 16 соседями, омывается 13 морями и океанами. Самое жаркое лето в Волгограде (+43), самая холодная зима в городе Оймякон (-71).
- Сегодня мы подробнее поговорим об особенностях нашего государства, об овеянной славе нашего флага и герба.
- Какое официальное название нашего государства? (Россия, Российская Федерация)
-Где можно найти информацию об этом? (В Конституции РФ)
- Конституция РФ-это главный закон, который определяет жизнь государства, права и обязанности его граждан. День принятия Конституции- 12 декабря 1993 года.
- Давайте зачитаем статью 1 из Конституции.
- Какие обязанности и права граждан вы можете назвать?
- Какие государственные праздники вы знаете?
-На каждой парте лежат карточки с датами и названиями праздников.
Задание: соотнесите даты государственных праздников с их названиями.(обучающимся раздаются карточки)
12 декабря |
День Конституции |
12 июня |
День независимости России |
4 ноября |
День народного единства |
23 февраля |
День Защитника Отечества |
9 мая |
День Победы |
1 мая |
Праздник Весны и Труда |
1 января |
Новый год |
8 марта |
Международный женский день |
7 января |
Рождество Христово |
Учитель: В любом государстве есть свои государственные символы.
-Назовите их. (Это флаг, герб, гимн)
- Зачем нужны герб, флаг, гимн?
- Где можно увидеть изображение герба и флага России?
- Когда вывешивается флаг?
- Мы должны знать государственную символику как граждане нашей страны. Начнём разговор с первого государственного символа - флага.
- Всегда ли государственный флаг нашей Родины был таким, как сейчас?
Флаг- символ достоинства нации. На Руси он существовал с 10 века.
При царе Алексее Михайловиче-отце Петра I впервые появился флаг с сочетанием трёх цветов (иллюстрация) – белого, синего, красного. Выбор цветов для флага связан с тем, что издавна на гербе Москвы имелось сочетание этих цветов.
Пётр I передал бело-сине-красный флаг сначала военно-морскому, а потом торговому флоту. Военно-морской флот взамен получил Андреевский флаг. Андреевский этот флаг называли по имени святого Андрея Первозванного. Святой Андрей считался покровителем мореплавателей, сам был рыбаком, и поэтому крест на флаге голубого цвета.
Во второй половине 19 века в России появился чёрно-жёлто-белый флаг (иллюстрация). Цвета объяснялись так: чёрная и жёлтые полосы соответствовали чёрному орлу и жёлтому полю герба России, а белая полоса - белому всаднику на гербе.
Но уже к концу 19 века Россия вернулась к бело-сине-красному флагу (иллюстрация). Россия в то время была уже многонациональным государством. И эти цвета означали единство русских (красный), украинцев (синий), белорусов (белый). Кроме того эти цвета с глубокой древности символизировали откровенность и благородство (белый), верность и честность (синий), мужество, смелость, любовь (красный). Бело-сине-красный флаг оставался государственным до 1917 года.
8 апреля 1918 года трёхцветный флаг был заменён красным с изображением серпа, молота и звезды (иллюстрация) После событий августа 1991 года красный флаг ликвидируется.
21 августа 1991года бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны (иллюстрация)
На всех государственных флагах должен быть изображён другой символ государства это герб.
Герб – отличительный знак государства, города или знатного рода. Герб нашей страны также менялся в разные времена. Вот так герб выглядел в 15-17 века (иллюстрация). Герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея и двуглавого орла. Первое изображение связано с гербом Москвы. Двуглавый орел пришел к нам из Византии. Когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора, Византия была уже захвачена турками. И Русь, как бы в наследство, приняла герб Византии. На котором был изображен двуглавый орел. Изображение орла обозначало власть, зоркость, честность. Менялись у герба отдельные детали появились скипетр, держава и корона (знаки императорской власти). Таким герб был в 19 веке.
После Октябрьской революции герб выглядел так (иллюстрация).Это был герб РСФСР (Российская Советская Федеративная социалистическая республика). На нем изображены серп, молот и колосья, которые обозначали единство рабочих и крестьян и мир.
После революции Российская империя распалась на несколько государств, которые в 1922 году объединились в одно государство – СССР. При создании герба СССР использовались символы герба РСФСР, снопы были обвиты красной лентой с надписями на 15 языках, по числу союзных республик (иллюстрация)
30 ноября 1993 года Указом президента вводится новый герб по образцу герба Российской империи (иллюстрация). На нем изображение двуглавого орла, в лапах которого символы власти, а на груди всадник в копья, поражающий змея.
- А сейчас, ребята, прослушайте произведения (звучит «Интернационал», «Варшавянка», «Славься», «Государственный гимн РФ»).
- Почему прослушивая последнее произведение вы встали?
- Кто автор слов и музыки? (С. Михалков, А. Александров)
- Где и когда можно услышать Государственный гимн?
- Какие чувств у вас возникают при прослушивания гимна? (торжественность, чувства гордости за Родину).
- Как нужно слушать гимн?
Гимн также имеет свою историю. Дореволюционный гимн – боже царя храни. Советский гимн был также на музыку Александрова. С 1991 года по 2000 год гимн без текста на музыку Глинки.
С символами нашего государства мы познакомились, а кто же стоит во главе государства Российского? (В.В.Путин). Как и любой государственный деятель он старается преодолевать возникающие проблемы в стране, сложные ситуация, которые могут возникать из-за того, что Россия очень огромная по своей территории страна, многонациональная.
Совсем скоро 2 марта состоятся выборы нового президента. Наш народ должен проявить сознательность и прийти на выборы, ведь каждый гражданин должен решать судьбу своей страны.
- Ребята, а кто является губернатором нашей области?
- А мэром нашего города?
Подведем итог:
- Россия находится на материке ……
- Символы нашего государства ….
- Национальный флаг состоит из ….. цветов.
- Герб состоит из элементов ….
- Настоящий президент Российской Федерации …..
- Где могут пригодиться знания?
У каждого человека есть своя малая родина - город, село… , но для всех нас единая родина –это Россия. И мы должны беречь её, знать её историческое прошлое и умножать её богатства.
Ученица: Берегите Россию – нет России другой
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе …
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.