Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Оценка 4.9
Конкурсы
docx
география
7 кл
31.05.2017
Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках .docx
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии Цель: активизации познавательной деятельности учащихся на уроках через использование нетрадиционных методов обучения. Задачи: выявить формы обучения, методы, приемы, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний; распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Актуальность Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. Новизна: Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Практическая значимость: В последние годы наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности. Работа над проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Несколько лет я направляю свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии и биологии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков. Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы (Табл. 1). Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся Таблица 1 Уровни Типы заданий Репродуктивный Рисунок Сообщение Чайнворды, кроссворды, ребусы Игра “термин – понятие” Развитие психических процессов Воображение Устная речь, память Мышление, память, внимание Память, внимание Частично- поисковый Исследовательск ий Рассказ с ошибками Составление логических цепочек Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) Путешествие Решение географических задач Составление образа территории Внимание, память Внимание, логическое мышление Внимание Внимание, память, мышление, воображение Внимание, логическое мышление Внимание, память, логическое мышление, воображение В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу. Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них: 1. Создание проблемных ситуаций Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задание: «Какие климатообразующие факторы определяют климат Казахстана? Покажите схематически». 2. Технология опорных конспектов Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 5–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации, облегчает подготовку к ЕНТ во время повторения в старших классах. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф. 3. Дидактические игры: “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Угадай” и т.д. Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры- минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности. 4. Творческие работы Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление кроссвордов, изготовление аппликаций, сообщения, доклады, презентации и т.д. 5. Использование на уроке дополнительной литературы Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания. На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе … А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д. При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь. Буря мглою небо кроем, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. 6. Работа с картой Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично- поисковом и исследовательском. Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”. Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”. И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы (Табл. 2). Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Таблица 2 Формы рельефа 1.Восточно-Европейская равнина и т.д. Тектонические структуры Полезные ископаемые Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем 7. Ребусы Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах. Активизация познавательной деятельности на уроках географии В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности на уроках географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно- ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока. Решению этих задач способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты. Использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности. Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению географии в учебном кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий и иллюстраций “Природа Южных материков”, “По Северным материкам”, “Белгородской области – 50 лет”, “Россия – Родина моя”. Выставка горных пород и минералов “Полезные ископаемые Белгородской области” позволяет ребятам наглядно познакомиться с минеральными ресурсами родного края, а учебные пособия больше узнать об их составе и размещении по территории Белгородской области. В состав выставки “Путешествие к Чёрному морю” входят раковины морских моллюсков, поделки из них, крабы разных размеров, шишки крымской сосны и гималайского кедра из Никитского ботанического сада. В организации этой выставки активное участие принимали ребята. Позволяет формировать и развивать познавательный интерес сменная выставка коллекции марок “По странам и континентам”, где представлены марки различной тематики из многих стран мира. Рассматривание, изучение марок вызывает у детей всех возрастов неподдельный интерес. Вопросы: “Укажи марку страны, которой нет на карте”, “Назови денежную единицу, которая больше не имеет хождения в этой стране” активизируют внимание, побуждают учащихся к поиску дополнительной информации, работе с дополнительной литературой. С целью расширения кругозора школьников, систематизации их работы с дополнительной литературой, различными источниками географической информации в кабинете создана библиотечка художественной, научно-популярной, справочной литературы по географии и охране окружающей среды, в которой имеются также журналы “Вокруг света”, изданные в разные годы. В ходе работы над проблемою я пришла к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся. Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я разработала конкретно программные пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса, который является источником активизации познавательной деятельности учеников. В области обучения – придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в этом направлении предлагаю: 1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения; 2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности; 3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей; 4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом: 5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов. В организации процесса учения – предлагаю всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности: 1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому курсу наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями; 2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении; 3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода; 4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту; 5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли; 6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов заданий различной степени сложности, предлагать их свободный выбор. Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагаю: 1. Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи; 2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства; 3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам; 4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся; 5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы; 6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других; 7. Рекомендовать дополнительную литературу; В области внеклассной работы деятельность должна быть направлена на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтому предлагаю поставленные во внеклассной работе задачи решать самыми различными формами, какие получили достаточную апробацию в опыте школ: А) Вечера вопросов и ответов; Б) Конкурсы смекалки; В) КВН; Г) Вечер веселой викторины; Д) Диспуты; Е) Школьные издательства; Ж) Исследования, наблюдения с определенным заданием или без него; З) Познавательные игры, игры – путешествия. На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:  выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;  вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;  готовить выступления перед товарищами в классе;  направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала. Перед индивидуальной работой с учащимися ставлю две задачи: a) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся; б) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление познавательных процессов и склонностей учащихся; в) активизация познавательной деятельности учащихся. Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала. На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором уже развивается творческое мышление, я считаю, можно использовать проблемное обучение, а также частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации. Системная работа в этом направлении на уроках географии позволила мне добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, дети на протяжении последних лет уверенно занимают призовые места в районных олимпиадах, возрос интерес к изучению географии.

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"

Внеклассное мероприятие по георафии в 7 классе ГеоКВН "Знатоки географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017