Внеклассное занятие "Сороки"
Оценка 4.9

Внеклассное занятие "Сороки"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
doc
психологическая работа +2
Все классы
14.05.2017
Внеклассное занятие "Сороки"
Представленный материал для детей начальной школы знакомит детей с народным календарем, в частности , с праздником "Сороки", Это занятие можно проводить совместно с родителями, которые помогут провести ряд конкурсов, организовать подготовку в приготовлении печеных "сорок", при этом будет присутствовать и дух соревнований!
Кузнецова ЕВ Народные раздники Сороки.doc
Внеклассное занятие «Сороки»  Программное содержание:  Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки».  Продолжать знакомить с частью традиционной культуры русского крестьянина,  отраженной в народном (земледельческом) календаре и тесно связанной с ним.  Развивать образное восприятие истории нашего прошлого, способность  самостоятельно мыслить.   Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков. Предварительная   работа:   акцентировать   внимание   детей   на   прогулках   на окружающем   мире.   Познакомить   с   понятиями:   земледельческий   календарь. Познакомить   с   книгами,   иллюстрациями   по   теме.   Прослушивание   аудиозаписи (голоса птиц). Поэтическое слово, пословицы, поговорки, заклички. Экскурсия в музей.   Методические   приемы:   игровой,   показ,   пояснения,   беседа   по   вопросам, художественное   слово,   рассматривание   иллюстраций,   дидактические   игры, словесные   игры,   поощрения,   работа   со   схемами.   Методическое   сопровождение: конверт, схема весны, календари: настенный, настольный, ежедневник, отрывной, маленький   карманный;   схемы   пословиц;   испеченные   из   теста   «Жаворонки».   На каждого ребенка: дидактическая игра «Узнай птицу», «Дневничок – здоровячек», карандаши цветные, фломастеры. Ход занятия Педагог ­ Кто­то бросил мне в окошко,                   Посмотрите, письмецо.                   Может, это лучик солнца,                   Что щекочет мне лицо?                   Может, это воробьишка, пролетая, обронил? ­ Ребята, вам хочется узнать, от кого пришло письмо? ­ Письмо зашифровано в виде таблиц. Но мы с вами и по таблицам догадаемся, кто же  нам письмо прислал. Показываю детям мнемо­таблицы и решаем, что это весна  нам письмо прислала. А потом из конверта достаю маленький календарик. ­ Что это? Какие календари вы знаете? (Большие настенные, украшенные картинками, портретами   знаменитых   артистов;   настольные   для   деловых   людей,   специальные ежедневники   блокноты,   тематические   для   детей,   женщин,   маленькие   карманные, отрывные настенные). ­ Зачем нужен календарь? (Современный человек всю свою жизнь сверяет с календарем учеба, работа, праздники, дни рождения, отпуск). ­ Потребность в измерении промежутков времени возникла еще в глубокой древности. (Впервые   у   народов   древности,   ведущих   кочевой   образ   жизни,   появился   лунный календарь.   Когда   люди   стали   заниматься   земледелием,   появился     земледельческий календарь). ­ Лунным календарем пользуются и сейчас. Кто? Как? Полная зависимость от природы заставляла земледельца быть тонким наблюдателем, замечать изменения в природе и устанавливать   связь   одних   явлений   с   другими.   По   народным   представлениям   две половины года взаимно влияют друг на друга. Отсюда в приметах, пословицах так много сравнений. ­ Давайте и мы с вами с помощью пословиц сравним весну и осень. (По схемам дети вспоминают   пословицы):  «Весенний   дождь   растит,   а   осенний   гноит»   (Рисунок   1); «Увидел скворца – весна у крыльца» (Рисунок 2); «Весна и осень – на дворе погод восемь» (Рисунок 3); «Весна с цветами, а осень с пирогами» (Рисунок 4); «Весной ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи».  ­ Сколько месяцев у каждого времени года? ­ Назовите весенние месяцы? ­ Как в народе называли март? («капельник», «протальник», «утро весны»). ­ Как называли апрель? («водопол»,«снегогон», «прилетень», «березень»). ­ Как называли май? («травень», «цветень», «розоцвет»). ­   А   какие   еще   дни   в   марте   регулировали   трудовую   и   хозяйственную   деятельность крестьян. (Василий – капельник; С Василия весна идет. С крыш капает, а за нос цапает. Евдокия ­ плющиха 14; «Герасим – грачевник»; «Сороки») ­ С 22 марта и до Зосимы – пчельника (30 апреля) считается, что должно быть сорок утренних   морозов.   Если   утренники   с   этого   дня   продолжаются   постоянно.   То   лето будет теплое. На сороки обычно хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сороки – святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:  Мороз, красный нос  Вот тебе хлеб и овес  А теперь убирайся, Подобру­поздорову. Верили, что наевшись хлебных шариков, мороз уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных весенних работах. Еще на «Сороки» пекли «Жаворонков» и в этот день ­ день был равен ночи. Физминутка.  Жаворонки, Жаворонки прилетите!  Красну весну принесите!  Зиму холодну  унесите!  Зима нам надоела,  Весь хлеб у нас поела! ­ Мы не зря с вами о птицах вспомнили. Сейчас будет задание для вас. Перед вами карточка. Возьмите первую букву от названия каждого нарисованного здесь предмета – и запишите ее в «Дневничке – здоровячке» получите название птицы, которая с юга прилетела, а затем вспомните примету, связанную с этой птицей.  Дидактическая игра «Узнай птицу и скажи примету».  Приметы: Журавушка курлычет – весть о тепле передает. Прилетел кулик из­за моря – вывел весну из затворья. Жаворонки звонко поют на лету – к ясной погоде. Ласточки летают высоко – дождик далеко, ласточки летают низко – дождик близко. Соловей всю ночь поет без перерыва – к ясному знойному дню. Если скворцы сидят смирно и их не слышно – к дождю. Если грачи поднимаются высоко и стрелой опускаются на землю ­ к дождю. Если кукушка кукует регулярно – к теплой погоде. Если кукушка издает звуки похожие на кваканье – к дождю. Если зяблик, сидя на ветке, тихо щебечет – к дождю. ­ Кто закончил задание рисует в «Дневничке – здоровячке» весеннюю картинку. ­ А теперь ребята давайте с вами вспомним, как и о ком в народе говорят, используя  названия птиц: Могучий, как (орел).  Вольный, как (птица).  Мудрый, как (ворон).  Верный, как (лебедь).  Взгляд зоркий, как у (сокола). Желторотый, как (птенец).  Болтает и трещит, как (сорока).  Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь).  Какие птицы едят грибы? (глухари).  Кто кукует у кукушки? (самец).  Какая птица выше всех летает? (орел).  Какая птица лучший бегун в мире? (страус).  У какой птицы самый длинный язык? (у дятла).  У какой птицы крылья покрыты чешуей? (у пингвина).  Какая птица кричит как кошка? (иволга). Ребята посмотрите, а у нас в конверте еще что­то осталось. (Вместе с детьми достаем из конверта карманные календарики). ­ Это сюрприз для вас. Возьмите эти календарики на память.

Внеклассное занятие "Сороки"

Внеклассное занятие "Сороки"

Внеклассное занятие "Сороки"

Внеклассное занятие "Сороки"

Внеклассное занятие "Сороки"

Внеклассное занятие "Сороки"

Внеклассное занятие "Сороки"

Внеклассное занятие "Сороки"

Внеклассное занятие "Сороки"

Внеклассное занятие "Сороки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017