Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Обществознание» 5 класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель истории и обществознания,
Соколова А.Г.
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 5 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.
Актуальность разработки и создания программы обоснована ее ориентированностью на углубленное изучение курса обществознания основной средней школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа рассчитана на 34-35 часов (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 17 часов теории и 17 часов практики.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
-критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
-решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Основные задачи курса:
1. Изучение тем по курсу;
2. Применение полученных знаний в практической подготовке;
3.Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты, интеллект-карты.
Формы и методы контроля образовательного результата.
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;
-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты заключаются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
• умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей.
Адаптация программы для учеников с ОВЗ
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ
Содержание теоретической части курса:
Введение –1 час:
Знакомство учеников с основными структурными и содержательными характеристиками предмета «Обществознание».
Раздел 1. Человек – 8 часов.
Цель жизни человека. Ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.
Раздел 2. Семья – 5 часов.
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Раздел 3. Школа – 6 часов.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы.
Раздел 4. Труд – 6 часов.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Глава 5. Родина – 6 часов.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Государственные символы России.
Итоговое повторение и контроль –2 часа
Итоговое повторение и мониторинг.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Основные вопросы |
Дата |
Количество часов |
|||
Теория |
Практика |
||||||
Введение – 1 час |
|||||||
1 |
Знакомство учеников с основными структурными и содержательными характеристиками предмета «Обществознание»
|
Основные структурные и содержательные характеристики обществознания. |
1 |
||||
Раздел 1. Человек – 8 часов |
|||||||
1 |
Цель жизни человека |
Человек. Общественные отношения, виды общественных отношений, общество и природа, взаимосвязь общества и природы; основные сферы общественной жизни потребности, способности. |
1 |
||||
2 |
Ценность человеческой жизни |
1 |
|||||
3 |
Природа человека |
1 |
|||||
4 |
Человек – биологическое существо |
1 |
|||||
5 |
Отличие человека от животных наследственность. Практический тренинг. |
1 |
|||||
6,7,8 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации на темы: «Наследственность»; «Отрочество – особая пора жизни»; «Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем» |
3 |
|||||
Раздел 2. Семья – 5 часов |
|||||||
1 |
Семья и семейные отношения. |
Семья. Роль семьи в жизни подростка. Семейный Кодекс. |
1 |
||||
2 |
Семья под защитой государства. |
1 |
|||||
3 |
Виды семей. |
1 |
|||||
4 |
Практический тренинг на тему: «Отношения между поколениями» |
1 |
|||||
5 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации по теме: «Семейные ценности и нормы» |
1 |
|||||
Раздел 3. Школа – 6 часов |
|||||||
1 |
Роль образования в жизни человека. |
Образование. Зачем нужно образование в современном мире. Роль школы в жизни человека.
|
|
1 |
|
||
2 |
Значение образования для общества. |
1 |
|
||||
3 |
Ступени школьного образования. |
|
1 |
|
|||
4 |
Практический тренинг на тему: «Образование и самообразование» |
|
1 |
||||
5 |
Практический тренинг на тему: «Учеба – основной труд школьника» |
|
1 |
||||
6 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации на тему: «Учение вне стен школы» |
|
|
1 |
|||
Раздел 4. Труд – 6 часов |
|||||||
1 |
Труд – основа жизни |
Труд. Зачем человеку трудиться. Роль труда в жизни человека.
|
10.02 |
1 |
|
||
2 |
Содержание и сложность труда |
19.02 |
1 |
|
|||
3 |
Результаты труда |
26.02 |
1 |
|
|||
4 |
Заработная плата |
05.03 |
1 |
|
|||
5 |
Практический тренинг на тему: «Труд – условие благополучия человека» |
11.03 |
|
1 |
|||
6 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации на тему: «Благотворительность и меценатство» |
19.03 |
|
1 |
|||
Раздел 5. Родина – 6 часов |
|||||||
1 |
Наша Родина – Россия, Российская Федерация |
Родина, страна. Российская Федерация.
|
|
1 |
|
||
2 |
Субъекты Федерации |
|
1 |
|
|||
3,4,5 |
Практический тренинг на темы: «Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине» |
|
|
1 |
|||
6 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации по теме «Государственные символы России» |
|
|
3 |
|||
Итоговое повторение и контроль – 2 часа |
|||||||
1 |
Урок обобщения полученных знаний |
Повторение, итоговый тест |
|
1 |
|
||
2
|
Работа над ошибками |
|
|
1 |
|
||
|
Итого |
17 |
17(18) |
||||
Библиографический список:
Школьные учебные пособия:
1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 кл.- М.Просвещение, 2013.
2. Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.В: обществознание. 5 класс. Учебник. ФГОС. М.:Академкнига /учебник.,2018.-208с.
3. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание: рабочая тетрадь. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2015. –76с.
4. Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.
Психолого-педагогическая литература:
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.
3. Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции. –М.: Де-По, 2012. –340с.
4. Леонтъев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.–М., 1987.–340с.
5. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.
Интернет-ресурсы
1. Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)
2. Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)
3. Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»–URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)
4. Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания–Текст: электронный//Учебники–URL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.