Внеурочное занятие для обучающихся 7-8 классов по теме: «Мы сами создаем свою Родину»
Оценка 4.6

Внеурочное занятие для обучающихся 7-8 классов по теме: «Мы сами создаем свою Родину»

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл—8 кл
01.04.2023
Внеурочное занятие для обучающихся 7-8 классов по теме: «Мы сами создаем свою Родину»
Воспитанникам в увлекательной форме предлагается узнать о гербе, национальном составе города-героя Волгограда.
Внеурочное занятие Мы сами создаем нашу родину.docx

Внеурочное занятие для обучающихся 7-8 классов по теме: «Мы сами создаем свою Родину»

Цель: пробуждение интереса к изучению отечественной истории и
культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и
конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней;
формирование представления о культурном и историческом единстве
российского народа и важности его сохранения.

Задачи:

Сформировать образ города, перспективного для будущей жизни обучающихся;

Способствовать развитию познавательной активности обучающихся;

Расширить краеведческий кругозор воспитанников.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая
память и преемственность поколений, самореализация и развитие.

Оборудование: компьютер с проектором для демонстрации презентации, аудиотреков и видеоролика, раздаточный материал, бумага А4, клей, ножницы, фломастеры, карандаши.

 

Ход занятия

I. Вступление.

Учитель: Ребята, здравствуйте. Я рада вас видеть сегодня в нашем классе и хочу пожелать вам хорошего настроения и активности не только на протяжении всего занятия, но и учебной недели.

II. Основная часть.

1.      Сообщение темы занятия.

Учитель: Сегодня мы будем говорить на очень важную для каждого из вас тему, а что это за тема, вы узнаете, отгадав загадку:

 

Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,

Живёшь в том доме светлом ты и все твои друзья.

                                                                   (Родина)

Учитель: И тема нашего классного часа звучит так: «Мы сами создаем свою Родину».

2. Просмотр видеоролика.

(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/ и прослушивания песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?»)

Вам понравился ролик?

Какие кадры из этого ролика вы запомнили?

Понравилась ли вам песня? (Ответы учащихся)

 

Учитель: Как каждый из нас понимает слово «Родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.

Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о Родине. А что такое Родина, как вы думаете? (Ответы учащихся)

Учитель: Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. 

Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране.

 

 

1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н: Москва - его р. Индия - р. шахмат.

2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.

3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.

4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.

5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.

 

 

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?

 В ходе обсуждения, учащиеся могут прийти к выводу, что «Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он являетс».

Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете, у вас есть «малая Родина»? Как она называется?

Наша малая Родина – это наш город-герой Волгоград.

Учитель: Мы живем на берегу великой русской реки – Волга. Кто знает название песен или песни, где упоминается наша река? (Ответы учащихся)

Учитель: Невозможно научиться любить Родину и гордиться ею, не зная истории своей страны, своего края. С чего у вас начинается образ Родины? У одного с улицы, у другого с района, у третьего с города, в котором живет. И чтобы понятие «Родина» для вас не было абстракцией, изучайте историю, природу и культуру родного края, малой Родины.

Учитель: Ребята, сложите пословицы о Родине, о малой Родине. (На слайде разрозненные части пословиц, работа в группах)

Без любви к человеку нет любви к родине.

В каком народе живешь, того обычая и держись.

В родном краю сокол, в чужом — ворона.

Где родился, там и пригодился.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Родная земля и в горсти мила.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!

 

3. Образ Царицына – Сталинграда – Волгограда глазами современников

Учитель: Образ – живое, наглядное представление о нашем городе, которое сложилось в сознании людей. Любой образ субъективен, но тем он и интересен. Результаты опроса общественного мнения показали, каким видят волгоградцы образ родного города: сторожевая крепость на Волге, небольшой захолустный уездный городишко, крупный торговый и промышленный центр на Юго-востоке России, город – солдат в годы Великой Отечественной войны, современный город.

Учитель: Для многих и многих людей Сталинград, Волгоград стал самым дорогим городом.

Символично звучат слова Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова: «Более 50 лет я прослужил в Советской Армии, сражался за Родину и на Сибирской земле и на Украине, и в Белоруссии, и в центре страны. Но есть в огромной России город, которому отдано мое сердце. Жизнь моя неразрывно связана с городом на Волге, который вошел в историю как Сталинград».

Маргарита Константиновна Агашина в 1985 году сказала: «С 1951 года я живу в Волгограде. Его судьба, его люди, его стройки – все это учило и учит меня жить... Если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала». И в своих стихах поэтесса неоднократно признавалась в любви родному городу: «Я люблю тебя, как человека, праздник мой – город мой, Волгоград!».

 

4. Творческий конкурс «Волгоград нашими глазами» (работа по группам)

1) Задание: Создать почтовую марку, символизирующую наш город (обучающимся предоставляются бумага, клей, фломастеры и силуэт марки, небольшие фотографии знаковых мест Волгограда, чтобы они могли выбрать и наклеить на марку).

https://urok.1sept.ru/articles/601591/img1.jpg

2) Представление творческих работ, выбор лучшей работы.

 

5История герба Царицына – Сталинграда – Волгограда

Герб – символический опознавательно-правовой знак, составленный и утвержденный по определенным правилам, служащий постоянным отличительным определителем человеку, роду, городу, региону, государству и т.д.

И в городском гербе, история которого началась в XVIII веке, нашли свое отражение все образы нашего города. Сторожевая крепость на Волге, небольшой захолустный уездный городишко, крупный торговый и промышленный центр на Юго-востоке России, город – солдат в годы Великой Отечественной войны, современный Волгоград.

Игра «Герб нашего города»

Создайте собирательный образ нашего города, объяснив символическое значение каждой из предложенных частей герба Волгограда.

https://urok.1sept.ru/articles/601591/img3.jpg

Медаль «Золотая звезда»

https://urok.1sept.ru/articles/601591/img4.jpg

Неприступная крепость на Волге.

Зубцы красной крепостной стены

Мужество, героизм, город-герой, город-солдат.

Нижняя часть герба голубого цвета

Великая битва на Волге, героическое прошлое нашего города.

Шестерня, золотистого цвета сноп пшеницы

Развитая промышленность и индустрия города, изобилие волгоградской земли.

Лента медали «За оборону Сталинграда».

Великая русская река Волга

 

Конкурс знатоков городского герба

https://urok.1sept.ru/articles/601591/img2.jpg 

Учитель: Перед вами проект Царицынского герба, который был отклонен Герольдмейстерской конторой, объясните почему. (Ответы учащихся)

https://urok.1sept.ru/articles/601591/img5.jpg 

Учитель: Найдите ошибку на изображении Царицынского герба. (Ответы учащихся)

https://urok.1sept.ru/articles/601591/img6.jpg 

Учитель: Объясните, почему Царицын не имел права использовать герб в таком варианте.

Ответы:

Городская или башенная корона в геральдике указывает на статус города. Использованная в проекте золотая башенная корона с пятью зубцами, полагалась губернским городам с населением более 50 тысяч человек. Царицын же был уездным городом. Кроме того, по правилам геральдики было не допустимо, чтобы городская корона была размещена выше императорской, и проект отклонили.

В нижнем поле герба стерляди были серебряными, а не золотыми.

В гербе использованы статусные знаки, которые полагались губернскому городу – золотая императорская корона и венок из дубовых листьев обвитый Андреевской лентой, а Царицын был уездным городом.

 

6. Национальный состав населения города

Учитель: Образ Царицына – Сталинграда – Волгограда – это смешение лиц разных национальностей. Население крепости Царицын и её окрестностей изначально было многонациональным.

Представители каких национальностей проживают в территории нашей области, нашего города?

Географический перекресток

Задание: На карту прикрепить карточки с названиями народов проживающих в Волгограде.

Мини-фестиваль народных традиций (знакомство с традициями и с национальной кухней)

Учитель: Проживающие на территории города национальные общины сохраняют культурные традиции своего народа. И самое яркое и интересное – это национальные праздники.

Выступление нескольких учащихся с мини – сообщениями о традициях и блюдах национальной кухни нескольких народов, проживающих на территории Волгограда.

 

Блиц-опрос:

1.      Автор первого изображения Царицына. (Адам Олеарий)

2.      Первые жители нашего города. (Стрельцы)

3.      Что символизирует голубой цвет на гербе Волгограда. (Волгу)

4.      Народ, основавший колонию Сарепта. (Немцы)

5.      Сколько направлений ветров бывает в одном из микрорайонов Дзержинского района. (Семь)

6.      Так назывался Царицын в начале своей истории, во время Гражданской и Великой Отечественной войн. (Крепость)

7.      Кочевой народ, расселившийся в Нижнем Поволжье в XVII веке. (Калмыки)

8.      Его имя наш город носил некоторое время. (Сталин)

9.      Религиозное культовое здание. (Храм)

10.  Этот дом в дни Сталинградской битвы защищали представители 9 народов. (Дом Павлова)

11.  Отличительный символический знак города. (Герб)

 

Игра «Кто быстрей» (по группам): Выберите правильный вариант ответа, соответствующую букву впишите в столбик слева. В случае верного ответа – вы прочитаете «волшебное» слово.

М

1. Сколько дней и ночей продолжалась Сталинградская битва?

а) 250
м) 200
в) 300

О

2. Этот жилой дом оборонял небольшой многонациональный гарнизон под командованием

а) Родимцева
о) Павлова
в) Жукова

Л

3. В каком году Царицын переименовали в Сталинград?

л) 1925 г.
б) 1924 г.
в) 1942 г.

О

4. В течение скольких дней обороняли дом, известный всему миру, как дом Павлова?

о) 58 дней
б) 200 дней
в) 68 дней

Д

5. В каком году Сталинград переименовали в Волгоград?

а) 1945 г.
д) 1961 г.
в) 1971 г.

Ц

6. Назовите фамилию основателя движения по восстановлению разрушенного
города.

а) Вучетич
ц) Черкасова
в) Павлов

 

Ы

7. На территории Волгограда проживает народов и этнических групп более…

ы) более 110
в) более 10
г) более 50

 

5. Подведение итогов.

Что нового узнали для себя, с чем познакомились?

Задание на дом для групп: Предложите новый проект городского герба, используя бумагу, фломастеры и памятку для составления городского герба.

https://urok.1sept.ru/articles/601591/img7.gif


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеурочное занятие для обучающихся 7-8 классов по теме: «Мы сами создаем свою

Внеурочное занятие для обучающихся 7-8 классов по теме: «Мы сами создаем свою

Запишите получившееся определение в тетрадь

Запишите получившееся определение в тетрадь

Волге, небольшой захолустный уездный городишко, крупный торговый и промышленный центр на

Волге, небольшой захолустный уездный городишко, крупный торговый и промышленный центр на

Нижняя часть герба голубого цвета

Нижняя часть герба голубого цвета

Учитель: Образ Царицына – Сталинграда –

Учитель: Образ Царицына – Сталинграда –

О 4. В течение скольких дней обороняли дом, известный всему миру, как дом

О 4. В течение скольких дней обороняли дом, известный всему миру, как дом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2023