«Урок по окружающему миру «Мы в ответе за тех, кого приручили»»
Выполнил(а):
учитель начальных классов
МОУ «Лицей г.Дедовск»
Крючкова Наталья Юрьевна
г. Истра, Московская область
2021 год
"Мы в ответе за тех, кого приручили"
«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом…» Эта уникальная по своей глубине фраза принадлежит педагогу Антону Семеновичу Макаренко. Он работал в сложное время, когда была разрушена система дореволюционного воспитания и строилась новая. Опыт А.С. Макаренко актуален и почти через 100 лет после его смерти.
Эта цитата вдохновила меня на проведение особенного урока по предмету «Окружающий мир». Как-то один из моих первоклассников рассказал историю о том, что его родители приютили бездомного котенка. Малыш оказался очень благодарным питомцем: тут же привык к лотку, не хулиганил…
Дети с высоты своего семилетнего возраста рассуждали о людях, которые выбросили того котенка. Мои малыши жалели бездомных животных. И я подумала, что об этом нужно с ними поговорить уже в рамках урока.
Юные сердечки открыты добрым делам... Это благодатная почва, на которой время сеять то, что спустя годы даст плоды доброты, милосердия, эмпатии…
Скажу честно, было непросто готовиться к уроку. Тема братьев наших меньших оказалась настолько пронзительной, что у меня на глаза то и дело наворачивались слезы, когда писала сценарий занятия. Дочь заметила это и спросила, почему плачу. Ответила, что мне горько, когда люди не думают о тех, кто может стать им настоящим другом…
Этот разговор оказался полезным: я увидела, как ребенок отреагировал. Струнки в детской душе он зацепил. Ну что… Вперед!
Когда прозвенел звонок, попросила учеников не открывать учебники. Сказала, что у нас сегодня будет урок в новом формате. Их глазки заблестели от любопытства.
Мы посмотрели вместе видеоролик. Он не оставил равнодушным никого. В классе воцарилась тишина. Было сложно сказать слово, так как на глаза наворачивались слезы. У мальчиков… У девочек…А потом, словно лавина, пронеслось гулом: «Нельзя бросать животных!».
Спустя час в мой мессенджер посыпались сообщения от родителей примерного содержания: «Ребенок попросил зайти в супермаркет, чтобы купить корм. Мы идем гулять и кормить бездомных кошек и собак». Позже многие родители рассказывали, что дети попросили отвезти их в приюты для бездомных животных.
Я надеюсь, что тот урок окружающему миру стал ценным для моих первоклассников. Многие из них посмотрели на братьев наших меньших иными глазами.
Сценарий урока:"Мы в ответе за тех, кого приручили"
Актуальность занятия: Часто дети видят на улицах городов и посёлков брошенных, бродячих животных. В ряде случаев такие животные представляют угрозу, нападая на людей и других животных. Нужно чтобы ребёнок и его родители, желая завести в доме животное, ответственно относились к принятию этого решения. Чтобы кошки и собаки не пополняли ряды бродячих животных.
Цель: познакомить детей с проблемой бездомных животных
Задачи:
· информировать о проблеме бездомных животных,
· сформировать положительные качества доброты, любви к окружающему миру.
· расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных;
· выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
· вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных (во дворах, в огороде) и о путях решения данной проблемы;
· воспитывать ответственность, сочувствие, отзывчивость к бездомным животным.
· корригировать умственную деятельность, долговременную память, развивать связную, монологическую и диалогическую речь.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа:
“Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не так давно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас... Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я? Меня забыли! – бежал за машиной щенок и жалобно лаял.
И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и ответственным псом.
Думая о своем печальном существовании, щенок добрался до какого-то здания. “А вот тот магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут меня искать, и придут к магазину?” – подумал щенок.
На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бродет и бродет по улицам города... А может это ваш Щенок???”
Сообщение темы
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем занятии? (о домашних животных, об ответственности людей за тех, кого они приручили”.
В начале нашей работы нами была выдвинута гипотеза, которую по окончанию работы мы должны будем подтвердить.
Гипотеза. Если каждый из нас будет задумываться, что мы в ответе за тех, кого приручаем, то бездомных животных будет на Земле меньше.
У А.Сент-Экзюпери есть замечательные слова “Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...”
3. Работа со словарем.
· Как вы понимаете эти слова?
· Ребята, а как вы думаете, что значит “приручить”? (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).
Приручить – сделать ручным, послушным. Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку (Словарь С.И.Ожегова).
· Кого можно приручить?
· Как это можно сделать?
· Каких животных приручают люди? Для чего они это делают?
На прошлой неделе мы с вами работали с вами над темой Такие разные собаки и такие разные кошки.
Какова будет цель нашего сегодняшнего занятия??
Дети:(как выбрать питомца и где взять его, а так же привлечь к проблеме бездомных животных учащихся и взрослых)
На прошлых занятиях мы делали поделки, аппликации, рисовали рисунки наших домашних питомцев.
4. Работа с выставкой «Наши четвероногие друзья»:
Участвовали в фотовыставке “Наши четвероногие друзья”
Стенгазета со своими питомцами.
Изучить литературу по уходу за домашними животными .Составили памятки по уходу за домашними животными.
Повторение правил работы в группе.
1.Группа
Почему люди заводят домашних животных?
В результате работы над газетой мы выяснили, что у учащихся нашего класса живут собаки, кошки, попугаи, рыбки, хомяки и даже черепаха.
Завести домашнее животное – это ответственный шаг. Чаще всего люди заводят домашних животных от одиночества или непонимания близких. Им хочется любви, тепла, ласки , понимания и они получают чаще эти чувства от животных.
Еще люди заводят домашних животных, потому что любят кошек, собак, попугаев, рыбок, хомяков. А еще потому, что хочется о ком-то заботиться, хочется, чтоб рядом был искренний друг.
2. группа
Как правильно подобрать домашнее животное?
Чтобы правильно подобрать домашнее животное необходимо:
· Обсудить всей семьёй, какого питомца хотелось бы иметь каждому члену семьи.
· Решить, какое животное может жить в доме;
· Кто будет ухаживать за животным;
· Куда деть животное в случае длительного отпуска и отъезда;
· Заводя домашнее животное, не стоит забывать, что за ними нужно ухаживать, что животным тоже нужна любовь и поддержка, которую они рады отдавать взамен, что это не просто зверюшка, для развлечения, а полноценный член семьи. И мы в ответе за того, кого приручаем.
3. группа
Каких животных можно держать дома и для каких животных нужны особые условия.
Дома можно держать кошек и собак, попугаев или канареек, рыбок, хомяков, морских свинок. Особые условия нужны для рыбок- им нужен аквариум, чистая вода, для хомячка и морской свинки домик с ватой, ванночка с водой, для попугаев клетка.
Чаще всего люди заводят кошек. А самый лучший помощник и друг человека это собака. Она может охранять дом или своего хозяина.
4 группа.
Почему появляются бездомные животные?
Какие меры надо принимать, чтобы было меньше бездомных животных?
· И начнем мы со стихотворения.
· Однажды я встретил бездомную кошку:
· Как Ваши дела?
· Ничего, понемножку...
· Я слышал, что Вы тяжело заболели...
· Болела.
· Так значит, лежали в постели?
· Лежала на улице много недель
· Бездомной, мне некуда ставить постель.
· Подумал я: “Странно, что в мире огромном.
· Нет места собакам и кошкам бездомным”.
Откуда на улицах появляются бездомные животные?
Так откуда же берутся бездомные животные на улицах города? Виной всему человек. Бездомные животные - это выброшенные, потерявшиеся собаки и кошки, а также те, которые родились на улице. Люди часто заводя животное не думают о том, какую ответственность на себя берут. Не справляясь с животными или устав от них люди выгоняют их на улицу.
Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.
Каждый год с наступлением осени в пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки т кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода, другие – от холода, третьи под колесами машин и поездов.
Причины, по которым животные становятся бездомными
· Отказ хозяина от своего любимца (нашкодит любимец, надоест хозяевам)
· Хозяева больше не могут прокормить питомца, т.к. нет денег
· Невнимательность хозяев во время прогулок (животное остается без присмотра, заиграется, убегает и теряется)
· Рождение новых бездомных животных прямо на улице.
Клип “Бездомные животные”. https://youtu.be/tH69UOzzqh8
5 группа
Как решить проблему бездомных животных?
Мы считаем, чтобы было меньше бездомных животных нужно строить для них приюты.
Искать хозяев для бездомных животных дав объявления.
Выпускать листовки в защиту животных.
Если вы не можете взять его или её к себе домой то возьмите дома какие либо тряпки желательно тёплые и на стелите в уголке....
Можно взять немного еды из дома и покормить животных, только нужно это делать вместо со взрослыми!!!
Итог занятия:
Как оказалось, многие ребята хотят завести домашних любимцев. Но либо квартирные условия не позволяют, либо родители беспокоятся, что некому будет ухаживать за ними.
Ведь наличие дома животных – это не только радость, но и огромная ответственность.
Учитель:
Где взять питомца?
Выбрать питомца определенной породы тебе помогут в специальных ассоциациях: кинологической или фелинологической . Там ты сможешь узнать все необходимое о той или иной породе. У щенков и котят, которые берут в таких ассоциациях , есть документы где указана их родословная. А еще друга можно найти в приюте для бездомных животных. Там держат собак и кошек, которые по каким –то причинам оказались беспризорными. У них нет документов, подтверждающих их породистость, но они такие же верные друзья, как породистые собратья.
Учитель:
Друзья, хочется вам дать добрые советы:
Друзья, никогда не избавляйтесь от своих домашних любимцев, поскольку, предав их любовь и доверие, вы можете стать виновниками их смерти
Будьте внимательны. Всегда проверяйте поводки и ошейники.
Обязательно прикрепляйте к ошейнику табличку с данными на любимца и вашими телефонами, чтобы люди могли вам его вернуть.
Итак, ребята, давайте подведем итог нашей работы.
1. Заключительное слово учителя:
Ребята, помните! Человек, предавший собаку, которая стала для хозяина его тенью, сможет предать и друга, товарища, не оказать ему помощь в трудной ситуации.
“Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека”
Заботьтесь о своих питомцах и помните: “Мы в ответе за тех, кого приручили.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.