Внимание
Внимание – избирательная направленность нашего восприятия.
Именно внимание, за которым стоят наши истинные интересы и потребности,
помогает нам успешно ориентироваться в окружающем мире.
Только то, что нам по-настоящему интересно, оказывается в центре нашего
сознании. Все остальное воспринимается слабо и неотчётливо.
В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека
настоящую значимость, которая определяется соответствием нашим актуальным целям и
потребностям.
К свойствам внимания относят его концентрацию, объём, устойчивость,
распределение и переключаемость – все они непосредственно связаны с повседневной
жизнью человека.
Одним из главных свойств является концентрация – удержание внимания на какомлибо объекте. Мы выделяем «объект» из общего фона фигуры и концентрируем на нем свое
внимание.
Объём – это количество объектов, которые охватываются вниманием
одномоментно.
Объём внимания обычно варьируется у взрослых в пределах от 5 до 9 объектов. Эта
закономерность еще называется «Магическим числом СЕМЬ плюс-минус ДВА» или
законом Миллера.
А вот у школьников эта цифра колеблется от ДВУХ до ПЯТИ. Человек с бОльшим
объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений и событий.
Объём внимания может быть расширен путём тщательного изучения объектов в той
ситуации, в которой их приходится воспринимать.
Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объём внимания повышается,
и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной
или малопонятной ситуации.
Объём внимания опытного, знающего свое дело человека будет больше, чем объём
внимания человека неопытного.
Устойчивость внимания характеризуется длительностью, в течение которой
концентрация внимания сохраняется на одном уровне.
Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность
раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.
Еще важным свойством внимания является распределение и переключаемость.
Распределение помогает удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов
или действий. А переключаемость позволяет менять фокус сознания с одного предмета на
другой. Когда эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.
Ученые выделяют несколько типов внимания: непроизвольное, произвольное и
послепроизвольное.
Непроизвольное (или пассивное) внимание
Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор его направления. Оно
устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В его
основе лежат неосознаваемые установки. Возникновение непроизвольного внимания
может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя. Иногда
непроизвольное внимание может быть полезным как в работе, так и в быту. Оно даёт нам
возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые
меры.
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение
для успеха, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в
целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают
наше внимание и мешают сосредоточиться.
Произвольное внимание.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с
процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять
сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является его
сопровождение переживанием волевого усилия. Причём длительное поддержание
произвольного внимания вызывает утомление – зачастую даже большее, чем физическое
напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряжённой
работой: путём переключения на более лёгкие или интересные виды действия. Или же
вызывать у человека сильный интерес к делу, которое требует напряжённого внимания.
Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует своё внимание и
дальше, уже без волевого напряжения, внимательно следит за изучаемым материалом. Его
внимание становится теперь вторично непроизвольным, или послепроизвольным. Оно
будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие
утомления.
Произвольное внимание разделяют на собственно произвольное внимание; волевое
внимание и внимание ожидательное. Послепроизвольное внимание – это тот вид внимания,
при котором человек осуществляет сознательный выбор объекта внимания. Однако
отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания.
К еще одному типу внимания относится внимание сценическое.
Станиславский писал: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя
не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только
фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть
наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки
людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только
по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».
Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент
актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди: им свойственно отвлечение и
рассеянность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного
предмета на другой – признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время
нахождения на сцене, в какой бы роли он ни находился.
Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия. В быту
внимание – это объективная концентрация на предмете или мысли. А в театре –
целенаправленный акт искусства. Оно помогает актёру развить чувство правды,
эмоциональную память, образно говоря, «быть по эту сторону рампы».
На мой взгляд, через процесс восприятия, именно сценическое внимание открывает
дверь в пространство важнейшего “навыка будущего” – эмоционального интеллекта.
Тренировать сценическое внимание для собственного развития или в рамках работы
с детьми, можно по-разному.
Первая и одна из наиболее важных задач – научиться концентрироваться на
конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей.
Для этого вы можете вспомнить известную вам картину, и постараться понять, какие
эмоции испытывают люди, изображенные на ней. Попробовать воспроизвести эту
ситуацию. Подумать, что было за минуту до нее, или какое действие произойдет после.
Здесь включается воображение и фантазия.
Или попробуйте по доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в
воображении детальную картину происходящего за окном: что происходит? кто принимает
участие в этом? чем это может кончиться?
А можно нащупать в кармане несколько предметов и с помощью пальцев
попробовать выяснить что это за предметы, представить их историю.
«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни
артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и
вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Этими словами Станиславский
объясняет важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам НЕНАСТОЯЩИМ,
которые существуют лишь в вымышленной истории, в которой живёт актер.
Попросите коллегу детально, не упуская ни одной мелочи, описать дорогу, по
которой он в детстве ходил в школу, не упуская ни одной мелочи. Расспросите его не только
о физических объектах, но и о звуках, о его переживания. С его слов нарисуйте детальный
план это дороги.
Это поможет развить вам произвольное внимание, в котором реальность граничит с
фантазией и воображением.
Если вы возьмете коробок спичек и попробуете посчитать их, вытаскивая по одной
и одновременно рассказывая стихотворение или сказку – здесь будет работать уже ваше
многоплоскостное внимание.
«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни». Он должен
постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них – внимание,
тренируется наблюдательностью. По сути, нужно к окружающему миру относиться как
Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны
охарактеризовать предмет.
На протяжении недели ведите дневник, записывая туда образы и характеры
прохожих, с которыми вы встречаетесь на улице, в метро... Это будет лучшей тренировкой
вашего внимания, восприятия и эмоционального интеллекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.