Внимание

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внимание.docx

Внимание

Внимание – избирательная направленность нашего восприятия.

Именно внимание, за которым стоят наши истинные интересы и потребности,

помогает нам успешно ориентироваться в окружающем мире.

Только то, что нам по-настоящему интересно, оказывается в центре нашего

сознании. Все остальное воспринимается слабо и неотчётливо.

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека

настоящую значимость, которая определяется соответствием нашим актуальным целям и

потребностям.

К свойствам внимания относят его концентрацию, объём, устойчивость,

распределение и переключаемость – все они непосредственно связаны с повседневной

жизнью человека.

Одним из главных свойств является концентрация – удержание внимания на какомлибо объекте. Мы выделяем «объект» из общего фона фигуры и концентрируем на нем свое

внимание.

Объём – это количество объектов, которые охватываются вниманием

одномоментно.

Объём внимания обычно варьируется у взрослых в пределах от 5 до 9 объектов. Эта

закономерность еще называется «Магическим числом СЕМЬ плюс-минус ДВА» или

законом Миллера.

А вот у школьников эта цифра колеблется от ДВУХ до ПЯТИ. Человек с бОльшим

объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений и событий.

Объём внимания может быть расширен путём тщательного изучения объектов в той

ситуации, в которой их приходится воспринимать.

Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объём внимания повышается,

и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной

или малопонятной ситуации.

Объём внимания опытного, знающего свое дело человека будет больше, чем объём

внимания человека неопытного.

Устойчивость внимания характеризуется длительностью, в течение которой

концентрация внимания сохраняется на одном уровне.

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность

раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

Еще важным свойством внимания является распределение и переключаемость.

Распределение помогает удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов

или действий. А переключаемость позволяет менять фокус сознания с одного предмета на

другой. Когда эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.

Ученые выделяют несколько типов внимания: непроизвольное, произвольное и

послепроизвольное.

Непроизвольное (или пассивное) внимание

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор его направления. Оно

устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В его

основе лежат неосознаваемые установки. Возникновение непроизвольного внимания

может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя. Иногда

непроизвольное внимание может быть полезным как в работе, так и в быту. Оно даёт нам

возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые

меры.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение

для успеха, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в

целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают

наше внимание и мешают сосредоточиться.

Произвольное внимание.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с

процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять

сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является его

сопровождение переживанием волевого усилия. Причём длительное поддержание

произвольного внимания вызывает утомление – зачастую даже большее, чем физическое

напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряжённой

работой: путём переключения на более лёгкие или интересные виды действия. Или же

вызывать у человека сильный интерес к делу, которое требует напряжённого внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует своё внимание и

дальше, уже без волевого напряжения, внимательно следит за изучаемым материалом. Его

внимание становится теперь вторично непроизвольным, или послепроизвольным. Оно

будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие

утомления.

Произвольное внимание разделяют на собственно произвольное внимание; волевое

внимание и внимание ожидательное. Послепроизвольное внимание – это тот вид внимания,

при котором человек осуществляет сознательный выбор объекта внимания. Однако

отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания.

К еще одному типу внимания относится внимание сценическое.

Станиславский писал: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя

не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только

фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть

наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки

людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только

по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».

Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент

актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди: им свойственно отвлечение и

рассеянность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного

предмета на другой – признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время

нахождения на сцене, в какой бы роли он ни находился.

Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия. В быту

внимание – это объективная концентрация на предмете или мысли. А в театре –

целенаправленный акт искусства. Оно помогает актёру развить чувство правды,

эмоциональную память, образно говоря, «быть по эту сторону рампы».

На мой взгляд, через процесс восприятия, именно сценическое внимание открывает

дверь в пространство важнейшего “навыка будущего” – эмоционального интеллекта.

Тренировать сценическое внимание для собственного развития или в рамках работы

с детьми, можно по-разному.

Первая и одна из наиболее важных задач – научиться концентрироваться на

конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей.

Для этого вы можете вспомнить известную вам картину, и постараться понять, какие

эмоции испытывают люди, изображенные на ней. Попробовать воспроизвести эту

ситуацию. Подумать, что было за минуту до нее, или какое действие произойдет после.

Здесь включается воображение и фантазия.

Или попробуйте по доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в

воображении детальную картину происходящего за окном: что происходит? кто принимает

участие в этом? чем это может кончиться?

А можно нащупать в кармане несколько предметов и с помощью пальцев

попробовать выяснить что это за предметы, представить их историю.

«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни

артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и

вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Этими словами Станиславский

объясняет важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам НЕНАСТОЯЩИМ,

которые существуют лишь в вымышленной истории, в которой живёт актер.

Попросите коллегу детально, не упуская ни одной мелочи, описать дорогу, по

которой он в детстве ходил в школу, не упуская ни одной мелочи. Расспросите его не только

о физических объектах, но и о звуках, о его переживания. С его слов нарисуйте детальный

план это дороги.

Это поможет развить вам произвольное внимание, в котором реальность граничит с

фантазией и воображением.

Если вы возьмете коробок спичек и попробуете посчитать их, вытаскивая по одной

и одновременно рассказывая стихотворение или сказку – здесь будет работать уже ваше

многоплоскостное внимание.

«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни». Он должен

постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них – внимание,

тренируется наблюдательностью. По сути, нужно к окружающему миру относиться как

 

Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны

охарактеризовать предмет.

На протяжении недели ведите дневник, записывая туда образы и характеры

прохожих, с которыми вы встречаетесь на улице, в метро... Это будет лучшей тренировкой

вашего внимания, восприятия и эмоционального интеллекта