Вода – чудо вещество
Введение
Однажды я посмотрела интересный мультфильм « Капитошка». Эта увлекательная
история о волшебном путешествии маленькой капельки воды заставила меня задуматься над
такими вопросами: что такое вода, какая она бывает, какими свойствами обладает, где в жизни
мне встречается вода и насколько она важна для меня и для других живых организмов. А также
мне стало любопытно, как же всётаки капелька воды совершает своё чудесное путешествие с
облаков на землю и обратно. Поэтому я решила начать свою исследовательскую работу.
Цель работы – исследовать физические и химические свойства воды, изучить её роль
в природе.
Задачи исследования:
1.Найти информацию о воде, её свойствах и значимости в различных источниках.
2. Провести опыты и наблюдения
3. Сделать выводы .
Предмет исследования – вода во всех ее состояниях
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что вода это самое распространенное
вещество в природе, от воды зависит погода на нашей планете
Методы исследования:
Накопление теоретического материала.
Проведение опытноэкспериментальной деятельности
Анализ полученных результатов исследования.
Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в
природе и главная составная часть всех живых организмов. Вода есть и в глубине Земли, и в ее
атмосфере. Облака, которые вскоре прольются дождём; лёд, по которому мы катаемся на
коньках, град, иней, пушистые снежинки, капли утренней росы, туман – это всё вода!!!
Что такое вода?
Эксперимент 1. Вода прозрачна
В тарелку с водой я положила картинку. Мы легко увидим через воду изображение на
картинке.
Свойство прозрачности воды используется очень широко: например, аквариумы с
диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен.
Эксперимент 1. Вода не имеет вкуса.
Я поставила рядом три стакана: один с родниковой водой, второй с водопроводной
водой, а третий с молоком, и еще раз убедилась в том, что вода прозрачна. Затем я попробовала
каждый напиток и сделала вывод, что вода не имеет вкуса. Потом в один стакан воды я добавила
немного сахара, и вода стала сладкой. В другой стакан я добавила немного соли и вода стала
соленой.
Вывод: мы сами можем изменить вкус воды. Это свойство воды мы используем для
приготовления пищи.
Эксперимент 3. Вода не имеет запаха.
Наливаем в один стакан апельсиновый сок, а в другой – воду. Я понюхала и заметила,
что вода не имеет запаха. Это свойство воды человек использует, например, при спасении от хищных
животных: стоит войти в воду – как след человека будет потерян, животное не сможет
определить направление движения человека, вошедшего в воду.
Затем я продолжила эксперимент и добавила в воду чеснок. У воды появился запах.
Вывод: вода может приобрести запах пахучих веществ. Это свойство воды используют при
изготовления духов и другой парфюмерии.
Эксперимент 4. Текучесть воды
Я взяла один стакан пустой, другой с водой. Перелила воду в пустой стакан. Вода
легко течет из стакана в стакан. Если воду вылить на наклонную поверхность, то она стекает под
углом
Это свойство воды человек научился использовать очень давно, например, при
строительстве водяных мельниц, а позже гидроэлектростанций
Эксперимент 5. Вода не имеет своей формы.
Если налить одинаковое количество воды в три разные ёмкости, то можно заметить,
что вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, который заполняет.
Эксперимент 6. Способность воды долго удерживать тепло.
Поставим пустую металлическую кастрюльку на газовую плиту. Через 10 секунд её
нельзя будет взять в руки – она будет раскаленной. В ту же холодную кастрюльку я налила
стакан воды и поставила на газовую плиту. Довела воду до кипения, на что потребовалось уже
больше времени. Перелила горячую воду из кастрюли в стакан, предварительно положив в него
ложку. Через десять минут кастрюля остыла, а стакан и ложка стали очень горячими. Вода
нагрела и ложку и стенки стакана.
Способность воды долго удерживать тепло – это свойство теплоемкость. Это
свойство помогло зародиться и развиться в ней живым организмам. Они не испытывали резкого
перегрева летом и резкого переохлаждения зимой.
Это свойство воды активно используется человеком в повседневной жизни, например,
в системе отопления.
Эксперимент 7. Способность воды растворять вещества.
Возьмём три стакана с водой. В первый стакан я добавила соль и размешала её. Соль
растворилась, и вода стала солёной. Во второй стакан добавила красную акварельную краску.
Краска растворилась, окрасив воду в красный цвет. В третий стакан добавила стиральный
порошок. На ощупь вода в стакане стала мыльной.
Вывод: вода – самый сильный природный растворитель. Именно поэтому невозможно
встретить в природе "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какиелибо вещества.
Но вода способна растворить не все вещества. Если влить в пробирку с водой
растительное масло, оно не смешается с водой, а будет плавать на ее поверхности.
Эксперимент 8. Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается,
при замерзании расширяется
1. Нальём в кастрюлю воды до краёв и поставим на плиту. Когда вода закипела, я увидела, что
вода начала выплёскиваться через край.
Вывод: вода увеличилась в объеме
2. Если налить в бутылочку воду по горлышко, плотно закрыть и выставить на мороз или
поместить в морозилку, бутылочка лопнет.
Вывод: при замерзании воды стало не меньше, а больше!
3. Я бросила в стакан воды замерзший кусок льда. Лед не упал на дно, а плавает на поверхности!
Вывод: лёд стал легче. Теперь мне стало понятно, почему огромные айсберги плавают на
поверхности воды.
После проведённых опытов мне стало понятно, почему перед наступлением зимы мы
обязательно спускаем воду с труб на даче. Это делается для того, чтобы они не лопнули при замерзании воды. Также это свойство воды учитывается при прокладывании в городе
водопроводных труб, которые обязательно утепляются, чтобы при замерзании образовавшийся
из воды лед не разорвал их.
В природе замерзающая вода может разрушать горы: если осенью в трещинах скал
скапливается вода, зимой она замерзает, и под напором льда, который занимает больший объем,
чем вода, из которой он образовался, горные породы трескаются и разрушаются.
Вода, замерзающая в трещинах дорог, приводит к разрушению асфальтового
покрытия.
Эксперимент 9. Способность воды создавать радугу.
Пройдет дождик, и вот уже на небе появилась красавица радуга. А еще радугу можно
увидеть над фонтаном, около поливальной машины. Я решила постараться и сделать радугу
дома! Я взяла чашку с водой, маленькое зеркальце и лист белой бумаги. Зеркало положила в
воду и старалась поймать зеркалом луч от светильника и направить его на лист бумаги до тех
пор, пока не увидела радугу!
Когда наступит лето, и я со своей семьей поеду на дачу, то обязательно попробую
«поймать» радугу, когда буду поливать цветы из шланга.
Эксперимент 10. Три состояния воды.
1. Я налила в чайник воды и довела до кипения. При кипении вода превращается в прозрачный
водяной пар, который я не вижу. Этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние
называется испарением. Невидимый водяной пар находится над кипящей водой, у самого
основания носика чайника. Остывая на воздухе, пар превратился в туман, то есть мельчайшие
капельки жидкой воды. Егото я и увидела, когда он струёй вырывался из носика чайника вверх.
Вывод: пар – газообразное состояние воды
2. Затем к носику чайника я подставила холодную ложку, она сразу же покрылась мельчайшими
и едва заметными капельками воды.
Вывод: при охлаждении пар снова превращается в воду
3. Я положила ложку с капельками воды в морозилку и через несколько минут увидела, что
ложка покрылась ледяной коркой.
Вывод: при охлаждении вода превратилась в лёд.
4. Затем я достала ложку из морозилки и положила её в теплой комнате. Что же я увидела? В
ложке вновь оказалась вода.
Вывод: под действием тепла лёд снова превращается в воду. Получается, что я вернула воду в её
начальное состояние.
Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в трёх разных
состояниях: вода может быть жидкой, при охлаждении переходит в твердое состояние – лёд, а
при нагревании превращается из жидкости в пар.
По итогам работы я сделал следующие выводы:
Выводы экспериментальной работы.
1. Роль воды в природе огромная! От воды зависит погода на нашей планете.
Происходит это, благодаря круговороту воды в природе. Вода испаряется с поверхности
водоемов, затем превращается в водяной пар, из которого образуются облака. Ветер переносит
облака на сушу. И в виде осадков (например, дождя или снега) вода снова возвращается на
землю. Вода просачивается вглубь и образует полезное ископаемое – подземные воды
2. Зная свойства воды, люди научились бороться с некоторыми явлениями природы с
помощью…военной техники. Но, помоему, лучше научиться верно предсказывать погоду и
готовиться ко всему заранее, чтобы избегать неприятностей.
3. Люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и
изобрели машины, использующие эти свойства. По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и
машины, сплавляет лес.
Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.
Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают
люди. Нагретая вода отдаёт тепло растениям, выращиваемым в теплицах. Вода нужна для
работы железнодорожного и автомобильного транспорта.
Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. На фабриках и заводах вода
используется для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла
выпечки хлеба.
Многие культурные растения нуждаются в дополнительной поливке. Для этого
используют поливные машины, дождевальные установки.
Вода, отведённая от многоводных рек в оросительные каналы, позволяет выращивать
высокие урожаи хлопка, риса, фруктов на землях, которые раньше считались бесплодными.
Мы настолько привыкли к воде, что довольно часто забываем о том, что вода – это
богатство, которое нужно беречь. На первый взгляд на нашей голубой планете воды больше,
чем достаточно. Но на самом деле лишь 1 % от общего количества воды человек может
использовать в своих целях. К тому же на Земле есть места, где отсутствуют источники воды.
Вода там, в прямом смысле на вес золота.
Я считаю, что необходимо постоянно размышлять над проблемами сохранения и
экономичного использования воды.
Список источников информации:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 М. : Просвещение,
2011.
Савина Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия» М; «Издательство АСТ»;
ООО «Астрель», 2006.
Географический атлас «Мир и человек». Атлас составлен ФГУП «Производственное
картосоставительское объединение «Картография» в 1985 г. Исправлен и подготовлен к
печати ООО «Ди Эм Би» в 2012г.
Султанова М. «Простые опыты с водой» Издательство Хатбер, 2014.
www.o8ode.ru
www.interesko.info
Вода - чудо вещество
Вода - чудо вещество
Вода - чудо вещество
Вода - чудо вещество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.