Технологическая карта по окружающему миру
Класс: 2.
Название дисциплины: «Окружающий мир».
УМК: «Школа России», автор А.А.Плешаков.
Тема: «Водные богатства».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний и способов действий.
Цель урока: Создать условия для формирования у детей первоначальных представлений о водных богатствах нашей планеты.
Задачи урока: обучающая: познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма; учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой;
воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к родному краю, любовь к природе, создать благоприятные условия для эстетического восприятия природы;
развивающая: развивать устную речь, внимание, мышление, память, умение ориентироваться в окружающем пространстве, учебную мотивацию.
Прогнозируемые результаты: ученики узнают, что составляет водные богатства нашей планеты; научатся рассказывать по схеме о частях реки; будут учиться замечать и ценить красоты природы.
Средства обучения: Технические (компьютер, проектор), книгопечатные (учебник,) дидактический материал (карточки с заданиями), экранно-звуковые: презентация;
Информационные источники: на бумажных носителях: учебник окружающий мир 1 класс А.А. Плешаков, на электронных носителях: 1) http://festival.1september.ru/articles/564586;
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/11/22/urok-okruzhayushchego-mira;
3. http://wordgdz.ru/okruzhayushhiy-mir-3-klass-pleshakov-1-2-chast.
Ход урока
Этапы, формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация учебной деятельности. Личностные УУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); Регулятивные.
Минутка календаря. |
- Добрый день, ребята! Меня зовут Ксения Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Начинаем наш урок ознакомления с окружающим миром. -Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Слушаем внимательно, Работаем старательно. -Ребята, посмотрите внимательно за окно. -И подготовьтесь сейчас рассказать о погоде сегодняшнего дня. ( дата, облачность, осадки, ветер, температура воздуха).
|
-Учащиеся настраиваются на работу.
-Слушают.
-Отвечают. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Регулятивные УУД (выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные знаково-символические УУД.
|
Загадка о реке. Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаешь ты меня. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, А широкий - в море. Бежит, бежит, не выбежит, Течёт, течёт, не вытечет. - Объясните, как вы догадались о том, что эта загадка о реке? Загадка об озере. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. Молодые берёзки Свои перед ним Поправляют причёски. И месяц, и звёзды – В нём отражаются… Как это зеркало называется? - Как вы поняли, что это озеро? Загадка о море. Шириною широко, Глубиною глубоко. День и ночь о берег бьётся. Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька и солона. Кругом вода, а с питьём беда. - Объясните, как вы догадались. - Как одним словом назвать: реку, озеро, море? - Вспомните, на каких водоёмах вам приходилось бывать? Расскажите. |
-Учащиеся отгадывают загадки.
-Объясняют отгадки.
-Слушают.
-Отгадывают загадку. -Слушают внимательно загадку.
-Объясняют. -Отвечают. -Вспоминают и рассказывают, на каких водоемах приходилось побывать Учащиеся обобщают. (Водоём.) Учащиеся делятся личными впечатлениями. |
|
- Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? - Оттенков, какого цвета больше всего? Почему?
-Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? - Можно назвать богатством Земли водоёмы?
- Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока? Слайд («Водные богатства») - Чему вы будете учиться? |
-Смотрят.
- Синего. Синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%. - На земле мало чистой воды. - Да, они содержат запасы воды. - Водные богатства - тема нашего урока.
- Мы узнаем, какие существуют водоёмы, как они образуются. Мы научимся находить водоёмы на картах. |
Решение проблемы. Знаково-символические познавательные УУД (выделение существенных характеристик объекта, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
|
- Мы отправляемся в путешествие по водоёмам. С нами будет путешествовать Капелька. - Сейчас мы вместе с Капелькой подошли к реке. - Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки? - Послушайте сказку и ответьте: как образуются реки? Слайд В день весенний и погожий Два шумливых ручейка Лезут под ноги прохожим: «Где река? Где река? Мы бежим издалека» Отвечает им народ- «Дальше, милые, вперёд» Разговаривая звонко Мчатся дальше вперегонки… Слайд Вдруг пред ними водоём Отразилось солнце в нём. Подбегают к водоёму Два весёлых ручейка, Говорит один другому: «Это вовсе не река. Попадешь сюда на горе, Не увидишь сине море – Здесь стоячая вода, Мне не хочется сюда». Оба в сторону метнулись Слайд И... нечаянно столкнулись, И слились в один ручей. Стал он больше и бойчей. И опять бегут вперед. Вправо, влево поворот... Слайд Вдруг навстречу выбегает Ручеёк из-под ворот. «Где река? Где река?» - Слышен голос ручейка. «Сами ищем. Сами ищем. Не нашли ещё пока. Слейся с нами - так втроём Мы её быстрей найдём». Слайд Вместе наши ручейки Мчатся к берегу реки, Трое - все в одном потоке, Словно давние дружки. Слайд «Разыскали, пострелята», -Улыбается река. И нырнули вглубь куда-то Три весёлых ручейка. Слайд И другие мчатся с кручи, Чтобы стать рекой могучей. |
-Слушают.
-Отвечают.
-Слушают, анализируют, отвечают.
-Слушают.
-Слушают.
-Анализируют. -Слушают.
-Смотрят, слушают.
|
Первичное закрепление. Познавательные УУД (структурирование знаний).
|
- Как же образуется река?
- Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? - Мы уже говорили о ручьях и родниках. Ещё вода бежит в реку весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые пополняют запасы воды в реках. - Внимательно рассмотрим на схеме части реки. Слайд (Схема «Части реки».) - Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье – место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева - левый. - Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится полноводной. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку. - Покажите на схеме все части реки. Назовите их. |
- Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую полноводную реку. Высказывания учеников. -Слушают.
-Рассматривают схемы.
-Внимательно слушают рассказ учителя.
|
Организация самостоятельной работы. Познавательные УУД (выделение необходимой информации). Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог). Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже усвоено и известно учащимся, и того, что еще не известно).
|
Работа в группах. 1-я группа: Реки. Самая крупная река нашей страны - Волга. Презентация. Слайд (Волга.) 2-я группа: Моря. Презентация. Слайд (Море.) |
-Ученики готовят сообщения по материалам учебника, дополнительной литературе и географическим картам. |
|
Физкультминутка (видеоролик). |
-Ученики выполняют упражнения |
|
- Вспомните и скажите, какие водоёмы мы уже изучили? - Мы говорили о реке, озере, море. Это естественные водоёмы. Они созданы самой природой. Слайд (Схема «Естественные водоёмы»). - Но существуют искусственные водоёмы. (Водоемы, созданные человеком: водохранилища). Они созданы человеком. Самостоятельная работа. - Откроем рабочие тетради на с.34 (задания 1-3). |
Ответы Ученики записывают в таблицу названия естественных и искусственных водоёмов; подписывают на схеме исток и устье реки, обозначают направление течения реки). Взаимопроверка учеников |
Рефлексия учебной деятельности. Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
- О каких водоёмах мы говорили на уроке? - На какие две группы можно разделить водоёмы? - Что относится к естественным водоёмам? - Что относится к искусственным водоёмам? - Какие части реки вы знаете? - Наше путешествие закончилось. Прочитайте, что говорит вам Капелька - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что на уроке было интересным? - Что сегодня было трудно выполнять? Как вы с этим справились? |
-Ответы обучающихся.
-Читают.
-Отвечают. |
Информация о домашнем задании. Познавательные УУД (применение методов информационного поиска)
|
-Откройте дневники, запишите домашнее задание.
-Составить правила поведения на водоёме или сочинить загадку о водоёме.
|
-Открывают.
-Выбирают что-то одно. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.