Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
география
8 кл—9 кл
05.06.2017
Началом нашей работы послужили выступления В.В. Путина. Президент РФ отметил, что на единой глубоководной системе сейчас немало узких мест, а если быть точным – мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов, что привело к разделению Волги и Нижнего Дона на отдельные участки. Поэтому нужны новые перспективы, одним из которых является проект Багаевского гидроузла, реализация которого началась на Нижнем Дону и строительство каналов «Волго-Дон-2» и «Евразия».
гео.pptx
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №24 имени Героя Советского Союза А.В.
Федотова»
Кировского района Волгограда
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и
альтернативное строительство новых каналов.
Работу выполнила:
Ануфреева
Ольга Ивановна - заслуженный
учитель РФ.
Г. Волгоград 2017г.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
План:
• Название темы, актуализация, новизна.
• Схема панъевропейского водного кольца.
• Из истории создания канала.
• Строительство канала.
• Первая вода. Открытие.
• Схема трассы водного пути Волго-донского судоходного
канала имени В.И.Ленина.
• Основные характеристики и эксплуатация
• Волго-Донское государственное бассейновое управление
водных путей и судоходства.
• Архитектурные особенности канала.
• Реконструкция.
• Отрицательные и положительное влияние канала на
экологию.
• Заключение.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Введение.
• Началом нашей работы послужили выступления В.В.
Путина на заседании президиума Госсовета по
вопросу развития внутренних водных путей в
Волгограде в августе 2016 года. Президент РФ
отметил, что на единой глубоководной системе сейчас
немало так называемых узких мест, а если быть точным
– мелких мест, где глубина значительно ниже
минимально необходимой для прохождения судов, что
привело к разделению Волги и Нижнего Дона на
отдельные участки. Поэтому нужны новые
перспективы, одним из которых является проект
Багаевского гидроузла, реализация которого началась
на Нижнем Дону и строительство каналов «Волго-Дон-2»
и «Евразия».
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Актуализация и новизна.
• Новизна заключается в том, что мы исследуем вопрос, для решения
проблемы ограничения роста транзитного грузопотока на Юге страны
существуют варианты. В первую очередь это строительство канала
ВДСК2, которое позволит вдвое увеличить пропускную способность
Волго-Донского пути, которое сейчас составляет всего лишь 16 млн.
тонн. Стоимость строительства ВДСК2 будет вдвое меньше, чем у канала
Евразия. Альтернативой для Волго-Донского канала будет строительство
канала Евразия, который соединит Каспий, Азов и Черные моря, а значит
и страны Каспийского региона.
• Мы предлагаем по-новому исследовать отрицательную роль канала и его
водохранилищ для близлежащих территорий, прилегающих к каналу.
• Актуализация: Нам необходимо альтернативное строительство каналов
«Волго-Дон-2» и «Евразия».
• Мы исследовали в нашей работе, почему продолжается зарастание и
засоление почв близлежащих территорий к каналу.
• Мы исследовали, что стало причиной фактически полного прекращения
сквозного судоходства грузовых и пассажирских судов на реках Дон,
Волга; почему потеряны популярные прежде всего для выездного
туризма сквозные маршруты южных регионов России.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Схема панъевропейского водного кольца.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
возникновения
История возникновения.
В 1569 г. турецкий султан Селим II послал 22 тысячи своих солдат,
чтобы соединить Волгу и Дон. Однако, спустя год, работы были
прекращены, поскольку строители сознались, что даже за 100 лет весь
турецкий народ не смог бы выкопать этот канал. До сих пор
сохранились следы той стройки – глубокая канава, названная турецким
валом. Через 130 лет Петр I также предпринял попытку построить
канал в районе города Петров вал. Работы велись под руководством
немецкого специалиста Иоганна Бреккеля, который быстро понял, что
идея не осуществима и сбежал из России, украв все выделенные на
строительство деньги. Затем работами руководил английский инженер
Перри и канал был частично построен, но завершить строительство
помешала начавшаяся в 1701 г.Северная война со Шведами. В течение
следующих двух столетий было разработано около 30 проектов, но их
внедрению мешало сопротивление владельцев частных железных
дорог. Проект строительства Волго-Донского канала был разработан в
30-х годах XX века, но его реализации помешала начавшаяся Великая
Отечественная война.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
• После изыскательных работ и проверки трассы в 1948 году
началось грандиозное строительство канала от Волги до
Дона. Строительство велось под руководством опытного
гидростроителя Сергея Яковлевича Жука, руководившего
ранее созданием Беломоро-Балтийского канала и канала
Москва-Волга. За три с половиной года Волго-Донской
судоходный канал длиной 101 км был построен и введен в
эксплуатацию. Было возведено 96 сложных
гидротехнических сооружений, из них 13 судоходных
шлюзов, 3 насосные станции, 22 судоходных канала, 3
плотны, 17 дамб, 6 поселков для обслуживающего
персонала.
Было вычерпано 150 миллионов кубометров земли и
уложено 3 миллиона кубометров бетона.
• Для выполнения такого объема работ было использовано
8000 машин и механизмов отечественного производства.
Строительство.
• Любопытные факты:
• Панамский канал (81 км) строился 35 лет, Суэцкий канал
(161 км) – 11 лет и Волго-Донской (101 км) строился 3 года.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Открытие.
• 27 июля 1952 года состоялось официальное
открытие Волго-Донского канала.
• 31 мая 1952 года, в 13 часов 55 минут по
московскому времени произошло историческое
соединение Волги и Дона.
• Волго-Донской судоходный канал протяженностью
101 километр вступил в строй водных путей России.
С вводом канала в эксплуатацию было завершено
создание единой глубоководной системы
Европейской части России, соединившей
внутренними водными путями пять морей:
Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Схема трассы водного пути Волго-донского
судоходного канала имени В.И.Ленина.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Основные характеристики и эксплуатация:
• Протяженность – 101 км, в том числе 45 км приходится на Варваровское, Береславское и Карповское
водохранилища.
• Три насосных станции – Карповская, Мариновская и Варваровская.
• Наименьшая глубина – 4,5 метра.
• Количество шлюзов – 13.
• Волжская лестница – 88 метров., состоящая из 9 однокамерных однониточных шлюзов.
• Донская шлюзовая лестница – 44 метра, имеющая 4 шлюза.
• Расстояние между шлюзами на Волжском склоне – от 700 метров.
• На Донском – до 7 км.
• Проход по каналу судов затрачивает 10-12 часов.
• Волжский склон. Первые три шлюза расположены на территории г.Волгограда. На входе в канал установлен
маяк 26 метров высотой (архитектор Ринат Якупов).
• На входе в шлюз №1 построена триумфальная арка высотой 40 метров.
• У первого шлюза стоит монумент скульптура В.И. Ленину – 57 метров.
• Чапурниковская лестница. Через 7 км от шлюза №3 расположена Чапурниковская лестница длиной 9 км. Суда
поднимаются по 6 шлюзам на высоту 50 метров. Архитектурное оформление на 4 шлюзе посвящено Великой
Отечественной войне.
• За 4 шлюзом канал делает крутой поворот направо.
• На стене шлюза №8 установлена мемориальная доска временам Гражданской войны.
• Далее канал выходит к долине реки Червленой, а затем к шлюзу № 9, башни которого украшены ротондами.
• После 9 шлюза суда попадают на высоту на 88 метров над уровнем Волги. Затем начинается водораздел, на
создание которого пришлось треть земляных работ, выполненных при строительстве Волго-Дона.
• После Чапурниковской лестницы начинается водораздельный канал, по которому суда направляются к
Варваровскому водохранилищу. Здесь скрыты выдвигающиеся створки ремонтно-заградительных ворот. Они
отделяют весь Волжский склон от водораздела.
• К сооружениям Донского спуска относятся Варваровское и Береславское водохранилища, они расположены
рядом, а также крупнейшие в каскаде Карповское водохранилище, его длина составляет 15 км, а площадь 42
кв.км. Кроме того, здесь расположены три насосных станции и шлюзы №10-№13.
• Чтобы питать Волжский склон, из Цимлянского моря насосная станция подает воду вверх, за плотину
Карповского водохранилища. То есть питание водораздельного канала выполняется с помощью Карповской,
Мариновской и Варваровской насосных станций, последовательно поднимающих воду из Дона в водораздельный
бьеф канала. У шлюза №10 установлены памятники героям Гражданской войны и соединяют два водохранилища
Варваровское и Береславское. Последний шлюз №13 украшен триумфальной аркой, при выходе из него
установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов», выполненный скульптором Евгением
Викторовичем Вучетичем.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Волго-Донское государственное бассейновое
управление водных путей и судоходства.
• Волго-Донское государственное
бассейновое управление водных путей и
судоходства обслуживает водные пути
протяженностью 1514 км.
• В состав водных путей бассейна
сегодня входят: Волго-Донской
судоходный канал вместе с
Волгоградским гидроузлом на волге,
каскадом гидроузлов на
Дону(Цимлянским, Николаевским,
Константиновским) и Воронежским на
реке Воронеж.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Архитектурные особенности канала.
• Волго-Донской судоходный канал -
единый архитектурный ансамбль.
• Старая тысячелетняя форма
триумфальной арки, исполненная
новым содержанием, получила на
канале новую жизнь. Каждый шлюз
имеет свою индивидуальную,
запоминающуюся форму.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Реконструкция.
• Волго-Донской канал в его нынешнем виде не справляется с
нагрузками. Это особенно четко показала авария на
Константиновском шлюзе в 2004 г.
• Пропускная способность в нынешних условиях канала
уменьшилась. В настоящее время правительство прикаспийских
государств активно обсуждает вопрос строительства второй
ветви «Волго-Донского-2» канала и канала «Евразия».
• С вводом второй очереди канала изменилась бы инфраструктура
стран Азово-Черноморского бассейна, а значит с точки зрения
развития транспорта увеличился бы грузопоток стран данного
региона.
• У России появились бы новые международные транспортные
коридоры, имеющие важное значение для каждой страны.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Исследовали положительные стороны Волго-
Донского канала и водохранилищ, расположенных в
системе канала.
• Транспортная функция сыграла роль в соединении 5 морей: Балтийского,
Белого, Каспийского, Азовского и Черного в связи со строительством Волго-
Донского канала.
• Улучшилось сельскохозяйственное орошение. Раньше считалось, что
создание водохранилищ приводит к затоплению сельскохозяйственных земель.
Изымается 15% земли из сельскохозяйственного оборота. Так как Волго-Донской
канал проходит на Юге нашей страны, то он и его водохранилища
способствовали созданию целого ряда оросительных систем и позволил
включить в сельскохозяйственный оборот большинство земель, прилегающих к
каналу и водохранилищам. По урожайности овощеводства превышает в 3-4 раза
в экватории водохранилищ и канала.
• Изменился микроклимат. В районе водохранилищ он становится более
влажным и мягким. Средняя температура июля +24 для нашей зоны.
Среднегодовая составляет +8,2. Среднегодовое количество осадков выше,
чем по области – 550 мм.
• Расширилась зона отдыха. Появились дачные поселки, турбазы.
• Создание культурно-исторических парков и дендрария вдоль Волго-Донского
канала.
• Уровень грунтовых вод на Ергенинской возвышенности поднялся, появились
новые источники и родники.
• При создании водохранилищ происходит перестройка водной экосистемы. В
новых условиях большинство видов рыб снижают свою численность, а другие
наоборот резко ее наращивают.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Исследование отрицательных
сторон канала.
• Берега водохранилищ заросли камышом, и местность близ берегов
стала болотистой.
• Истоки малых рек и реки Царица полностью заросли, заилины.
• Начиная от Лавровой и заканчивая Судоверфью все зарастает
камышом.
• В экватории каналов происходит засоление почв.
• Отсутствие дренажных систем и каналов приводят к повышению
грунтовых вод, заболачиванию, к росту влаголюбивой
растительности.
• При создании водохранилищ происходит замена существующих
биоценозов. И создается свой уникальный биоценоз водохранилищ.
• Массовый мор рыбы на оросительных каналах в связи с попаданием
• Несанкционированные строительства вдоль Волго-Донского
ядохимикатов.
канала.
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Заключение.
• Строительство каналов и их эксплуатация
рассматривается РФ с позиции строительства
государственной транспортной политики в
отношение международных транспортных коридоров,
как собственных, так и коридоров, формируемых ее
конкурентами. В этом позиция России не должна
отличаться от позиции других стран, т.к. мы
заинтересованы в международном Евразийском
движении стран Азово-Черноморского Каспийского
региона. Поэтому становится очевидно, что битва за
каналы вступает в фазу своего финального
противостояния. Безусловно, новые каналы нужны.
Реконструкция Волго-Донского канала необходима. Но
нужно и более глубокое эколого-биологическое
исследование в рамках осуществления данных
проектов строительства каналов «Евразия» и «Волго-
Дон-2».
Волго-донской судоходный канал, его проблемы и альтернативное строительство новых каналов.
Литература.
• Рустам Хамитов: «Евразия» – «Волго-Дон-2» – проблема
должна решаться взвешено. Газета «Ведомости» 2016 г.
• Статья «Положительные и отрицательные последствия
создания водохранилищ»-
http://geopriroda.ru/water/115-celesoobraznost-vodoxranilis
hh.html
• Л.Данилина, Ю.Кузьмичев «Чистой воды правда». Г.Тула
2000г. Издательство: ГУП Тульская типография.
• Планета Земля. Историческая география. «Волго-Днской
канал». –
http://geosfera.org/evropa/russia/491-volgo-donskiy-kanal-
sudohodnyy-kanal-soedinyayuschiy-volgu-i-don.html
• Лоцман «Волго-Донской канал, круизы, шлюзы и
гидроузлы».- http://www.locman.net/volgodon.htm
• Проект Багаевского гидроузла обретает очертания::
Электронная версия газеты «Российское судоходства»
8.12.2016 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.