Волонтерский клуб "Добро

  • docx
  • 11.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гаврилова Л.Н Я -волонтер .docx

 

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5»

 

Рассмотрено                                                                       УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                директор БМАОУ «Гимназия № 5»

Протокол № 1                                                                    _____________А.В. Дорохин

от 30.08.2024 г.                                                                  Приказ № 223-о от 30.08.2024

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

социальное направление:отряда волонтеров «Забота»       

Уровень основного общего образования

Срок освоения:

Срок освоения: 1 год 8 класс

                             

 

 

Составитель:

Гаврилова Любовь Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березовский городской округ

2024 г.

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Я – волонтёр» для 8г класса является дополнительной образовательной программой духовно-нравственное и профилактическое направленности. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОСС. Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в сложных жизненных ситуациях, способные к сотрудничеству, отличающиеся высокой мобильностью, конструктивностью мышления, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Волонтёрское движение получило новый импульс развития в связи с ростом социально-нравственных противоречий, в разрешении которых волонтеры незаменимы. Говорить сегодня о волонтерском движении как о массовом социальном явлении, следует учитывать, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – безвозмездной помощью людям. Волонтёрство - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. Программа волонтёрской деятельности преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны ни слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер» для учащихся 8 класса рассчитана на 34 часа в год.  Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Данная программа подростков, добровольно занимающийся безвозмездной общественной      деятельностью направлена на:

 формирование сплоченной команды волонтеров-лидеров школьного подросткового волонтерской команды;

развитие у волонтеров навыков уверенного поведения и общения для осуществления просветительско-профилактической работы по формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек. Отряд входит в состав городского волонтерского движения.

Программа предназначена для проведения занятий с волонтерами- подростками в возрасте 14-15 лет.

     Добровольческие      инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки общения, уверенности, саморегуляции, стрессоустойчивости, а так же навыки работы в разновозрастных группах.

Целью программы является формирование сплоченной команды волонтеров-лидеров волонтерского отряда, развитие у них навыков уверенного поведения и общения, снятие тревожности в коммуникативной сфере, формирование адекватной самооценки, для осуществления просветительско- профилактической работы по формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек.

В ходе достижения заявленной цели решаются следующие задачи:

l  формирование у подростков активной жизненной позиции, здорового жизненного стиля;

l  обучение методам, приемам формам осуществления профилактической деятельности среди детей и подростков по пропаганде здорового образа жизни;

l  развитие у волонтеров компетентности, направленные на социализацию, психическое и физическое здоровье: навыки самооценки и понимания других, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки конструктивного общения, навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества, навыки самостоятельного принятия решений и решения проблемных ситуаций и др.;

Психолого-педагогическая подготовка волонтеров для проведения мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Основной формой проведения занятий является групповая работа, которая включает в себя выполнение индивидуальных и коллективных практических работ, презентацию результатов групповой работы, решение ситуационных задач, психологические упражнения, дискуссии, игры, анкетирование, быстрый круг, итоговый круг, рефлексию и др.

Вместе с тем в программу включены занятия по подготовке волонтеров к проведению общешкольных, районных, городских просветительско- профилактического мероприятий со сверстниками и младшими школьниками, направленных на развитие и поддержание мотивации детей и подростков на здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек.

 

В структуру занятий входят:

1.   Теоретическая часть.

2.   Практическая часть:

Ø  игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу;

Ø  упражнения-активаторы, используемые для создания

Ø  доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении;

Ø  упражнения, способствующие развитию навыков группового взаимодействия, сплочению коллектива;

Ø  упражнения, создающих условия для достижения целей каждого конкретного

Ø  занятия;

3.   Рефлексия (подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников).

Ø  Личностные, метапредметные результаты освоения программы я - волонтер.

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, к ценностно- смысловым установкам обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

метапредметные результаты :

-      иметь представление о вербальном и невербальном общении, признаках уверенного поведения, природе лидерства, стрессе и методах борьбы с ним.

-    знать техники общения, способы просьбы, убеждения и отказа собеседнику, алгоритм эффективной самопрезентации и публичных выступлений, методы саморегуляции.

уметь осознавать свой личностный потенциал, сотрудничать и принимать коллективные решения, находить приемлемые средства для достижения поставленных задач.

-   владеть навыками самонаблюдения и рефлексии, навыками уверенного общения

и поведения, навыками самопрезентации, техниками расслабления и снятия стресса.

-  делать выводы в результате совместной работы обучающихся.

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-  уметь донести свою позицию до других, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

-  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

А также приобретает навыки организации и проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков, используя разные методы, приемы, формы.

По завершению курса образовательной программы обучающимся предлагается по выбору написать сценарий, проект, методическую разработку просветительско-профилактического                                       мероприятия, направленного на пропаганду здорового образа жизни среди сверстников и младших школьников. Успешное выполнение предложенного задания будет являться промежуточной аттестацией обучающихся.

 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 8 класс

Отряд: «Забота»

Девиз: Забота — это дар делать обычное особенным.

 

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика            основных             видов внеурочной

деятельности учащихся

1

Знакомство               и командообразование

3

Знакомство          участников      группы          и руководителя, определение целей, задач работы волонтерского отряда. Выработка правил       работы        в       отряде,          снятие эмоционального напряжения, самопознание, самораскрытие, сплочение участников отряда,

развитие группового взаимодействия.

2

Секреты

эффективного общения

9

Познакомить        участников    с       понятием

«общение», «сеть контактов», рассмотреть виды общения. Выработка навыков взаимодействия      участников,        сплочение,

развитие коммуникативных навыков.

3

Лидер и команда

4

Знакомство участников с понятием «лидер», основными теориями лидерства, умениями и

функциями лидера в группе; выработка

 

 

 

навыков          взаимодействия         участников, сплочение,       развитие        коммуникативных навыков. Определение уровня развития организаторских       и           коммуникативных

способностей (опросник КОС).

4

Навыки уверенного поведения

8

Познакомить        участников    с        понятием

«уверенность»и«ассертивность»,их сходствами и отличиями; оценить уровень развития данных качеству каждого участника;

отработать навыки уверенности в себе.

 

 

 

Знакомство        участников      с         понятием

«уверенное        поведение»,        компонентами уверенного поведения; выработка навыков

уверенного поведения.

5

Искусство самопрезентации

6

Познакомить      участников      с       понятием

«самопрезентация», ее формами и алгоритмом;              развитие коммуникативных навыков. Познакомить участников с понятием

«имидж», его видами, отработать полученные знания          на            практике;             развитие коммуникативных     навыков      и       навыков

взаимодействия участников.

6

Стресс и саморегуляция

3

Познакомить участников с понятие «стресс», его стадиями и признаками;            развитие коммуникативных     навыков     и       навыков взаимодействия участников.             Знакомство участников с методами предупреждения и преодоления стресса, отработка некоторых техник на практике; развитие навыков

саморегуляции.

7

Итоговое занятие

1

Оценка     качества     теоретических      знаний, полученных подростками в ходе реализации программы «Я волонтер».

Повторение всех тем, которые были пройдены, обсуждение вопросов.

Заслушивание мнения каждого участника: что понравилось, что хотелось бы улучшить в работе отряда, какие темы расширить, что не понравилось вовсе.

Представление разработок профилактических мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди сверстников и

младших школьников.

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 8 класс

 

 

 

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

 

 

1.

Знакомство и команд образование

3

 

 

1.1

Разрешите представиться

1

 

 

1.2

Мы команда

1

 

 

1.3

Вместе мы сила

1

 

 

2.

Секреты эффективного общения

9

 

 

2.1

Общение и сеть контактов

1

 

 

2.2

Вербальное общение. Техника запоминания имен

1

 

 

2.3

Вербальное общение. Техника «Я-высказывания» и Техника

1

 

 

постановки вопросов

1

 

 

2.4

Невербальное общение

1

 

 

2.5

Пространственные условия общения

1

 

 

2.6

Барьеры общения.

1

 

 

2.7

Правила говорения. Техники активного слушания

1

 

 

2.8

Каналы восприятия. Репрезентативные системы

1

 

 

2.9

Стратегии эффективной коммуникации

1

 

 

3.

Лидер и команда

4

 

 

3.1

Лидер. Функции и умения

1

 

 

3.2

Лидерство и руководство в малой группе. Модель развития

1

 

 

группы

 

 

 

3.3

Команда. Командные роли

1

 

 

3.4

Метод взаимодействия

1

 

 

4.

Навыки уверенного поведения

8

 

 

4.1

Уверенность и ассертивность (способность выражать чувства убеждения и мысли и защищать свои права в не деструктивной форме)

1

 

 

4.2

Уверенное поведение

1

 

 

4.3

Бесконфликтное общение. Правила и техники

1

 

 

4.4

Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях

1

 

 

4.5

Техники просьбы

1

 

 

4.6

Техники убеждения

1

 

 

4.7

Техники отказа собеседнику

1

 

 

4.8

Искусство комплиментов

1

 

 

5.

Искусство самопрезентации

6

 

 

5.1

Навыки самопрезентации

1

 

 

5.2

Имидж волонтера

1

 

 

5.3

Структура публичного выступления

1

 

 

5.4

Ошибки публичных выступлений

1

 

 

5.5

Эффективная деловая коммуникация

1

 

 

5.6

Эффективная деловая коммуникация

1

 

 

6.

Стресс и саморегуляция

3

 

 

6.1

Психофизиология стресса

1

 

 

6.2

Методы борьбы со стрессом

1

 

6.3

Методы борьбы со стрессом

1

 

7.

Итоговое занятие

1

 

 

ИТОГО:

34

 

 

 

Список литературы.

 

1.      Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.

  1. Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000.
  2. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
  3. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
  4. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная
    1. работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
  5. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.

         Интернет-ресурсы:

1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82

2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua 3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319

4.    «Донорство» сайт: http://www.donors.ru http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatel-nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554

6. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programma- hkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также