Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете директор БМАОУ «Гимназия № 5»
Протокол № 1 _____________А.В. Дорохин
от 30.08.2024 г. Приказ № 223-о от 30.08.2024
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
социальное направление:отряда волонтеров «Забота»
Уровень основного общего образования
Срок освоения:
Срок освоения: 1 год 8 класс
Составитель:
Гаврилова Любовь Николаевна
Березовский городской округ
2024 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер» для учащихся 8 класса рассчитана на 34 часа в год. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Данная программа подростков, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью направлена на:
формирование сплоченной команды волонтеров-лидеров школьного подросткового волонтерской команды;
развитие у волонтеров навыков уверенного поведения и общения для осуществления просветительско-профилактической работы по формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек. Отряд входит в состав городского волонтерского движения.
Программа предназначена для проведения занятий с волонтерами- подростками в возрасте 14-15 лет.
Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности, в том числе и в образовании.
Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки общения, уверенности, саморегуляции, стрессоустойчивости, а так же навыки работы в разновозрастных группах.
Целью программы является – формирование сплоченной команды волонтеров-лидеров волонтерского отряда, развитие у них навыков уверенного поведения и общения, снятие тревожности в коммуникативной сфере, формирование адекватной самооценки, для осуществления просветительско- профилактической работы по формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек.
В ходе достижения заявленной цели решаются следующие задачи:
l
формирование у подростков активной жизненной позиции, здорового жизненного стиля;
l
обучение методам, приемам
формам осуществления
профилактической деятельности среди детей и подростков по пропаганде здорового образа жизни;
l
развитие у волонтеров компетентности, направленные на социализацию,
психическое и физическое здоровье: навыки самооценки и понимания других, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки конструктивного общения, навыки продуктивного
взаимодействия и сотрудничества, навыки самостоятельного принятия решений и решения
проблемных ситуаций и др.;
Психолого-педагогическая
подготовка волонтеров для проведения мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Основной формой проведения занятий является групповая работа, которая включает в себя выполнение индивидуальных и коллективных практических работ, презентацию результатов групповой работы, решение ситуационных задач, психологические упражнения, дискуссии, игры, анкетирование, быстрый круг, итоговый круг, рефлексию и др.
Вместе с тем в программу включены занятия по подготовке волонтеров к проведению общешкольных, районных, городских просветительско- профилактического мероприятий со сверстниками и младшими школьниками, направленных на развитие и поддержание мотивации детей и подростков на здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек.
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть:
Ø
игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу;
Ø
упражнения-активаторы, используемые для создания
Ø доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении;
Ø
упражнения, способствующие развитию навыков группового взаимодействия, сплочению коллектива;
Ø
упражнения, создающих условия для достижения целей каждого конкретного
Ø занятия;
3. Рефлексия (подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников).
Ø Личностные, метапредметные результаты освоения программы я - волонтер.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, к ценностно- смысловым установкам обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
метапредметные результаты :
- иметь представление о вербальном и невербальном общении, признаках уверенного поведения, природе лидерства, стрессе и методах борьбы с ним.
- знать техники общения, способы просьбы, убеждения и отказа собеседнику, алгоритм эффективной самопрезентации и публичных выступлений, методы саморегуляции.
уметь осознавать свой личностный потенциал, сотрудничать и принимать коллективные решения, находить приемлемые средства для достижения поставленных задач.
- владеть навыками самонаблюдения и рефлексии, навыками уверенного общения
и поведения, навыками самопрезентации, техниками расслабления и снятия стресса.
- делать выводы в результате совместной работы обучающихся.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- уметь донести свою позицию до других, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
А также приобретает навыки организации и проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков, используя разные методы, приемы, формы.
По завершению курса образовательной программы обучающимся предлагается по выбору написать сценарий, проект, методическую разработку просветительско-профилактического мероприятия, направленного на пропаганду здорового образа жизни среди сверстников и младших школьников. Успешное выполнение предложенного задания будет являться промежуточной аттестацией обучающихся.
|
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов внеурочной деятельности учащихся |
|
1 |
Знакомство и командообразование |
3 |
Знакомство участников группы и руководителя, определение целей, задач работы волонтерского отряда. Выработка правил работы в отряде, снятие эмоционального напряжения, самопознание, самораскрытие, сплочение участников отряда, развитие группового взаимодействия. |
|
2 |
Секреты эффективного общения |
9 |
Познакомить участников с понятием «общение», «сеть контактов», рассмотреть виды общения. Выработка навыков взаимодействия участников, сплочение, развитие коммуникативных навыков. |
|
3 |
Лидер и команда |
4 |
Знакомство участников с понятием «лидер», основными теориями лидерства, умениями и функциями лидера в группе; выработка |
|
|
|
|
навыков взаимодействия участников, сплочение, развитие коммуникативных навыков. Определение уровня развития организаторских и коммуникативных способностей (опросник КОС). |
|
4 |
Навыки уверенного поведения |
8 |
Познакомить участников с понятием «уверенность»и«ассертивность»,их сходствами и отличиями; оценить уровень развития данных качеству каждого участника; отработать навыки уверенности в себе. |
|
|
|
|
Знакомство участников с понятием «уверенное поведение», компонентами уверенного поведения; выработка навыков уверенного поведения. |
|
5 |
Искусство самопрезентации |
6 |
Познакомить участников с понятием «самопрезентация», ее формами и алгоритмом; развитие коммуникативных навыков. Познакомить участников с понятием «имидж», его видами, отработать полученные знания на практике; развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия участников. |
|
6 |
Стресс и саморегуляция |
3 |
Познакомить участников с понятие «стресс», его стадиями и признаками; развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия участников. Знакомство участников с методами предупреждения и преодоления стресса, отработка некоторых техник на практике; развитие навыков саморегуляции. |
|
7 |
Итоговое занятие |
1 |
Оценка качества теоретических знаний, полученных подростками в ходе реализации программы «Я волонтер». Повторение всех тем, которые были пройдены, обсуждение вопросов. Заслушивание мнения каждого участника: что понравилось, что хотелось бы улучшить в работе отряда, какие темы расширить, что не понравилось вовсе. Представление разработок профилактических мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди сверстников и младших школьников. |
|
|
ИТОГО |
34 |
|
|
|
Тематическое планирование 8 класс
|
|
|
|
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
|
|
1. |
Знакомство и команд образование |
3 |
|
|
1.1 |
Разрешите представиться |
1 |
|
|
1.2 |
Мы – команда |
1 |
|
|
1.3 |
Вместе мы сила |
1 |
|
|
2. |
Секреты эффективного общения |
9 |
|
|
2.1 |
Общение и сеть контактов |
1 |
|
|
2.2 |
Вербальное общение. Техника запоминания имен |
1 |
|
|
2.3 |
Вербальное общение. Техника «Я-высказывания» и Техника |
1 |
|
|
постановки вопросов |
1 |
|
|
|
2.4 |
Невербальное общение |
1 |
|
|
2.5 |
Пространственные условия общения |
1 |
|
|
2.6 |
Барьеры общения. |
1 |
|
|
2.7 |
Правила говорения. Техники активного слушания |
1 |
|
|
2.8 |
Каналы восприятия. Репрезентативные системы |
1 |
|
|
2.9 |
Стратегии эффективной коммуникации |
1 |
|
|
3. |
Лидер и команда |
4 |
|
|
3.1 |
Лидер. Функции и умения |
1 |
|
|
3.2 |
Лидерство и руководство в малой группе. Модель развития |
1 |
|
|
группы |
|
|
|
|
3.3 |
Команда. Командные роли |
1 |
|
|
3.4 |
Метод взаимодействия |
1 |
|
|
4. |
Навыки уверенного поведения |
8 |
|
|
4.1 |
Уверенность и ассертивность (способность выражать чувства убеждения и мысли и защищать свои права в не деструктивной форме) |
1 |
|
|
4.2 |
Уверенное поведение |
1 |
|
|
4.3 |
Бесконфликтное общение. Правила и техники |
1 |
|
|
4.4 |
Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях |
1 |
|
|
4.5 |
Техники просьбы |
1 |
|
|
4.6 |
Техники убеждения |
1 |
|
|
4.7 |
Техники отказа собеседнику |
1 |
|
|
4.8 |
Искусство комплиментов |
1 |
|
|
5. |
Искусство самопрезентации |
6 |
|
|
5.1 |
Навыки самопрезентации |
1 |
|
|
5.2 |
Имидж волонтера |
1 |
|
|
5.3 |
Структура публичного выступления |
1 |
|
|
5.4 |
Ошибки публичных выступлений |
1 |
|
|
5.5 |
Эффективная деловая коммуникация |
1 |
|
|
5.6 |
Эффективная деловая коммуникация |
1 |
|
|
6. |
Стресс и саморегуляция |
3 |
|
|
6.1 |
Психофизиология стресса |
1 |
|
|
6.2 |
Методы борьбы со стрессом |
1 |
|
|
6.3 |
Методы борьбы со стрессом |
1 |
|
|
|
7. |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
Список литературы.
1. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
Интернет-ресурсы:
1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua 3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4. «Донорство» сайт: http://www.donors.ru http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatel-nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554
6. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programma- hkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.