Тезисы к педчтениям
Рабовская Иветта Борисовна
учитель географии
МАОУ-Лицей № 88
г. Екатеринбург
Воспитание гражданственности и патриотизма
через проектную деятельность учащихся старших классов
Российская система образования вполне заслуженно многие годы признавалась одной из лучших в мире. Усилиями научных и педагогических кадров разработаны и реализуются эффективные образовательные технологии. Основу современного российского образования составляют социокультурные и духовные потребности человека. В связи с этим дальнейшее развитие системы образования должно осуществляться в интересах формирования творческой личности, как ведущего фактора экономического и социального прогресса общества.
Проблема совершенствования форм, методов и содержания воспитательной работы, обеспечения необходимых социально-педагогических условий для формирования гражданско-патриотических чувств у молодёжи является сегодня особенно актуальной.
Тревожная тенденция изменений в мотивации поведения и выборе ценностных ориентаций молодых людей, утраты устойчивого интереса к образованию, труду, роста антипатриотических настроений и агрессивности свидетельствует о наличии отрицательного отношения представителей российской молодёжи к таким понятиям, как любовь к Родине, уважение к закону, чувство долга. Вместе с тем главным методологическим принципом патриотического воспитания должно быть познание и осознание молодыми людьми своей Малой Родины, приобщение подрастающего поколения к российским историческим ценностям, самоопределение и творческая самореализация личности в условиях свободы выбора деятельности.
Будущее России, прогресс в экономической, политической и социальной сферах в первую очередь зависят от гражданской позиции подрастающего поколения. Гражданственность - это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны. Молодой человек, необходимый современному обществу, - это ответственный человек, способный делать выбор, контролировать свою личную и общественную жизнь, определившийся в отношении ценностей.
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданское воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков.
Эффективность проводимых сегодня социально-педагогических преобразований в этом направлении во многом зависит от направленности и приоритетов развития муниципальной системы патриотического воспитания. Именно на муниципальном уровне возможно создание необходимых условий для реализации основополагающих положений Государственной программы и особое место в ряду педагогических технологий занимают технологии проектного обучения.
Возникшее на рубеже XIX-XX вв. проектное обучение успешно зарекомендовало себя в образовательной практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Многие идеи, заложенные в этом методе, использовали в своих педагогических системах С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко. Педагогическая деятельность этих ученых убедительно показала, что с помощью проектного обучения можно реализовывать как принципы личностно- ориентированного, так и коллективного обучения.
Преимущество проектного обучения перед традиционным - более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта, творческих способностей, инициативы, личностной активности.
Проект Бориса Русанова «Воспитание гражданственности и патриотизма через подростковые печатные издания» вскрывает проблему отсутствия нравственного и духовного воспитания в современных российских молодежных СМИ.
Проект Насрян Лалы «Исторические предпосылки социального сиротства в России» рассматривает понятие социального сиротства, его истоки и пути преодоления. Кто такие дети-сироты, проблемы опеки, и жестокого обращения с детьми в семьях в рамках концепции предупреждения социального сиротства разработанной Министерством образования Российской Федерации.
Проект Дягилева Егора «Избирательная урна: от прошлого к будущему» выявляет проблемы достоверности результатов волеизъявление нашего народа на выборах различного уровня, что является гарантом стабильности на пути демократизации нашего общества и формирования правового государства.
Проект Пыриной Марии «Отраслевая специализация в гербах городов Свердловской области» является исследовательской работой экономико-географической направленности по изучению особенностей отраженных в геральдических знаках городов Свердловской области.
Данные проекты очень актуальны, т.к. в последние десятилетия в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов.
Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня право вой культуры и активной гражданской позиции каждого.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.