Воспитание у детей экологической культуры
Оценка 4.7

Воспитание у детей экологической культуры

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
биология
5 кл—6 кл
05.11.2019
Воспитание у детей экологической культуры
Данная статья служит для оказания помощи учителям 5-6 классов в проведении уроков биологии, а также в воспитании у детей экологической культуры. В качестве формы и методов построения учебной деятельности учащихся выбрано использование экологических сказок, которые в образной и доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания, нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.
Воспитание у детей экологической культуры.docx
Султангулова Л.П., учитель химии МАОУ­СОШ № 93, ВКК Екатеринбург Воспитание у детей экологической культуры      Организация учебно­воспитательного процесса в современных технологиях образования   требует   от   современного   учителя   совершенствования практической деятельности путем поиска новых форм и методов построения учебной деятельности учащихся.          Приоритетной задачей предметов естественнонаучного цикла является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой   основе   происходит   формирование   в   сознании   детей   современной экологически   ориентированной   картины   мира,   чувства   уважения   к   своему природному окружению. Этой цели могут служить сказки, которые в образной и   доступной   форме   объясняют   суть   экологических   проблем,   причины   их появления,  помогают   детям   осмысленно   воспринимать   окружающий   мир   и изменения   в   нем.   Они   нацелены   на   формирование   у   учащихся   бережного отношения  к природе,  навыков  экологически  и  нравственно обоснованного поведения в природной среде. К тому же сказки позволяют сделать уроки более интересными.      В настоящее время существует немало литературы для познания зкологии. Сюда можно отнести любую книгу, где в занимательной форме описана жизнь каких­либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка.      Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания. Поэтому в сказках детям даются представления о закономерностях в природе, о том, что нарушения закономерностей в природе может привести к беде;   об   отдельных   особенностях   поведения   и   жизни   различных представителей   животного   и   растительного   мира.   В   сказках,   как   правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений,   ландшафтов,   описываются   национальные   и   культурные   традиции. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования. Среди многочисленных сказок для детей существуют удовлетворяющие требованиям   экологической   литературы.   Это   многие   сказки   Б.   Заходера, рассказы В. Бианки, Л. Толстого, Г. Пришвина.      На экскурсиях, на природе с родителями, в наблюдениях за животными и растениями   перед   детьми   раскрывается   красота   и   неповторимость   родной природы.   Одновременно   с   этим   дети   замечают   и   неразумное,   пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты,   сопереживать   и   размышлять,   можно   также   использовать экологические сказки.           Одним   из   показателей   уровня   понимания   экологических   проблем   и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал   сказку,   связал   в   своем   воображении   несколько   предметов окружающего мира, ­ значит, можно сказать, что он научился мыслить.          Перемещение в сказках центра  внимания детей с человека на живую природу, которая создаёт и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать   уважение   к   природе,   ответственность   за   неё.   Это   и   должно лежать в основе экологического воспитания детей. И ещё, главное в любой сказке – это мораль, она должна учить нравственности, доброте.      Чтение любой сказки сопровождается ее обсуждением.      Вот некоторые из сказок, которые можно использовать на уроках биологии в 5­6 классах с целью формирования у детей экологической культуры. Подснежники       На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников.   Посмотреть   на   это   чудо   приходили   звери,   прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.      Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему   захотелось   унести   всю   эту   красоту   вместе   с   собой.   Он   набрал огромный   букет   и   понёс   его   домой.   По   дороге   он   встретил   друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили,   где   он   собрал   такие   прелестные   цветы.   Вова   был   «добрым мальчиком», он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.           В   лесу   гулял   лось.   Он   услышал   этот   разговор   и   тоже   захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно­ чистейших   цветов   осталась   только   вытоптанная   нежная   листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал… Обсуждение сказки: 1. Можно ли Вову назвать «добрым мальчиком»? 2. Почему лось заплакал? 3. Какие ранние весенние растения своей местности вы можете назвать? Сказка о листьях­крылатках          Крылатки   –   семена­детки   клена.   Всё   лето   мама­клен   бережно растила   своих   деток,   грея   их   на   солнышке   и   прикрывая   листвой   от дождя.   К   концу   лета   детки­крылатки   стали   большими,   и   у   каждого выросло тонкое нежное крыло. Крылатки висели на маме­клене и тихо переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее. «Я полечу вон к той веранде, ­ говорила одна крылатка, ­ где нет ни одного дерева, там я буду жить , расти и всем радость нести».          «А я,  ­    мечтала  другая  крылатка, ­ хочу  жить  около  скамейки. Вырасту большим кленом. Люди будут сидеть на скамейке и любоваться мною. А в жару я их от солнца укрою своей пышной листвою…».           Наступила   осень.   Мама­клен   говорит:   «Детки   мои   милые.   Скоро настанут для нас тяжелые холодные дни. Летите вы скорее на землю со своими   братьями­листьями.   Лягте   на   землю   плотнее,   прикройтесь опавшей листвой. А придет зима, накроет вас пушистым снегом, будет ещё   теплее.   Так   вы   зиму   перезимуете.   А   весной   солнышко   пригреет, снежок   растает,   вот   тут   вы   время   зря   не   теряйте,   а   скорее прорастайте, и вырастут из вас новые клёны.»         Послушные у мамы­клена детки­крылатки. Дунул ветер, и полетели они   в   разные   стороны…замахали   на   прощанье   маме­клену   своими крылышками. Обсуждение сказки: 1. Какую роль играет ветер в жизни растений? 2. Какие ещё летающие семена вы знаете? Литература 1. Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1­6 классов. – Волгоград, Учитель, 2004. – 57 с.

Воспитание у детей экологической культуры

Воспитание у детей экологической культуры

Воспитание у детей экологической культуры

Воспитание у детей экологической культуры

Воспитание у детей экологической культуры

Воспитание у детей экологической культуры

Воспитание у детей экологической культуры

Воспитание у детей экологической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2019