Данная статья служит для оказания помощи учителям 5-6 классов в проведении уроков биологии, а также в воспитании у детей экологической культуры. В качестве формы и методов построения учебной деятельности учащихся выбрано использование экологических сказок, которые в образной и доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания, нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.
Воспитание у детей экологической культуры.docx
Султангулова Л.П.,
учитель химии МАОУСОШ № 93, ВКК
Екатеринбург
Воспитание у детей экологической культуры
Организация учебновоспитательного процесса в современных технологиях
образования требует от современного учителя совершенствования
практической деятельности путем поиска новых форм и методов построения
учебной деятельности учащихся.
Приоритетной задачей предметов естественнонаучного цикла является
формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как
дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На
этой основе происходит формирование в сознании детей современной
экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему
природному окружению. Этой цели могут служить сказки, которые в образной
и доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их
появления, помогают детям осмысленно воспринимать окружающий мир и
изменения в нем. Они нацелены на формирование у учащихся бережного
отношения к природе, навыков экологически и нравственно обоснованного
поведения в природной среде. К тому же сказки позволяют сделать уроки
более интересными.
В настоящее время существует немало литературы для познания зкологии.
Сюда можно отнести любую книгу, где в занимательной форме описана жизнь
какихлибо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в
этом плане является сказка.
Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические
знания. Поэтому в сказках детям даются представления о закономерностях в
природе, о том, что нарушения закономерностей в природе может привести к
беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных
представителей животного и растительного мира. В сказках, как правило,
очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных
явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции.
Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу,
работающему в области экологического образования. Среди многочисленных сказок для детей существуют удовлетворяющие
требованиям экологической литературы. Это многие сказки Б. Заходера,
рассказы В. Бианки, Л. Толстого, Г. Пришвина.
На экскурсиях, на природе с родителями, в наблюдениях за животными и
растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной
природы. Одновременно с этим дети замечают и неразумное, пагубное
влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти
контрасты, сопереживать и размышлять, можно также использовать
экологические сказки.
Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и
сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок
придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов
окружающего мира, значит, можно сказать, что он научился мыслить.
Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую
природу, которая создаёт и поддерживает среду обитания людей, позволяет
формировать уважение к природе, ответственность за неё. Это и должно
лежать в основе экологического воспитания детей. И ещё, главное в любой
сказке – это мораль, она должна учить нравственности, доброте.
Чтение любой сказки сопровождается ее обсуждением.
Вот некоторые из сказок, которые можно использовать на уроках биологии
в 56 классах с целью формирования у детей экологической культуры.
Подснежники
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество
подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали
птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер.
Ему захотелось унести всю эту красоту вместе с собой. Он набрал
огромный букет и понёс его домой. По дороге он встретил друзей,
ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они
спросили, где он собрал такие прелестные цветы. Вова был «добрым
мальчиком», он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали
туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел
посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно
чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва
подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал… Обсуждение сказки:
1. Можно ли Вову назвать «добрым мальчиком»?
2. Почему лось заплакал?
3. Какие ранние весенние растения своей местности вы можете назвать?
Сказка о листьяхкрылатках
Крылатки – семенадетки клена. Всё лето мамаклен бережно
растила своих деток, грея их на солнышке и прикрывая листвой от
дождя. К концу лета деткикрылатки стали большими, и у каждого
выросло тонкое нежное крыло. Крылатки висели на мамеклене и тихо
переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее. «Я полечу вон
к той веранде, говорила одна крылатка, где нет ни одного дерева, там я
буду жить , расти и всем радость нести».
«А я, мечтала другая крылатка, хочу жить около скамейки.
Вырасту большим кленом. Люди будут сидеть на скамейке и любоваться
мною. А в жару я их от солнца укрою своей пышной листвою…».
Наступила осень. Мамаклен говорит: «Детки мои милые. Скоро
настанут для нас тяжелые холодные дни. Летите вы скорее на землю со
своими братьямилистьями. Лягте на землю плотнее, прикройтесь
опавшей листвой. А придет зима, накроет вас пушистым снегом, будет
ещё теплее. Так вы зиму перезимуете. А весной солнышко пригреет,
снежок растает, вот тут вы время зря не теряйте, а скорее
прорастайте, и вырастут из вас новые клёны.»
Послушные у мамыклена деткикрылатки. Дунул ветер, и полетели
они в разные стороны…замахали на прощанье мамеклену своими
крылышками.
Обсуждение сказки:
1. Какую роль играет ветер в жизни растений?
2. Какие ещё летающие семена вы знаете?
Литература
1. Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей 16 классов. –
Волгоград, Учитель, 2004. – 57 с.
Воспитание у детей экологической культуры
Воспитание у детей экологической культуры
Воспитание у детей экологической культуры
Воспитание у детей экологической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.