Воспитательная деятельность в условиях дистанционного обучения
Оценка 4.8

Воспитательная деятельность в условиях дистанционного обучения

Оценка 4.8
docx
07.02.2022
Воспитательная деятельность в условиях дистанционного обучения
Воспитательная деятельность в условиях дистанционного обучения.docx

Две актуальные проблемы Российского образования: формирование функциональной грамотности и реализация воспитательной деятельности.

По-моему мнению, воспитанного человека легче научить как предметной, так и функциональной грамотности. Тема моего публичного выступления «Воспитательная деятельность в условиях дистанционного обучения: миф или реальность?»

Джон Дьюи утверждал: «Воспитание… должно опираться… на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет об их направлении, а не об их создании».

И сегодня, как никогда раньше, данный тезис актуален для учителя именно в вопросах реализации воспитательной деятельности.

Вынужденной мерой в связи с эпидемиологической ситуацией в стране для всех образовательных учреждений является обучение в дистанционной форме с целью создания условий для реализации программы обучения без потери качества знаний. Однако реализация воспитательных задач, трактуемых  ФГОС, представляется проблемной в рамках дистанционного формата. «Что делать? Как спроектировать деятельность в данной ситуации? Как соблюдать нормы СанПин, интересы родителей, законных представителей и решать приоритетные задачи воспитания?». Возникающие резонансные вопросы необходимо выносить на общественное обсуждение, и только совместными усилиями мы сможем определить необходимый вектор движения.

Крик души родителей, конечно, можно понять: дистанционный формат –  большая нагрузка на физическое и эмоционально–психологическое состояние ребенка. К тому же  возникают:

1)    технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи);

2)    низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога);

3)    ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый);

4)    отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети детям необходимо ещё научиться).

 «Как же на фоне всего этого воплотить в жизнь воспитательную деятельность в рамках дистанционного формата?».

Обратимся к определению «Современного национального идеала личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе». Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), мы определяем общую цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

 Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?

Я вижу решение данного вопроса в первую очередь через создание сообщества классных руководителей, где общими усилиями будут генерироваться идеи для разработки воспитательных мероприятий в дистанционном формате.

Для себя я определила основные принципы и формы работы:

 - конференц-связь, когда учитель может, как обычно, вести повествование и демонстрировать необходимые изображения, музыку или видео. Так можно проводить информационно-ознакомительные классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Но при этом, важно договориться с учениками о правилах на таких классных часах, особенностях общения (например, в чате). Также нельзя забывать, что воспитательный процесс требует обратной связи. Важно предусмотреть рефлексию, возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающихся всему классу.

- Актуальной для дистанционного обучения формой являются веб-квесты. Они представляют собой технологию, в рамках которой «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивированы к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы». При этом за счет групповой работы развиваются коммуникативные, лидерские качества, а также повышается мотивация к процессу получения информации.

-  Ещё один интересный способ объединить класс во время обучения на расстоянии — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.

- Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы: можно связаться с вузом и дать возможность обсудить перспективы обучения в нём, а можно устроить интервью с родителями — представителями разных профессий.

-Еще одно направление работы классного руководителя - это проведение виртуальных экскурсий и прогулок по знаменитым местам России и, возможно, других стран. Это организация виртуального посещения музеев, театров, выставок и других мероприятий, формирующих у учеников правильное эстетическое восприятие мировой культуры. Более того, с 1 февраля 2022 года в программе «Пушкинская карта» начинают участвовать фильмы, созданные при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и (или) Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

- Ещё одной из форм организации воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия может стать проведение акций для учащихся. Можно выделить такие виды современных акций как «Свеча памяти», «Георгиевская лента», «Пионеры-герои», «Окна Победы», «Окна России», во время которой участники акции готовят видеоролики и фотографии, стихотворения о пионерах-героях.

В перспективе, безусловно, множество идей и задумок, которые будут реализованы. На сегодняшний день, я – классный руководитель 1-ый год. В связи с рядом ограничений мы с моим 5 «Д» классом нашли выход как поздравить родителей с такими праздниками как «День матери» и «Новый Год», приготовив видео-поздравление. Сейчас я готовлю виртуальную экскурсию, посвященную празднику 23 февраля.

В России уделяется приоритетное внимание воспитательной работе. И только совместно с учащимися, коллегами, родителями, мы сможем приблизиться к реализации целей и задач воспитания на благо нашей страны и глобального сообщества в целом. Моя практика, формы работы показывают, что воспитательная деятельность в условиях дистанционного обучения – реальна. А Вы так не думаете?


Две актуальные проблемы Российского образования: формирование функциональной грамотности и реализация воспитательной деятельности

Две актуальные проблемы Российского образования: формирование функциональной грамотности и реализация воспитательной деятельности

Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы : можно связаться с вузом и дать возможность обсудить перспективы обучения в нём, а можно устроить интервью с…

Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы : можно связаться с вузом и дать возможность обсудить перспективы обучения в нём, а можно устроить интервью с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022