Воспитательная программа класса «Моё Отечество»
Оценка 4.8

Воспитательная программа класса «Моё Отечество»

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа +2
09.03.2022
Воспитательная программа класса «Моё Отечество»
Воспитательная работа в классе по программе «Моё Отечество» ориентирована на воспитание и проявление гражданских чувств, сохранение верности Родине, уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины, своего народа, его обычаям и традициям. Цель программы: Создание условий для систематического патриотического воспитания школьников, для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством гражданского достоинства, ответственности за судьбу своей Родины, любви к Отечеству, своему селу, своему народу.
Воспитательная программа Моё Отечество Плетнева М. Е..docx

 

 

 

 

 

 

ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Парамоновская основная общеобразовательная школа

 

 

Воспитательная программа класса «Моё Отечество»

Возраст детей: 11-15 лет (5-9 классы)

 

 

Классный руководитель: Плетнева Марина Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Парамоново

Корсаковский район  Орловской области

                                            2022

 

1.     Пояснительная записка

   Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом.

В постановлении «О национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из направлений является гражданское и патриотическое воспитание. Документ декларирует, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют к образованию и воспитанию молодежи высокие требования, среди которых прописаны следующие:

1. Стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации; реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

2. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Таким образом, в стандарт второго поколения заложено краеведческое образование.

В связи с вышесказанным для воспитательной работы классного коллектива была создана воспитательная программа «Моё Отечество», которая  имеет патриотическую и краеведческую направленность. Воспитать патриота – значит воспитать человека с чувством привязанности к тем местам, где он родился и вырос, с уважительным отношением к языку своего народа; воспитать человека, заботящегося об интересах большой и малой Родины, осознающего свой долг перед Родиной, отстаивающего ее честь и достоинства, свободу и независимость.

Воспитательная работа в классе по программе «Моё Отечество» ориентирована на  воспитание и проявление гражданских чувств, сохранение верности Родине, уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины, своего народа, его обычаям и традициям.

Цель программы:

Создание условий для систематического патриотического воспитания школьников, для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством гражданского достоинства, ответственности за судьбу своей Родины, любви к Отечеству, своему селу, своему народу.

Задачи программы:

Ø  Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности

Ø  Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции

Ø  Воспитание у обучающихся любви и уважения к своему селу, родному краю

Ø  Развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни

Ø  Формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок обучающихся

Ø  Формирование устойчивого интереса и познавательного отношения к истории, природе, традициям, памятникам архитектуры, выдающимся людям своего села.

Содержание воспитательной программы «Моё Отечество» представлено в шести направлениях, по которым работает классный коллектив.

Направления:

1)    Историко-краеведческое

Задачи работы по данному направлению:

·        Изучение обучающимися истории и природы родного края, села.

·        Осознание традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества и его судьбы

·        Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников-соотечественников

·        Формирование правильного отношения к памятникам архитектуры.

·        Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи.

2)    Поисково-исследовательское

Задачи работы по данному направлению:

·        Содействие в проведении исследовательской работы обучающихся.

·        Стимулирование интереса обучающихся к поисковой деятельности.

·        Использование проектного метода в социально значимой деятельности.

·        Организация работы по совершенствованию туристских навыков.

·        Организация экскурсий

·        Этнографический поиск

3)    Духовно-нравственное

Задачи работы по данному направлению:

·        Приобщение к культурным ценностям, базовым национальным ценностям российского общества

·        Формирование таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

·        Формирование культуры поведения, эстетического вкуса, уважения личности.

·        Создание условий для развития творческих способностей обучающихся

4)    Социально-патриотическое

Задачи работы по данному направлению:

·        Формирование активной жизненной позиции

·        Проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

·        Организация встреч с ветеранами ВОВ.

·        Оказание помощи ветеранам и вдовам.

5)    Спортивно-оздоровительное

Задачи работы по данному направлению:

·        Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

·        Воспитание убежденности в необходимости регулярных занятий спортом и физической нагрузкой.

·        Формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

·        Популяризация занятий физической культурой и спортом.

·        Пропаганда здорового образа жизни

6)    Экологическое

Задачи работы по данному направлению:

·        Воспитание экологической культуры.

·        Формирование ответственного отношения к окружающей среде.

·        Проведение природоохранных акций.

·        Участие в практических природоохранных мероприятиях, экологических акциях, субботниках, озеленении.

·        Прививать стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.

 

Ожидаемый результат:

1.     Повышение интереса к историческому прошлому своей малой Родины и России.

2.     Чувства любви и привязанности к семье, родному селу, своей  большой и малой Родине, традициям, обычаям своего народа.

3.     Чувства гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны.

4.     Интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации.

5.     Инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.

6.     Уважительное и доброжелательное отношение к односельчанам, ветеранам, пожилым людям.

 

2.     Основные педагогические подходы

Патриотическое воспитание классного коллектива – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников  используется:

1)                Деятельностный подход: воспитание осуществляется в формах практической, коллективно-распределенной деятельности ребенка.  Ребенок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живет реальной сегодняшней жизнью, и ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая, благотворительная. Разнообразие видов деятельности способствует развитию личности, формированию новообразований культурного плана.

2)                Личностный подход: оказание помощи воспитанникам в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии своих возможностей, создание условий для развития личности, ее успешной социализации, формирование личностных качеств обучающихся: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

3)                Гуманистический: мировоззренческая позиция, признающая человека наивысшей ценностью, без которой нет жизни на Земле и не мыслится счастье жизни. Человек всегда выступает в качестве цели, и никогда в качестве средства.

4)                Ценностный: воспитание – процесс  и результат интериоризации общечеловеческих ценностей, процесс становления социального в индивидуальное, в результате которого ребенок приобретает  новые свойства личности, черпая их из социальной действительности   

5)                Культурологический: воспитание есть введение ребенка в контекст современной культуры посредством последовательного овладения всеми основными достижениями мировой культуры

6)                Компетентностный подход: овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений, введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку.

В программу «Моё Отечество» заложены разнообразные формы воспитательной деятельности: поисковые исследовательские проекты, экскурсии и походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тематические классные часы, литературно-художественное творчество детей, посвящённое военной тематике, истории своего села, работа школьного музея, использование воспитывающего потенциала преподаваемых учебных дисциплин.

3.     Этапы реализации программы

I этап: Диагностический (начало 5 класса, впоследствии, начало каждого учебного года)

Цель:  углубленное психолого-педагогическое изучение детей,  выявление их индивидуальных особенностей, интересов, мировоззрения, выявление стадии развития классного коллектива 

Задачи:

·        Провести  психолого-педагогическое  обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.

·        Провести обследование стадии развития классного коллектива

·        Проанализировать  результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.

На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и  проведение диагностик).

По результатам работы  составляется «Психологический портрет» каждого ребенка и классного коллектива в целом», обсуждается и составляется план работы,  в котором предполагается: постановка цели на предстоящий учебный год; определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.

II этап: Практический (в течение каждого учебного года)

Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе психодиагностических данных.

Задачи:

·               Воспитывать чувства долга, совести, ответственности, патриотизма, гордости за свою Родину, героев-земляков, односельчан.

·               Воспитывать способность различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний, проявлению самоотверженной любви к Родине.

·               Прививать уважительное отношение к физической культуре, формированию здорового образа жизни, желанию физически совершенствоваться.

·               Формировать уважение к родной культуре, традициям и обычаям родного края, сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

·               Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, приобщать к общечеловеческим ценностям.

·               Формировать способность определять и умение отстаивать свою позицию в любых ситуациях социального взаимодействия, умение организовывать себя и нести ответственность за свои поступки.

Формы: тематические классные часы; уроки мужества; устные журналы; коллективные творческие дела; выставки; реализация проектов; фестивали; беседы; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; помощь вдовам участников ВОВ; участие в конкурсах, викторинах; поисковая и исследовательская работа; трудовой и экологический десант; озеленение; посещение музеев; походы; экскурсии; праздники, посвященные памятным датам.

III этап: Аналитический (в конце каждого учебного года)

       Цель: анализ итогов реализации программы.

       Задачи: 

·        Обобщить результаты воспитательной работы в классе. 

·        Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 

·        Спланировать работу на следующий учебный год. 

На этом этапе проводится отслеживание достижений  в развитии учащихся по всем направлениям,  делается сравнительный анализ, обобщение результатов, показанных учащимися в рамках реализации программы воспитательной работы, планируется дальнейшая работа.

4.     План воспитательной работы на 2020-2021 учебный год

Направление

Форма

Тема

Сроки

1

1)Историко-краеведческое

Классный час

«История моего села»

Сентябрь

2)Поисково-исследовательское

Конкурс исследовательских работ

«Достопримечательности моего села»

3)Духовно-нравственное

Конкурс рисунков

«Мой край, мое село»

4)Социально-патриотическое

Поход  

«На родине Сергея Тюленина»

5)Спортивно-оздоровительное

Футбольный матч

«Встреча на Эльбе»

6)Экологическое

Озеленение (посадка деревьев)

«Аллея славы»

2

1)Историко-краеведческое

Экскурсия в школьный музейный уголок

«Наш земляк – герой Советского Союза Фомин Николай Никитович»

Октябрь

2)Поисково-исследовательское

Проект

«Выпускник нашей школы художник-фронтовик Коноплин М. Е.»

3)Духовно-нравственное

Конкурс чтецов

«Пою мое Отечество»

4)Социально-патриотическое

Устный журнал

«День пожилого человека»

5)Спортивно-оздоровительное

Соревнования по настольному теннису

Посвященные Дню пожилого человека

6)Экологическое

Региональный конкурс

«Мы соседи по планете»

3

1)Историко-краеведческое

Классный час

«Наш район, наше село в дни оккупации, в 1941»

Ноябрь

2)Поисково-исследовательское

Конкурс исследовательских работ

История праздника «День народного единства»

3)Духовно-нравственное

Встреча за круглым столом

Воспоминания детей войны «Война глазами детей»

4)Социально-патриотическое

Посиделки

«Престольный праздник моего села Михайлов День»

5)Спортивно-оздоровительное

Соревнования по волейболу

Посвященные Дню Матери

6)Экологическое

Акция

 

«Кормушка»

4

1)Историко-краеведческое

Круглый стол

«Патриотизм начинается с меня»

Декабрь

2)Поисково-исследовательское

Виртуальная экскурсия в село Грунец

«Почему сельская библиотека носит имя Д. И. Писарева»

3)Духовно-нравственное

Конкурс рисунков и плакатов

«Моя гражданская позиция»

4)Социально-патриотическое

Викторина

«Символы Российской Федерации, символы Орловской области, символы Корсаковского района»

5)Спортивно-оздоровительное

Шахматно-шашечный турнир

Посвященный Дню Конституции

6)Экологическое

Конкурс альтернативных елок

«Пушистая красавица»

5

1)Историко-краеведческое

Фотовыставка

«Семейная летопись»

Январь

2)Поисково-исследовательское

Краеведческий поиск

Летопись «История моей школы»

3)Духовно-нравственное

Литературно-музыкальная гостиная

«Ради жизни на Земле»

4)Социально-патриотическое

Кинохроники, посвященные дню снятия блокады с Ленинграда

«900 блокадных  дней города Ленинграда»

5)Спортивно-оздоровительное

Эстафеты

«Сильнее, выше, быстрее»

6)Экологическое

Ярмарка идей

 

«Красота родного края»

6

1)Историко-краеведческое

Встреча с ветеранами

«Шаги к Победе»

 

Февраль

2)Поисково-исследовательское

Муниципальный конкурс исследовательских работ

«История школы – история малой Родины»

3)Духовно-нравственное

Конкурс рисунков

«Никто не забыт, ничто не забыто»

4)Социально-патриотическое

Урок мужества

 

Уход за памятником павшим воинам

«История Армии – история страны» Очистка памятника от снега

5)Спортивно-оздоровительное

Соревнования в беге на лыжах

Посвященные Дню Защитника Отечества

6)Экологическое

Научно-практическая конференция

«Экология нашего села»

7

1)Историко-краеведческое

КТД

«Топонимы моего села»

Март

2)Поисково-исследовательское

Конкурс исследовательских работ

«Профессии моих предков»

3)Духовно-нравственное

Беседа

«Знай и люби свой край»

4)Социально-патриотическое

Устный журнал

«Роль женщины в истории страны»

5)Спортивно-оздоровительное

Семейные соревнования

«Мама, папа и я – спортивная семья»

6)Экологическое

Уборка пришкольной площадки

«День экологической безопасности»

8

1)Историко-краеведческое

Поход

«Храм Михаила Архангела – памятник архитектуры 19 века»

Апрель

2)Поисково-исследовательское

Исследовательская работа

«История зарождения нашего села»

3)Духовно-нравственное

Защита творческих газет

«Отец, Отчизна, Отечество»

4)Социально-патриотическое

Акция (помощь ветеранам и вдовам)

«Забота»

5)Спортивно-оздоровительное

Районная военно-патриотическая игра

«Зарница»

6)Экологическое

Экологический десант

Уборка территории около школы

9

1)Историко-краеведческое

Устный журнал

«Мои односельчане – герои ВОВ»

Май

2)Поисково-исследовательское

Исследовательская работа

«История моей семьи»

3)Духовно-нравственное

Митинг

 

Уход за памятником павшим воинам

«День Памяти и скорби»

Возложение цветов

4)Социально-патриотическое

Помощь ветеранам и вдовам

«Мы от души благодарим»

5)Спортивно-оздоровительное

Легкоатлетический кросс

посвященный  Дню Победы

6)Экологическое

Озеленение (посадка цветов)

«Память жива»

 

5.     Самоанализ эффективности программы «Моё  Отечество»

Условия для систематического патриотического воспитания школьников создаются путем приобщения обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Реализация программы «Моё Отечество» способствует формированию патриотических чувств путем знакомства обучающихся с историей своего села, памятником архитектуры 19 века храмом Михаила Архангела, с творчеством земляка художника-фронтовика М. Е. Коноплина, подвигами героя Советского Союза Н. Н. Фомина, организации похода на родину Сергея Тюленина, к дому деда Д. И. Писарева,  встреч с ветеранами и оказание им помощи.

Выполняя исследовательские работы, подготовку проектов, экскурсии, обучающиеся вовлекаются в краеведческую и поисково-исследовательскую деятельность. По каждому направлению запланированы разнообразные мероприятия.

Программой «Моё Отечество» предусмотрены конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, что создает условия для развития их творчества, а тематика рисунков способствует формированию гражданственности и активной жизненной позиции.

Любовь и уважение к своему селу, своему родному краю обучающиеся имеют возможность проявить на ярмарке идей «Красота родного края», на научно-практической конференции «Экология нашего села», а так же собирая местные топонимы и приобщаясь к местным обрядам и праздникам.

Духовно-нравственное воспитание заложено в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне и селу в военные годы: воспоминания детей войны, митинги, просмотр кинохроник, литературно-музыкальные гостиные военной тематики. Потребности в здоровом образе жизни формируются при участии в спортивных соревнованиях, спортивных играх и эстафетах.

Формированию нравственных, эстетических и мировоззренческих установок способствуют устные журналы, беседы, тематические классные часы.

Интерес и познавательное отношение к своей малой Родине, а так же стремление к ее защите побуждают акции экологической направленности: озеленение, мастерские кормушек и скворечников, конкурс альтернативных елок, участие в региональных конкурсах природоохранной тематики.

В работе по программе «Моё Отечество» используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, общение, творчество. Виды деятельности разнообразны и соответствуют возможностям отдельных обучающихся и способствуют улучшению отдельных учеников в группе.

Являюсь классным руководителем в 6 классе. Работаю по этой программе с 2019-2020 учебного года.

Об эффективности программы позволяют судить достигнутые результаты:

1.     У обучающихся повысился интерес к историческому прошлому своего села, своей школы, своей семьи, своей малой Родины

2.     Появилось уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры, памятнику павшим воинам

3.     Появилось желание заботы и бережное отношение к родной природе, появилось множество идей по благоустройтсву своего села

4.     Обучающиеся стали более инициативны, чаще занимают активную жизненную позицию, проявляют интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации

5.     Повысился уровень творчества в труде, бережное отношение к результатам труда других людей, осознание значимости труда

6.     Обучающиеся проявляют уважительное и доброжелательное отношение к пожилым людям, ветеранам и участника ВОВ, охотно предлагают им свою помощь, стали более организованы, пунктуальны и требовательны к себе.

Качественные параметры:

Сформированы гражданские навыки:

·        Умение работать индивидуально и в коллективе

·        Умение принимать и защищать свои решения

·        Готовность к участию в общественных делах

·        Готовность к самообразованию

Сформировано осознанное отношение к базовым ценностям:

·        Патриотизм и любовь к Родине

·        Уважение чести и достоинства других гаждан

Количественные параметры:

·        Включенность обучающихся в дела класса

·        Отсутствие детей с девиантным поведением

·        Активность участия в общешкольных мероприятиях, районных и областных конкурсах.

 

 

 

 

 


 

ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения

Пояснительная записка Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения

Родиной, гордости за свой край, свою

Родиной, гордости за свой край, свою

Формирование устойчивого интереса и познавательного отношения к истории, природе, традициям, памятникам архитектуры, выдающимся людям своего села

Формирование устойчивого интереса и познавательного отношения к истории, природе, традициям, памятникам архитектуры, выдающимся людям своего села

Формирование культуры поведения, эстетического вкуса, уважения личности

Формирование культуры поведения, эстетического вкуса, уважения личности

Ожидаемый результат: 1.

Ожидаемый результат: 1.

Разнообразие видов деятельности способствует развитию личности, формированию новообразований культурного плана

Разнообразие видов деятельности способствует развитию личности, формированию новообразований культурного плана

Этапы реализации программы I этап:

Этапы реализации программы I этап:

Воспитывать способность различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний, проявлению самоотверженной любви к

Воспитывать способность различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний, проявлению самоотверженной любви к

План воспитательной работы на 2020-2021 учебный год №

План воспитательной работы на 2020-2021 учебный год №

Устный журнал«День пожилого человека» 5)Спортивно-оздоровительное

Устный журнал«День пожилого человека» 5)Спортивно-оздоровительное

Моя гражданская позиция» 4)Социально-патриотическое

Моя гражданская позиция» 4)Социально-патриотическое

Историко-краеведческое Встреча с ветеранами «Шаги к

Историко-краеведческое Встреча с ветеранами «Шаги к

Историко-краеведческое Встреча с ветеранами «Шаги к

Историко-краеведческое Встреча с ветеранами «Шаги к

Духовно-нравственное Митинг

Духовно-нравственное Митинг

Экология нашего села», а так же собирая местные топонимы и приобщаясь к местным обрядам и праздникам

Экология нашего села», а так же собирая местные топонимы и приобщаясь к местным обрядам и праздникам

Повысился уровень творчества в труде, бережное отношение к результатам труда других людей, осознание значимости труда 2

Повысился уровень творчества в труде, бережное отношение к результатам труда других людей, осознание значимости труда 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022