ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Парамоновская основная общеобразовательная школа
Воспитательная программа класса «Моё Отечество»
Возраст детей: 11-15 лет (5-9 классы)
Классный руководитель: Плетнева Марина Евгеньевна
д. Парамоново
Корсаковский район Орловской области
2022
1. Пояснительная записка
Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ.
В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом.
В постановлении «О национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из направлений является гражданское и патриотическое воспитание. Документ декларирует, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют к образованию и воспитанию молодежи высокие требования, среди которых прописаны следующие:
1. Стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации; реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
2. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Таким образом, в стандарт второго поколения заложено краеведческое образование.
В связи с вышесказанным для воспитательной работы классного коллектива была создана воспитательная программа «Моё Отечество», которая имеет патриотическую и краеведческую направленность. Воспитать патриота – значит воспитать человека с чувством привязанности к тем местам, где он родился и вырос, с уважительным отношением к языку своего народа; воспитать человека, заботящегося об интересах большой и малой Родины, осознающего свой долг перед Родиной, отстаивающего ее честь и достоинства, свободу и независимость.
Воспитательная работа в классе по программе «Моё Отечество» ориентирована на воспитание и проявление гражданских чувств, сохранение верности Родине, уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Цель программы:
Создание условий для систематического патриотического воспитания школьников, для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством гражданского достоинства, ответственности за судьбу своей Родины, любви к Отечеству, своему селу, своему народу.
Задачи программы:
Ø Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности
Ø Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции
Ø Воспитание у обучающихся любви и уважения к своему селу, родному краю
Ø Развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни
Ø Формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок обучающихся
Ø Формирование устойчивого интереса и познавательного отношения к истории, природе, традициям, памятникам архитектуры, выдающимся людям своего села.
Содержание воспитательной программы «Моё Отечество» представлено в шести направлениях, по которым работает классный коллектив.
Направления:
1) Историко-краеведческое
Задачи работы по данному направлению:
· Изучение обучающимися истории и природы родного края, села.
· Осознание традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества и его судьбы
· Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников-соотечественников
· Формирование правильного отношения к памятникам архитектуры.
· Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи.
2) Поисково-исследовательское
Задачи работы по данному направлению:
· Содействие в проведении исследовательской работы обучающихся.
· Стимулирование интереса обучающихся к поисковой деятельности.
· Использование проектного метода в социально значимой деятельности.
· Организация работы по совершенствованию туристских навыков.
· Организация экскурсий
· Этнографический поиск
3) Духовно-нравственное
Задачи работы по данному направлению:
· Приобщение к культурным ценностям, базовым национальным ценностям российского общества
· Формирование таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.
· Формирование культуры поведения, эстетического вкуса, уважения личности.
· Создание условий для развития творческих способностей обучающихся
4) Социально-патриотическое
Задачи работы по данному направлению:
· Формирование активной жизненной позиции
· Проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
· Организация встреч с ветеранами ВОВ.
· Оказание помощи ветеранам и вдовам.
5) Спортивно-оздоровительное
Задачи работы по данному направлению:
· Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
· Воспитание убежденности в необходимости регулярных занятий спортом и физической нагрузкой.
· Формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
· Популяризация занятий физической культурой и спортом.
· Пропаганда здорового образа жизни
6) Экологическое
Задачи работы по данному направлению:
· Воспитание экологической культуры.
· Формирование ответственного отношения к окружающей среде.
· Проведение природоохранных акций.
· Участие в практических природоохранных мероприятиях, экологических акциях, субботниках, озеленении.
· Прививать стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Ожидаемый результат:
1. Повышение интереса к историческому прошлому своей малой Родины и России.
2. Чувства любви и привязанности к семье, родному селу, своей большой и малой Родине, традициям, обычаям своего народа.
3. Чувства гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
4. Интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации.
5. Инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.
6. Уважительное и доброжелательное отношение к односельчанам, ветеранам, пожилым людям.
2. Основные педагогические подходы
Патриотическое воспитание классного коллектива – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Для реализации познавательной и творческой активности школьников используется:
1) Деятельностный подход: воспитание осуществляется в формах практической, коллективно-распределенной деятельности ребенка. Ребенок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живет реальной сегодняшней жизнью, и ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая, благотворительная. Разнообразие видов деятельности способствует развитию личности, формированию новообразований культурного плана.
2) Личностный подход: оказание помощи воспитанникам в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии своих возможностей, создание условий для развития личности, ее успешной социализации, формирование личностных качеств обучающихся: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.
3) Гуманистический: мировоззренческая позиция, признающая человека наивысшей ценностью, без которой нет жизни на Земле и не мыслится счастье жизни. Человек всегда выступает в качестве цели, и никогда в качестве средства.
4) Ценностный: воспитание – процесс и результат интериоризации общечеловеческих ценностей, процесс становления социального в индивидуальное, в результате которого ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности
5) Культурологический: воспитание есть введение ребенка в контекст современной культуры посредством последовательного овладения всеми основными достижениями мировой культуры
6) Компетентностный подход: овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений, введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку.
В программу «Моё Отечество» заложены разнообразные формы воспитательной деятельности: поисковые исследовательские проекты, экскурсии и походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тематические классные часы, литературно-художественное творчество детей, посвящённое военной тематике, истории своего села, работа школьного музея, использование воспитывающего потенциала преподаваемых учебных дисциплин.
3. Этапы реализации программы
I этап: Диагностический (начало 5 класса, впоследствии, начало каждого учебного года)
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение детей, выявление их индивидуальных особенностей, интересов, мировоззрения, выявление стадии развития классного коллектива
Задачи:
· Провести психолого-педагогическое обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
· Провести обследование стадии развития классного коллектива
· Проанализировать результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.
На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и проведение диагностик).
По результатам работы составляется «Психологический портрет» каждого ребенка и классного коллектива в целом», обсуждается и составляется план работы, в котором предполагается: постановка цели на предстоящий учебный год; определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.
II этап: Практический (в течение каждого учебного года)
Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе психодиагностических данных.
Задачи:
· Воспитывать чувства долга, совести, ответственности, патриотизма, гордости за свою Родину, героев-земляков, односельчан.
· Воспитывать способность различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний, проявлению самоотверженной любви к Родине.
· Прививать уважительное отношение к физической культуре, формированию здорового образа жизни, желанию физически совершенствоваться.
· Формировать уважение к родной культуре, традициям и обычаям родного края, сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
· Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, приобщать к общечеловеческим ценностям.
· Формировать способность определять и умение отстаивать свою позицию в любых ситуациях социального взаимодействия, умение организовывать себя и нести ответственность за свои поступки.
Формы: тематические классные часы; уроки мужества; устные журналы; коллективные творческие дела; выставки; реализация проектов; фестивали; беседы; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; помощь вдовам участников ВОВ; участие в конкурсах, викторинах; поисковая и исследовательская работа; трудовой и экологический десант; озеленение; посещение музеев; походы; экскурсии; праздники, посвященные памятным датам.
III этап: Аналитический (в конце каждого учебного года)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
· Обобщить результаты воспитательной работы в классе.
· Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
· Спланировать работу на следующий учебный год.
На этом этапе проводится отслеживание достижений в развитии учащихся по всем направлениям, делается сравнительный анализ, обобщение результатов, показанных учащимися в рамках реализации программы воспитательной работы, планируется дальнейшая работа.
4. План воспитательной работы на 2020-2021 учебный год
№ |
Направление |
Форма |
Тема |
Сроки |
1 |
1)Историко-краеведческое |
Классный час |
«История моего села» |
Сентябрь |
2)Поисково-исследовательское |
Конкурс исследовательских работ |
«Достопримечательности моего села» |
||
3)Духовно-нравственное |
Конкурс рисунков |
«Мой край, мое село» |
||
4)Социально-патриотическое |
Поход |
«На родине Сергея Тюленина» |
||
5)Спортивно-оздоровительное |
Футбольный матч |
«Встреча на Эльбе» |
||
6)Экологическое |
Озеленение (посадка деревьев) |
«Аллея славы» |
||
2 |
1)Историко-краеведческое |
Экскурсия в школьный музейный уголок |
«Наш земляк – герой Советского Союза Фомин Николай Никитович» |
Октябрь |
2)Поисково-исследовательское |
Проект |
«Выпускник нашей школы художник-фронтовик Коноплин М. Е.» |
||
3)Духовно-нравственное |
Конкурс чтецов |
«Пою мое Отечество» |
||
4)Социально-патриотическое |
Устный журнал |
«День пожилого человека» |
||
5)Спортивно-оздоровительное |
Соревнования по настольному теннису |
Посвященные Дню пожилого человека |
||
6)Экологическое |
Региональный конкурс |
«Мы соседи по планете» |
||
3 |
1)Историко-краеведческое |
Классный час |
«Наш район, наше село в дни оккупации, в 1941» |
Ноябрь |
2)Поисково-исследовательское |
Конкурс исследовательских работ |
История праздника «День народного единства» |
||
3)Духовно-нравственное |
Встреча за круглым столом |
Воспоминания детей войны «Война глазами детей» |
||
4)Социально-патриотическое |
Посиделки |
«Престольный праздник моего села Михайлов День» |
||
5)Спортивно-оздоровительное |
Соревнования по волейболу |
Посвященные Дню Матери |
||
6)Экологическое |
Акция
|
«Кормушка» |
||
4 |
1)Историко-краеведческое |
Круглый стол |
«Патриотизм начинается с меня» |
Декабрь |
2)Поисково-исследовательское |
Виртуальная экскурсия в село Грунец |
«Почему сельская библиотека носит имя Д. И. Писарева» |
||
3)Духовно-нравственное |
Конкурс рисунков и плакатов |
«Моя гражданская позиция» |
||
4)Социально-патриотическое |
Викторина |
«Символы Российской Федерации, символы Орловской области, символы Корсаковского района» |
||
5)Спортивно-оздоровительное |
Шахматно-шашечный турнир |
Посвященный Дню Конституции |
||
6)Экологическое |
Конкурс альтернативных елок |
«Пушистая красавица» |
||
5 |
1)Историко-краеведческое |
Фотовыставка |
«Семейная летопись» |
Январь |
2)Поисково-исследовательское |
Краеведческий поиск |
Летопись «История моей школы» |
||
3)Духовно-нравственное |
Литературно-музыкальная гостиная |
«Ради жизни на Земле» |
||
4)Социально-патриотическое |
Кинохроники, посвященные дню снятия блокады с Ленинграда |
«900 блокадных дней города Ленинграда» |
||
5)Спортивно-оздоровительное |
Эстафеты |
«Сильнее, выше, быстрее» |
||
6)Экологическое |
Ярмарка идей
|
«Красота родного края» |
||
6 |
1)Историко-краеведческое |
Встреча с ветеранами |
«Шаги к Победе»
|
Февраль |
2)Поисково-исследовательское |
Муниципальный конкурс исследовательских работ |
«История школы – история малой Родины» |
||
3)Духовно-нравственное |
Конкурс рисунков |
«Никто не забыт, ничто не забыто» |
||
4)Социально-патриотическое |
Урок мужества
Уход за памятником павшим воинам |
«История Армии – история страны» Очистка памятника от снега |
||
5)Спортивно-оздоровительное |
Соревнования в беге на лыжах |
Посвященные Дню Защитника Отечества |
||
6)Экологическое |
Научно-практическая конференция |
«Экология нашего села» |
||
7 |
1)Историко-краеведческое |
КТД |
«Топонимы моего села» |
Март |
2)Поисково-исследовательское |
Конкурс исследовательских работ |
«Профессии моих предков» |
||
3)Духовно-нравственное |
Беседа |
«Знай и люби свой край» |
||
4)Социально-патриотическое |
Устный журнал |
«Роль женщины в истории страны» |
||
5)Спортивно-оздоровительное |
Семейные соревнования |
«Мама, папа и я – спортивная семья» |
||
6)Экологическое |
Уборка пришкольной площадки |
«День экологической безопасности» |
||
8 |
1)Историко-краеведческое |
Поход |
«Храм Михаила Архангела – памятник архитектуры 19 века» |
Апрель |
2)Поисково-исследовательское |
Исследовательская работа |
«История зарождения нашего села» |
||
3)Духовно-нравственное |
Защита творческих газет |
«Отец, Отчизна, Отечество» |
||
4)Социально-патриотическое |
Акция (помощь ветеранам и вдовам) |
«Забота» |
||
5)Спортивно-оздоровительное |
Районная военно-патриотическая игра |
«Зарница» |
||
6)Экологическое |
Экологический десант |
Уборка территории около школы |
||
9 |
1)Историко-краеведческое |
Устный журнал |
«Мои односельчане – герои ВОВ» |
Май |
2)Поисково-исследовательское |
Исследовательская работа |
«История моей семьи» |
||
3)Духовно-нравственное |
Митинг
Уход за памятником павшим воинам |
«День Памяти и скорби» Возложение цветов |
||
4)Социально-патриотическое |
Помощь ветеранам и вдовам |
«Мы от души благодарим» |
||
5)Спортивно-оздоровительное |
Легкоатлетический кросс |
посвященный Дню Победы |
||
6)Экологическое |
Озеленение (посадка цветов) |
«Память жива» |
5. Самоанализ эффективности программы «Моё Отечество»
Условия для систематического патриотического воспитания школьников создаются путем приобщения обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Реализация программы «Моё Отечество» способствует формированию патриотических чувств путем знакомства обучающихся с историей своего села, памятником архитектуры 19 века храмом Михаила Архангела, с творчеством земляка художника-фронтовика М. Е. Коноплина, подвигами героя Советского Союза Н. Н. Фомина, организации похода на родину Сергея Тюленина, к дому деда Д. И. Писарева, встреч с ветеранами и оказание им помощи.
Выполняя исследовательские работы, подготовку проектов, экскурсии, обучающиеся вовлекаются в краеведческую и поисково-исследовательскую деятельность. По каждому направлению запланированы разнообразные мероприятия.
Программой «Моё Отечество» предусмотрены конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, что создает условия для развития их творчества, а тематика рисунков способствует формированию гражданственности и активной жизненной позиции.
Любовь и уважение к своему селу, своему родному краю обучающиеся имеют возможность проявить на ярмарке идей «Красота родного края», на научно-практической конференции «Экология нашего села», а так же собирая местные топонимы и приобщаясь к местным обрядам и праздникам.
Духовно-нравственное воспитание заложено в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне и селу в военные годы: воспоминания детей войны, митинги, просмотр кинохроник, литературно-музыкальные гостиные военной тематики. Потребности в здоровом образе жизни формируются при участии в спортивных соревнованиях, спортивных играх и эстафетах.
Формированию нравственных, эстетических и мировоззренческих установок способствуют устные журналы, беседы, тематические классные часы.
Интерес и познавательное отношение к своей малой Родине, а так же стремление к ее защите побуждают акции экологической направленности: озеленение, мастерские кормушек и скворечников, конкурс альтернативных елок, участие в региональных конкурсах природоохранной тематики.
В работе по программе «Моё Отечество» используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, общение, творчество. Виды деятельности разнообразны и соответствуют возможностям отдельных обучающихся и способствуют улучшению отдельных учеников в группе.
Являюсь классным руководителем в 6 классе. Работаю по этой программе с 2019-2020 учебного года.
Об эффективности программы позволяют судить достигнутые результаты:
1. У обучающихся повысился интерес к историческому прошлому своего села, своей школы, своей семьи, своей малой Родины
2. Появилось уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры, памятнику павшим воинам
3. Появилось желание заботы и бережное отношение к родной природе, появилось множество идей по благоустройтсву своего села
4. Обучающиеся стали более инициативны, чаще занимают активную жизненную позицию, проявляют интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации
5. Повысился уровень творчества в труде, бережное отношение к результатам труда других людей, осознание значимости труда
6. Обучающиеся проявляют уважительное и доброжелательное отношение к пожилым людям, ветеранам и участника ВОВ, охотно предлагают им свою помощь, стали более организованы, пунктуальны и требовательны к себе.
Качественные параметры:
Сформированы гражданские навыки:
· Умение работать индивидуально и в коллективе
· Умение принимать и защищать свои решения
· Готовность к участию в общественных делах
· Готовность к самообразованию
Сформировано осознанное отношение к базовым ценностям:
· Патриотизм и любовь к Родине
· Уважение чести и достоинства других гаждан
Количественные параметры:
· Включенность обучающихся в дела класса
· Отсутствие детей с девиантным поведением
· Активность участия в общешкольных мероприятиях, районных и областных конкурсах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.