Воспитательное мероприятие. Вкус хлеба – вкус жизни!
Оценка 4.8

Воспитательное мероприятие. Вкус хлеба – вкус жизни!

Оценка 4.8
docx
28.01.2024
Воспитательное мероприятие. Вкус хлеба – вкус жизни!
вкус хлеба.docx

Тема воспитательного мероприятия: «Вкус хлеба – вкус жизни!»

 

Цель:

Дидактическая: формирование представления о хлебе как основе жизни человека; расширить представление учащихся о хлебе, о том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к нему.

 

Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу,  прививать интерес к литературе.

 

Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, расширять имеющие у учащихся знания о истории хлеба и его потреблении, знакомство с фольклором, связанное с хлебом.

 

Оборудование: выставка фотографий хлеба, тарелочки с нарезками хлеба для дегустации.

 

Форма проведения: презентационно-дегустационная встреча.

 

Методы работы: 

ü     словесный метод;

ü     метод визуализации (мультимедийная презентация) ;

ü     практический метод (дегустация).

 

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

Будет хлеб – будет счастье, будет жизнь на земле.

 Народная поговорка

 

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы, темы и цели занятия.

 3. Сценарий проведения мероприятия.

 

Слово учителя. Обращение к высказываниям.

«История прославляет битвы, в которых мы погибаем, но избегает разговора о вспаханных  полях, политых потом и кровью хлеборобов, благодаря которым мы живем. Она знает имена королей и полководцев, но ничего не знает о происхождении пшеницы... Она же играет зна­чительно большую роль, нежели все битвы, вместе взятые».

Французский естество­испытатель Анри Фарб

 

«Многим ли, дей­ствительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного пшеничного хле­ба,— составляет одно из величайших изобретений человеческого ума»

К.А. Тимирязев

 

 «Люди открыли электрическую энергию, откры­ли атомную и восторгаются этим, что в об­щем-то справедливо, но о главной энергии че­ловечества — хлебе стали забывать».

         полевод Терентий Семенович Мальцев

 

Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях хлебобулочных изделий. Попробуем его на вкус и постараемся по-новому взглянуть на его вкусовые качества. Обязательно вспомним любопытные истории, связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными глазами взглянуть на хлеб наш насущный.

 

Опережающее задание:

Всем учащимся было дано задание, найти пословицы и поговорки, связанные с хлебом.

 

Опрос группы

 

Слово учителя:

 «Хлеб – всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» - так в разные времена с любовью говаривали о хлебе. И действительно, какой обед без хлеба: не сытный, не питательный, то ли поел, то ли нет. Да с хлебом и вкуснее все.

 Историю свою хлеб ведет из глубины веков.

Сначала люди питались сырыми зернами; затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу.

Считается, что именно каша была «праматерью» хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно женщина, готовившая еду для своей семьи, «спекла» однажды кашу, и по недосмотру получилась твердая лепешка. Однако из этой «ошибки» люди извлекли пользу.

Лепешки оказались лучше и удобнее каши. Вначале лепешки ели в горячем виде в качестве приправы к мясу, потом стали употреблять в пищу и холодными. А холодная лепешка была уже хлебом.

 Время шло век за веком, открытие за открытием, и человек сделал следующий шаг в приготовлении хлеба.

 От выпекания пресных лепешек он перешел к изготовлению кислого хлеба. Произошло это, возможно, впервые в Египте, 4 – 5 тысяч лет назад. Есть все основания полагать, что египтяне пользовались кислым тестом. Об этом говорят найденные статуэтки, изображающие приготовления пива.

Казалось бы, при чем тут пиво? А у пива и хлеба во многом общее происхождение. Оба эти продукта – результат брожения, которое вызывается дрожжами. Вполне возможно, что пивные дрожжи, случайно попав в замешенное тесто, произвели «чудо». На глазах у изумленных людей тесто стало подниматься, пузыриться. Дышать, словно живое. И хлеб из такого «живого» теста оказался намного вкуснее.

 Приготавливать кислое тесто и выпекать из него хлеб перешло от египтян к древним евреям и финикиянам, а от них – к грекам и римлянам.

Во 2 веке до нашей эры в Риме и в других городах уже существовали специальные пекарни, в которых выпекали хлеб на дрожжах.

 Не удивительно, что уже в древнем мире существовали разные виды хлеба. Например, в своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и военное блюдо – хлебные завитки, запеченные на вертеле. С тех пор хлебопекарное искусство заметно улучшилось, сортов хлеба и различной выпечки - не счесть. У каждого народа есть свои хлебные любимчики и секреты их приготовления.

О некоторых из них мы и попробуем поведать.

 

Тайна записной книжки:

 Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемых «клибанос» (железная печь). Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб» или эстонское «лейб».

 

Белый, серый, черный – кто важнее?

 «Яль на свете всех белее?» - наравне со сказочной красавицей могла бы воскликнуть любая пшеничная булка, и никто не смог бы ей возразить.

 Не напрасно же на протяжении столетий белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как бедные люди ели серый (из пшеничной муки грубого помола) и черный (ржаной) хлеб. Но тот факт, что простые крестьяне, питаясь в основном черным хлебом из муки грубого помола  не испытывали недостатка с пищеварением, наводит на справедливый вопрос, какой хлеб на самом деле лучше и полезнее?

 Начнем с того, что пищевая и энергетическая ценность хлеба определяется его химическими свойствами. Для выпечки белого хлеба используется мука высших сортов, чья биологическая ценность не очень высока, потому что при переработке зерно лишается всех пяти своих белковых оболочек, которые содержат около 70% витаминов и минералов.

 В результате в белой рассыпчатой муке остается почти чистый крахмал. Хорошо это? Нет, конечно. Витаминов В – 1, В – 2 и фолиевой кислоты в муке высших сортов в 3 раза меньше, чем в муке грубого помола. Витамин Е вообще отсутствует. Магния в 5 – 6 раз меньше, фосфора и кальция – в 3 раза. Цифры внушительные, но это все химия.

Оценивать хлеб только со стороны полезности было бы неправильно. Ведь, как сказал академик И.П. Павлов, пища должна быть вкусной. Следовательно. Если брать во внимание вкус. Аромат. Пористость и внешний вид хлеба, то тут белоснежным батонам и булочкам нет равных. А если к ним для аромата и вкуса добавить еще ваниль, сдобу и прочее, так вообще за уши не оттащишь. Выходит, что белый хлеб более вкусный, но менее полезный. (Дегустация: № 1 – белый хлеб)

 У черного хлеба всегда были другие задачи. Его пекли не для баловства, а чтобы насытится, прокормиться. Он действительно был хлебом насущным. Правда, тот черный хлеб, который ели наши предки, отличался от сортов черного хлеба, которые производят сейчас: он был приготовлен на закваске, то есть остатках старого теста, замешенного в хлебной таре. В ней содержалось больше витаминов, ферментов, поэтому образующаяся в результате выпечки в такой посуде корочка была не только самой вкусной, но и самой полезной частью хлеба. Корочка уже, конечно, стала не та, но большинство витаминов и полезных веществ остались. (Дегустация: № 2 – черный  хлеб)

 Хлеб из пшеничной муки грубых сортов – серый хлеб. Возможно, кому – то он покажется менее вкусным, зато он более полезный и способствует улучшению работы кишечника. (Дегустация: № 3 – серый   хлеб)

 Чтобы разрешить вечный спор между хлебами, французский ученый Ф. Мажанди впервые провел эксперимент, который показал, какой хлеб все – таки полезнее: черный или белый. Он составил хлебную диету для двух совершенно здоровых собак. Первая питалась исключительно белым хлебом, вторая только черным. В результате через несколько месяцев первая заболела, а здоровье второй осталось на хорошем уровне. Ученые Осборн и Мендель подтвердили его выводы, проводя аналогичные опыты над крысами. Таким образом, напрашивается вывод: чем выше сорт муки, чем она белее, тем менее богата питательными веществами, необходимыми для полноценного питания организма. Или, говоря современным языком, хлебом № 1 является черный хлеб.

Блокадный хлеб

Говоря сегодня о хлебе, мы не можем не вспомнить о временах ВОв.

 Прозвучавший по радио 22 июня 1941 года голос Левитана и первые бомбежки прервали мирное течение жизни советского народа. Началась Великая Отечественная война (1941 – 1945). Уже в сентябре город Ленинград (ныне Санкт – Петербург) оказался в блокаде, почти полностью отрезанным от Большой земли. Это означало голод и жестокие лишения. В городе появились хлебные карточки, по которым и отпускались заветная норма хлеба. С 20 ноября 1941 года в течение месяца и пяти дней хлебная норма для жителей города составляла 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 граммов хлеба для служащих, иждивенцев и детей до 12 лет. (В витринах Музея хлеба в Санкт – Петербурге хранятся продовольственные карточки тех лет). Это был практически голод, так как у людей к ноябрю 1941 года давно уже закончились все домашние припасы. Именно им враг надеялся задушить ленинградцев. Но город жил, боролся, работал, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.

Я помню хлеб, военный, горький.

 Он весь почти из лебеды.

 В нем, в каждой крошке,

 В каждой корке

 Был горький вкус людской беды…

 …И горе было гостем частым,

 (Им были детства дни полны),

 Особо помню я, что счастью

 Был равен горький хлеб войны.

 

 Так писал поэт про те страшные времена.

 

В самом начале ноября 1941 года хлеб в Ленинграде пекли из ржаной муки самого грубого помола, к которой добавляли овсянку, солод и то, что обычно не едят, - жмых от подсолнечных семечек плюс закваска и как можно больше воды. С каждым блокадным днем рецептура менялась в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе. Так, к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не оставалось. В хлеб добавляли перемолотые ветки березы, семена дикорастущих трав. И все – таки, несмотря ни на что, ленинградцы, пережившие блокаду, до сих пор помнят свои блокадные пайки, и вкуснее этого хлеба для них никогда не было и нет. Потому что это был хлеб жизни.

 

 

 

 

Ты помнишь голод страшный в дни войны?

 Тогда и черствому кусочку хлеба

 Не просто рад был - не было цены.

 Тогда в блокадном, хмуром Ленинграде

 Отдав детишкам пайку, гибла мать.

 Взрослели дети быстро и, поверьте,

 Умели важность хлеба понимать.

 

Бородинский хлеб

 Необычным, очень своеобразным вкусом отличается от других сортов черного хлеба бородинский. А придает ему этот вкус кориандр, замешенный в тесто. Есть в этом хлебе и так нужные нам витамины В – 1 и В – 2. Недаром пользуется он повышенным спросом не только на территории нашей Республики, но и в близкорасположенных странах. А еще бытует мнение, что на Руси уже в Средние века появились такие сорта черного хлеба, как заварной, красносельский. Поистине интересна история появления бородинского хлеба.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

После битвы на Бородинском поле М.Тучкова, вдова погибшего генерала А. Тучкова, основала Спасо – Бородинский женский монастырь. Хлебопечение – одно из традиционных занятий при монастырях. Служительницы Спасо – Бородинского монастыря изобрели новый сорт ржано – пшеничного хлеба, долго не черствеющего, заварного, который впоследствии назвали бородинским.

 

К юбилею Бородинской битвы

 Испекли те сёстры каравай,

 И в него вложили все молитвы,

 Да любовь, что била через край.

 

 Паломники, посещавшие монастырь, приобрели этот хлеб, распространяя его по всей земле Русской. Сейчас на хлебозаводах существует своя рецептура приготовления и выпечки этого хлеба, сохраняющая многовековые традиции. (Дегустация: № 4 – бородинский      хлеб)

 

Кулич

 Мама утром встала рано,

 Испекла пирог румяный

 Пышный, сдобный и душистый,

 С чудной коркой золотистой.

 Он украшен пудрой сладкой,

 Белой сливочной помадкой.

 Он с ванильным ароматом,

 Начинён изюмом, маком,

 К славной Пасхе испечён.

 Куличом зовётся он.

 

Кулич, традиционное пасхальное кушанье. Изначально пасхальный кулич задумывался как подобие церковного артосабольшого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. В дни празднования Пасхи на Руси артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе, а в субботу Светлой седмицы вместе с пасхой и с окрашенными в Великий четверг яйцами кулич также проходит через освящение.

 Традиционно после окончания пасхального богослужения верующие разговляются (то есть прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога).

Чтобы кулич как можно больше походил на церковный артос, его выпекают в форме цилиндра. И хотя во всех куличах используется дрожжевое тесто, от количества сдобы зависит, насколько он будет высок и пышен. Куличи часто выпекают с изюмом, а сверху украшают сахарной пудрой или глазурью.

 

Хала

 

 Халу не режут -- ломают легонько,

 Она и радешенька быть на ладоньке.

 Ее расплетают напевно, с молитвой

 И день обещает быть солнечным, сытным.

 У халы вкус детства и пышность достатка,

 Пекли ее в пятницу, священность порядка.

 Кошерного теста ломоть бережливо

 Несли жертвой в Храм, там плели терпеливо

 По три и по шесть. Испеченные жгли

 Все халы во имя Великой Любви!

 Но Храм в запустеньи, Стена только в силе,

 Поэтому к халам нас всех приучили

 И в детские годы, вприхлебку с чайком

 (Добавку стащив со стола всё ж тайком)

 Услада для сердца, оберег живота

 Хала субботняя необычайно вкусна!

 

 Хала – это традиционный праздничный хлеб еврейского народа, готовящийся из сдобного дрожжевого теста и имеющий вид заплетенной косички. «Плетут косички» накануне шаббата (священной субботы), причем дети тоже участвуют в этом интересном занятии. Конечно, для них это своего рода игра: мама дает каждому кусок теста, и ребенок, разделив его на три жгута, плетет свою маленькую халу - косичку, тогда как мама в это время готовит халы большие, для стола. Зато, какое удовольствие потом съесть свою собственную булку.

 Едят халы на шаббат, то есть в праздничную субботу, которая начинается в пятницу после захода солнца. Свое название хала получила от наименования одной из заповедей Торы, которую совершают при приготовлении теста для хлеба. Заповедь эта называется «хала» или «отделение халы».

 Согласно этой заповеди, словом «хала» обозначался кусок теста, который отщипывали при выпечке хлеба для жертвоприношения и относили священникам Храма. Священники выпекали халу и ели ее, лишь они имели на это право.

Теперь, поскольку Храм (который находился в Иерусалиме в очень далекие времена) разрушен и священников больше нет, кусочек теста, отщипываемый при выпечке хлеба для шаббата, сжигают, а испеченные халы едят. В наших хлебных магазинах тоже можно встретить халу, чаще посыпают маком или кунжутом. В России эта булка – плетенка пришлась по вкусу, а с конца 19 века обрела большую популярность. (Дегустация: № 5 – плетенка)

 

Армянский лаваш

Однажды кто-то сказал, что все гениальное просто. Так просто, как лаваш — армянский хлеб. Это чудо природы – лаваш, тонкий, как пергаментный листочек древнего манускрипта, – возникло на древней армянской земле и распространилось по всему свету вместе с армянами-странниками.

На сегодняшний день очень трудно найти такой уголок, где бы ни продавался вкусный армянский лаваш. А как же возник лаваш? Ведь лаваш является не просто хлебом, а целой историей.

В давние времена в Армении был царь по имени Арам. Однажды так случилось, что в один из боев он оказался в плену у ассирийского царя Носору. Победитель поставил такое условие: «Ты десять дней останешься без хлеба, будешь голодным. А на одиннадцатый день мы будем с тобой состязаться в стрельбе из лука — если ты победишь, отпущу невредимым, ты вернешься к своему народу с подарками, достойными царя».

На следующий день царь Арам потребовал принести из армянской армии, которая стояла у границ Ассирии, его самый красивый панцирь. Гонцы-ассирийцы заспешили в путь. Армяне сразу же догадались, что царь их намекает на что-то, и, чтобы выиграть время, на всю ночь задержали гонцов, ведь им нужно было подумать.

На рассвете ассирийцы отправились в обратную дорогу и привезли царю Араму панцирь. Никто из них не знал, что в броне был спрятан тоненький-претоненький хлеб. Да в те времена, никто и слышать не слышал, ни о каком лаваше, поэтому как можно было догадаться, что в панцирь можно спрятать хлеб. Арам взял панцирь, а потом заявил вдруг, что не этот панцирь самый красивый. Что уж тут делать, снова послали гонцов, и те снова принесли новый панцирь. Этот тоже не понравился царю Араму. Так гонцы каждый день в течение десяти дней покрывали ту же дорогу и приносили каждый раз лаваш, причем ведать о том не ведали. На одиннадцатый день Носор и Арам вышли на стрельбище. Ассирийский царь Носор был уверен, что царь Арам, оставшись без хлеба, потерял дух и силы, а главное меткость глаза. Но случились чудеса! Арам стал победителем в этом состязании и с честью и уважением возвратился в свою страну. Его спас армянский хлеб. Возвратился царь и огласил по всей стране, что с тех пор в Армении пусть пекут лаваш вместо других хлебов. (Дегустация: № 6 – лаваш)

 На поле, и в шахте, и в небе
От милой отчизны вдали
Немыслима жизнь без хлеба,
Без хлеба родимой земли.
В лазоревых лентах колосья
Венчают державный наш герб,
Хлеб – радость, и счастье, и гордость.
Могущество Родины – хлеб! (Н. Медведев)

 Вот и подошли к концу наши хлебные истории. Это лишь небольшая часть. И я надеюсь, что вы ребята, нашли в них и что – то важное, полезное и для себя, для своего понимания и отношения к хлебу. Не забывайте, что хлеб – он был, есть и будет и от вас во многом зависит его дальнейшая история.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

Без хлеба все приестся.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба сыт не будешь.

Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.

Будет день — будет и хлеб.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Был бы хлеб, а каша будет.

Был бы хлеб, а пирог даром.

Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.

Вода вымоет, хлеб выкормит.

Голодной куме все хлеб на уме.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Дешев хлеб, коли деньги есть.

Добра соль, а переложишь — рот воротит.

Доплясались, что без хлеба остались.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

И пес перед хлебом смиряется.

Из одной муки хлеба не испечешь.

Как хлеб да квас, так и все у нас.

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.

Как хлеба кусок, так разинул роток.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

 


 

Тема воспитательного мероприятия : «Вкус хлеба – вкус жизни!»

Тема воспитательного мероприятия : «Вкус хлеба – вкус жизни!»

Многим ли, дей­ствительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного пшеничного хле­ба,— составляет одно из величайших изобретений человеческого ума»

Многим ли, дей­ствительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного пшеничного хле­ба,— составляет одно из величайших изобретений человеческого ума»

От выпекания пресных лепешек он перешел к изготовлению кислого хлеба

От выпекания пресных лепешек он перешел к изготовлению кислого хлеба

Витамин Е вообще отсутствует. Магния в 5 – 6 раз меньше, фосфора и кальция – в 3 раза

Витамин Е вообще отсутствует. Магния в 5 – 6 раз меньше, фосфора и кальция – в 3 раза

Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях

Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях

А придает ему этот вкус кориандр, замешенный в тесто

А придает ему этот вкус кориандр, замешенный в тесто

Чтобы кулич как можно больше походил на церковный артос, его выпекают в форме цилиндра

Чтобы кулич как можно больше походил на церковный артос, его выпекают в форме цилиндра

Армянский лаваш Однажды кто-то сказал, что все гениальное просто

Армянский лаваш Однажды кто-то сказал, что все гениальное просто

Вот и подошли к концу наши хлебные истории

Вот и подошли к концу наши хлебные истории

Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь

Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2024