МКУ «Управление образования» «Макаровский
городской округ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Макарова»
Воспитательный план 3 «в» класса
МАОУ «СОШ г. Макарова» Сахалинской области
на 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
2024г.
Воспитательный план 3 «В» класса МАОУ «СОШ г. Макарова» Сахалинской области на 2024-2025 учебный год составлен:
· на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
· на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
(Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
Цели и задачи
Цель воспитания: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
- усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Направления воспитания
План воспитательной работы реализуется в единстве учебной
и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
|
Целевые ориентиры |
|
Гражданско-патриотическое воспитание |
|
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении; сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства; понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. |
|
Духовно-нравственное воспитание |
|
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
|
|
Эстетическое воспитание |
|
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. |
|
Физическое воспитание |
|
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. |
|
Трудовое воспитание |
|
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; проявляющий интерес к разным профессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. |
|
Экологическое воспитание |
|
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. |
|
Ценности научного познания |
|
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
|
Занятость учащихся 3 «в» класса во внеурочной деятельности и ДО на 2024-2025 учебный год
|
№ |
Список учащихся |
Школа |
ДК |
МБУ ДО ДШИ |
МБУ ДО «Спортивная школа» |
|||||||||
|
«Шаги успешности» |
Фин. грамотность |
Хочу всё знать |
БПЛА |
Футбол |
ТЮЗ |
ИЗО |
ДПТ |
Лёгкая атл. |
Бокс |
Хоккей |
Самбо |
|||
|
1 |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
3 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
13 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
17 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
18 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
20 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Педагогическая характеристика 3»В» класса
на начало 2024-2025 учебного года
На начало учебного года в классе обучается 23 человек. Из них 10 мальчиков и 13 девочек.
По социальному статусу семей:
1. многодетные – 7;
2. малоимущие – 7;
3. неполные – 7
Под опекой и попечительством находятся 2 детей). На внутришкольном контроле состоит 1 обучающийся
Уровень интеллектуального развития класса средний. Есть дети с ярко выраженным интеллектуальным потенциалом - это … . Есть дети, которые проявляют большую активность на уроках. Это … . В основном у большинства учащихся сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках, стремление получить хорошую оценку на уроке.
Трудности в учении испытывают ... . Они очень невнимательны, часто отвлекаются сами и мешают другим, а также часто невнимательно выполняют задания. В связи с чем ведется непрерывная работа с родителями.
Дети умеют коллективно работать и у них это уже неплохо получается, однако еще много надо работать, чтобы дети подавляли собственное желание и старались делать приятное другому.
У детей складываются хорошие дружеские отношения. Но часто ссорятся и вступают в драку ... . Мелкие стычки могут возникать на перемене, но ребята научились их разрешать самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу.
Классный коллектив в основном дружный. В классе нет ярко выраженных групп, все ребята охотно помогают друг другу и общаются все вместе. У большинства детей отмечается стремление участвовать как в командных, так и в индивидуальных соревнованиях. В основном дети легко и радостно идут на контакт. Большинство любит общаться и стремятся к общению.
Многие учащиеся вовлечены во внешкольную и во внеклассную деятельность. Ученики посещают различные секции и кружки различной направленности.
Не все родители учащихся проявляют интерес к школе и учебным достижениям своих детей. Лишь несколько родителей стараются участвовать в мероприятиях, проводимых в классе и в школе, проявляют инициативу в помощи классу и школе по подготовке мероприятий и общественной работе. На собрания приходит половина родителей, есть родители, которые на родительских собраниях за 2 года были только 2 раза.
Исходя из всего сказанного, перед классным руководителем и классным коллективом поставлены следующие задачи:
Ø Продолжить работу по созданию сплочённого коллектива, слаженного классного коллектива, умеющего выступать инициатором коллективных дел.
Ø Вести нравственное воспитание, создать возможности для накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Ø Укреплять здоровье учащихся, воспитывать бережное отношение учеников к своему здоровью.
Ø Воспитывать общечеловеческие качества. Способствовать развитию познавательных интересов, развитие любознательности, творческой самостоятельности. Развивать эстетический вкус.
Ø Проводить работу по формированию положительной мотивации к учению.
Ø Усилить работу с родителями по вовлечению их в школьную жизнь
|
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 «в» класса уровень начального общего образования |
||||
|
Дела, события, мероприятия |
классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
|
|
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ |
||||
|
Модуль «Урочная деятельность» |
||||
|
Оформление стендов (предметно-эстетическая среда, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности) |
1-4 |
сентябрь, в течение года |
учителя, кл. руководители |
|
|
Игровые формы учебной деятельности |
1-4 |
в течение года |
учителя, кл. руководители |
|
|
Интерактивные формы учебной деятельности |
1-4 |
в течение года |
учителя, кл. руководители |
|
|
Содержание уроков (по плану учителя) |
1-4 |
в течение года |
учителя, кл. руководители |
|
|
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) |
1-4 |
02.09 |
учителя, кл. руководители |
|
|
Международный день распространения грамотности (информационная минутка на уроке русского языка) |
1-4 |
06.09 |
кл. руководители |
|
|
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) |
1-4 |
04.10 |
Заместитель директора по ВР, педагог-организатор ОБЖ |
|
|
День рождения Н.А. Некрасова (информационная минутка на уроках литературы) |
3-4 |
10.12 |
Классные руководители, библиотекарь |
|
|
Интерактивные уроки родного русского языка к Международному дню родного языка |
1-4 |
21.02 |
учителя, кл. руководители |
|
|
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (День пожарной охраны) |
1-4 |
30.04 |
Заместитель директора по ВР, педагог-организатор ОБЖ |
|
|
День флага Сахалинской области |
1-4 |
26.05 |
учителя, кл. руководители |
|
|
День славянской письменности и культуры |
2-4 |
24.05 |
учителя, кл. руководители |
|
|
Предметные недели (по графику) |
1-4 |
в течение года |
учителя, кл. руководители |
|
|
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование» |
||||
|
Реализация внеурочной деятельности согласно учебного плана |
1-4 |
в течение года |
руководитель Центра «Точка роста», педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор ОБЖ, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями |
|
|
Запись в объединения дополнительного образования Центра «Точка роста», ШСК «Олимпиец», РДДМ, Школьный хор, Школьный театр, Робототехника, АБВГДейка, Футбол, Школа вокала, ЮИД, Юнармия, Волейбол, Военно-патриотический клуб «Патриот». |
1-4 |
02.09 – 15.09 |
педагоги дополнительного образования, кл. руководители |
|
|
Вступление обучающихся в объединение РДДМ «Движение первых» (первичное отделение) |
3-4 |
26.09 |
советник директора, классные руководители |
|
|
Организация и проведение Всероссийских акций РДДМ «Движение первых» в формате «Дней единых действий» |
1-4 |
в течение года |
советник директора |
|
|
Спортивные соревнования по пионерболу |
3-4 |
октябрь |
учителя физкультуры, кл. руководители, педагог-организатор |
|
|
Участие в муниципальном выставке-конкурсе на лучшую елочную игрушку «Новогодний шар» |
1-4 |
ноябрь, декабрь |
Заместитель директора по ВР, кл. руководители |
|
|
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» среди 1-х классов |
1 |
ноябрь |
учителя физкультуры, кл. Руководители, педагог-организатор |
|
|
Соревнования среди 4-х классов «Веселые старты» |
4 |
декабрь |
учителя физкультуры, кл. Руководители, педагог-организатор |
|
|
Соревнования среди 3-х классов «Веселые старты – Встречаем весну!» |
3 |
март |
учителя физкультуры, кл. Руководители, педагог-организатор |
|
|
Спортивные соревнования по пионерболу |
4 |
апрель |
учителя физкультуры, кл. Руководители, педагог-организатор |
|
|
Соревнования среди 2-х классов «Веселые старты» |
2 |
май |
учителя физкультуры, кл. Руководители, педагог-организатор |
|
|
Легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы |
1-4 |
Первая половина мая |
учителя физкультуры, кл. руководители |
|
|
Модуль «Классное руководство» |
||||
|
Поднятие-вынос флага. Гимн РФ. В/Д «Разговоры о важном». |
1-4 |
каждый понедельник, 1 уроком в течение года |
классные руководители |
|
|
Проведение классных часов, участие в Днях единых действий |
1-4 |
в течение года |
классные руководители |
|
|
Проведение инструктажей с обучающимся по ТБ, ПДД |
1-4 |
в течение года |
классные руководители |
|
|
Изучение классного коллектива |
1-4 |
в течение года |
классные руководители |
|
|
Ведение портфолио с обучающимися класса |
1-4 |
в течение года |
классные руководители |
|
|
Классные коллективные творческие дела |
1-4 |
в течение года |
классные руководители |
|
|
Реализация программы внеурочной деятельности с классом |
1-4 |
по расписанию, в течение года |
классные руководители |
|
|
Экскурсии |
1-4 |
1 раз в четверть |
Классный руководитель, родительский комитет |
|
|
Консультации с учителями-предметниками (соблюдение единых требований в воспитании, предупреждение и разрешение конфликтов) |
1-4 |
по запросу |
классные руководители, учителя-предметники |
|
|
Беседа «Режим питания. Правила поведения за столом» |
3в |
20.09 |
Классный руководитель |
|
|
Классный час «Мой класс, мои друзья. Этика отношений в коллективе» |
3в |
27.09 |
Классный руководитель |
|
|
Организационное родительское собрание «Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошел в 3 класс» |
3в |
05.09 |
Классный руководитель |
|
|
Выставка рисунков «Моё замечательное лето» |
3в |
1 неделя сентября |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс стихотворений об осени |
3в |
1 неделя октября |
Классный руководитель |
|
|
Классный час «Бабушка рядышком с дедушкой…» |
3в |
02.10 |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс рисунков « Мой папа – самый, самый» |
3в |
14-18.10 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа о правилах поведения в школе |
3в |
10.10 |
Классный руководитель |
|
|
Операция «Чистюля» |
3в |
28.10 |
Классный руководитель |
|
|
Встреча родительского комитета |
3в |
25.10 |
Классный руководитель |
|
|
Классный час «День народного единства» |
3в |
08.11 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «Толерантность – что это?» Конкурс рисунков «Мы разные – мы равные» |
3в |
15.11 |
Классный руководитель |
|
|
Классный час ««Загляните в мамины глаза» |
3в |
29.11 |
Классный руководитель |
|
|
Фотовыставка «Вместе с мамой» |
3в |
25-29.11 |
Классный руководитель |
|
|
Родительское собрание «О трудовом воспитании. Итоги 1 четверти» |
3в |
14.11 |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс стихов о зиме, Новом годе |
3в |
2 неделя декабря |
Классный руководительт |
|
|
Встреча родительского комитета - Организация новогодних подарков |
|
|
|
|
|
Беседа «Ими гордится Россия! Ими гордимся мы», посвященная Дню Героев Отечества |
3в |
05.12 |
Классный руководитель |
|
|
Классный час «Великие русские художники» |
3в |
13.12 |
Классный руководитель |
|
|
Викторина «Знаешь ли ты свои права и обязанности» |
3в |
10.12 |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс рисунков « Идёт зима аукает…» |
3в |
11 – 18.12 |
Классный руководитель |
|
|
Новогодняя мастерская |
3в |
20.12 |
Классный руководитель |
|
|
Родительское собрание «Итоги 1 полугодия» |
3в |
24.12 |
Классный руководитель |
|
|
Операция «Чистюля» |
3в |
27.12 |
Классный руководитель |
|
|
Фотовыставка «Встреча Нового года» |
3 в |
3 неделя января |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «Этикет в нашей жизни» |
3в |
17.01 |
Классный руководитель |
|
|
Акция «Тепло твоих рук» (изготовление кормушек) |
3в |
в течение месяца |
Классный руководитель |
|
|
Викторина «Звездный час вежливости» |
3в |
23.01 |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс стихов ко Дню защитников Отечества |
3в |
1 неделя февраля |
Классный руководитель |
|
|
Классный час «Юные герои антифашисты» |
3в |
07.02 |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс рисунков «Военная техника Российской Армии» |
3в |
11 – 20.02 |
Классный руководитель |
|
|
Веселые старты среди мальчиков |
3в |
21.02 |
Классный руководитель, учитель физкультуры |
|
|
Классный час – Уважай себя, уважай других
|
3в |
28.02 |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс стихов, посвященных к 8 марта |
3в |
1 неделя марта |
Классный руководитель |
|
|
Классный час «Славный день – 8 марта» |
3в |
07.03 |
Классный руководитель |
|
|
Изготовление открыток и поделок мамам на праздник 8 марта |
3в |
В неделя марта |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «Что такое трудолюбие» |
3в |
14.03 |
Классный руководитель |
|
|
Викторина «Масленица» |
3в |
28.03 |
Классный руководитель |
|
|
Встреча родительского комитета |
3в |
28.03 |
Классный руководитель, председатель родительского комитета |
|
|
Операция «Чистюля» |
3в |
14.03 |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс поделок и рисунков ко Дню космонавтики |
3в |
2 неделя марта |
Классный руководитель |
|
|
Кл час «Великое чудо света – книга» |
3в |
04.04 |
Классный руководитель |
|
|
Час общения «Жить в мире с собой и с другими» |
3в |
18.04 |
Классный руководитель |
|
|
Родительское собрание по теме «Выбор модуля курса ОРКСЭ в 4 классе» |
3в |
24.04 |
|
|
|
Акция «Здравствуй, пернатый друг» |
3в |
в течение апреля |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс стихов, посвященных Дню Великой Победы |
3в |
2 неделя мая |
Классный руководитель |
|
|
Урок Мужества, посвященный Дню Победы |
3в |
08.05 |
Классный руководитель |
|
|
Конкурс рисунков «Салют Победы» |
3в |
05 – 08.09 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!» |
3в |
16.05 |
Классный руководитель |
|
|
Прощание с 3 классом |
3в |
26.05 |
Классный руководитель |
|
|
Операция «Книжкина больница» |
3в |
16.05 |
Классный руководитель |
|
|
Итоговое родительское собрание |
3в |
22.04 |
Классный руководитель |
|
|
Операция «Чистюля» |
3в |
23.05 |
Классный руководитель |
|
|
Модуль «Работа с родителями/законными представителями» |
||||
|
Заседание Совета родителей |
1-4 |
1 раз в четверть |
заместитель директора по УВР, Советники по воспитательной работе, кл. руководители |
|
|
Классные родительские собрания |
1-4 |
1 раз в четверть |
кл.руководители |
|
|
Индивидуальные беседы с родителями «группы риска», неуспевающими |
1-4 |
по запросу |
Администрация школы, кл.руководители, соц.педагог |
|
|
Консультации с психологом |
1-4 |
по запросу |
Педагог-психолог |
|
|
Модуль «Ключевые школьные дела» |
||||
|
СЕНТЯБРЬ |
||||
|
Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» |
1-4 |
02.09 |
заместитель директора по ВР, , кл. руководители |
|
|
День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом. |
1-4 |
03.09 |
заместитель директора по ВР, педагог-организатор, кл. руководители |
|
|
Урок-экскурсия «Безопасная дорога в школу» |
1 |
05.09 |
кл. руководители, педагог-организатор, сотрудники ГИБДД |
|
|
Международный день распространения грамотности |
1-4 |
08.09 |
Советник директора по воспитанию |
|
|
ОКТЯБРЬ |
||||
|
Международный день пожилых людей, Международный день музыки |
1-4 |
01.10 |
Советник директора по воспитанию, кл. руководители |
|
|
День защиты животных |
|
04.10 |
Волонтеры |
|
|
День гражданской обороны (кл. часы, учебная эвакуация) |
1-4 |
04.10 |
Администрация школы, кл. руководители |
|
|
Праздник «День учителя» |
1-4 |
05.10 |
педагог-организатор, советник директора по воспитанию, кл. руководители |
|
|
Ярмарка «Дыры осени» |
1-4 |
11.10 |
Педагог-организатор |
|
|
День отца (кл. час, выставка портретов «Мой любимый папа») |
1-4 |
15.10 |
кл. руководители |
|
|
Международный день школьных библиотек (информационный час) |
4 |
25.10 |
Библиотекарь |
|
|
День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России (Акция) |
4 |
25.10 |
ЮИДовцы |
|
|
Праздник «Посвящение в первоклассники» |
1 |
27.10 |
кл. руководители |
|
|
Праздник «Золотая осень» |
2-4 |
27.10 |
Педагог-организатор |
|
|
НОЯБРЬ |
||||
|
Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства (флешмобы, акция «Окна России») |
1-4 |
04.11 |
педагог-организатор, советник по воспитанию, кл. руководители |
|
|
Праздник «День матери» |
1-4 |
24.11 |
кл. руководители |
|
|
День государственного герба Российской Федерации (кл.час) |
1-4 |
30.11 |
кл. руководители |
|
|
ДЕКАБРЬ |
||||
|
День неизвестного солдата |
3-4 |
03.12 |
кл. руководители, библиотекарь |
|
|
Международный день инвалидов |
4 |
03.12 |
Советник директора по воспитанию |
|
|
День добровольца (волонтера) в России (классный час с приглашением «Серебряных волонтеров г. Макарова») |
Актив РДДМ |
05.12 |
педагог-организатор, советник директора |
|
|
Международный день художника |
3 |
06.12 |
кл. руководители |
|
|
День Героев Отечества (кл.часы) |
1-4 |
09.12 |
кл. руководители |
|
|
День прав человека |
1-4 |
10.12 |
кл. руководители |
|
|
День Конституции Российской Федерации (кл.часы) |
1-4 |
12.12 |
кл. руководители |
|
|
Участие в новогодних мероприятиях |
1-4 |
25-28.12 |
заместитель директора по ВР, педагог-организатор, советник по воспитательной работе, кл. руководители |
|
|
ЯНВАРЬ |
||||
|
Подготовка к военно-патриотическому фестивалю «Виктория» |
1-4 |
10.01 |
кл. руководители |
|
|
День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста (кл.часы) |
3-4 |
24.01-27.01 |
кл. руководители |
|
|
ФЕВРАЛЬ |
||||
|
Месячник военно-патриотического воспитания |
1-4 |
03.02 |
педагог-организатор, педагог-организатор, кл. руководители, педагоги, советник по воспитанию |
|
|
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве |
2-4 |
03.02 |
классные руководители |
|
|
День российской науки |
4 |
07.02 |
классные руководители |
|
|
Мероприятия ко Дню защитника Отечества |
1-4 |
12.02 |
педагог-организатор, кл. руководители, педагоги, советник по воспитанию |
|
|
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества |
2-4 |
15.02 |
классные руководители |
|
|
Международный день родного языка |
1-4 |
21.02 |
классные руководители, библиотекарь |
|
|
День защитника Отечества |
1 |
21.02 |
классные руководители |
|
|
День защитника Отечества (смотр, строя и песни) |
2-4 |
20-21.02 |
Учителя физической культуры, классные руководители, педагог-организатор |
|
|
Подготовка к Международному женскому дню («Мама школьницей была») |
1-4 |
26.02 |
педагог-организатор , кл. руководители |
|
|
МАРТ |
||||
|
Международный женский день - выставка «Мама школьницей была» |
1-4 |
05.03 |
педагог-организатор |
|
|
Неделя профилактических мероприятий «Мы против наркотиков»/«Мы за ЗОЖ» (кл.часы, акции, конкурсы рисунков) |
1-4 |
01.03-07.03 |
педагог-организатор, педагог-организатор ОБЖ, кл. руководители, советник по воспитанию |
|
|
Декада по профилактике правонарушений |
|
11.03-22.03 |
Социальный педагог |
|
|
День воссоединения Крыма с Россией (выставка рисунков, кл.часы) |
1-4 |
18.03 |
Кл.руководители |
|
|
Всемирный день театра (театральная постановка) |
|
28.03 |
Руководитель театра |
|
|
АПРЕЛЬ |
||||
|
Всемирный день здоровья (общешкольная зарядка) |
1-4 |
07.04 |
Учителя физической культуры, кл.руководители |
|
|
Участие в мероприятиях, посвященных Дню Космонавтики (кл.часы, Гагаринский урок, выставка рисунков, викторина) |
1-4 |
7-11.04 |
кл. руководители, педагог-организатор |
|
|
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ (кл.часы) |
4 |
19.04 |
кл. руководители |
|
|
Всемирный день Земли |
1-2 |
22.04 |
кл. руководители |
|
|
Единый день поднятия флага РФ |
1-4 |
25.04 |
Педагог-организатор, кл.руководители |
|
|
День флага Сахалинской области (кл.часы) |
1-4 |
26.04 |
кл.руководители, советник директора по воспитанию |
|
|
День пожарной охраны (кл.час) |
1-4 |
30.04 |
кл.руководители |
|
|
МАЙ |
||||
|
Праздник Весны и Труда |
1-4 |
01.05 |
кл.руководители |
|
|
Участие в общегородском мероприятии, посвященное празднованию Дня Победы (строевая подготовка, изготовление открыток для детей войны) |
1-4 |
09.05 |
заместитель директора по ВР, советник по воспитанию, педагог-организатор, кл. руководители |
|
|
День детских общественных объединений (торжественная линейка вступления в ряды РДДМ) |
4 |
19.05 |
советник по воспитанию, кл. руководители |
|
|
Ученик года |
|
|
заместитель директора по УВР, педагог-организатор, кл. руководители |
|
|
День славянской письменности и культуры |
1-3 |
24.05 |
кл. руководители |
|
|
Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы «Прощай, начальная школа!» |
4 |
24.05 |
кл. руководители |
|
|
Модуль «Внешкольные мероприятия» |
||||
|
Внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации |
1-4 |
в течение года |
классные руководители, социальные партнеры |
|
|
Внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям |
1-4 |
в течение года |
классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, соц.педагог |
|
|
Экскурсии, походы выходного дня (в музей, библиотеку, на предприятия и др.) |
1-4 |
в течение года |
классные руководители, родительский комитет. |
|
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» |
||||
|
Оформление внешнего фасада здания, класса, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб) - изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона. Оформление школьного уголка - (название, девиз класса, информационный стенд), уголка безопасности |
1-4 |
август-сентябрь |
заместитель директора по ВР, педагог-организатор, кл. руководители |
|
|
Размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) |
1-4 |
по мере необходимости |
педагог-организатор, кл. руководители |
|
|
Организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации |
1-4 |
каждый понедельник, 1 уроком |
заместитель директора по ВР, советник по воспитанию, кл. руководители |
|
|
Подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга |
1-4 |
по плану кл.рук. |
кл. руководители |
|
|
Организация и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации |
1-4 |
по мере необходимости |
заместитель директора по ВР, педагог-организатор, кл. руководители |
|
|
Оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся |
1-4 |
в течение года |
заместитель директора по ВР, советник директора по воспитанию, кл. руководители, педагог-организатор |
|
|
Оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок |
1-4 |
по мере небходимости |
заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, советник директора по воспитанию, кл. руководители |
|
|
Поддержание эстетического вида и благоустройство здания, холлов, классов, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации |
1-4 |
в течение года |
заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, советник директора по воспитанию, кл. руководители |
|
|
Оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха |
1-4 |
по мере необходимости |
заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, советник директора по воспитанию, кл. руководители |
|
|
Поддержание в библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги выставляют для общего использования свои книги, брать для чтения другие |
1-4 |
в течение года |
библиотекарь |
|
|
Оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн) |
1-4 |
по мере необходимости |
заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, советник директора по воспитанию, кл. руководители |
|
|
Обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности |
1-4 |
по мере необходимости |
заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, советник директора по воспитанию, кл. руководители, социальный педагог |
|
|
Модуль «Социальное партнерство (сетевое взаимодействие)» |
||||
|
Сотрудничаем с Отд. МВД ГИБДД, библиотекой, музеем, ООО «Дети войны», «Серебряные волонтеры», Спортивная школа, ДШИ, Молодежная политика, Реабилитационный центр «Огонёк», Дом-интернат для престарелых |
||||
|
Игровая программа в рамках Всероссийской акции, посвященной Дню народного единства |
4 |
2 неделя ноября |
Библиотека, музей |
|
|
Спортивно-игровая программа в рамках Всероссийской акции, посвященной Дню защитника Отечества |
3 |
3 неделя февраля |
Библиотека, Спортивная школа |
|
|
Проведение акций «Окна Победы», «Георгиевская лента», «Свеча памяти» в рамках Всероссийской акции, посвященной Дню Победы» |
1-4 |
май |
Молодежная политика, ООО «Дети войны» |
|
|
«Профилактика и безопасность» |
||||
|
Месячник безопасности жизнедеятельности (профилактика ДТП, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, беседы, классные часы по ПДД, учебная эвакуация) |
1-4 |
сентябрь |
классные руководители |
|
|
Всероссийский открытый урок по ОБЖ |
1-4 |
02.09 |
классные руководители |
|
|
Участие в областном смотре-конкурсе агитбригад по безопасности дорожного движения «Безопасное колесо» |
4 |
сентябрь |
Преподаватель ЮИД |
|
|
Рейд по проверке наличия схем безопасного маршрута и наличия светоотражающих элементов у обучающихся |
1-4 |
16 - 20.09 |
ЮИДовцы |
|
|
Объектовая тренировка эвакуации при угрозе террористического акта |
1-4 |
октябрь |
кл. руководители |
|
|
День памяти жертв ДТП. Акция «Пусть дорога будет безопасной» |
1-4 |
25.10 |
ЮИДовцы, педагог-организатор |
|
|
В рамках межведомственной профилактической акции «За здоровый образ жизни» - неделя оказания первой медицинской помощи |
1-4 |
апрель |
преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители |
|
|
Мероприятие, приуроченные к празднику «Дню пожарной охраны» (выставка техники, открытые классные часы с приглашение сотрудников пожарной охраны) |
1-4 |
апрель |
преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители |
|
|
Инструктаж по правилам поведения в школе, в кабинете, в столовой, в раздевалке. |
3в |
04.09 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа по ПДД и ППБ. Инструктаж по правилам дорожного движения. Просмотр роликов |
3в |
12.09 |
Классный руководитель |
|
|
Викторина по ПДД «Школа веселого светофора» |
3в |
24.09 |
Классный руководитель |
|
|
Безопасное поведение дома и на улице. Просмотр мультфильма «Можно и Нельзя». Беседа. |
3в |
03.10 |
Классный руководитель |
|
|
Игра «Как мы умеем прятаться. Поведение при террористической угрозе» Игра |
3в |
18.10 |
Классный руководитель |
|
|
ПДД. Практическое занятие «Мы переходим дорогу. Светофор». |
3в |
24.10 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «15 минут о безопасности». Инструктажи по безопасности обучающихся в период осенних каникул. |
3в |
28.10 |
Классный руководитель |
|
|
ПДД. Инструктаж о правилам дорожного движения. |
3в |
08.11 |
Классный руководитель |
|
|
Действия при пожаре. Беседа, инструктаж. Тренировка. |
3в |
21.11 |
Классный руководитель |
|
|
Инструктаж «Осторожно, гололёд» |
3в |
05.12 |
Классный руководитель |
|
|
ПДД. Инструктаж о пдд в зимнее время. |
3в |
09.12 |
Классный руководитель |
|
|
Правила поведения на Новогоднем утреннике. Правила обращения с пиротехникой. |
3в |
19.12 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «15 минут о безопасности». Инструктажи по безопасности обучающихся в период зимних каникул. |
3в |
27.12 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «Ток бежит по проводам». Правила пользования электроприборами |
3в |
16.01 |
Классный руководитель |
|
|
ПДД. Инструктаж «Внимание, скользкая дорога!» |
3в |
20.01 |
Классный руководитель |
|
|
Инструктаж «Правила твоей безопасности, если дома ты один» |
3в |
31.01 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «Встреча с незнакомцем” |
3в |
13.02 |
Классный руководитель |
|
|
ПДД. Беседа «Специальный транспорт». Рассказ «Улица, где все спешат». |
3в |
28.02 |
Классный руководитель |
|
|
Правила поведения на водоёмах в весенний период. |
3в |
10.03 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «15 минут о безопасности». Инструктажи по безопасности обучающихся в период весенних каникул. |
3в |
14.03 |
Классный руководитель |
|
|
Инструктаж «Правила безопасного поведения во дворе, на улице» |
3в |
09.04 |
Классный руководитель |
|
|
Инструктаж «Правила поведения при встрече с незнакомцем» |
3в |
25.04 |
Классный руководитель |
|
|
ПДД Инструктаж «Тормозной путь автомобиля»
|
3в |
30.04 |
Классный руководитель |
|
|
ПДД Беседа «Я еду на велосипеде. Правила передвижения на велосипеде» Просмотр мультфильма «Следы на асфальте». |
3в |
12.05 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «Лесные секреты». Правила поведения в лесу. |
3в |
22.05 |
Классный руководитель |
|
|
Беседа «15 минут о безопасности». Инструктажи по безопасности обучающихся в период летних каникул. |
3в |
26.05 |
Классный руководитель |
|
|
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ |
||||
|
Модуль «Детские общественные объединения» |
||||
|
Вступление обучающихся в объединение РДДМ «Движение первых» (первичное отделение) |
3-4 |
Сентябрь, май |
советник по воспитательной работе |
|
|
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции, посвященной Дню знаний
|
1-4 |
2.09 |
Заместитель по ВР, советник по воспитательной работе, классные руководители, педагог-организатор |
|
|
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции, посвященной Дню учителя
|
2-4 |
05.10 |
советник по воспитательной работе, классные руководители, педагог-организатор |
|
|
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции, посвященной Дню народного единства
|
1-4 |
04.11 |
советник по воспитательной работе, классные руководители, педагог-оргнизатор |
|
|
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции, посвященной Дню матери
|
1-4 |
29.11 |
советник по воспитательной работе, классные руководители, педагог-организатор |
|
|
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции, посвященной Дню Героев Отечества, кинопросмотр |
3-4 |
09.12 |
советник по воспитательной работе, классные руководители |
|
|
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции «Подари книгу» в Международный день книгодарения |
1-4 |
14.02 |
советник по воспитательной работе, классные руководители |
|
|
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции, посвященной Дню защитника Отечества |
1-4 |
23.02 |
советник по воспитательной работе, классные руководители |
|
|
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции, посвященной Международному женскому дню |
1-4 |
08.03 |
советник по воспитательной работе, классные руководители, педагог-организатор |
|
|
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции, посвященной Дню Победы |
1-4 |
09.05 |
советник по воспитательной работе, классные руководители |
|
|
Модуль «Школьные медиа» |
||||
|
Библиотечные уроки. Ознакомительная экскурсия |
1-2 |
14 – 21.09 |
библиотекарь, кл. руководители |
|
|
Книжные выставки, стенды, информационные уголки освещающие деятельность в области гражданской защиты, правила поведения обучающихся |
1-4 |
1 – 10.10 |
педагог-библиотекарь, педагог-организатор |
|
|
Информационная и книжная выставка «День солидарности и борьбы с терроризмом» |
1-4 |
10-20.10 |
педагог-библиотекарь |
|
|
Тематическая фотовыставка, видеопроекты, подкасты, посвященные Дню народного единства – сайт школы, группа ВК, телеграм канал) |
1-4 |
02-06.11 |
Заместитель по ВР |
|
|
Участие во Всероссийской акции «Час кода» |
1-4 |
01-04.12 |
кл. руководители, классные руководители |
|
|
Кинолектории, посвящённые освобождению Ленинграда от фашистской блокады и Дне памяти жертв холокоста |
1-4 |
январь |
педагог-организатор, классные руководители |
|
|
Кинолектории, посвященные Дню защитника Отечества |
1-4 |
февраль |
педагог-организатор, классные руководители |
|
|
Библиотечные часы |
1-4 |
март |
библиотекарь, классные руководители |
|
|
Кинолектории (по предложенному плану) |
1-4 |
март |
Классные руководители |
|
|
Неделя детской книги. Комплекс мероприятий в рамках недели. |
1-4 |
апрель |
библиотекарь, классные руководители |
|
|
Тематическая фотовыставка, видеопроекты, подкасты, посвященные Дню Победы – сайт школы, группа ВК, телеграм канал) |
1-4 |
01-09.05 |
педагог-организатор, классные руководители |
|
|
Кинолектории, посвященные Дню Победы |
1-4 |
май |
классные руководители |
|
|
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» |
||||
|
Поход в музей |
1-4 |
в течение года |
классные руководители, родительский комитет |
|
|
Экскурсии по патриотической тематике, ранней профориентации |
1-4 |
в течение года |
классные руководители, родительский комитет |
|
|
Походы выходного дня, экскурсии |
1-4 |
в течение года |
классные руководители, родительский комитет |
|
|
Организация экскурсий в пожарную часть, полицию, больницу, ГИБДД |
1-4 |
в течение года |
педагог-организатор, классные руководители |
|
План работы с родителями
Родительский комитет
1. … – председатель комитета
2. … – член комитета
3. … – член комитета
4. … – член комитета
|
Направления деятельности |
Мероприятия |
Срок проведения |
|
1. Изучение семей учащихся |
1. Формирование банка данных о семье и семейном воспитании: составление социального паспорта класса |
сентябрь
|
|
2. Родительские собрания и просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения |
Родительское собрание № 1 по теме «Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошел в 3 класс»
|
Сентябрь
|
|
Родительское собрание № 2 по теме «О трудовом воспитании. Итоги 1 четверти» |
Ноябрь
|
|
|
Родительское собрание № 3 по теме «Мой ребёнок меня обманывает. Итоги 1 полугодия»
|
март
|
|
|
Родительское собрание № 4 по теме «Выбор модуля курса ОРКСЭ в 4 классе» |
апрель |
|
|
Итоговое родительское собрание |
Май |
|
|
Памятки и рекомендации для родителей: |
||
|
О ПДД. Использование световозвращающих элементов на детской одежде. |
Сентябрь |
|
|
Закаливание. Осторожно, грипп! |
Ноябрь |
|
|
Что такое дисграфия? |
Декабрь |
|
|
Как привить любовь к книгам? |
Февраль |
|
|
Приобщение ребёнка к искусству. |
Март |
|
|
Как сберечь зрение? |
Апрель |
|
|
Откуда берутся избалованные дети? |
Май |
|
|
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества |
1. Оказание помощи в организации и проведении школьных и классных праздников 2. Встречи родительского комитета |
По плану
1 раз в четверть |
|
Индивидуальная работа с родителями |
1. Индивидуальные беседы с родителями. 2. Индивидуальные поручения.
|
По необходимости |
|
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся |
1. Проверка дневников учащихся. 2. Направление родителям писем – характеристик, записок – извещений, благодарственных писем и пр. |
Систематически
По необходимости |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.