Воспитательский час «Экономика домашнего хозяйства» для учащихся 9 класса

  • Мероприятия
  • docx
  • 23.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мой конспект.docx

государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области

«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

I отделение

 

 

 

·         СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

 

 

 

 

Воспитательский час

«Экономика домашнего хозяйства»

для учащихся 9 класса

 

 

 

 

Составитель Юдина И.Н.

воспитатель ГПД

 

 

 

 

 

 

Асбест

2019

Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке

«Экономика домашнего хозяйства»

для учащихся 9 класса

 

Цель: Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в социуме:  создать основу для формирования у воспитанников бытовых навыков по ведению домашнего хозяйства.

Задачи:  

1. Дать знания о структуре семейного бюджета, умения  планировать расходы, доходы семьи, добиться понимания учащимися сущности экономики семьи;

2. Формировать навыки ведения домашней финансовой документации; развить умение экономить денежные средства; умения хранить накопленные сбережения.

3. Способствовать развитию познавательного интереса, экономического мышления, умения сочетать расходы и доходы семьи;

4.  Воспитывать чувство ответственности за  общие семейные интересы, культуру потребления, уважение к собственности, экономичность.

 

 

Ход урока

 

I. Организационный  момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к мероприятию.

II. Актуализация знаний.

     Как много значит в жизни каждого из нас семья. Семья – это наш тыл, наше начало начал, школа трудовых навыков. Благополучие семьи зависит от многих факторов. Немаловажным из них является экономический фактор. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Урок – деловая игра, где  мы  потренируемся  в  ведении домашнего хозяйства, попробуем  произвести некоторые расчеты, представим себя хозяевами или полноправными членами семьи.

На нашей сегодняшней встрече  вы присутствуете  не как обычные ученики, а как семьи. Предоставляем вам слово для знакомства  (Слово «главе» семьи)

1.     Знакомство (представление «членов семьи»)

Семья 1

Члены нашей семьи любят не только чистоту  и порядок в доме, но и в отношениях между всеми членами нашей семьи. Уважаем и дорожим друг другом.  Делаем всё вместе. Наше хобби – путешествие по разным странам.

Семья 2

Члены нашей семьи любят отстаивать свою точку зрения, умеют дружить и поддерживать друг друга. Любимые занятия: путешествия по интернету, прогулки на свежем воздухе с одноклассниками.

Семья 3

Наша семья дружная. Наши увлечения: 1 – увлекается современными танцами, 2 – любит читать фантастику, 3 – занимается велоспортом. А по вечерам мы любим все вместе смотреть любимые сериалы.

На предыдущих наших беседах мы с вами заполняли анкеты, через которые выявляли знания по социально – бытовым знаниям и навыкам, говорили о семье, об обязанностях мужчины и женщины в семье, что семья не может обойтись без денег, что такое зарплата, что такое пособие и кто их получает, о доходах и расходах и о многом другом, т.е. всё о  ведении домашнего хозяйства.

Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко или сложно? Почему?

Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство. Сегодня мы с вами посмотрим, как вы овладели этим  искусством.

Знакомство с правилами игры:

Игра состоит из 2 – х частей: «Мозговой штурм», где вы будете отвечать на вопросы и «Доходы и расходы» будем производить подсчёты доходов и расходов.

Прежде чем начать нашу игру, я хочу познакомить вас с правилами. На столе у каждой семьи стоит копилка. Ваша сегодняшняя задача – вспомнить всё, о чём  мы с вами говорили  и, тем самым, заработать как можно больше «денег» для семейного бюджета. На протяжении всей игры я буду задавать вопросы по семейной экономике, а вот стоимость каждого вопроса будет зависеть от его сложности. Для ответов у глав семей  есть сигнальные карточки, кто из вас первым поднимет карточку, той семье даётся право отвечать. Итак, мы начинаем.

2.                 Содержание  игры:

1 часть  «Мозговой штурм»

- Что такое бюджет семьи? (это все доходы и расходы семьи за определённый период времени) стоимость правильного ответа  100 рублей

- Из чего состоит семейный бюджет? (доходы и расходы) 100 рублей

- Из чего складываются доходы? 350 рублей

·       зарплата

·       пенсия

·       стипендия

·       пособия

·       доходы от личного хозяйства (дачи, земельного участка)

·       дополнительные выплаты (процентные выплаты по денежным вкладам в банке)

·       доходы (часть прибыли) от предпринимательской деятельности

- Какие статьи расходов вы знаете? 350 рублей

         питание

         обучение

         содержание жилища

         приобретение одежды и мебели

         крупные покупки

         культурные потребности

         коммунальные платежи

- Что такое зарплата? (Зарплата  - это деньги, выплачиваемые работнику за труд за единицу времени (месяц, неделю, день) 100 рублей

- Кто в семье может получать пенсию? В каких случаях? (Пенсионеры по старости, дети по утере кормильца, инвалиды) 300 рублей

- Кто в семье может получать стипендию? ( Студент) 100 рублей

Следующий вид доходов – пособия. Что такое пособие? (Пособие – это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может зарабатывать себе достаточно денег) 100 рублей

 - Какие виды пособий вы знаете? (по безработице, детские, разовые пособия пенсионерам) 300 рублей

- Что такое потребность? (Потребность – осознанное желание иметь что либо) 100 рублей

- Из каких источников могут складываться доходы школьников? (от родителей (деньги на карманные расходы); индивидуальной трудовой деятельности; работы по найму; оказанию услуг) 400 рублей

Семья не может обойтись без денег.  Иногда в семье возникают трудности. Эти трудности бывают связаны с нехваткой денежных средств.

- Что же надо делать в таком случае семье? (разумно вести хозяйство) 100 рублей

2 часть  «Расходы и доходы»

1 задание  (стоимость правильно выполненной работы   – 200 рублей)

- Предлагается  список услуг. Ваша задача – перечень предлагаемых слов разделить на 2 группы: доходы и расходы. 

        Зарплата,  коммунальные  услуги,  пенсия,  пособие,  электроэнергия,  стипендия,  плата  за  телефон,    плата  за    дет/ сад,  поход в театр,  покупка хозяйственных принадлежностей,  транспортные  расходы,  расходы  на  питание.

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

 

 

 

2 задание  «Распределить расходы семьи» (стоимость правильно выполненной работы   – 400 рублей)                 

- Впиши в соответствующие графы следующие расходы:

Молоко, мыло, билет на автобус, шампунь, электроэнергия, кастрюля, книга, билеты в цирк, картофель, зубная паста,  домофон, квартплата, бензин, мебель,  холодильник, интернет, стиральный порошок, фрукты, отдых на базе, газ.

Питание

Коммунальные услуги

Транспорт

Культурные

потребности

Хозяйственно - бытовые

товары

Товары

длительного пользования

 

 

 

 

 

 

 

3 задание  

Задача №1 (стоимость правильного ответа  – 400 рублей)

Расшифруй слова, найди лишнее слово.

Пистедния,   Джбюте,   Ходсар,    Кульцир,  Хостравка

Ответы: Стипендия, Бюджет, Расход, Циркуль, Страховка.

Задача №2  (стоимость правильного ответа  – 500 рублей)

Посчитайте, чему равны доход  и расход семьи за один месяц, если

Папа получает зарплату- 18500  рублей

Истратили на продукты- 11 000 рублей

Заплатили за квартиру, свет, телефон- 3000 рублей

Пенсия бабушки- 8 000 рублей

Папе купили куртку – 6200 рублей

Заплатили за ремонт холодильника- 700 рублей

Мама получает зарплату- 12 000 рублей

Купили подарок сыну- 2000 рублей

Купили в аптеке лекарства – 954 рубля

(доход 38500 р; расход 23854 р; остаток 14646 р)

Вопрос: Куда можно потратить эти деньги?

Задача№3 (стоимость правильного ответа  – 200 рублей)

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит  450 руб., а пакет весом 500 г стоит  160 руб.?

Сколько денег она сэкономит? (30 р)

Задача№4 (стоимость правильного ответа  – 200 рублей)

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.  (выгоднее оптом 1.600 р.; экономия 200р)

ФИЗМИНУТКА  давайте немного отдохнём.

Задача № 5(стоимость правильного ответа  – 300 рублей)

На счетчике стоит число 2714 – день,  3085 – ночь, а показания счетчика в прошлом месяце были 2638 – день, 3002 - ночь. Сколько рублей составит плата за электроэнергию за месяц, если 1 кВт/ч дневного времени стоит 2 рубля 97 копеек, а ночного время1 кВт/ч стоит 1рубль 40 копеек?  

2714 – 2638= 76,   2 руб. 97 коп. * 76 = 225р. 72 коп.

3085 – 3002= 83,   1 руб. 40 коп. * 83 = 116р. 20 коп.

225р. 72коп + 116р.20коп. =  341р. 92коп.

Задача № 6(стоимость правильного ответа  – 100 рублей)

Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 15 000 р.?

15 000 : 1500 = 10 месяцев

Задача №7 (стоимость правильного ответа  – 400 рублей)

Учащийся пришёл пообедать в школьную столовую. У него было 50 рублей. Ознакомился с меню и узнал цены. Что может купить учащийся в столовой?

Меню

Первые блюда

1. Борщ 15р. 85 коп.

2. Рыбный суп 14р.88 коп.

3. Молочный суп 10р.25коп.

Вторые блюда

1.Котлета с картофельным пюре 27р.54 коп.

2. Сосиски с макаронами  25р.30 коп.

3. Рыба с тушёными овощами 24р. 18 коп.

Хлеб – 1р.50 коп.

Булочка – 3р.25 коп.

Напитки

1. Чай сладкий 90 коп.

2. Компот 2 р.25 коп.

3. Кисель 2р. 10 коп.

Задача № 8 (стоимость правильного ответа  – 300 рублей)

Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за услуги интернет за 2 месяца, за квартал, полгода, год, если за месяц – 908рублей 94коп.

908рублей 94коп × 2 = 1817р. 88коп,

908рублей 94коп × 3 = 2726р. 82коп,

908рублей 94коп × 6 = 5453р. 64коп,

908рублей 94коп × 12 = 10907р. 28коп

Задача № 9(стоимость правильного ответа  – 200 рублей)

Минута разговора по сотовой связи

- с  Белоруссией  стоит 05 рублей 06 копеек. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3миуты, 28 минут?

05р. 06коп.× 3 мин.=  15р.18коп.

05р. 06коп.× 28 мин.=  141р.68коп.

- с Францией  стоит 13 рублей 90 копеек.  Сколько будет стоить разговор продолжительностью 7 минут, 21 минута?

13р. 90коп.× 7 мин.=  97р.30коп.

13р. 90коп.× 21 мин.=  291р. 90коп.

Задача №10(стоимость правильного ответа  – 200 рублей)

 Какой банк выгодный?  

Мособлбанк

Возрождение

Альфа-банк

Вклад

30

30

30

Возврат

37

36

35

Заем

30

30

30

Возврат

42

43

44

Ответ: Мособлбанк

«Дополнительный заработок» Дополнительный заработок на благо семейного бюджета (100 рублю)

Что выгоднее?       купить дом за 1000 монет

                   взять в аренду на год по  100 монет в месяц

Ответ: Купить дом за 1000 монет

Каждая семья имеет цель, свои привязанности, интересы, причуды, увлечения, хобби. У каждой семьи своя система ценностей. И всё это влияет на структуру семейного бюджета. А кроме этого,  нужно ещё учитывать и размер доходов, и место жительства, и уровень культуры, и состав семьи.

Железный закон школьной арифметики! Расход в семейном бюджете не может быть больше дохода! Вроде все теоретически понимают это, однако многие пытаются его нарушить. Нарушить закон все равно не получается.

Получаются только долги и займы у знакомых, родственников, знакомых друзей, в банке и так далее. Лучше этого не допускать. А, что для этого надо делать? Правильно, чтобы привести свои финансы в порядок, необходимо вести семейный бюджет.

Стоит ли этим заниматься? Преимущества ведения  домашнего   бюджета  очевидны, но для того, чтобы их прочувствовать его нужно  вести  минимум три месяца.

Преимущества следующие:

         Вы сможете заранее планировать доход и расход

         Вы будете знать, на что конкретно были потрачены деньги и откуда вы получили доход

         Получите видение завтрашнего дня

         Сможете достичь своей цели

         Сможете создать резервный фонд

         Сможете копить деньги на собственное дело (первоначальный капитал)

         Избежите ненужных растрат и долгов

- Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Этим занимаются родители. А другой считает, что школьники должны быть в курсе доходов и расходов семьи.  Кого и почему вы поддерживаете в этом споре?

Существуют журналы, изданы книги о том, как вести домашний бюджет, при необходимости можете ими воспользоваться.

Каждой семье выдаётся блокнот для планирования семейного бюджета и памятка «Зачем нужно вести семейный бюджет?»

Подведение итогов

                Семьям предлагается вскрыть копилки и посчитать, чему равен их семейный бюджет, заработанный на уроке

- Сложно ли было заработать «деньги»?

-  А вам понравилось их зарабатывать?

- Выскажите свое отношение к уроку.

- Чем был полезен урок?

Я вам желаю, чтобы в будущем вам было так же легко зарабатывать деньги, и чтобы ваша будущая профессия вам доставляла удовольствие. А распоряжаться семейным бюджетом вы уже довольно хорошо научились.