ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС "Мы вас чаем угощаем" (10-13 лет)
Оценка 5
Культурные мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
4 кл—7 кл
12.03.2019
Мероприятие проходит в виде праздника. Этот необычный праздник знакомит детей с традицией гостеприимства, с историей возникновения чая в России, с традициями чаяпития на Руси, с традициями чаяпития, создаёт атмосферу радости, приобщает к народным традициям. Мероприятие можно использовать воспитателям школ - интернатов, классным руководителям.
восп. час Чаем угощаем.doc
государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школаинтернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
НАШИ ТРАДИЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС
"Чаем угощаем"
Материал составила Юдина И.Н.
воспитатель ГПД Асбест
2016
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС
"Чаем угощаем"
Цель:
Знакомство обучающихся и их родителей с историей возникновения чая, обычаями и традициями
чайной церемонии на Руси.
Задачи:
1. Познакомить, как чай пришел в Россию, что это за напиток, чем полезен, каковы традиции
чаепития на Руси.
2. Развивать коммуникативные навыки, расширять кругозор обучающихся.
3. Прививать интерес к традициям русского народа.
Оформление:
Плакаты "Чай кипит, уходить не велит", "Каковы гости, таков и пир" и др.
Столы стоят так, чтобы участники образовали две команды; на столах самовары и угощение к чаю
(готовят мамы).
На сцене журнальный столик, оформленный как уголок для чаепития.
Оборудование:
Товары коробейников;
самовары, костюмы для инсценировок;
чай, травы, ведра, газеты, книги про чай;
посуда, угощение к чаю.
Ход праздника
I. Организационная часть
Родители проходят в класс друг за другом.
Ведущий.
Дорогие гости!
Как говорится –
Милости просим.
В нашу светлицу.
Не нужно платы,
И робеть не надо.
Всем, чем богаты.
Тем вам и рады.
Гости проходят в класс. Их встречают коробейники. За мелочь гости покупают у них различные
предметы: шары, ленты, салфетки, леденцы и т.д. Главное, чтобы все покупки были двух цветов. Сделав
покупки, гост по предложению ведущего (учителя) селятся за разные столы. Так образуются две
команды.
1й ученик.
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя. 2й ученик.
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
3й ученик.
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет.
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
4й ученик.
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
Ведущий.
– Приятно выпить чашечку чая в дождливую погоду для хорошего настроения, в зимний вечер, чтобы
помечтать о лете и просто так – для удовольствия, а встретив старого друга – для приятной беседы и
светлых воспоминаний.
– А что такое чай? (Напиток, растение.)
– Сегодня мы поговорим о разновидностях чая, о правилах чаепития, истории возникновения чая...
– Чаепитие уже давно стало традицией русского гостеприимства, изменялись только формы
гостевания, посуда, блюда для стола, но не изменились заповеди гостеприимства, всегда по все времена
гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением.
В народном творчестве по этому поводу составлено множество пословиц и поговорок.
– А какие знаете вы, ребята? (Гостю почет – хозяину честь. Хоть не богат, а гостям рад. Гость в дом –
радость в дом...)
Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Об
этом обычае рассказывают многие сказки.
Все вы хорошо знаете вредную БабуЯгу. Но даже она вынуждена было подчиниться правилам
гостеприимства. (Отрывок из мультфильма или инсценировка.)
Баба Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дело пытаешь?
Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты бы меня прежде накормила бы, да тогда и
расспрашивай.
БабаЯга Ивана Царевича накормила, напоила чаем, да и давай расспрашивать.
Ведущий. И БабаЯга, испив ароматного чая, подобрела, даже песню согласилась нам спеть. (Выходит
БабаЯга и исполняет песню "Русский чай".)
А я чаю накачаю,
Сладкий сахар наколю.
Приходите, заходите,
Я вас чаем угощу.
Припев:
Ой, чай, чай, чай.
Русский чай.
Ой, чай, самовар
Золотого цвету.
За присест 12 чашек –
Усталости нету.
Всем полезно, скажем прямо,
Молочко и маслице,
Чай со сливками покрепче –
Будет и здоровьице. Если холодно – согреет,
Жарко – жажду утолит.
Заболеешь, иль устанешь.
Крепкий чай надо попить.
Ведущий
– Так что же это за напиток такой – чай?
– Почему он пользуется такой популярностью?
– А знаете ли вы, какая страна является родиной чая?
Профессор. Культура чая – древнейшая, ей пять тысяч лет. До сих пор спорным считается вопрос о
родине чая. Длительное время ею считался Китай, потом – Индия, а по последней версии – Вьетнам. На
международную арену чай вышел из Китая. Китайское слово "ча" означает "молодой листочек".
Вот одна из истории о том, как появился чай.
Однажды, очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало
несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный
аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Чайная церемония родилась в Китае. Сейчас этот обряд соблюдается в Японии, где есть специальные
домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается
только с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике,
кажется, что он побывал в другом мире.
Весть о чудесном напитке разнеслась по всему миру.
В России чай появился впервые в 1638 г. Монгольский хан вручил пакет с листьями чая русскому послу
Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. В начале его
использовали как лекарство, потом как напиток. Беднякам он был не доступен, так как стоил очень
дорого. Крестьяне даже не имели представление, как его заваривать, и вот что однажды произошло.
(Ученик инсценирует стихотворение)
Ученик.
Раз послал мне барин чаю и велел его сварить
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок.
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал.
Остудил его немножко, на господский стол подал,
Гости с барином плевались. Барин сильна озверел
И отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом я догадался, что забыл, я посолить.
Ведущий. Позже чай стал доступен всем, и каждая семья любила по вечерам чаевничать.
– А в чем кипятили чай? (Четыре ноги да ухо, один нос, да брюхо) (Самовар.)
Конкурс 1. "Родниковая водица"
Ведущий. Нам тоже пора ставить самовары. Для xopoшего чая и вода должна быть отличной. Сейчас
ребятам надо наносить воды из родника (из ведра) в чайник. Кто до окончания прослушивания музыки
больше наберет воды (ученики носят воду ложками), тот и победил. Команды выполняют задание.
– Ну вот, самовары полны. Теперь осталось их вскипятить. Это сейчас включил в розетку – готово. А
как кипятили воду раньше?
(Собирали шишки, закладывали в трубу, предварительно закрыв крышкой отверстие для залива воды.)
– За шишками нужно отправиться в лес.
Конкурс 2. “Собери урожай”
(Участники закрывают глаза, в это время но пол высыпают шишки, ставят деревья, дети открывают
глаза).
Ну, считайте вы в лесу.
Вот вам шишки, вот вам елки,
Нука кто здесь не трусишка? Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу.
Само б сторонке посижу.
(По одному участнику из команды выходят собирать шишки)
Ведущий.
Вот теперь раздуем жар
И запышет самовар.
А сейчас народные загадки
Я вам предлагаю отгадать.
Конкурс 3 "Загадки"
Загадки обо всем, что хоть както относится к чаю (сахар, гармонь, блины, чайник, душица, крыжовник,
малина, молоко, пирог, колодец, самовар, смородина, чай и т.д.) загадывают поочередно каждой
команде.
Жил в лесу и зеленел
Под ветром все шумел.
В печь попал – вдруг покраснел,
А остыл и почернел.
А теперь им для красы можно рисовать усы. (Уголь.)
Наша толстая Федора
Наедаемся не скоро.
Но зато, когда сыта
От Федоры – теплота. (Печь.)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое.
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье
Ну и объедение. (Бублик, баранка.)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник.)
Конкурс 4 “Эрудитов”
Ведущий. Из слова "самоварчик" составьте как можно больше новых слов. (Сам, варка, сом, час, комар,
чарка, рама, ком, ром, рис, кров, самовар, сварка, вор, коса, корм.)
Конкурс 5 “Пословицы”
У каждого народа, знающего этот напиток, накопилось немало пословиц и поговорок о чае. Сейчас мы
проверим, как вы их знаете. (Напечатанных и разрезанных слов участники составляют пословицы и
читают.)
Ведущий.
– Пока вы соревновались вода в самоварах закипела.
– Что же делать дальше? (Заваривать чай.)
– Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая
вода способно убить аромат самого лучшего чая! Следует воду снимать с огня в тот момент, когда со
дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, то есть закипит белым ключом.
Чайник для заварки, желательно фарфоровый, его споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают
кипятком на 2/3, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком...
Если при заварке выделяется пена – значит чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой
чай самый ароматный. (Дети заваривают чай.)
Конкурс 6 “Сорта чая”
Ведущий. А какие сорта чая вы знаете? (Участники по очереди называют сорта чая, демонстрируют
ранее собранные пачки чая.)
– А какой чай называют зеленым?
– Из чего готовят зеленый чай?
– А какие лекарственные растения используют для чая? Выходит девочка.
Кумкуманек, где ты живешь?
Что, куманек, ко мне в гости не идешь?
Мальчик с самоваром.
Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай!
(Самовар ставит на приготовленный столик с выпечкой.)
Девочка.
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
Все.
Тарыбарырастабары,
Выпьем чай из самовара!
– С сухарями,
– С кренделям.
– С бубликами вкусными,
– С сушками, ватрушками
Тарыбарырастабары,
Посидим у самовара
Чаю сладкого попьем,
И частушки пропоем.
Мальчики поют частушку.
Эй, девчатахохотушки,
Запевайтека частушки.
Запевайте; поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Девочки поочередно встают и поют.
1. Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселись
Публику печальную
2. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской пока.
3. На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки.
4. В пляске не жалей ботинки,
Предлагайка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам.
5. Самовар кипит блестя.
Чай в нем так и пенится.
Поглядика на себя –
Ну и отраженице.
Ведущий.
– Наш праздник подходит к концу. Что интересного вы узнали сегодня?
1й ученик.
Мы отдохнули все на славу,
И победители по праву
Похвал достойны и награды. Мы напоить вас чаем рады!
2й ученик
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья.
Обеспечивший успех.
3й ученик.
Скажем к слову, без усмешки,
Вывод есть у нас один –
Эти чайные потешки
Заменяют витамин.
Праздник заканчивается чаепитием.
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС "Мы вас чаем угощаем" (10-13 лет)
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС "Мы вас чаем угощаем" (10-13 лет)
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС "Мы вас чаем угощаем" (10-13 лет)
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС "Мы вас чаем угощаем" (10-13 лет)
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС "Мы вас чаем угощаем" (10-13 лет)
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС "Мы вас чаем угощаем" (10-13 лет)
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС "Мы вас чаем угощаем" (10-13 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.