ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Тема урока: Цель урока: • обсудить важность воспитания в семье как основу развития ребенка; • обсудить моральные и правовые нормы об ответственности родителей перед детьми и детей перед родителями; • сподвигнуть учащихся задуматься о роли семьи в формировании личности. Задачи урока: • сформировать отношение детей к важности позитивного примера поведения в семье как модели для подражания. Оборудование: флипчарты, маркеры (в случае их отсутствия подойдут доска, тетрадь и ручка). План урока: Упражнение Фокусировка внимания Работа в малых группах Мини-лекция Подведение итогов № 1. 2. 3. 4. Время 5 мин. 33 мин. 2 мин. 5 мин. 45 мин. проведите общую дискуссию, позвольте ученикам вызказаться. • Спросите, зачем в школе, например, во время урока надо говорить о том, какую роль играет семья в воспитании ребенка? Ответы могут быть разные, в том числе и отрицающие необходимость такого урока. Важно не порицать тех, кто так высказался, поблагодарите за мнение, а в конце урока, во время подведения итогов, спросите у этих учеников, изменилось ли их отношение. Помните, даже ответ «нет» как мнение имеет место быть и должно уважаться. Ход урока: 1. Фокусировка внимания (5 мин.) На заметку учителю: • Начните урок с общего обсуждения с учениками следующих вопросов: Что значит примерная семья? Какими должны быть родители, дети, братья/ сестры в семье? Должны ли быть какието правила поведения в семье, почему? Как семья влияет на членов семьи? • Дайте ученикам минуту, чтобы они смогли осмыслить вопросы и подготовиться к обсуждению. Затем Что увидит в гнезде, так и будет поступать в полете. Пословица 21 Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о том, что первые кирпичики в воспитании человека - сначала ребенка, а затем полноценного гражданина - закладываются в семье, в кругу тех людей, с кем ребенок живет и растет, за которыми наблюдает и часто берет пример. Но насколько мы сами придаем значение своему поведению? Задумываемся ли над тем, что наше поведение (имею в виду родителей, детей, братьев/сестер) влияет на окружающих? Сейчас мы с вами обсудим, что каждый член семьи делает или не делает в течение одного дня. Мы увидим общую картину того, как обычно проходят наши дни, на что обращается внимание, а на что нет. 2. Работа в группах (33 мин.) На заметку учителю: Работа в группах будет проводиться в два этапа. Этап первый: 1. Разделите класс на 5 групп и дайте им нижеследующие задания. Скажите, что группы должны включить все возможные ответы, в том числе и привычки членов семьи, даже если они нехорошие (дети могут изобразить свои ответы и творческим путем, например, через рисунки, стихи и пр.). На работу дается 10 мин. • Группа 4. Как ведет себя сестра в семье в течение одного дня (что делает и не делает)? • Группа 5. Как веду себя я в семье в течение одного дня (что делаю и не делаю)? 2. Попросите группы презентовать свои ответы, остальные группы могут комментировать и дополнять (на каждую презентацию выделяется по 2 мин.) 3. После презентаций всех групп спросите, чего не хватает в презентациях? Возможно, дети постеснялись включить такие вещи, как курение, распитие алкоголя кем-то в семье, а чаще всего могут упустить из внимания то, что в семье мало проводится воспитательная работа (например, родители не разговаривают с детьми об истории семьи, о предках, которые могут стать примерами для развития, об учебе, о жизни, о планах на неделю, на будущее; родители не играют с детьми, не гуляют с ними, не ходят в совместные походы; функцией родителя стало только удовлетворение по мере возможности материальных потребностей детей и т. д.). Этап второй: 4. Предложите группам теперь поработать над следующими заданиями (8 мин.): • Группа 1. Как должна вести себя мама в семье? • Группа 2. Как должен вести себя папа в семье? • Группа 3. Как должен вести себя брат в семье? • Группа 4. Как должна вести себя сестра в семье? • Группа 5. Как должен вести себя я в семье? • Группа 1. Как ведет себя мама в семье в течение одного дня (что делает и не делает)? • Группа 2. Как ведет себя папа в семье в течение одного дня (что делает и не делает)? • Группа 3. Как ведет себя брат в семье в течение одного дня (что делает и не делает)? 22 5. Попросите группы презентовать свои ответы, остальные группы могут комментировать и дополнять (на каждую презентацию дается по 1 мин.). 6. Подведите итоги работы в виде мини-лекции. 3. Мини-лекция (2 мин.) Учитель: - В жизни человека очень важна роль семьи, влияние тех, кто рядом. Каждый день находясь рядом друг с другом, мы растем. Дети перенимают примеры поведения от старших. Если в семье говорят о милосердии, доброте, любви, сострадании и уважении, то это влияет на членов семьи. Если в семье атмосфера напряженная, например, родители постоянно ругаются, братья, сестры невнимательны друг к другу или питают ненависть, то это явно или скрытно также влияет на наше поведение негативно (человек становится угрюмым, замкнутым, агрессивным, одиноким, необщительным, и как следствие – к нему начинают относиться плохо сверстники). Но как одноклассники, сверстники, мы должны учиться вести себя по-другому, не смеяться над человеком, а попытаться понять его, поставить себя на его место и просто чувствовать, что насмешка, злость, издевательства - не путь доброты. Хотя отношения в семье чаще всего остаются на уровне моральных, этических норм, законодательно также закреплен ряд обязательств для членов семьи. Для страны, общества важно то, что происходит в семье, потому что мы знаем, что семья - это ячейка общества, с нее начинается само общество. Например, в Семейном кодексе прописано, что родители должны обеспечивать своим детям воспитание и всестороннее развитие, учить их уважению. Правильное воспитание – это отношения и общение, понимание ребенка, удовлетворение его потребностей в развитии, умение слушать и слышать его, понимать, что хочет ребенок и что для него лучше. У детей, как и у всех членов семьи, тоже есть свои обязательства по отношению друг к другу. Если в семье вы старший ребенок, научитесь помогать младшим, быть для них примером. У кыргызов есть такие пословицы: • Воспитаешь старшего, младший сам себя воспитает («Улуусун тарбияласаң, кичүүсү өзү тарбияланат»). На примере старшего брата растет младший, на примере старшей сестры растет младшая сестра («Аганы көрүп, ини өсөт, эжени көрүп сиңди өсөт»); - Как вы понимаете значение этих пословиц? Вывод: У каждого человека есть семья, родственники. У кыргызов, когда приходит в дом невестка, спрашивают: «Чья она дочь? В какой семье выросла?». Этому придают большое значение, т. к. считается, что именно в семье закладывается воспитание. Люди говорят: «Да, мы знаем эту семью. Эта семья очень хорошая, дружная, трудолюбивая», а могут быть и такие высказывания: «Ой, нет. В этой семье постоянные раздоры, в этой семье не видели воспитания». 23 Когда человек рождается, он чист, как лист. Все зависит от окружающих его людей. Поэтому каждый в семье ответственен перед другим, кто живет в семье, особенно взрослые, будь это родители или старшие братья и сестры. Они могут направить ребенка на правильный жизненный путь или пустить воспитание ребенка на самотек, или, что еще хуже, сбить его на неправильные поступки. И если кто-то в семье совершает плохие поступки, то это позор всей семье. 4. Подведение итогов (5 мин.) На заметку учителю: • Спросите у учеников, что они извлекли из урока, на что нужно обращать внимание в семье? Нужно ли проводить встречи по таким темам и с родителями? • Если вначале урока были ответы о том, что такие уроки не должны проводиться в школах, переспросите у тех учеников, изменилось ли их мнение? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.