Восприятие
Если говорить научно, то восприятие – это активный процесс извлечения
информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по
обследованию того, ЧТО воспринимается.
Процесс восприятия является одним из составляющих понятия “эмоциональный
интеллект” и качественно влияет на взаимоотношение человека с окружающим миром.
Если вы смогли правильно подобрать нужный ключ к развитию процесса восприятия
ребенка – вы определили успешность его обучения и взаимодействия со сверстниками. А
именно умения усваивать новое, обмениваться опытом, проживать жизнь во всей ее
полноте.
Восприятие или извлечение информации о мире происходит на основе имеющихся
у человека схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем
приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются
врождёнными.
Результатом процесса восприятия становится построенный образ – то есть
субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи чувств.
Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации,
оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.
Факторы восприятия делятся на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
● размер;
● интенсивность (в физическом или эмоциональном плане);
● контрастность (противоречие с окружением);
● движение;
● повторяемость;
● новизна и узнаваемость.
К внутренним факторам относят:
● стереотипность восприятия – ожидание увидеть то, что должно быть уви́дено по
прошлому опыту;
● потребности и мотивация – человек видит то, в чём нуждается или что считает
важным;
● опыт – человек воспринимает тот аспект стимула, которому он был научен своим
прошлым опытом;
● я-концепция – восприятие мира группируется вокруг восприятия себя;
● личностные особенности – оптимисты видят мир и события в позитивном свете,
а пессимисты, напротив, – в неблагоприятном.
Ученые выделяют три механизма селективности восприятия, которые являются
важнейшими для понимания и выстраивания эффективного процесса обучения:
• принцип резонанса – согласно ему то, что соответствует потребностям и
ценностям личности воспринимается быстрее, чем то, что им не соответствует.
• принцип защиты – противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже.
• принцип настороженности – угрожающее психике человека распознается
быстрее прочего.
В актерском искусстве подлинное восприятие – это освобождение чувств, активация
уникальной действенно-эмоциональной природы личности и ее взаимодействие с
эмоциональной природой партнера.
В сущности, современный мир требует освобождения чувств и разумного
проявления своей уникальной эмоциональной природы - к каждому человеку. Это
становится критерием его успешности в карьере и личных отношениях. Для актера же
подлинное восприятие является одним из важнейших профессиональных инструментов.
Воспринимая события роли, актер открывает в себе новый эмоциональный мир,
рождаемый его природой. А чем богаче темперамент и жизненный опыт актера, тем
интереснее, тем глубже и эмоциональнее его восприятие.
Восприятие – бесконечный процесс, внимание в котором включено ПОСТОЯННО.
Михаил Чехов говорил, что о процессе восприятия надо думать как о «спирали», у
которой нет конца. Поэтому невозможна ситуация, в которой можно было бы сказать, что
этому актеру больше не нужно воспринимать новую информацию.
Естественно, если у нас мало времени, чтобы что-то посмотреть, тогда восприятие
ограничено. Но если мы заранее знаем, что у нас будет мало времени, тогда мы можем
сфокусировать свое внимание, чтобы быть готовыми воспринимать быстро и четко. Также
если мы заранее знаем направление, в котором нам нужно посмотреть, тогда мы
воспринимаем больше. Если мы заранее знаем, ЧТО нам нужно воспринять, тогда мы
воспринимаем все быстрее и четче.
Круги внимания Константина Сергеевича Станиславского и упражнение Михаила
Александровича Чехова активизируют подсознание актера и помогают ему сделать процесс
восприятия более интенсивным.
Часто используется простое упражнение, которое помогает человеку
активизировать механизм восприятия. Вы также можете пользоваться им при работе с
детьми.
Актер должен внимательно наблюдать за собой:
− ощутить 5 движений в разных частях своего тела: как они меняются, какая у них
температура;
− услышать 5 звуков в комнате и вне комнаты;
− почувствовать 5 разных запахов:
− увидеть 5 цветов.
Это упражнение помогает актеру в начале репетиции, приводя в готовность как его
сознание, так и его «лабораторию» подсознания и открывая ее.
Станиславский также говорил о важности подсознания в творчестве актера. Он
отмечал, что все действия продиктованы нашим подсознанием, всё внутреннее видение
возникает именно из него.
В каждом физическом выражении внутренней жизни, в каждом приспособлении –
целиком или частично – тоже скрыт невидимый «подсказ подсознания».
Задача актера – научиться «будить» и тренировать подсознание, потому что
«пробуждение» его обеспечивает глубокое восприятие роли и открытие уникального
эмоционального мира актера.
Михаил Чехов называет подсознание «лабораторией», где завершаются все
чувственные процессы, и когда они готовы, актёр бессознательно переносит их на сцену.
Почему процесс активизации восприятия так важен не только в обучении актеров,
но и в целом для каждого человека?
Чем богаче энергетический темперамент и жизненный опыт актера, тем интереснее,
эмоциональнее и глубже он воспринимает, достигая самых глубоких мыслей автора.
Возникающие эмоции делают его существование на сцене более динамичным, а
эмоциональный «шлейф» становится для актера движущей силой, с помощью которой он
приходит в новое состояние, рождающее в нем эмоциональные стимулы к новым
действиям.
Итак, подлинное восприятие – это освобождение и осознание собственных чувств и
чувств окружающих. Через глубокое понимание своей природы человек приходит к
пониманию человеческой природы вообще. Это помогает ему выстраивать гармоничные
отношения с миром, с окружающими его людьми. Для глубокого же понимания
собственной природы необходим процесс непрерывного восприятия, который помогает
нам быть в состоянии постоянной открытости новой информации, впечатлениям и
эмоциям.
Чтобы качественно находиться в этом состоянии, нам необходим навык внимания,
о котором мы поговорим в следующей теме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.