Восприятие

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Восприятие.docx

Восприятие

Если говорить научно, то восприятие – это активный процесс извлечения

информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по

обследованию того, ЧТО воспринимается.

Процесс восприятия является одним из составляющих понятия “эмоциональный

интеллект” и качественно влияет на взаимоотношение человека с окружающим миром.

Если вы смогли правильно подобрать нужный ключ к развитию процесса восприятия

ребенка – вы определили успешность его обучения и взаимодействия со сверстниками. А

именно умения усваивать новое, обмениваться опытом, проживать жизнь во всей ее

полноте.

Восприятие или извлечение информации о мире происходит на основе имеющихся

у человека схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем

приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются

врождёнными.

Результатом процесса восприятия становится построенный образ – то есть

субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи чувств.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации,

оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

Факторы восприятия делятся на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

● размер;

● интенсивность (в физическом или эмоциональном плане);

● контрастность (противоречие с окружением);

● движение;

● повторяемость;

● новизна и узнаваемость.

К внутренним факторам относят:

● стереотипность восприятия – ожидание увидеть то, что должно быть уви́дено по

прошлому опыту;

● потребности и мотивация – человек видит то, в чём нуждается или что считает

важным;

● опыт – человек воспринимает тот аспект стимула, которому он был научен своим

прошлым опытом;

● я-концепция – восприятие мира группируется вокруг восприятия себя;

● личностные особенности – оптимисты видят мир и события в позитивном свете,

а пессимисты, напротив, – в неблагоприятном.

Ученые выделяют три механизма селективности восприятия, которые являются

важнейшими для понимания и выстраивания эффективного процесса обучения:

• принцип резонанса – согласно ему то, что соответствует потребностям и

ценностям личности воспринимается быстрее, чем то, что им не соответствует.

• принцип защиты – противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже.

• принцип настороженности – угрожающее психике человека распознается

быстрее прочего.

В актерском искусстве подлинное восприятие – это освобождение чувств, активация

уникальной действенно-эмоциональной природы личности и ее взаимодействие с

эмоциональной природой партнера.

В сущности, современный мир требует освобождения чувств и разумного

проявления своей уникальной эмоциональной природы - к каждому человеку. Это

становится критерием его успешности в карьере и личных отношениях. Для актера же

подлинное восприятие является одним из важнейших профессиональных инструментов.

Воспринимая события роли, актер открывает в себе новый эмоциональный мир,

рождаемый его природой. А чем богаче темперамент и жизненный опыт актера, тем

интереснее, тем глубже и эмоциональнее его восприятие.

Восприятие – бесконечный процесс, внимание в котором включено ПОСТОЯННО.

Михаил Чехов говорил, что о процессе восприятия надо думать как о «спирали», у

которой нет конца. Поэтому невозможна ситуация, в которой можно было бы сказать, что

этому актеру больше не нужно воспринимать новую информацию.

Естественно, если у нас мало времени, чтобы что-то посмотреть, тогда восприятие

ограничено. Но если мы заранее знаем, что у нас будет мало времени, тогда мы можем

сфокусировать свое внимание, чтобы быть готовыми воспринимать быстро и четко. Также

если мы заранее знаем направление, в котором нам нужно посмотреть, тогда мы

воспринимаем больше. Если мы заранее знаем, ЧТО нам нужно воспринять, тогда мы

воспринимаем все быстрее и четче.

Круги внимания Константина Сергеевича Станиславского и упражнение Михаила

Александровича Чехова активизируют подсознание актера и помогают ему сделать процесс

восприятия более интенсивным.

Часто используется простое упражнение, которое помогает человеку

активизировать механизм восприятия. Вы также можете пользоваться им при работе с

детьми.

Актер должен внимательно наблюдать за собой:

− ощутить 5 движений в разных частях своего тела: как они меняются, какая у них

температура;

− услышать 5 звуков в комнате и вне комнаты;

− почувствовать 5 разных запахов:

− увидеть 5 цветов.

Это упражнение помогает актеру в начале репетиции, приводя в готовность как его

сознание, так и его «лабораторию» подсознания и открывая ее.

Станиславский также говорил о важности подсознания в творчестве актера. Он

отмечал, что все действия продиктованы нашим подсознанием, всё внутреннее видение

возникает именно из него.

В каждом физическом выражении внутренней жизни, в каждом приспособлении –

целиком или частично – тоже скрыт невидимый «подсказ подсознания».

Задача актера – научиться «будить» и тренировать подсознание, потому что

«пробуждение» его обеспечивает глубокое восприятие роли и открытие уникального

эмоционального мира актера.

Михаил Чехов называет подсознание «лабораторией», где завершаются все

чувственные процессы, и когда они готовы, актёр бессознательно переносит их на сцену.

Почему процесс активизации восприятия так важен не только в обучении актеров,

но и в целом для каждого человека?

Чем богаче энергетический темперамент и жизненный опыт актера, тем интереснее,

эмоциональнее и глубже он воспринимает, достигая самых глубоких мыслей автора.

Возникающие эмоции делают его существование на сцене более динамичным, а

эмоциональный «шлейф» становится для актера движущей силой, с помощью которой он

приходит в новое состояние, рождающее в нем эмоциональные стимулы к новым

действиям.

Итак, подлинное восприятие – это освобождение и осознание собственных чувств и

чувств окружающих. Через глубокое понимание своей природы человек приходит к

пониманию человеческой природы вообще. Это помогает ему выстраивать гармоничные

отношения с миром, с окружающими его людьми. Для глубокого же понимания

собственной природы необходим процесс непрерывного восприятия, который помогает

нам быть в состоянии постоянной открытости новой информации, впечатлениям и

эмоциям.

Чтобы качественно находиться в этом состоянии, нам необходим навык внимания,

о котором мы поговорим в следующей теме.