Конспект урока математики в 3 классе по теме
"Деление с остатком"
Учитель О.А. Вовенко
Дата: 08.02.2022 год |
ФИО учителя: Вовенко О.А. |
Школа: «Средняя общеобразовательная школа № 47 имени М.П. Ситко» |
|
Класс: 3б |
|
Кабинет: 74 |
Тема: Деление с остатком
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: познакомить с алгоритмом выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
1. Образовательные:
· Разъяснение предметного смысла деления числа с остатком;
· Знакомство учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
· Формирование практических навыков деления числа с остатком;
2. Развивающие:
· Развитие логического мышления, внимания, наблюдательности;
· Развитие умения сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы;
· Развитие интереса к математике, через применение ИКТ.
3. Воспитательные:
· В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
· воспитание умения отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать),
· воспитание навыков культурного общения.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание учебно-познавательной деятельности
I. Организационный момент. Мотивация.
Задача данного этапа – создание положительного эмоционального настроя на урок, концентрация внимания.
- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем правильно считать.
- Урок я хочу начать словами французского философа Жан Жака Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будите постоянно работать над собой, ставить новые цели к их достижению…”
– Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо.
– Вы готовы к работе?
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.
Задача данного этапа – актуализация знаний, необходимых для введения в новую тему.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1. Устный счет
Повторить умножение и деление с числом 7, 8. Индивидуальные карточки.
- Выполните задание на карточках.
- Проверим. (По очереди ученики читают полученные результаты, остальные проверяют.)
- Кто решил без ошибок, поднимите зеленый сигнал и на полях тетради поставьте звездочку.
2. «Мозговой штурм»
-Отвечайте ребята быстро, дружно и скоро.
-Сколько
хвостов у 7-и котов?
-Сколько носов у 2-х псов?
-Сколько пальчиков у 4-х мальчиков?
-Сколько ушей у 5-ти малышей?
-Сколько ушек у 3-х старушек?
– У Сени 8 пар носков. Сколько носков на правую ногу? (8)
– Сколько яблок у Раи, если у неё было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки? (3)
– Молодцы! Вы хорошо поработали на разминке.
2. Проблемная ситуация
Печатные карточки на классной доске.
35 : 7 26 : 5 38 : 6 42 : 6 56 : 8 28 : 9
– Назовите общие признаки этих выражений.
Деление двузначного числа на однозначное.
– Разделить данные выражения на группы.
Ученик делит на две группы выражения.
На сколько групп разделили выражения? Почему?
на 2 группы. Выражения 1 группы можно разделить: 35 : 7 : 42 : 6 56 : 8
Выражения 2 группы не делятся: 26 : 5 38 : 6 28 : 9
– Найдём значения этих выражений.
У доски ученик решает те выражения, которые можно нацело разделить.
– Вы смогли найти значение выражений второй группы? Нет.
– Чем выражения второго столбика не похожи на предыдущие?
– Какой возникает вопрос? Как разделить эти числа?
- Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. Что значит разделить с остатком?
- На этот вопрос будем искать ответ.
- Сформулируйте тему урока.
Деление с остатком.
III. “Открытие” нового знания.
Задача данного этапа – раскрыть предметный смысл деления числа с остатком,
научить алгоритму деления числа с остатком и сформировать практические навыки деления.
Работа со счетными палочками.
- Выложите на парту 14 палочек.
Мы будем раскладывать палочки в 4 кучки.
Возьмём 4 палочки и разложим их в 4 кучки по одной.
Сколько осталось у нас еще? 10
Поступаем так же с еще четырьмя палочками. Сколько осталось? 2.
Что у нас получилось?
Мы 14 разделили на 4, у нас получилось по 3 и осталось 2.
- Кто догадался, как называется действие, которое мы выполняли?
Деление с остатком.
- Чему будем учиться на уроке?
Будем учиться выполнять действие с остатком. Будем учиться находить остаток.
- Записываю на доске: 14 : 4 = 3 (ост. 2)
- Назовите делимое. 14
- Назовите делитель. 4
- назовите частное. 3
- Что такое 2? Остаток.
- Подчеркнем одной чертой делитель. А остаток подчеркнем двумя чертами.
- Сравните остаток и делитель. Что вы заметили? Остаток меньше делителя.
Физминутка.
- Если я называю четное число-встают мальчики. Если я называю нечетное число-встают девочки. 2,5,8,4, 13,24,50,51;
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Задача данного этапа – обеспечить осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, формировать представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.
ПРОСМОТР ВИДЕО УРОКА.
Работа по учебнику.
- Открываем учебник на стр. 26 будем устно выполнять задание 1.
- Прочитайте задание. Выполнить задание поможет объяснение выше. Будьте внимательны, не торопитесь. Кто готов прочитать выражения по-разному?
В 15 содержится 7 раз по 2, и еще остается 1.
15 разделить на 2, получается 7, в остатке 1.
Делимое 15, делитель 2, частное 7, остаток 1
15 разделить на 4, получится 3 и 3 в остатке.
В 15 содержится 3 раза по 4 и еще остается 3.
Делимое 15, делитель 4, частное 3, остаток 3.
15 разделить на 3, получится 5, делится без остатка.
В 15 содержится 5 раз по 3.
Делимое 15, делитель 3, частное 5.
Вывешиваю печатную карточку на доску.
Вывод. При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют неполным частным, второе - остатком. При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.
Второе выражение — это проверка. Неполное делимое 7 умножить на делитель 4 и прибавить остаток 1 будет 29. Это правда, значит мы выполнили деление правильно.
29: 4 = 7 (ост. 1).
7 • 4 + 1 = 29.
V. Закрепление новых знаний и способов действий.
Задача данного этапа – обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Учиться производить деление с остатком практическим способом. Учиться записывать деление в столбик, уголком.
1.Выполнение задания №2.
- Мы будем работать в тетради и у доски. Прочитайте задание 2. Какое выражение лишнее? Почему? 12 : 3 =4 Делится без остатка, нацело.
а) Продолжаем узнавать новое. Какое самое большое число до 7 делится на 3? 6.
Сколько будет, если 6 разделить на 3? 2.
Сколько останется? 1.
Сделаем рисунок, запишем выражение. Кто сможет сделать рисунок на доске?
00-00-0 7 : 3 = 2 (ост. 1)
- Сравни остаток и делитель. Устно сделай проверку.
Два умножить на три будет шесть и прибавить один, получится семь. Это правда, мы посчитали правильно.
- Я еще раз объясню, как записать деление с остатком уголком:
7 разделить на 3. Неполное делимое 6 подписываю под цифрой 7. Получаем неполное частное 2, подписываем под делителем. Из семи вычесть 6, получаем 1-это остаток. Каждую цифру пишем в одной клетке, запись делаем аккуратно, линии проводим точно по горизонтальной стороне клетки. Делайте как я.
б) Какое самое большое число до 10 нацело делится на 4? 8.
Сколько будет если 8 разделить на 4? 2.
Сколько останется? 2.
Сделаем рисунок, запишем выражение в строчку и уголком. Кто сможет выполнить на доске для всех?
00-00-0 10 : 4 = 2 (ост.2)
Сравни остаток и делитель. Устно сделай проверку.
Два умножить на четыре, будет восемь и прибавить два, получится десять. Мы решили верно.
-Запиши выражение уголком с объяснением.
10 разделить на 4. Неполное делимое 8 подписываю под 0. Получаем неполное частное-2. Из 10 вычитаем 8, будет 2-это остаток.
- Теперь самостоятельно выполните два других выражения на звездочку.
- Проверяем: 10 : 6 = 1 (ост. 4); 11 : 4 = 2 (ост. 3) Два ученика записывают выражения на доске в строчку и уголком (или проверяем устно).
2. Выполним задание №3.
- Прочитайте задачу до первого вопроса.
В трех одинаковых тетрадях 54 листа бумаги. Сколько таких тетрадей получится из 90 листов?
- Что обозначают числа 54 и 90? Общее количество листов.
- Что означает число 3? Количество тетрадей.
- Что сказано о количестве листов в одной тетради? Одинаковое количество.
- Как удобнее оформить краткую запись задачи? С помощью таблицы.
- Чертим таблицу. Заполните таблицу. Работает ученик у доски.
Количество листов в одной тетради |
Количество тетрадей |
Общее количество листов |
? одинаковое |
3 шт. |
54 |
? |
90 |
- Что узнаем вначале? Количество листов в одной тетради.
Что узнаем вторым действием? Сколько тетрадей получится из 90 листов.
- Самостоятельно решите задачу на звездочку.
- Проверяем. Один ученик записывает решение на доске.
Решение
1.) 54: 3 = 18 (л.) – в одной тетради
2.) 90: 18 = 5 (т.)
Ответ: 5 тетрадей получится из 90 листов.
Физминутка.
«Креативность» Три ученика по очереди отбивают ритм из четырех ударов по-разному. Ученики повторяют ритм с помощью хлопков.
VI. Систематизация нового материала.
Задача данного этапа – выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий.
1. Самостоятельная работа в парах.
Найди ошибки и запиши верное решение (карточка)
37:7= 5 (ост. 2) 23:4 = 5 (ост. 2)
19:3 = 5 (ост. 4) 57:7 = 6 (ост. 1)
47:5 = 9 (ост. 1) 15:7 = 2 (ост. 8)
65:9 = 7 (ост. 2) 22:3 = 7 (ост. 2)
2. Проверка. Ученик читает выражение. Вывешиваю карточку на доску.
37:7= 5 (ост. 2) 23:4 = 5 (ост.3)
19:3 = 6 (ост. 1) 57:7 = 8 (ост. 1)
47:5 = 9 (ост. 2) 15:7 = 2 (ост. 1)
65:9 = 7 (ост. 2) 22:3 = 7 (ост. 1)
- Если выполнили задание правильно, поставьте звездочку.
Проверьте значение выражений по образцу на доске.
VII. Итог урока.
Задача данного этапа – дать анализ успешности усвоения знаний.
· На какой вопрос искали ответ? Как выполнить деление с остатком.
· Что значит разделить с остатком? Это значит разделить одно число на другое и сколько единиц останется.
· Каким должен быть остаток? Остаток должен быть меньше делителя.
VIII. Рефлексия.
Задача данного этапа – обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Самоанализ деятельности учащихся.
- Закончите, пожалуйста, предложения, высказывая свое мнение
Сегодня на уроке я понял …
Самым интересным для меня было…
Мне было непонятно…
- Посчитайте количество звездочек, 4 звездочки-оценка 5, 3 и 2 звездочки-оценка 4, 1 звездочка-оценка 3.
- Встаньте у кого оценка-5; встаньте те, у кого оценка-4; встаньте те, у кого оценка-3. Спасибо.
IX. Домашнее задание.
Учебник: стр. 26 задание 5 и под красной линией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.