Урок
7
ВОЗДУШНАЯ
ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
Цели: познакомить с понятием «атмосфера», с составом воздуха; обобщить знания учащихся о значении воздуха на Земле.
Оборудование: бутылка, ведро с водой, блюдце, бумага, спички.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Учащиеся рассказывают об охране водоемов.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
– Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, есть на свете еще один океан – самый большой из всех океанов, и вы, ребята, каждую минуту «купаетесь» в нем. Этот океан не соленый, не красный, без берегов и без воды, невидимый и необозримый.
– Что это за океан?
– Речь идет о самом большом – о голубом воздушном океане. Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечной жары, не стынет от космического холода, как, например, Луна или Меркурий, у них-то такой «рубашки» нет. Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает Землю от космических снарядов-метеоритов и лучей-невидимок.
Как только ни называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Ученые предпочитают называть воздух, который окружает нашу планету, атмосферой Земли.
2. Проведение опытов.
1) У меня в руках пустая бутылочка. Что в этой бутылочке? (Ничего.)
– Давайте проверим. Смотрите: я беру бутылочку и опускаю ее в ведро с водой. Видите, из горлышка побежали пузырьки. Что же за невидимка, которого выдали пузырьки, сидел в бутылочке? (Воздух.)
– Правильно. Это удивительный газ, без которого не было бы жизни на Земле. Но воздух – это не просто газ, это смесь разных газов: азота, кислорода, углекислого газа, водорода и других.
Кислород – самый главный газ. Как вы думаете, почему?
2) Кислород необходим не только для дыхания. Смотрите: я зажигаю на блюдце бумагу. Горит? Накрываю ее стаканом. Раз, два, три… Огонь погас! А почему? Ведь бумага еще не вся сгорела. Да потому, что огня не может быть без кислорода. Кислород поддерживает, а углекислый газ не поддерживает горение.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.
3. Работа по учебнику.
Чтение и анализ текста «Чистый воздух», с. 27.
– Зачем надо проветривать помещения?
4. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.
IV. Итог урока.
– Почему воздух является одним из условий жизни на Земле?
Домашнее задание: подготовить рассказ «Защита воздуха от загрязнения».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.