Возможности использования информационных технологий в обучении русскому языку и литературе
Оценка 4.6

Возможности использования информационных технологий в обучении русскому языку и литературе

Оценка 4.6
docx
13.07.2023
Возможности использования информационных технологий в обучении русскому языку и литературе
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.docx

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

В.А. Болтенкова,  МБОУ «Сорокинская ООШ» Старооскольского городского округа .

Понятие «информационные технологии обучения» трактуется как совокупность методов и технических средств сбора, упорядочения, хранения и предоставления информации, позволяющих накапливать знания. Часто информационные технологии обучения рассматривают как совокупность обучающих программ, которые помогают организовать обучение, усвоение, закрепление и контроль знаний. Для введения таких технологий в процесс обучения необходимо создание единой среды, содержащей техническую, программную, предметную и методическую базы. Техническая база представлена компьютерной техникой (персональными компьютерами, сервером, наличием единой информационной сети, мультимедийным проектором, сканером, телевизором и пр.). Программная база подразумевает наличие различного программного обеспечения (программы, набор видеокассет и мультимедийных дисков), вид и тип которого зависит непосредственно от технической базы.

Использование компьютерных средств на уроках русского языка и

русской литературы позволяет воспользоваться следующими

преимуществами такого метода: расширение возможности изложения и предоставления информации учащимся, повышение уровня доступности излагаемого материала; повышение мотивации к обучению; моделирование комбинированных уроков на основе использования компьютерной техники; контроль усвоения учебного материала каждым учеником, используя тестирующее программное обеспечение.

Таким образом, использование информационных технологий способствует объединению в одном блоке (одном уроке, части урока) текстовой информации, графики, звука, видео, анимации. В обучении русскому языку и русской литературе в своей практике наиболее часто использую следующие виды программного обеспечения: презентации, созданные в приложении POWER POINT; флеш - анимации, созданные с помощью программы Macromedia Flash MX; обучающие справочные программы и курсы; контролирующие программы и тестовые оболочки.

Power Point является самой доступной программой для создания презентаций (входит в стандартный пакет Microsoft Office). Одно из наиболее часто используемых достоинств данной программы — высокая наглядность при изучении материала. Данная программа поддерживает корректное отображение различных типов данных: графических объектов, видеофрагментов, звука, диаграмм. PowerPoint поддерживает большое количество сложных эффектов, таких как «ожившие» диаграммы, музыкальное и голосовое сопровождение показа слайдов. Таким образом, с помощью презентаций можно воздействовать на несколько каналов восприятия. Процесс создания презентации включает несколько этапов: постановка задач; разработка структуры и содержания презентаций; создание отдельных слайдов; создание связной последовательности слайдов; создание эффектов анимации для отдельных элементов слайдов; настройка презентации.

Обучающие и справочные программы в основном предназначены для самостоятельного изучения материала учащимися. Однако некоторые их элементы (эксперимент, задача, видео, тест) могут быть использованы и как отдельные фрагменты урока, и как часть презентации, теста, демонстрации при объяснении материала. К контролирующим и тестовым программам относятся программы, предоставляющие возможность обучающимся проводить самостоятельный опрос. В связи с введением централизованного тестирования существуют диски с готовыми пробными тестами.

Повышение информационной компетентности педагогов и обучающихся способствует внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в качестве: предмета изучения; средства обучения, воспитания и развития учащихся; инструмента автоматизации процесса учебной деятельности.

Несомненно, ключевая роль в методическом сопровождении информационных ресурсов должна принадлежать медиацентру школы. Методическое сопровождение информационных ресурсов должно обеспечиваться через создание медиатеки, формирование программно-методического фонда, обновление программно-методических комплексов различных форм обучения.

В качестве основных направлений информационной деятельности субъектов образовательного процесса я выделяю: создание, развитие и поддержку сайта школы; создание презентаций, видеофильмов, клипов о работе школы; выпуск школьной газеты; участие членов школьного педагогического коллектива в работе районных, областных, республиканских и международных семинаров, конференций; публикации из опыта работы.

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы открывает передо мною возможности более экономичной и рациональной организации информационных процессов, повышения их динамичности, расширения диапазона анализируемых факторов для принятия решений, что в результате позволяет многократно повысить уровень обучения. За годы работы в школе мною накоплено много информации, а быстрый поиск необходимой становится возможным при её эффективном размещении и хранении, поэтому считаю очень важным совмещение в работе электронных и бумажных носителей информации.

В результате моей совместной деятельности по освоению информационных технологий и их применению с обучающимися, ведет к тому, что они перестают быть пассивными слушателями: возникает потребность свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужную информацию, пользуясь различными источниками, уметь систематизировать полученную информацию в виде диаграмм, графиков, разбираться в программном обеспечении. Становясь активными участниками учебного процесса, учащиеся самостоятельно находят в информационном пространстве новые источники знаний и осваивают их.

Внедрение информационных технологий обусловливает получение необходимой учебной информации, которая имеет индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка в ходе обучения.

Подготовка уроков русского языка и литературы с использованием информационных технологий требует от меня большого количества времени для поиска, систематизации, обработки и оформления информации. Эти затраты компенсируются быстротой и качеством усвоения материала, проведения рефлексии. Обучение с использованием компьютерных технологий позволяет значительно повысить мотивацию детей к самостоятельной исследовательской деятельности. Учителю информационные технологии дают возможность более полно реализовать свои педагогические идеи, разнообразить формы проведения занятий, сделать урок более насыщенным, содержательным, интересным.

Как показывает опыт, применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности расширяет творческие возможности как учителя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими новейших достижений в области компьютерных технологий, интенсифицирует процесс обучения и повышает качество знаний учащихся. Добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационной образовательной среды можно, только если их участие в этом процессе будет осмысленным и мотивированным.


 

Скачано с www.znanio.ru



 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

POWER POINT; флеш - анимации, созданные с помощью программы

POWER POINT; флеш - анимации, созданные с помощью программы

Несомненно, ключевая роль в методическом сопровождении информационных ресурсов должна принадлежать медиацентру школы

Несомненно, ключевая роль в методическом сопровождении информационных ресурсов должна принадлежать медиацентру школы

Внедрение информационных технологий обусловливает получение необходимой учебной информации, которая имеет индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка в ходе обучения

Внедрение информационных технологий обусловливает получение необходимой учебной информации, которая имеет индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка в ходе обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2023