Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем
за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад.
Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может
справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже доста¬точно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнитель¬ным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Возрастные особенности 2-3 лет.docx
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем
за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад.
Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый,
чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще
справиться самостоятельно.
совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях
и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения,
которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не
выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его
реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.
В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному
желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален,
однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного
эмоционального состояния на другое.
Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится
быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши
слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все
запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться;
рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться
столовыми приборами.
Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их
кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это
каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните
требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите
дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и
подсознательно стремится стать "маленьким",
беспомощным, вернуть то время, когда мама
принадлежала только ему.
Третий год в жизни ребенка называют
кризисным (кризис 3 лет), так как он является
переломным с точки зрения осознания ребенком
себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я
хочу, я не буду!" Малыш становится иногда
упрямым. Часто это происходит оттого, что его не
поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте
шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.
Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Без умения договориться с ребенком, ваша
жизнь может стать очень трудной, а в ребенке
будут формироваться неблагоприятные черты
характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и
станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего
"крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и
любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным
достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания,
настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.
Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком,
то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок
употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение
становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако
родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.
Кризис – это не то, что случается
с «неправильно воспитанными
детьми». Это то, что должно
случиться с каждым ребенком
для того, чтобы он мог перейти
развития. В кризисе поведение
ребенка меняется, и это дает для
него возможность отойти от
прежних моделей поведения и
приобрести новые, необходимые
Поэтому кризисы неизбежны и
для дальнейшего развития.
на новую ступень своего
необходимы
не
Сайт психолога ДОУ – Изотовой Раисы Викторовны http://psiholog-ds.ucoz.ru/ В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только
со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет
является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых
ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто
раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать
этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую
функцию.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем,
когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, -
глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен
и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии:
ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры.
Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу,
воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в
присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и
т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры
является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
2) выделение величины (большой, поменьше, маленький),
3) называние формы (круг, квадрат, треугольник),
4) расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди,
сзади);
5) сравнение по цвету, форме, размеру;
6) координация движений рук и зрения;
7) формирование понятий «много», «мало», «один».
Вам как родителям важно:
Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя и
утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное
пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою
энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его
партнером по игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами,
крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по
ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
видел или делал.
Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами. Некоторые
дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части,
осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в
компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно добро-
желательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его эмоциональное
состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда
способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша
возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не
должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в
этом возрасте через постоянное исследование нового.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка.
Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача,
вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в
случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его
Сайт психолога ДОУ – Изотовой Раисы Викторовны http://psiholog-ds.ucoz.ru/ внимание.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является
обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы
были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания
и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком
изобразить действия некоторых из них, и т. п.
Сайт психолога ДОУ – Изотовой Раисы Викторовны http://psiholog-ds.ucoz.ru/
Возрастные особенности ребенка 2-3 лет
Возрастные особенности ребенка 2-3 лет
Возрастные особенности ребенка 2-3 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.