Всероссийские проверочные работы
2020 год
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2020 году проверочной работы
по МАТЕМАТИКЕ
8 класс
Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году проверочной работы
1. Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учётом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Назначение КИМ для проведения проверочной работы по математике — оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на 2019/20 учебный год.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
4. Структура варианта проверочной работы Работа содержит 19 заданий.
В заданиях 1–3, 5, 7, 9–14 необходимо записать только ответ.
В заданиях 4 и 8 нужно отметить точки на числовой прямой.
В задании 6 требуется записать обоснованный ответ.
В задании 16 требуется дать ответ в пункте 1 и схематично построить график в пункте 2.
В заданиях 15, 17–19 требуется записать решение и ответ.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведён кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код |
Проверяемые элементы содержания |
1 |
Числа и вычисления |
2 |
Алгебраические выражения |
3 |
Уравнения |
4 |
Функции |
5 |
Координаты на прямой |
6 |
Геометрия |
7 |
Статистика и теория вероятностей |
В табл. 2 приведён кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код |
Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 |
Выполнять вычисления и преобразования выражений |
2 |
Решать задачи разных типов на производительность, покупки, движение |
3 |
Решать уравнения, неравенства и их системы |
4 |
Оперировать понятиями «функция», «график функции», «способы задания функции»; уметь строить график линейной функции |
5 |
Оперировать понятиями геометрических фигур, применять геометрические факты для решения задач |
6.1 |
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках |
6.2 |
Иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам; строить диаграммы и графики на основе данных |
6. Распределение заданий проверочной работы по позициям кодификаторов
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ задания |
Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) |
Блоки ПООП ООО: выпускник научится / получит возможность нау- читься |
Уровень сложности |
Максимальный балл за вы- полнение задания |
Примерное время выполнения задания обучаю- щимся (в минутах) |
1 |
Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел |
Оперировать на базовом уровне понятиями «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь» |
Б |
1 |
2 |
2 |
Овладение приёмами решения уравнений, систем уравнений |
Оперировать на базовом уровне понятиями «уравнение», «корень уравнения»; решать линейные и квадратные уравнения / решать квадратные урав- |
Б |
1 |
2 |
|
|
нения и уравнения, своди- мые к ним с помощью тождественных преобразований |
|
|
|
3 |
Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для задач практического характера и задач из смежных дисциплин |
Составлять числовые выражения при решении практических задач |
Б |
1 |
3 |
4 |
Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел |
Знать свойства чисел и арифметических действий |
Б |
1 |
3 |
5 |
Овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления |
Строить график линейной функции |
Б |
1 |
3 |
6 |
Развитие умения применять изученные понятия, результаты, методы для задач практического характера и задач из смежных дисциплин, умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках |
Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика; использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений |
П |
2 |
6 |
7 |
Умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы данных с помощью подходящих статистических характеристик |
Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика |
Б |
1 |
5 |
8 |
Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел |
Оценивать значение квадратного корня из положительного числа / знать геометрическую интерпретацию целых, рациональных, действительных чисел |
П |
2 |
5 |
9 |
Овладение символьным языком алгебры |
Выполнять несложные преобразования дробнолинейных выражений, использовать формулы сокращённого умножения |
Б |
1 |
3 |
10 |
Формирование представлений о простейших вероятностных моделях |
Оценивать вероятность события в простейших случаях / оценивать веро- |
Б |
1 |
4 |
|
|
ятность реальных событий и явлений в различных ситуациях |
|
|
|
11 |
Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин |
Решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины |
Б |
1 |
4 |
12 |
Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем |
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде, применять для решения задач геометрические факты |
Б |
1 |
3 |
13 |
Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем |
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, применять для решения задач геометрические факты |
Б |
1 |
4 |
14 |
Овладение геометрическим языком; формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем |
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, приводить примеры и контрпримеры для подтверждения высказываний |
Б |
1 |
4 |
15 |
Развитие умений моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенную модель с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры |
Использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического содержания |
П |
2 |
6 |
16 |
Развитие умения использовать функционально графические представления для описания реальных зависимостей |
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков / иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам |
П |
2 |
8 |
17 |
Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем |
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения |
П |
1 |
6 |
18 |
Развитие умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, умений моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры |
Решать задачи разных типов (на производительность, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи, выполнять оценку правдоподобия результатов |
П |
2 |
8 |
19 |
Развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства |
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности |
В |
2 |
10 |
Всего заданий — 19, из них Б — 12, П — 6, В — 1. Время выполнения проверочной работы — 90 минут. Максимальный первичный балл — 25. |
|
|
|
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 4.
Таблица 4
№ |
Уровень сложности |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент от максимального первичного балла |
1 |
Базовый |
12 |
12 |
48 |
2 |
Повышенный |
6 |
11 |
44 |
3 |
Высокий |
1 |
2 |
8 |
|
Итого |
19 |
25 |
100 |
8. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
В задании 1 проверяется владение понятиями «отрицательное число», «обыкновенная дробь», «десятичная дробь», вычислительными навыками.
В задании 2 проверяется умение решать линейные, квадратные уравнения, а также системы уравнений.
В задании 3 проверяется умение решать задачи на части.
В задании 4 проверяется знание свойств целых чисел и правил арифметических действий.
Задание 5 проверяет владение понятиями «функция», «график функции», «способы задания функции».
Задание 6 направлено на проверку умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.
В задании 7 проверяются умения читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках и определять статистические характеристики данных.
В задании 8 проверяется умение сравнивать действительные числа.
В задании 9 проверяется умение выполнять преобразования буквенных дробно-рациональных выражений.
Задание 10 направлено на проверку умения в простейших случаях оценивать вероятность события.
Задание 11 проверяет умение решать текстовые задачи на проценты, в том числе задачи в несколько действий.
Задания 12–15 и 17 проверяют умение оперировать свойствами геометрических фигур, а также знание геометрических фактов и умение применять их при решении практических задач.
В задании 16 проверяются умения извлекать из текста необходимую информацию, представлять данные в виде диаграмм, графиков.
Задание 18 направлено на проверку умения решать текстовые задачи на производительность, движение.
Задание 19 является заданием высокого уровня сложности и направлено на проверку логического мышления, умения проводить математические рассуждения.
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильное решение каждого из заданий 1–5, 7, 9–14, 17 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину; изобразил правильный рисунок.
Выполнение заданий 6, 8, 15, 16, 18, 19 оценивается от 0 до 2 баллов.
Максимальный первичный балл — 25.
Таблица 5
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0–7 |
8–14 |
15–20 |
21–25 |
10. Продолжительность проверочной работы
На выполнение проверочной работы по математике дается 90 минут.
11. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
12. Рекомендации по подготовке к проверочной работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.