Министерство труда и социального развития
Краснодарского края
Государственное казённое учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
План-конспект
воспитательного занятия
по теме «Времена года»
Воспитатель Катенева С. В.
Славянский район
пос. Совхозный
Тема: «Времена года».
Цели:
образовательная: учить детей различать признаки времён года;
упражнять в отгадывании загадок о животных и временах года;
развивающая: развивать у умение замечать красоту природных явлений;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: дерево, иллюстрации с изображением всех времен года, муляжи овощей, фруктов.
Форма проведения: познавательно-игровая.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель:
Жил на свете
старый дед,
Звали деда ГОДОМ,
На земле он много лет
Правил небосводом.
Утром солнышко будил,
И в добре, и в мире
Дочерей своих растил,
Было их четыре.
Жили дружною семьёй,
Старших уважали,
Друг за другом чередой
По земле гуляли.
Первая сестра – ЗИМА
Нежно укрывала
Все дорожки и дома
Снежным одеялом.
А за нею шла ВЕСНА,
Ручейком бурлила,
Листья новые она
Веточкам дарила.
Поднимала сонный лес
Звонкою капелью,
Разносилось до небес
Шумное веселье.
После ЛЕТО приходило
В платье с васильками,
К морю тёплому манило,
Знойными деньками.
В пляску бабочек звало,
Пело с соловьями,
Рядом с нею всё цвело
Яркими цветами.
ОСЕНЬ младшенькой была
И любимой дочкой,
Кисти яркие брала,
Красила листочки,
Собирала урожай,
Птичек провожала,
И с дождями невзначай
Слёзы проливала…
На земле их хоровод
Бесконечно длится…
Дни летели, с ними ГОД
Пролетал, как птица.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Основная часть:
Воспитатель: Дети у меня в руках волшебный платок, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие в страну «Времён года», стоит только всех вас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года?
-Скажите, какие вы знаете времена года? (Зима, весна, лето, осень).
«Платочек - платочек ты можешь летать, лети быстрей, в любое время года занеси поскорей».
А для того, чтобы нам узнать в каком времени годы мы оказались нужно отгадать загадку, и вы должны отыскать картинку, на которой изображено это время года. Вот вам первая загадка.
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня. (ЗИМА)
Запорошило дорожки,
Разукрасило окошки.
Радость детям подарило
И на санках прокатило.
Воспитатель: Дети, а каким явлением природы отличается зима? (Снегопадом).
-Какой бывает снег? (Белый, пушистый, мягкий, холодный).
-Дети, а в какие игры вы любите играть зимой? (Примерные ответы детей: Играть в снежки, катать друг друга на санках и плюшках, лепить снеговиков, делать горки).
Воспитатель: А сейчас давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Первой к нам зима идёт,
Новый год она ведёт.
За зимой, второй - весна,
Говорят: "Весна - красна".
Третьим - лето всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой - осень,
Лес наряд свой сбросил.
Воспитатель: В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы. Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?
Игра «Пантомима».
-Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы.
Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.
Весна - пускание корабликов, игра в классики.
Лето — плавание, игра в футбол.
Осень - сбор осенних листьев.
Воспитатель: Дети, нам надо ещё одну загадку отгадать.
Я раскрываю почки в зелёные листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… - Весна!
Рыхлый снег на солнце таит
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла.(Весна).
-Что стало со снегом? (Снег начинает таять, на проталинах появляются первые весенние цветы, бегут ручьи).
-Дети, а как называются первые весенние цветы? (Подснежники).
-А вы знаете, что этих цветов осталось мало в лесу, рвать их нельзя, ими можно любоваться, они украшают весенней лес. Дети, скажите мне, пожалуйста, кто к нам прилетает из тёплых краёв? (К нам прилетают птицы).
-А какие птицы? (Грачи, ласточки, скворцы).
Физкультминутка на внимание:
Воспитатель: Какое время года я называю, такое движение вы и должны выполнить.
Зима - руки вверх, кружится (метель)
Осень - руки вверх, вниз (листья опадают)
Лето - присесть (нюхаем цветы)
Весна - прыжки (капают сосульки)
-Дети, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево! А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.
Послушайте стихотворение:
Как у наших у ворот чудо – дерево растёт
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А разноцветные шарики!
Воспитатель: Да непростые, а волшебные с загадками.
ЗАГАДКИ:
«Зимой спит, летом ульи ворошит». МЕДВЕДЬ,
«Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.
«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками». ЁЖ.
«Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу». БЕЛКА.
Воспитатель: Дети, а о каких животных были загадки? (Диких).
-А почему их называют дикими? (Они живут в лесу, а не с человеком).
Нам пора отправляться дальше.
И светла и широка
Наша тихая река
Побежим купаться,
С рыбками плескаться.
Солнце подпекает,
Цветы расцветают,
Ягоды поспевают
Когда это бывает? (ЛЕТОМ).
Воспитатель: Что вы знаете о лете. (Летом жарко, солнце светит ярко. Идут тёплые дожди).
-Что вы любите делать летом? (Купаться в реке, загорать, ходить в лес). Дети, лес – это наше богатство. Лес надо оберегать. Из деревьев делают много полезных вещей, мебель, игрушки, книги, тетради. И самое главное лес очищает воздух. Поэтому мы с вами должны охранять и любить лес.
Игра «Оденем детей на прогулку». (Дети , описывают одежду для мальчика и девочки на прогулку в разное время года).
-Мы в любое время года одеваем одинаковую одежду и обувь? (Нет).
-Молодцы, дети, все знаете о том, в какое времена года, как одеваться. Путешествуем дальше.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь елочек и сосен. Я… Осень!
Воспитатель: А какая погода осенью? (Разная: тёплая, солнечная, холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный).
-А животные, что делают осенью? (Готовятся к зиме).
-А что происходит с листьями на деревьях? (Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад).
-А что убирают с полей, огородов? (Собирают овощи и фрукты).
Дидактическая игра «Соберём урожай».
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите кто – то вёз урожай и рассыпал, давайте мы его соберём, овощи в одну корзину, а фрукты в другую.
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Сейчас, мы проведём викторину, которая покажет, как вы усвоили изученный материал.
В и к т о р и н а «Явления природы (сезонные явления)».
1) Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег. Реки, озера и пруды покрываются льдом. (Время года – поздняя осень.)
2) Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года – осень.)
3) Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима).
4) Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна.)
5) Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. Хорошо усвоили материал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.