Вселенная в алфавитном порядке
Оценка 4.6

Вселенная в алфавитном порядке

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
doc
русский язык
7 кл
27.12.2017
Вселенная в алфавитном порядке
Публикация является частью публикации:
Масленцова Н.В._Технологическая карта урока_Вселенная.doc
Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя: Масленцова Нина Васильевна Класс : 7 Дата: 27.03.2017 Предмет: русский язык Тема урока: Вселенная в алфавитном порядке (заседание Учёного совета) Тип урока: изучение нового материала Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся о словарях,  составителе Толкового словаря русского языка В.И. Дале; развивать навыки  пользования словарями, умение находить в них необходимую информацию; воспитывать интерес к помощникам человека – словарям. Задачи урока Образовательная ­ – показать непреходящий характер  ценности и богатства родного языка. Развивающая – приобщать к использованию словарей,  познакомить с удивительными человеческими судьбами. Воспитательная – развивать у обучающихся чувство  гражданственности, национальное самосознание.  Способствовать развитию познавательных интересов  обучающихся.  Формировать универсальные учебные действия через  организацию пространства поиска, диалога, творчества:  ­ личностные: положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий; осознание себя как гражданина русской культуры и народа. ­ регулятивные: выбор эффективных путей и средств решения учебных  задач; контроль и коррекция своих действий в ходе выполнения  задач; оценка своих действий как по результату, так и по способу  действия.  ­коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, а также участвовать в  коллективном обсуждении; продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои 1 мысли; адекватное использование речевых средств для  аргументации своей позиции.  ­познавательные извлечение необходимой информации из текстов; определение общей цели урока и путей ее достижения; умение находить ответы на вопросы в тексте словаря; умение делать выводы в результате совместной работы  обучающихся и учителя; развитие речевого умения: сообщение, диалог. Предметные: закрепление базовых умений работы со словарем  (алфавитного порядка построения) понимание особенностей построения словарной  статьи и способов извлечения из неё необходимой  информации (структура статьи, графика, условные знаки,  сокращения)  Личностные: развитие познавательной активности; развитие навыков исследовательской деятельности; Метапредметные: структурирование знаний; работа с различными видами информации; умение строить речевое высказывание. Словарь, язык, энциклопедия, толкование, синоним. История, литература ­толковый словарь русского языка, словарь синонимов,  словарь иностранных слов, портрет В.И. Даля, мини­ сообщения, подготовленные учащимися Проектор (слайдовая презентация), карточки с заданиями Столы располагаются полукругом перед доской и  проектором Планируемые  результаты Основные  понятия Межпредметные  связи Ресурсы:  ­основные ­дополнительные Организация  пространства 2 Этапы урока Время:  Цель: 1.1. Мотивация к учебной деятельности 1.2. Формулирова ние темы и цели урока обучающихся  Содержание и виды деятельности учителя Задания для учащихся Планируемые результаты УДД Предметные  Содержание урока Организация  рабочего места. Приветствие  учителя,  самопроверка  готовности к уроку. Участие в  постановке цели  урока Открытие заседания Ученого совета.  Проверка готовности учащихся к работе,  мотивация. 1. Вводный (организационно­мотивационный) этап Вступить в права  членов Ученого  совета, облачившись  в мантии и  квадратные  академические  шапочки. Ответить на вопросы учителя Сообщение темы, цели урока, порядка  работы на уроке. Учитель: Слова­бойцы, слова­богатыри, Слова для мира и слова для сечи... Безбрежен океан славянской речи, Читать часами надо… Подскажите  словечко! (словари) Да, сегодня речь пойдет о Словарях! Самоопределение, смыслообразова­ ние (личностные  УУД). Умение  самостоятельно  определять  (выделять) объект  изучения  (регулятивные  УУД). 2.1. Изучение нового Участие в беседе,  поддержание  диалога,  высказывание своего  мнения 2. Основной (информационно­аналитический) этап Беседа с учащимися: Учитель: Французский писатель Анатоль Франс писал: "Словарь ­ это Вселенная в алфавитном порядке". Какие   бывают   слова?   (ответы учащихся).   Разные:   веселые   и   грустные, маленькие   и   большие.   Сегодня   тебя зовут   Дима,   ты   растешь   ­   и   слово 3 Ответить на вопросы учителя. Изучение  определения  термина  «словарь»,  отличия и  особенностей  разных видов  словарей.  Умение  выслушивать и  понимать друг  друга  (коммуникативны е УУД). растёт. Скоро к тебе будут обращаться "Дмитрий",   а   потом   и   "Дмитрий Алексеевич". Есть   вежливые   слова,   родные, дорогие   слова   ­   мама,   друг,   семья.   Но есть самое важное, самое дорогое слово ­   Родина.   Какую   бы   вы   нарисовали картину,   если   бы   её   нужно   было подписать   словом   Родина?   (ответы учащихся). Родина   ­   это   и   русская   берёзка,   и лес,   и   узкая   тропинка   в   лесу.   Это   ­ место, где ты родился. Если скажут слово "Родина", Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка­скромница И ромашковый бугор... ...Родина бывает разная, Но у всех она одна. Наша Родина ­ Россия. Народ давно отметил   любовь   человека   к   родине   в своих пословицах и поговорках. "Человек без родины ­ соловей без песни". "Всякому мила   своя   сторона".   "Жить   ­   Родине служить".   "Нет   в   мире   краше   Родины нашей". 4 Народ   часто   сравнивает   родину   с матерью:   "Родная   сторона   ­   мать, чужая ­ мачеха", "Родная сторона, как мать   ­   и   накормит,   и   приласкает", "Родину­мать   умей   защищать",   "Для Родины   своей   ни   сил,   ни   жизни   не жалей",   "Родина   ­   мать,   умей   за   неё постоять",   "Своя   земля   и   в   горсти мила". ­   Как   вы   думаете,   сколько   слов   в русском языке? (ответы учащихся). Учёные   считают,   что   в   русском   языке более 500 тысяч слов, и хранятся они в словарях. ­   Что   такое   словарь?   (ответы учащихся). Словарь   ­   сборник   слов, (выражений) какого­либо языка.   речений Как   известно,   словари   играют огромную роль в изучении любого языка. В особенности   они   необходимы   тогда, когда   речь   заходит   о   языках,   история существования   которых   насчитывает несколько тысячелетий. Одним из таких языков   является   русский,   который имеет   огромный   лексический   запас, отличается своеобразным грамматическим строем и построением   5 фраз. ­ Какие вы знаете словари? (ответы учащихся).   "Большой Каких   только   словарей   нет!   Если вы   захотите   узнать   обо   всём,   что   вас интересует,   найти   ответы   на   разные вопросы,   можете   воспользоваться   30 томами   Советской энциклопедии"   или   10   томами   "Малой   Есть   и Советской   энциклопедии". "Энциклопедический   словарь",   есть "Детская   энциклопедия".   Существуют энциклопедические словари   юного натуралиста, юного химика...   Как   много   самых   разнообразных словарей у нас в кабинете русского языка! А   один   ­   особенный:   Универсальный словарь русского языка для школьников. На   обложке   так   и   написано:   "Все словари   ­ орфографический   словарь,   толковый,   словарь   иностранных орфоэпический, слов,   и   антонимов, этимологический словарь, фразеологический   словарь.   В   нем   1422 страницы. Какое богатство!   одном   томе" синонимов в       А   о   каком   словаре   идёт   речь   в отрывке   из   стихотворения   Беллы Ахмадулиной? 6 1­ый   учащийся   (читает   текст   на   уйду   пред   утром слайде): Заслышав   зов, непосильным В угодия твои, четырёхтомный Даль, Отчизны языка всеведущий спаситель, Прощенье ниспошли и утешенье дай... (Б. Ахмадулина) Учитель:  Дадим   слово   нашему Учёному Совету. Учитель   комментирует   сообщения учащихся, дополняет их. Сообщение о В.И. Дале слайдовой презентацией. сопровождается     Выступление перед  аудиторией. Получение новой  информации. 7 5 чел. ­  подготовить  (заранее) и сделать  сообщения о  словарях  (орфографический  словарь русского  языка, словарь  иностранных слов,  словарь  синонимов+словарь  антонимов,  этимологический  словарь русского  языка, школьный  словарь строения  слов русского языка,  автора З.А. Потиха).  Остальные ­  осмыслить и  проанализировать  Изучение  информации о  Толковом  словаре В.И.  Даля,  биографических  данных автора;  отличиях  орфографическо го словаря,  словаря  синонимов,  этимологическог о словаря. Развитие навыка  работы со  словарем. Умение  анализировать,  сравнивать,  классифицировать факты и явления  (познавательные  УУД). Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме  (познавательные  УУД). Осмысление и  понимание  полученной  информации  (логические  УУД). Физкультпауза 2.2. Закрепление нового 2.2.1. Работа со  сборником  «Пословицы и  поговорки русского  народа» В.И. Даля. 2.2.2. Работа с  "Собрание   пословиц   ­   это   свод народной   опытной   премудрости,   цвет здорового   ума,   житейская   правда народа", ­ писал Владимир Иванович. На титульном листе этого сборника стоят гордые   слова   народной   мудрости, которую   глубоко   разделял   автор: "Пословица ­ неподсудна..." Мы   пользуемся,   сами   того   не подозревая, лишь обрывками пословиц и поговорок,   которые   в   прошлом   веке каждый   человек   знал   в   их   полном, неусечённом виде. Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда. Собаку съел, а хвостом подавился. Задание: Продолжите пословицы: Утро вечера мудренее, а...(трава соломы зеленее). Дорога ложка к обеду, а...(там хоть под лавку). Задание:  Учитель:  «Одновременно со словарём Даль работал и над сборником "Пословицы   русского   народа".   Сборник этот был ещё одним славным  деянием удивительного человека.   полученную  информацию. Продолжить  пословицы (работа в парах). Систематизация  и закрепление  материала о  словарях,  полученного на  предыдущих  уроках. Осмысление и  понимание  полученной  информации  (логические  УУД).  Умение строить  продуктивное  взаимодействие и  сотрудничество с  партнером  (коммуникативны е УУД). вставьте   пропущенные Вставить  Повторение  Осмысление и  8 орфографическим  словарем буквы (работа со словарями). Прим...рять   друзей, хором,   зал...зать   рану, калитку, ув...дать без влаги.   зап...вать   отв..рить Кил...метр,   д...г...вор,   вел...чина, заг...ловок, алф...вит, скворе...ник, тр...мвай, б...бл...отека. з...п...ведник,     пропущенные буквы,  в первой части  задания доказать  зависимость  правописания слов  от контекста  (индивидуальная  работа). орфограмм с  безударными и  непроверяемыми гласными. Развитие навыка  работы со  словарем. 2.2.3. Работа со  словарем  иностранных слов Учитель:  В   словаре   иностранных слов   принят   алфавитный   порядок.   На заглавном   слове,   которое   стоит   в основной   форме,   ставится   ударение. Даётся   толкование   слова,   т.е. выделяются   те   значения,   в   которых иностранное   слово   бытует   в   русском языке. Записать историю  предложенных слов,  выбрать 3 слова из  словаря на свое  усмотрение, об  одном из них  подготовить рассказ  (по желанию,  выборочно). Изучение  этимологии  иностранных  слов. Развитие  навыка работы  со словарем. Задание:  Какова   история   слов «континент»,   «турнир»?   Выпишите   из словаря   3 заимствованных слова. иностранных слов     9 понимание  полученной  информации  (логические  УУД). Умение  анализировать,  сопоставлять,  выдвигать  гипотезу,  понимать точку  зрения оппонента,  защищать свою  точку зрения,  находить  аргументы  (познавательные  УУД). Умение строить  логическую цепь  рассуждений.  Умение осознанно  и произвольно  строить речевое  высказывание;  умение выделять  главное и  второстепенное в  тексте. (познавательные  УУД). Умение выражать  свои мысли,  обосновывать  собственное  мнение  (коммуникативны е УУД). Осмысление и  понимание  полученной  информации  (логические  УУД).  Умение строить  продуктивное  взаимодействие и  сотрудничество с  партнером  (коммуникативны е УУД). Работа в 2­х группах, 1­ая группа:  подобрать синонимы, найти  синонимический ряд  к предложенному  слову, записать  значение слов из  задания. 2­ая группа:  подобрать и записать антонимы к  предложенным  словам. Изучение  синонимических  рядов,  антонимических  пар, знакомство  со значением  новых слов.  Развитие навыка  работы со  словарем  синонимов,  антонимов.  Развитие  навыков  аккуратного  письма. 2.2.4. Работа со  словарями  синонимов и  антонимов. Учитель:  В   словаре   синонимов называющие   одно   понятие   слова объединены   в   синонимические   ряды.   В нем   представлены   все   части   речи,   так как   не   только   знаменательные,   но   и служебные слова имеют синонимы. В   словарной   статье   синонимам разносторонняя дается   характеристика: а) толкование значений б)   указание   на   сочетаемость в) указания на особенности употребления в речи грамматическую Задание   1­ой   группе:  подберите синонимы   к   слову   Родина.   (Отечество, Отчизна). Какие   областные   синонимы приведены в статье "Картофель"? Картофля,   картохля,   к(г)артопля   ­ западное,   южное.   Картосы,   корфеты   ­ вятское. Картовка ­ пермское. Картоха ­ 10 тульское. Земляное или чёртово яблоко ­ московское, просто яблоко ­ в Сибири. Что означают данные слова? (Авсень,  вёдро, длань, левретка, суседко, фаля). Учитель:  Словарь   антонимов состоит из 2­х частей: основного словаря и алфавитного списка антонимов. Основной словарь включает в себя антонимические   пары,   каждый   член которой снабжен толкованием значения. Разные   значения   многозначного   слова отмечены цифрами. Задание 2­ой группе: Подберите   антонимы   к   следующим словам   (молодой,   храбрый,   больной, полезный, рано, тихо, худой, вниз, далеко, тёмный).       аналогичное Учитель: слов. слова  Этимология   ­   наука   о   Каково происхождении  Родина? происхождение (образовано   от   слова   "род",   то   есть  Отечество? принадлежащий   роду). (древнерусское   производное   от   слова "отец",   латинскому "patria"). Отчизна? (заимствовано в  XVI в. из польского языка, означает "отец"). (Текст   на   слайде):  Русский   педагог XIX   в.   К.Д.   Ушинский   писал:   "Природа страны,   история   страны   и   народа, 11 Индивидуальная  работа – найти в  этимологическом  словаре  происхождение слов  Родина, Отечество,  Отчизна. Записать их в тетрадь. Развитие навыка  работы с  этимологически м словарем,  знакомство с  происхождением слов. Развитие  навыков  аккуратного  письма. Осмысление и  понимание  полученной  информации  (логические  УУД). в   душе отражаясь   человека, выражаются в слове. Люди исчезли, но слово,   осталось бессмертной неисчерпаемой сокровищницей языка".   сказанное   ими,   Индивидуальная  работа на личное  первенство:  выполнить задания,  записанные на доске. Развитие умений  определять  состав слова.  Повторение  фразеологизмов 2.3. Контролиру ющее задание Повторение ранее  изученного  материала о составе  слова,  фразеологизмах. Учитель: Обращаясь к "Школьному  словарю строения слов русского языка",  вы можете получить сведения о том, из  каких значимых частей (морфем)  состоит слово и его производные, при  помощи каких морфем они образованы. Конкурс "Конструктор". 1.   Приставку   найдите   в   слове "написать", корень ­ в старославянском варианте   слова   "город",   окончание   ­   в слове "трава" (награда). 2. Приставка ­ в слове "переход",  корень ­ в слове "подмена", окончание ­ в  слове "малина" (перемена). Учитель:    Фразеологизмы   ­ устойчивые сочетания слов, которые по значению   равны   одному   слову. Фразеологизмы   обогащают   нашу   речь, украшают   язык.   Их   употребление уместно в разных жизненных ситуациях: в   споре,   в   житейском   бытовом разговоре,   в   публичных   выступлениях. Чтобы   не   попасть   впросак,   необходимо 12 Умение строить  ответ на основе  работы с учебным  материалом;  умение  планировать  учебные действия  в соответствии с  поставленной  задачей  (регулятивные  УУД). Умение делать  выводы на основе  анализа объектов  (познавательные  УУД). точно знать, что означает тот или иной фразеологизм   его употребления;   какое   слово   является ключевым в той или иной фразе. условия   и   Усвоив   собранные   в   словаре   вы   узнаете   много фразеологизмы, интересного, познавательного.   Задание:   ­ Запишите  фразеологический оборот одним словом:  лезть в бутылку, дать осечку, поспеть к  шапочному разбору, петь дифирамбы,  пыль в глаза пускать. Игра «Кто быстрее?» ­ Подберите 10 фразеологизмов с  общим для них словом "язык" (язык  проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не  поворачивается, развязать язык, не  сходит с языка, тянуть за язык,  держать язык за зубами). Подведение итогов  урока, анализ  выполненной работы, самооценка. 3.1. Рефлексия, контроль и оценка учебной деятельности 3. Заключительный (оценочно­рефлексивный) этап Составить Заключительное слово учителя:    Давайте любить свой язык, беречь его и  уважать. Помните, что любовь к Родине начинается не только с любви к земле, на которой вы родились, но и с любви и  уважения к языку, на котором говорили  наши предки. …Листать словари и глазами синквейн   со   словом «словарь» по примеру на слайде.   Заполнить  бланк самооценки  УУД (Приложение  1). 13 Умение оценивать  результаты  деятельности  (своей и чужой),  анализировать  собственную  работу  (регулятивные  УУД). Вливаться в них ­ радость моя. Страницы подняв парусами, Порой дохожу и до Я. К томам этим чаще и чаще Спешу, как к надёжности вех, Чтоб не заплутаться мне в чаще Вопросов, что ставит наш век.  (С.Щипачёв, из поэмы "У  книжных полок"). Задание:  ­   составьте   синквейн   со словом "словарь" (пример на слайде) 1. словарь; 2. мудрый, растолковывающий; 3. учит, объясняет, удивляет; 4.   "Словарь   ­   это   Вселенная   в алфавитном порядке"; 5. знания.  Задание: ­ заполните бланк  самооценки. Учитель: Напишите сочинение­ миниатюру на тему « Наши друзья ­  словари». 14 Умение  выказывать своё  отношение,  выражать свои  эмоции  (личностные  УУД). Умение строить  логическую цепь  рассуждений,  выделять главное  в тексте  (познавательные  УУД). Осмысление и  понимание  полученной  информации  (логические  УУД). Умение  анализировать,  сравнивать,  классифицировать факты и явления  (познавательные  Написать мини­ сочинение на  заданную тему. Обобщить  знания,  полученные на  уроке. 3.2.  Домашнее  задание  Запись в дневник  домашнего задания. УУД). Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  письменной  форме  (познавательные  УУД). 15

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке

Вселенная в алфавитном порядке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2017