Всеобуч для родителей. Развитие лексики, и связной речи.
Оценка 4.8

Всеобуч для родителей. Развитие лексики, и связной речи.

Оценка 4.8
doc
21.08.2023
Всеобуч для родителей. Развитие лексики,  и связной речи.
всеобучь.doc

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Снежинского городского округа

«Детский сад общеразвивающего вида № 7»

 

 

 

Всеобуч для родителей.

Развитие лексики,

и связной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Составитель:

Учитель – логопед

                                                                           Иванова К.А.

 

 

 

 

 

 

                Всеобуч для родителей.  

Развитие лексики, грамматики и связной речи .

Лексика.

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 3000 слов. Должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.

Однако у многих детей словарь недостаточно развит и даже беден. Приведу некоторые примеры ответов детей:

·                  Шофер – «регулист автобуса»

·                  Карп – «это такое животное, вроде ёжика»

·                  Экскаватор – «одежда такая»

·                  Судак – «это, где судят»

·                  Пломбир – «тот, кто зубы лечит»

·                  Лодырь – «кто на лодке возит»

·                  Сталевар – «тот, кто делает столы»



Естественно, что низкое развитие словаря отрицательно скажется на обучении. Поэтому уже сейчас, выяснив состояние словаря ребенка, важно пополнять его количественно и качественно.

 Ребенок 6-7-летнего возраста должен знать:

 

1. Слова, обозначающие предметы (Кто? Что?) - существительные, по всем лексическим темам. 

Задания:

·                  Назови, каких ты знаешь птиц, насекомых, животных и т.д.

·                  Каким одним словом можно назвать, например, стол, стул, диван (обобщающие слова).

·                  Определи лишний предмет, объясни почему:
а) по картинкам (4-й лишний)
б) устно

·                  Названия детенышей животных

·                  «Наоборот» - антонимы-существительные. (Например, день – ночь, добро – зло и т.д.)



 

 

 

 

2. Слова, обозначающие признак предмета  – прилагательные (цвет, величина, форма, вкус, материал и т.д.).

Задания:

·                  Какого цвета?

·                  Какого вкуса?

·                  Какие основные черты характера у животных?

·                  Назвать как можно больше признаков одного предмета, с учетом величины, веса, формы, вкуса, цвета, запаха, материала и т.д. (например, платье – синее, шерстяное, теплое, длинное, мамино)

·                  «Наоборот» - антонимы-прилагательные (добрый – злой, веселый – грустный, светлый – темный, длинный – короткий и т.д.)

·                   

3. Слова, обозначающие действия предметов – глаголы.

Задания:

·                  Кто как передвигается? (человек – ходит, птица – летает и т.д.) с. 43

·                  Кто как подает голос? (с. 42)

·                  Кто чем занимается? (повар – варит, врач – лечит и т.д.)

·                  Назвать действия явлений природы (метель – метет, солнце – греет, печет и т.д.)

·                  «Наоборот» антонимы-глаголы. (нашел – потерял, выехал – заехал, забыл – вспомнил и т.д.) Не прибавлять частицу «НЕ»!!!

4. Узкие значения слов.

     Многие дети путают значения слов:
           Шьет – вяжет – вышивает
          Ветка – куст – дерево
          Конверт – письмо
         Нитки – катушка – клубок
         Цветок – букет и т.д.

Грамматический строй.

Словарный запас, даже большой, не решает проблему полноценности устной речи. Важно правильно оформлять речь с точки зрения грамматики. Т.е., уметь согласовывать существительные и прилагательные, глаголы в роде, числе падеже; владеть навыками словоизменения и словообразования.
Большинство детей овладевают этими умениями своевременно, но у части детей могут наблюдаться определенные трудности.
Примеры ответов детей:

·                  Из три комков снега.

·                  Листья опадают с деревий.

·                  Мы смотрели на снегири.

·                  Там много деревов.



 

 

Задания для домашней работы:

1. Словоизменение.

·                  «Один – много» - образование множественного числа от единственного и наоборот.
Ошибки детей: «стулы», «дерева», «роты», «ухи» и т.д.

·                  Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?)
Например: дома – домов, стулья – стульев, двери – дверей и т.д.

·                  Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным.  Например:машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.

·                  Согласование существительных с прилагательными:
а) в роде:
высокий дом
высокая башня
высокое дерево

б) в числе: дом высокий – дома высокие

·                  Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»). 
Ошибки детей: «две кукол», «пять карандашов», «пять ух» и т.д.

·                  Правильное употребление предлогов .

.

2. Словообразование.

• Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных
стул – стульчик
дом – домик
кукла – куколка и т.д.


б) прилагательных
красный – красненький
теплый – тепленький
сладкая – сладенькая и т.д.

Ошибки детей: «стулик», «утюжонок», «стольчик» и т.д.

 

• Образование слов с помощью приставок .
Например: Весной птицы прилетают, а осенью …
На дерево залез, а с дерева …

 

• Образование относительных прилагательных
Например: дом из дерева – деревянный
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

Ошибки детей: шуба из меха – «мехная», «меховная»
каша из гречки – «гречная»
сок из слив – «сливный», «сливочный»

• Образование притяжательных прилагательных
Например: у зайца хвост – заячий
у белки уши – беличьи
Ошибки детей: «зайчачий», «лисячий», «лисиный» и т.д.

Связная речь.

Связная речь – это развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим. Поэтому позаботиться о развитии связной речи ребенка необходимо до школы. Ребенка следует научить:

1.              Отвечать на вопросы полными предложениями (на материале сказок или текущих событий).

2.              Пересказ прочитанной взрослым сказки, мультфильма. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.

3.              Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».

4.              Составление рассказа по серии картинок.

5.              Составление рассказа по сюжетной картинке (помогайте вопросами).

6.              Составление рассказа-описания. Ребенок должен уметь выделить основные свойства (качества) предмета. Например: «Котенок маленький, пушистый, игривый, веселый. У него длинные усы и острые коготки. И т.д.
В таком рассказе нет развития сюжета!

7.              Составление рассказа на заданную тему (о событиях прошедшего дня, поездке, прогулке и т.д.).

8.              Постоянно следить за устной речью ребенка: не «глотать» окончания слов, четко произносить звуки, правильно интонировать, следить за темпом речи.

Развитие лексико-грамматического компонента речи.

(Задания для домашней работы).

1.        «Один – много» - образование множеств. числа от единственного и наоборот.

2.        Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?) 
Например: дома – домов, стулья – стульев.

3.        Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным. 
Например: машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.

4.        Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»).

5.        Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных: стул – стульчик, дом – домик, кукла – куколка и т.д.
б) прилагательных: красный – красненький, тёплый – тёпленький и т.д.

6.        Образование относительных прилагательных: дом из дерева – деревянный, 
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

7.        Образование притяжательных прилагательных: у зайца хвост – заячий, у белки уши– беличьи и т.д.
Развитие связной речи. (Задания для домашней работы).

8.        Отвечать на вопросы полными предложениями (на материале сказок или текущих событий).

9.        Пересказ прочитанной взрослым сказки, мультфильма. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.

10.    Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».

11.    Составление рассказа по серии картинок.

12.    Составление рассказа по сюжетной картинке (помогайте вопросами).

Развитие лексико-грамматического компонента речи.

(Задания для домашней работы).

1.              «Один – много» - образование множеств. числа от единственного и наоборот.

2.              Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?) 
Например: дома – домов, стулья – стульев.

3.              Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным. 
Например: машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.

4.             Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»).

5.              Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных: стул – стульчик, дом – домик, кукла – куколка и т.д.
б) прилагательных: красный – красненький, тёплый – тёпленький и т.д.

6.              Образование относительных прилагательных: дом из дерева – деревянный, 
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

7.              Образование притяжательных прилагательных: у зайца хвост – заячий, у белки уши– беличьи и т.д.

.

(Задания для домашней работы).

Отвечать на вопросы полными предложениями (на материале сказок или текущих событий).

1.              Пересказ прочитанной взрослым сказки, мультфильма. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.

2.              Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».

3.              Составление рассказа по серии картинок.

4.              Составление рассказа по сюжетной картинке (помогайте вопросам

Развитие лексико-грамматического компонента речи.

(Задания для домашней работы).

·        «Один – много» - образование множеств. числа от единственного и наоборот.

·        Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?) 
Например: дома – домов, стулья – стульев.

·        Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным. 
Например: машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.

·        Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»).

·        Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных: стул – стульчик, дом – домик, кукла – куколка и т.д.
б) прилагательных: красный – красненький, тёплый – тёпленький и т.д.

·        Образование относительных прилагательных: дом из дерева – деревянный, 
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

·        Образование притяжательных прилагательных: у зайца хвост – заячий, у белки уши– беличьи и т.д.


Развитие связной речи.

(Задания для домашней работы).

Отвечать на вопросы полными предложениями (на материале сказок или текущих событий).

·        Пересказ прочитанной взрослым сказки, мультфильма. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.

·        Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».

·        Составление рассказа по серии картинок.

·        Составление рассказа по сюжетной картинке (помогайте вопросами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие лексико-грамматического компонента речи.

(Задания для домашней работы).

·        «Один – много» - образование множеств. числа от единственного и наоборот.

·        Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?) 
Например: дома – домов, стулья – стульев.

·        Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным. 
Например: машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.

·        Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»).

·        Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных: стул – стульчик, дом – домик, кукла – куколка и т.д.
б) прилагательных: красный – красненький, тёплый – тёпленький и т.д.

·        Образование относительных прилагательных: дом из дерева – деревянный, 
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

·        Образование притяжательных прилагательных: у зайца хвост – заячий, у белки уши– беличьи и т.д.
Развитие связной речи. (Задания для домашней работы).

·        Отвечать на вопросы полными предложениями (на материале сказок или текущих событий).

·        Пересказ прочитанной взрослым сказки, мультфильма. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.

·        Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».

·        Составление рассказа по серии картинок.

·        Составление рассказа по сюжетной картинке (помогайте вопросами).

 

 

 

 

 

 

 

                  Грамматический строй.

Словарный запас, даже большой, не решает проблему полноценности устной речи. Важно правильно оформлять речь с точки зрения грамматики. Т.е., уметь согласовывать существительные и прилагательные, глаголы в роде, числе падеже; владеть навыками словоизменения и словообразования.
Большинство детей овладевают этими умениями своевременно, но у части детей могут наблюдаться определенные трудности.
Примеры ответов детей:

·                  Из три комков снега.

·                  Листья опадают с деревий.

·                  Мы смотрели на снегири.

·                  Там много деревов.

Задания для домашней работы:

1. Словоизменение.

·                  «Один – много» - образование множественного числа от единственного и наоборот.
Ошибки детей: «стулы», «дерева», «роты», «ухи» и т.д.

·                  Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?)
Например: дома – домов, стулья – стульев, двери – дверей и т.д.

·                  Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным.  Например:машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.

·                  Согласование существительных с прилагательными:
а) в роде:
высокий дом
высокая башня
высокое дерево

б) в числе: дом высокий – дома высокие

·                  Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»). 
Ошибки детей: «две кукол», «пять карандашов», «пять ух» и т.д.

·                  Правильное употребление предлогов .

.

2. Словообразование.

• Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных
стул – стульчик
дом – домик
кукла – куколка и т.д.


б) прилагательных
красный – красненький
теплый – тепленький
сладкая – сладенькая и т.д.

Ошибки детей: «стулик», «утюжонок», «стольчик» и т.д.

 

Образование слов с помощью приставок .
Например: Весной птицы прилетают, а осенью …
На дерево залез, а с дерева …

 

• Образование относительных прилагательных
Например: дом из дерева – деревянный
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

Ошибки детей: шуба из меха – «мехная», «меховная»
каша из гречки – «гречная»
сок из слив – «сливный», «сливочный»

 

• Образование притяжательных прилагательных
Например: у зайца хвост – заячий
у белки уши – беличьи
Ошибки детей: «зайчачий», «лисячий», «лисиный» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

Развитие лексико-грамматического компонента речи.

(Задания для домашней работы).

·        «Один – много» - образование множеств. числа от единственного и наоборот.

·        Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?) 
Например: дома – домов, стулья – стульев.

·        Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным. 
Например: машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.

·        Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»).

·        Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных: стул – стульчик, дом – домик, кукла – куколка и т.д.
б) прилагательных: красный – красненький, тёплый – тёпленький и т.д.

·        Образование относительных прилагательных: дом из дерева – деревянный, 
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

·        Образование притяжательных прилагательных: у зайца хвост – заячий, у белки уши– беличьи и т.д.
Развитие связной речи. (Задания для домашней работы).

·        Отвечать на вопросы полными предложениями (на материале сказок или текущих событий).

·        Пересказ прочитанной взрослым сказки, мультфильма. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.

·        Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».

·        Составление рассказа по серии картинок.

·        Составление рассказа по сюжетной картинке (помогайте вопросами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Памятка для родителей дошкольников

Уважаемые родители!

Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без Вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребенка.

·         Тетрадь с заданием вы получаете в пятницу, а в понедельник приносите ее в группу. В выходные выполняете все задания логопеда: делаете артикуляционную гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.

  • Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.
  • Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребенок не может произнести его правильно.
  • Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим.
  • В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.
  • Вместе с ребенком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь, а не выполняя за него задание.
  • Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.
  • Занимаясь с ребенком не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!

Вот несколько способов высказать одобрение:

- Молодец!

- Правильно!

- У тебя это хорошо получилось!

- Ты сегодня хорошо потрудился!

- Я знал (знала), что ты справишься!

- Отлично!

- С каждым днем у тебя получается лучше!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей дошкольников

 

1. Пусть ребенок перечислит всех известных ему диких животных наших лесов. Выясните, помнит ли он, что дикие животные живут в лесах, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. 

2. Расскажите, как называются жилища диких животных:у медведя — берлога, у волка — логово, у лисы — нора, у ежа — норка, у белки — гнездо в дупле. 
Для уточнения полученных знаний предложите ребенку поиграть в игру с мячом «Кто где живет?» Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам. 

3. Поиграйте в игру «Один — много» по теме «Детеныши диких животных». Примеры слов: 
медвежонок — медвежата, лисенок — лисята, бельчонок — бельчата. И т.д. 

4. Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?» по теме «Дикие животные». Например: 
хвост лисы — лисий хвост, лапа медведя — медвежья лапа, зубы волка — волчьи зубы, иголки ежа — ежиные иголки. И т. д. 

5. Предложите ребенку составить рассказы о диких животных по образцу. Например: 
• Медведь — дикое животное, он живет в лесу. Он большой, коричневый, лохматый. Медведь ест рыбу, насекомых, корешки. Зимой он спит в берлоге. 

6. Загадайте ребенку загадку о медведе, предложите ее отгадать. 
Где живет он? В самой чаще, 
Самый-самый настоящий. 
Там гуляет, там и спит, 
Там детей своих растит. 
Любит груши, любит мед. 
Сладкоежкою зовёт. 
А еще могу сказать — 
Очень любит он поспать. 
Ляжет осенью, а встанет, 

 

 

 

 

 

 

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Снежинского городского округа

«Детский сад общеразвивающего вида № 7»

 

 

 

 

Консультация для родителей

Развиваем красивую и правильную речь детей вместе.

 

 

                                                                        

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

                                                                        Составитель:

Учитель – логопед

                                                                           Иванова К.А.

 

 

 

 

 

2018год

 

 

                Консультация для родителей

Развиваем красивую и правильную речь детей вместе.

Для отбора детей в логопедическую группу проводится обследование речи детей 4 лет. При помощи игрового материала выявляется объем словарного запаса, состояние грамматического строя, связной речи, навыки словообразования и словоизменения, звукопроизношение. Учителями-логопедами детского сада ставятся предварительные речевые заключения, а выездная городская медико-психолого-педагогическая комиссия подтверждает их, определяя срок обучения.

Речевое заключение состоит из двух аспектов: медицинский аспект и педагогический. К медицинским относится алалия и  дизартрия, к педагогическими- Общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внеутробном или раннем периоде развития ребенка.

Причины:

1.     Родовые черепно-мозговые травмы.

2.     Асфиксия новорожденных.

3.     Гипоксия.

4.     Энцефалиты, менингиты.

5.     Интоксикация плода.

6.     Травмы мозга в раннем детстве.

7.     Наследственность.

Дети с алалией

1.     Отсутствие речи или лепетная речь.

2.     Невротические черты характера.

3.     Недоразвитие психических функций: внимания, памяти, мышления и др.

4.     Общая моторная неловкость, неуклюжесть, замедленность или расторможенность движений.

5.     Повышенная утомляемость.

Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью подвижности мышц речевого аппарата, вследствие поражения центральной нервной системы в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка.

Причины:

1.     Токсикоз беременности

2.     Гипоксия (кислородная недостаточность во время беременности)

3.     Асфиксия (кислородная недостаточность во время родов)

4.     Хронические инфекции

Дети с дизартрией

1.     Амимичночть лицевых мышц (не может надуть щеки, вытянуть губы..)

2.     Движения языка ограничены (не может поднять кончик языка, повернуть влево- вправо,  удержать в данном положении)

3.     Мягкое небо малоподвижно

4.     Голос имеет нозальный оттенок

5.     Обильное слюнотечение

6.     Трудно пережевывать твердую пищу

7.     Тяжелый дефект произношения (нарушено много звуков)

Общее недоразвитие речи (ОНР) -это сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики при нормальном слухе и интеллекте.

Причины:

1.     Родовые травмы

2.     Частые и длительные соматические заболевания в раннем детстве

3.     Дефицит общения

4.     Неблагоприятные воздействия речевой сферы

Дети с ОНР

1.     Позднее начало речи

2.     Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена и малопонятна.

3.     Недостаточная речевая активность

4.     Недостаточная устойчивость внимания, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции и последовательность заданий)

5.     Отстают в развитии словесно-логического мышления

6.     Трудности в овладении анализом, синтезом, сравнением и обобщением

7.     Плохая координация движений

8.     Недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

ОНР проявляется в разной степени:

I уровень.

1.     Дети используют лепетные слова.

2.     Значительно ограничен словарный запас.

3.     Используют однословные предложения.

II уровень

1.     Появляются начатки общеупотребительной речи.

2.     Высказывания бедны, чаще перечисляются предметы и действия.

3.     Ошибки в употреблении форм рода, числа, падежа.

4.     Уровень словесного обобщения очень низкий.

5.     Не используют признаков, обозначающих цвет, форму, материал.

Грубо нарушена слоговая структура слов.

 

IIIуровень

1.     Наличие развернутой фразовой речи.

2.     Малый объем словарного запаса.

3.     Речь аграмматична.

4.     Фонетико-фонематическое недоразвитие.

5.     Ошибки в словообразовании.

6.     Нарушена связная речь: пересказ, составления рассказов.

 

Система коррекционной работы в ДОУ представлена в таблице на слайде №11. Воспитатели и специалисты (Логопед, психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель) работают во взаимосвязи друг с другом на ребенка, давая практические советы родителям по воспитанию и обучению. Родители выполняют задания педагогов, чем помогают в образовательном процессе.

Хочется подробно остановиться на коррекционной работе логопеда. Логопед проводит фронтальные и индивидуальные занятия.

Индивидуальные – направлены на выработку поз артикуляционного аппарата, на работу по звукопроизношению и просодической стороны речи (темп, ритм, интонация).

Фронтальные занятия – по лексике и грамматике (пополняется словарь по лексическим темам), фонетические занятия (направлены на развитие фонематических процессов), по связной речи (обучение последовательному, логическому составлению рассказов разной сложности) и обучению грамоте

Учителям - логопедам даются рекомендации родителям.

1.     Занимайтесь с детьми систематически от 15 до 30 минут.

2.     По дороге домой обращайте внимание на окружающие предметы: какой снег? Какие деревья? Рассмотрите узор снежинки, потрогайте предметы на ощупь и т.д.

3.     Постоянно спрашивайте ребенка, чем они занимались в группе, какие были занятия, о чем новом узнал.

4.     По заданию логопеда выполнять комплекс артикуляционных упражнений.

5.     Развивайте мелкую моторику.

6.     Следите в речи ребенка за поставленными звуками, сразу его исправляйте.

7.     В свободное время играйте в игры по формированию грамматических категорий: «Назови ласково», «Посчитай предметы до пяти», «Чей, чья, чьё?» и др. Взрослому сразу исправлять грамматические ошибки ребенка.

8.     Читайте книги и обсуждайте прочитанное. Предложите ребенку пересказать.

9.     Своевременно выполняйте домашние задания, данные логопедом.

А так же информация о ходе и особенностях коррекционно-развивающего процесса размещается на стендах для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          

 

 

 

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Снежинского городского округа

«Детский сад общеразвивающего вида № 7»

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

         \

                                                                         Составитель:

Учитель – логопед

                                                                           Иванова К.А.

 

 

 

2018год

 

 

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Нарушение лексики у детей с ОНР.

        Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.

        Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод (клюква, земляника), птиц (аист), профессий (маляр, швея), частей тела и предмета (стопа, кисть; манжета, кузов).

         У многих дошкольников с ОНР выявляются трудности в употреблении прилагательных (кислый, квадратный, гладкий). В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает.

         Характерной особенностью является неточное употребление слов (замены: короткий-маленький, узкий-тонкий, пушистый-мягкий, употребление слов более общего значения: воркует, чирикает-поёт), смешения слов (кружка-чашка-стакан) и т.д.

Виды работ по развитию лексики у дошкольников с ОНР.

        Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.

        Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым и должны стать вы, уважаемые родители. Конечно у родителей нет тех методических средств, которыми располагают педагоги, но зато в распоряжении мам и пап столько удобных поводов для непосредственного влияния на речь ребёнка. Это и совместный просмотр телепередач с обсуждением их содержания, и чтение перед сном любимых книжек, и прогулки в парке, и посещение детского театра и т.д.

        По мере увеличения представлений об окружающей действительности расширяется словарный запас ребёнка.

        Среди многочисленных приёмов работы по развитию лексики дошкольника, используемых в педагогике, родителям можно предложить следующее:

1.                    Показ и называние нового предмета (его признаков или действия). Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета;

2.                    объяснение происхождения сложных слов (сахарница-посуда, в которой хранится сахар, хлебница, т.д.);

3.                    подбор названия предмета к действию (кто? что? растёт – ребёнок, цветок; кто? что? бежит? - собака, ручей); названий действий к предметам (снег (что делает?) - падает, кружится); признаков к предметам (стул (какой?) - детский, деревянный); подбор однокоренных слов (книга, книжечка, книжный);

4.                    подбор синонимов (слов, близких по смыслу): смелый – храбрый, грусть – печаль;

5.                    подбор антонимов (слов, противоположных по смыслу): горячий – холодный, сухой – мокрый;

6.                    называние единственного и множественного числа существительных: стол – столы, ухо – уши;

7.                    образование существительных уменьшительной формы: шарф – шарфик, стол – столик; от данного существительного: стекло – стеклянный, лиса – лисий;

8.                    различение женского, мужского и среднего рода существительных (про что можно сказать: моя, мой, моё);

9.                    глагольный словарь пополняется и в процессе выполнения различных действий, когда вместе с действием усваивается и слово-название этого действия;

10.                   употребление глаголов с разными приставками: палить – вылить – перелить;

11.                  нахождение обобщённого названия для группы слов: автобус, трамвай, машина – транспорт, т.д.;

12.                  при чтении книг нужно обращать внимание на новые слова, объяснять их значение;

13.                  при чтении художественной литературы обращать внимание на такие выражения, как «счастье улыбнулось», «холодный взгляд», т.д..

        Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением и грамматическим строем речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Снежинского городского округа

«Детский сад общеразвивающего вида № 7»

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

Использование наглядного моделирования в коррекции

лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Составитель:

Учитель – логопед

                                                                           Иванова К.А.

 

 

 

2018год

 

 

 

Использование наглядного моделирования в коррекции

лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Наглядное моделирование — специфическая форма опосредствования мыслительной деятельности в дошкольном детстве. Сформировавшись, оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении разных задач.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. 

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых понятий. На всех этапах коррекционной работы учителями-логопедами активно используется метод наглядного моделирования, позволяющий облегчить образовательный процесс, разнообразить его и сделать более интересным для детей.

В непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) мною используются различные приемы наглядного моделирования, применяются как готовые схемы, так и собственные модели.

При изучении опыта других педагогов, работающих с наглядными моделями, была выявлена следующая проблема.

В коррекционно-педагогической работе по формированию звукопроизношения, обучению грамоте, навыкам связной речи много разнообразных наглядно-графических схем, моделей, таблиц, условных обозначений, символов. Это сенсорно-графические схемы Воробьевой В.К., предметно-схематические модели Ткаченко Т.А., схемы звукового анализа Эльконина Д.Б., блоки-квадраты Глухова В.П., коллаж Большевой Т.В., схема составления рассказа Ефименковой Л.Н. и многие другие.

 А в разделе формирования лексико-грамматических категорий языка практически отсутствуют предметно-схематические модели, помогающие усвоить детям данной категории речевой материал.

А ведь у детей с ОНР наблюдается неточное знание и употребление многих слов, несформированность обобщающих понятий, навыков словообразования и словоизменения, бедность и ограниченность словаря; трудности в подборе слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Ими нередко допускаются замены нужных слов другими, сходными по значению. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В грамматическом оформлении речи отмечается низкий уровень способности к построению предложений, грубые многократные ошибки при употреблении падежных окончаний, в согласовании различных частей речи – то есть многочисленные аграмматизмы.

Поэтому при организации коррекционно-образовательного процесса по данному направлению также необходимы дополнительные приемы и методы, в том числе наглядное моделирование.

Учитывая, что в данном разделе коррекционно-развивающей работы с детьми не разработана система «условностей», моделей, помогающих ребенку удержать речевой образец логопеда, его словесную инструкцию при выполнении заданий, мною предпринята попытка адаптировать материал, накопленный другими педагогами, а также разработать наглядные модели для речевых игр и упражнений, направленных на преодоление лексико-грамматических трудностей у старших дошкольников.

Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм

Внутри каждой лексической темы или цикла логопедами используются аналогичные задания типа: «Один-много», «Назови ласково», «Назови детенышей», «Собери семейку», «Какой, какая, какие?», «Подбери словечко…», «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Слова-действия», «Кто у кого?», «Кто кем был (или будет)?», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка», «Кто как ест?», «Кто как голос подает?», «Чье жилище?», «Назови части», «Чей хвост?», «Чьи уши?», «Чьи лапы?», «Чем отличаются?», «Чем похожи?», «Цепочки развития», «Четвертый лишний» и многие другие.

Данный алгоритм позволил приступить к созданию моделей, чаще всего востребованных в указанном разделе работы.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, все предлагаемые наглядные модели были представлены в форме игр и игровых упражнений.

Условные модели, символы вводились постепенно, включали как стилизованные изображения реальных предметов, так и символы для обозначения некоторых частей речи (линии, геометрические фигуры), приближенные к синтаксическому разбору предложения по школьной программе.

Данные методические материалы использовались в подгрупповой, индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, а также в домашней работе родителей с детьми.

Работа по формированию лексико-грамматических категорий с использованием моделей проводилась поэтапно:

Обучающий этап.

Формирование ассоциаций между зрительным стимулом и лексико-грамматической категорией. На этом этапе при показе символа вопрос или задание формулировал логопед.

Практический этап.

Ребенок самостоятельно формулировал вопрос или задание, опираясь на зрительный символ.

Итоговый этап.

Ребенок формулировал вопрос или задание без опоры на зрительный стимул.

Апробированные наглядные модели обладают вариативностью и многофункциональностью, так как не привязаны к одной лексической теме, грамматической категории с целью систематического, многократного повторения речевого материала.

Как показала практика применения данных моделей, интерес детей к заданиям стал намного выше, лучше и быстрее они понимают словесные инструкции за счет образования искусственных ассоциаций. Подбор слов не столь затруднен как раньше, планирование высказывания стало доступнее, а соответственно и ответы на вопросы точнее, динамичнее.

Возможности использования технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико–грамматических нарушений у старших дошкольников неограниченны.

Кроме активизации процесса запоминания, наглядные модели улучшают внимание, зрительное восприятие, развивают наглядно-образное, образно-схематическое и основы словесно-логического мышления, что необходимо в будущем для успешной учебной деятельности младшего школьника.

Применение различных наглядных моделей, их усложнение, создание новых – перспективное направление в дальнейшей работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

Всеобуч для родителей. Развитие лексики, грамматики и связной речи

Всеобуч для родителей. Развитие лексики, грамматики и связной речи

Слова, обозначающие признак предмета – прилагательные (цвет, величина, форма, вкус, материал и т

Слова, обозначающие признак предмета – прилагательные (цвет, величина, форма, вкус, материал и т

Задания для домашней работы: 1

Задания для домашней работы: 1

Образование притяжательных прилагательных

Образование притяжательных прилагательных

Образование относительных прилагательных: дом из дерева – деревянный, платье из шерсти – шерстяное и т

Образование относительных прилагательных: дом из дерева – деревянный, платье из шерсти – шерстяное и т

Развитие лексико-грамматического компонента речи

Развитие лексико-грамматического компонента речи

Развитие лексико-грамматического компонента речи

Развитие лексико-грамматического компонента речи

Грамматический строй. Словарный запас, даже большой, не решает проблему полноценности устной речи

Грамматический строй. Словарный запас, даже большой, не решает проблему полноценности устной речи

Ошибки детей: «стулик», «утюжонок», «стольчик» и т

Ошибки детей: «стулик», «утюжонок», «стольчик» и т

Развитие лексико-грамматического компонента речи

Развитие лексико-грамматического компонента речи

Всеобуч для родителей. Развитие лексики, и связной речи.

Всеобуч для родителей. Развитие лексики,  и связной речи.

Памятка для родителей дошкольников

Памятка для родителей дошкольников

Вот несколько способов высказать одобрение: -

Вот несколько способов высказать одобрение: -

Памятка для родителей дошкольников 1

Памятка для родителей дошкольников 1

Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

Консультация для родителей Развиваем красивую и правильную речь детей вместе

Консультация для родителей Развиваем красивую и правильную речь детей вместе

Причины: 1. Токсикоз беременности 2

Причины: 1. Токсикоз беременности 2

ОНР проявляется в разной степени:

ОНР проявляется в разной степени:

Фронтальные занятия – по лексике и грамматике (пополняется словарь по лексическим темам), фонетические занятия (направлены на развитие фонематических процессов), по связной речи (обучение последовательному, логическому…

Фронтальные занятия – по лексике и грамматике (пополняется словарь по лексическим темам), фонетические занятия (направлены на развитие фонематических процессов), по связной речи (обучение последовательному, логическому…

Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением…

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением…

Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В грамматическом оформлении речи отмечается низкий уровень способности к построению предложений, грубые многократные ошибки при употреблении падежных окончаний, в согласовании различных частей речи – то…

В грамматическом оформлении речи отмечается низкий уровень способности к построению предложений, грубые многократные ошибки при употреблении падежных окончаний, в согласовании различных частей речи – то…

Формирование ассоциаций между зрительным стимулом и лексико-грамматической категорией

Формирование ассоциаций между зрительным стимулом и лексико-грамматической категорией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2023