Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Участники – обучающиеся 811 классов
Тема: «Пожарная безопасность в школе»
Цели: 1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности
жизнедеятельности», поднятие его престижа;
2. практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в условиях
пожара;
3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего
поколения.
Оборудование: 1.презентация; 2.компьютер; 3.проэктор; 4.экран; 5.прогивогаз;
6.бинты.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень
важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии
все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В
нашей стране существует мощная структура МЧС России, готовая действовать в сложной
обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в
современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС
России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело.
II.Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.
В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о
пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи, о
защите здоровья и жизни.
III.Основная часть урока.
1.Исторический экскурс.
Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В
жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ,
приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди
не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные
хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы
научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как
1 непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в
многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его
людям и за это был жестоко наказан
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность
человеку обеспечить себя светом и теплом.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников
героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой
Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты,
отдавая дань благородным традициям античного мира
Огонь враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь
сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не
уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали
тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер
еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась
с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла
осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление
восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда
птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и
подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят
пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в
Искоростень и разрушила его
2.Законы Российской Федерации.
2 Так что же такое пожар?
18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в
образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по
специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
3 иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании),
первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с
правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими
органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей,
имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц
государственного пожарного надзора;
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с
действующим законодательством несут:
Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения
в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной,
административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
3.Правила пожарной безопасности в школе.
Чтобы у нас в школе не случилось вот так, необходимо соблюдать некоторые правила и
выполнять определённые действия.
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ Так как в школе находится много
людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому
при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности
принимаемых мер. Первое, что надо сделать это закрыть дверь того помещения, где горит
огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение.
Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление
дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью.
Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре
находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по
немедленной эвакуации всех людей из здания школы.
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар
нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении
пожар; все ли эвакуированы
Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто в школе проводятся учебные эвакуации.
Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:
4 главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро
эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет
журнал и построит вас;
если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно –
марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в
безопасную зону;
если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению,
пригнувшись или ползком;
на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают,
есть ли еще в помещении люди
Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара.
4.Средства индивидуальной защиты при пожаре.
В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 11,5
метра в минуту, в коридорах – 45 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных
помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5
10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование
индивидуальных средств защиты.
Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной
убор; вынуть противогаз; взять шлеммаску обеими руками за утолщение края у нижней части
так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание;
закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлеммаски под подбородок и резким движением
рук вверх и назад натянуть шлеммаску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел
располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при надевании
шлеммаски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
5 Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза;
снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза,
возобновить дыхание.
При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого,
учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову
раненого.
5.Практическая часть – надевание противогаза.
Желающие
могут
продемонстрировать
надевание
противогаза.
6 7 6. Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.
Алгоритм оказания само и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи
таков:
Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью
(это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно
погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой
или опустив в воду.
Успокоить пострадавшего и окружающих.
Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в
ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной
поверхности руками тоже нельзя.
Держать в течение 1020 минут пораженную поверхность тела под струей проточной
холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того,
чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной
зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать
для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего
возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном
отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной
жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.
На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху
сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только
бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной
помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку.
Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые
растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения
кожи и пузырей можно не накладывать повязку.
При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или
подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость,
беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение
сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду.
Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает изза всасывания в кровь продуктов
распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое
обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).
8 9 IV.Подведение итогов.
Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и
умеете. Но мы всётаки надеемся, что эта ЧС в нашей школе не случится (слайд 25). Я желаю
всем удачи. Спасибо за внимание! (слайд 26)
10 11
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8-10 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.