Цели:
Дать понятие о вставных конструкциях
Формировать умения находить вставные конструкции в тексте, выделять их знаками препинания на письме
Развивать навыки правильной интонации в предложениях с вставными конструкциями
Воспитать культуру речи
на письме выделяются тире, скобками
В устной речи – интонацией вводности (паузы, понижение вводности)
Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара. (А.Н. Толстой)
Русский язык
Тема урока
«Вставные
конструкции»
Цели урока:
• Дать понятие о вставных конструкциях
• Формировать умения находить
вставные конструкции в тексте,
выделять их знаками препинания на
письме
• Развивать навыки правильной
интонации в предложениях с
вставными конструкциями
• Воспитать культуру речи
Орфографическая
пятиминутка
• Присядьте на диван, не тратьте
время впустую, отметьте
карандашом, лягте пораньше,
съешьте винегрет;
• Никого, ни с кем, что-либо,
несмотря на дождь, не у кого
спросить, не смотря под ноги
Вставные конструкции
• комментируют содержание
предложения или отдельных его
членов,
• разъясняют его,
• уточняют,
• обосновывают,
• дают дополнительные сведения.
• В любом случае они имеют
характер попутных замечаний
по поводу содержания
основного предложения и
интонационно выделяются,
разрывая и нарушая его
интонационное единство.
Вставные конструкции
• на письме выделяются тире, скобками
• В устной речи – интонацией вводности
(паузы, понижение вводности)
• Русский язык должен стать мировым
языком. Настанет время (и оно не за
горами), - русский язык начнут изучать
по всем меридианам земного шара.
(А.Н. Толстой)
Спишите, вставляя пропущенные
знаки препинания.
Дополните каждое предложение
вставными предложениями, которые
отвечали бы на вопросы, указанные в
скобках.
• Утки (сколько было уток?) каждое
утро дружно шагали к пруду.
• Иван Матвеевич был уже тогда
(когда мы с ним познакомились?)
человеком немолодым.
Пауза.
Занимательная
лингвистика
• Все вы знаете, как будет по-французски
слово «гриб». Этим словом мы называем
самые "магазинные" грибы. Так как же?
• Скажите по-французски «круг», если
для нас это этап какого-либо
соревнования или этап в выборах.
• Скажите по-французски «никто», если
это слово стало именем знаменитого
капитана из романа Жюля Верна?
В каком варианте ответа верно
указаны все запятые?
• Мы(1)во-первых(2) должны
очистить двор от мусора(3)во-
вторых (4) посадить кусты вдоль
забора.
1.1,2,3,4;
2. 1,2; 3. 1,2,3;
4.1,3,4;
• Мимо пробежал человек(1)к
счастью(2) меня не заметивший.
1. 1,2; 2. 1;
3. 2;
4. -;
• Погода(1)
(по)моему(2)проясняется(3)и(4)возмо
жно(5)мы сумеем поехать в лес.
1.1,2,3,4,5; 2. 1,2,3; 3. 2,3,5;
4. 1,5;
• Синицы(1)корольки(2)правда(3)пописк
ива-ют иногда довольно оживленно в
чаще сосновых и еловых ветвей.
2. 1,3; 3. 2,3; 4. -;
1. 1,2,3;
Проверь себя!
1-1; 2-1; 3-1; 4-1
• Что выражают вставные
конструкции?
• Делают ли вводные
конструкции
предложение сложным?