Вторая младшая группа 2-3 лет
Оценка 5

Вторая младшая группа 2-3 лет

Оценка 5
Домашнее обучение
doc
воспитательная работа
Детсад
20.07.2017
Вторая младшая группа 2-3 лет
В основе Рабочей программы группы общеразвивающей направленности с 2-3 лет № 4 лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада и школы. Программа комплексная, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям развития ребенка
РАБ,ПРОГРАММА группа № 4.doc
СОДЕРЖАНИЕ  1.Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка………………….………………………………………………...2 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы…………...………………………….…3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы………………………….4 1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности  контингента детей группы   .………….4 1.1.4. Планируемые   результаты   освоения   детьми   основной   программы   дошкольного образования………………………………………………………………….…………….7 2. Содержательный раздел программы. 2.1.   Описание   образовательной   деятельности   в   соответствии   с   направлениями   развития ребенка ……………………………………………………………………………………………..8 2.1.1.Организация образовательной деятельности детей (учебный план реализации ООП ДОУ в группе )   …….………………………………………………………………………………9 2.1.2  Образовательная деятельность детей в ходе режимных моментов…..…………………10 2.1.3.     Образовательная   деятельность   в   процессе   самостоятельной   деятельности   детей   в различных деятельности ……………………………………………………………………………………………………...12 2.1.4     Перечень   основных   форм   образовательной   деятельности   в   соответствии   с направлениями развития, взаимодействие с родителями по направлениям развития……..16 детской видах       ­ «Социально – коммуникативное развитие» ­ «Познавательное развитие» ­ «Речевое развитие» ­ «Художественно­эстетическое развитие» ­ «Физическое развитие» 2.2. Перспективное планирование по направлениям развития…………………………………42 ­ «Социально – коммуникативное развитие» ­ «Познавательное развитие» ­ «Речевое развитие» ­ «Художественно­эстетическое развитие» ­ «Физическое развитие»       развития 2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы …111 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы   ……………………………112 3. Организационный раздел. 3.1. Описание материально­технического обеспечения рабочей программы……….………112 3.2. Обеспеченность   методическими материалами и средствами обучения и воспитания по направлениям …….. ……………………………………………………………………………………………..117 3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды…….120 3.4. Режим дня. Циклограмма режима пребывания детей в ДОУ……………………………121 3.5. Расписание занятий   ………………………………………………………………………128 3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий   ……………………128 3.7. Лист здоровья    ……………………………………………………………………………132 3.8. Социальный паспорт группы    …………………………………………………………..133 4. Дополнительный раздел (приложение)    ­ часть программы, формируемая участниками образовательных отношений (педагогами)       ­ календарное планирование       ­ картотека комплексов утренней гимнастики       ­ картотека комплексов гимнастик после дневного сна       ­ картотека прогулок (или план проведения прогулок)       ­ двигательный режим, схема закаливания       ­ перспективный план взаимодействия с родителями ­ разное (проекты, конспекты мероприятий, сценарии и т.д.) 1.Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка  В основе Рабочей программы группы общеразвивающей направленности с 2­3 лет № 4 лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией   действий   трех   социальных   институтов   ­   семьи,   детского   сада   и   школы. Программа  комплексная,   реализует  идею  объединения   усилий  родителей   и педагогов   для успешного решения оздоровительных и воспитательно­образовательных задач по основным направлениям развития ребенка. Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы педагогов: • Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЭ   «Об   образовании   в   Российской • • • Федерации»;  постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049­13 "Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;  приказ   Минобрнауки   России   от   30.08.2013   №   1014   «Об   утверждении   Порядка организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным общеобразовательным   программам   ­   образовательным   программам   дошкольного образования»; приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; основная образовательная программа дошкольной образовательной организации. • • Устав  ДОО. Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: основная   образовательная   программа   дошкольного   образования   образовательной организации; положение о рабочей программе; приказ руководителяорганизации об утверждении рабочих программ; протокол педагогического совета о рассмотрении и принятии рабочей программы;     Рабочая   программа   обеспечивает   единство   воспитательных,   развивающих   и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации   которых   формируются   такие   знания,   умения   и   навыки,   которые   имеют непосредственное   отношение   к   развитию   детей   дошкольного   возраста.   Работа   в   группе раннего   возраста   с   2­3   лет   №   4строится   с   учетом   принципа   интеграции   (на   основе познавательно­речевой   деятельности),   что   позволяет   гармонизировать   воспитательно­ образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять), в соответствии с возрастными   возможностями   и   особенностями   воспитанников,   спецификой   и возможностями   образовательных   областей;   основывается   на   комплексно­тематическом 2 принципе   построения   образовательного   процесса; образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.    предполагает   построение Рабочая   программа   обеспечивает   разностороннее   развитие   детей   в   группе   раннего возраста с 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:  ­ ­ ­ ­ ­ «Социально­коммуникативное развитие»;  «Познавательное развитие»;  «Речевое развитие»;  «Художественно­эстетическое развитие»;  «Физическое развитие». 1.1.1. Цели и задачи программы: Цель программы: ­ Обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности   с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей   ­   Создание   условия   развития   ребенка,   открывающих   возможности   для   его   позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   и   соответствующим   возрасту   видам деятельности.                                                                Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей  и направлена на решение следующих задач:  охраны и укрепления физического и психического  здоровья детей, в том числе их       эмоционального благополучия; обеспечения   равных   возможностей   для   полноценного   развития   каждого   ребёнка   в период   дошкольного   детства   независимо   от   места   жительства,   пола,   нации,   языка, социального   статуса,   психофизиологических   и   других   особенностей   (в   том   числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее ­преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно­нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования   общей   культуры   личности   детей,   в   том   числе   ценностей   здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических   качеств,   инициативности,   самостоятельности   и   ответственности   ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм   дошкольного   образования,   возможности   формирования   Программ   различной направленности   с   учётом   образовательных   потребностей,   способностей   и   состояния здоровья детей; 3   формирования   социокультурной   среды,   соответствующей   возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения   психолого­педагогической   поддержки   семьи   и   повышения компетентности   родителей   (законных   представителей)   в   вопросах   развития   и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Программа   формируется   как   программа   психолого­педагогической   поддержки позитивной   социализации   и   индивидуализации,   развития   личности   детей   дошкольного возраста   и   определяет   комплекс   основных   характеристик   дошкольного   образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа направленнана:  повышение социального статуса дошкольного образования;  обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;  обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе   единства   обязательных   требований   к   условиям  реализации   образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;  сохранение   единства   образовательного   пространства   Российской   Федерации относительно уровня дошкольного образования. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы. Принципы   и   подходы   к   формированию   рабочей   программы   полностью   соответствуют требованиям, заявленным в ООП МБДОУ № 102. 1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы. Характеристика   возрастных   особенностей   развития   детей   дошкольного   возраста необходима для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так в условиях группы.  Возрастные особенности развития детей общеразвивающей направленности (2­3 года). Возрастные особенности  Физическое развитие.  Двигательная   активность   высокая,   но   способность   быть   активными   в течение длительного времени у детей низкая.  Дети по ­ одиночке хорошо ходят в прямом направлении, умеют ползать, перелезать, выполняют действия по сигналу и показу, активны в подвижных играх, организуемых педагогом.  Сформированы   элементарные   культурно­гигиенические   навыки   и   навыки самообслуживания. Целевые   ориентиры   для   педагога:   быстро   наступает   период   утомления, который требует смены деятельности.  Социально­коммуникативное развитие. Возрастает   самостоятельность.   Развивается   предметная   деятельность посредством   усвоения   культурных   способов   действия   с   различными 4 предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия, которые в свою   очередь   развивают   произвольность,   преобразуя   натуральные   формы активности   в   культурные   на   основе   предлагаемой   взрослыми   модели, выступающей в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.  Развивается   ситуативно­деловое   общение   ребенка   и   взрослого, совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку.  К трем годам формируется новый вид деятельности­ игра, которая носит процессуальный характер, главное в ней­ действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года   жизни   появляются   действия   с   предметами­заместителями,   таким образом, совершенствуются начальные формы игры.  Ключевым   моментом   возникновения   игровой   деятельности   является осознание   ребенком   условности   игровой   ситуации:   у   ребенка   начинает появляться представление о роли. Целевые ориентиры для педагога: важно, чтобы в этот период ребенок освоил действия, объединенные одной ролью.   Для   детей   этого   возраста   характерна   неосознанность   мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются   эмоциональным   состоянием   сверстников,   но   именно   в   этот период начинает складываться и произвольность поведения, обусловленная развитием   орудийных   действий   и   речи.   У   детей   появляются   чувства гордости   и   стыда,   начинают   формироваться   элементы   самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом   трех   лет.   Ребенок   осознает   себя   как   отдельного   человека, отличного   от   взрослого.   У   него   формируется   образ   Я.   Кризис   часто сопровождается   рядом   отрицательных   проявлений:   негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Целевые ориентиры для педагога: ребенок, окруженный доброжелательным вниманием, лаской становится более общительным, быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с группой, разговаривать с детьми.  Познавательно­речевое развитие.  На   третьем   году   жизни   совершенствуются   зрительные   и   слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2­3 предметов по форме, величине и цвету. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.  Интенсивно   развивается   активная   речь,   которая   характеризуется самостоятельным   произнесением   слов   и   предложений,   обращенных,   как правило,   к   взрослому.   Совершенствуется   слуховое   восприятие,   прежде всего фонематический слух. К концу третьего года жизни речь становится средством общения со сверстниками.  К трем годам формируется новый вид деятельности­ конструирование.  Целевые   ориентиры   для   педагога:   следует   расширять   все   стороны   речи 5 ребенка – понимание, активную речь, способность подражать и использовать речь.  Художественно   ­   эстетическое   развитие.  К   трем   годам   у   детей формируется новый вид деятельности ­ рисование. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать   намерение   изобразить   какой­либо   предмет.   Развитие изобразительной деятельности начинается с рисованием каракуль, которые постепенно   трансформируются   в   более   четкие   изображения.   Типичным является   изображение   человека   в   виде   «головонога»   ­   окружности   и отходящих   от   нее   линий.   На   третьем   году   жизни   дети   могут   различать мелодии и петь.  Речь   –   совершенствуется.   Слово   отделяется   от   ситуации   и   приобретает самостоятельное   значение.   Дети   продолжают   осваивать   названия окружающих   предметов.   Количество   понимаемых   слов   значительно возрастает.  Активный   словарь  достигает   примерно 1500­2500  слов.  Дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи.  Восприятие   –   совершенствуется   и,   прежде   всего,   фонематический   слух­ дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.  Внимание и память – непроизвольные.  Мышление   ­   наглядно­действенное:   возникающие   в   жизни   ребенка проблемные   ситуации   разрешаются   путем   реального   действия   с предметами.  Формируются   новые   виды   деятельности:   игра,   рисование,   возраста конструирование.   Ребенок   осознает   себя   как   отдельного   человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.  Особенности психического развития Новообраз ования При моделировании образовательного процесса учитываются индивидуальные особенности детей   в   освоении   содержания   основной   общеобразовательной   программы   дошкольного образования. Дети этого возраста очень эмоциональны, однако их  эмоции непостоянны. Ребенок  обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания   проведению   периода   адаптации   ребенка   к   детскому   саду   и   установлению   в группе атмосферы эмоционального комфорта. Другая   важная   особенность   детей   2­3   лет   –   низкие   пороги   сенсорной чувствительности   и   недостаточная   сформированность   механизмов   физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению  эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что­то болит, его   беспокоят   неудобная   обувь.   Педагог   должен   быть   уверен,   что   каждому   ребенку   в 6 данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит. Общение носит ситуативно­ личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним.             Группу раннего возраста с 2­3 лет № 4 посещают 34 детей: из них с I группой здоровья 25   детей,  со   II   группой   здоровья   детей  ­9  ,   с   III   группой   здоровья  ­О  детей.   Детей   с патологией или отклонением в развитии нет. В группе 16 мальчиков и 18 девочек. Основной контингент группы ­дети из полных семей. Уровень жизни детей хороший. В период с июля проходит постепенный набор детей в группу адаптация.  1.1.4. Планируемые результаты усвоения Программы. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать   от   ребенка   дошкольного   возраста   достижения   конкретных   образовательных результатов и обуславливает необходимость определения планируемых результатов освоения образовательной программы. Образовательная область Планируемые результаты освоения Программы Группа общеразвивающей направленности с 2­3лет Образовательная область  «Социально –  коммуникативное  развитие» Образовательная область  «Познавательное  развитие» Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать  действиям сверстника и взрослого. Осуществляет перенос действий с объекта на объект,  использует предметы – заместители. Общается в диалоге с воспитателем. В самостоятельной игре  сопровождает свои действия речь Следит за действиями героев кукольного спектакля.  Выполняет простейшие трудовые действия. Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке  природы. Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Имеет элементарные представления о правилах дорожного  движения. Различает основные формы конструктора. Сооружает со взрослым постройки. Группирует однородные предметы, владеет понятиями «один» и «много». Узнает шар и куб, называет размер (большой ­ маленький). Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семи и воспитателей. Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их  детенышей. Различает некоторые овощи, фрукты. Различает и знает название некоторых деревьев. 7 Образовательная область  «Речевое развитие» Образовательная область  «Художественно –  эстетическое развитие» Образовательная область  «Физическое развитие» Имеет элементарные представления о сезонных явлениях в  природе. Сопровождает речью игровые и бытовые действия. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного  сопровождения. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобства и действия сверстника. Может при повторном чтении проговаривать слова, небольшие  фразы. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок, кисти,  клея. Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный  цвета. Умеет раскатывать пластилин прямыми и круговыми  движениями кистей рук, отламывать маленькие комочки,  сплющивать их ладонями, соединять концы раскатанной  палочки. Лепит несложные предметы, аккуратно пользуется  пластилином. Узнает знакомые мелодии, вместе с воспитателем подпевает в  песне музыкальные фразы. Умеет двигаться в соответствии с характером музыки, начинает  движение с первыми звуками музыки. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в  ладоши, поворачивать кисти рук Умеет одеваться и раздеваться в определенной  последовательности. Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде,  устраняет его при небольшой помощи взрослых). Пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым  платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед. Умеет брать, держат, переносить, класть, бросать, катать мяч. Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать  через бревно, лежащее на полу 2.Содержательный раздел 2.1. Описание особенностей образовательной деятельности в соответствии с  направлениями развития ребенка. Содержание   Программы   обеспечивает   развитие   личности,   мотивации   и   способностей   в различных   видах   деятельности   и   охватывает   следующие   структурные   единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, образовательные области:  социально – коммуникативное развитие;  познавательное развитие; 8  речевое развитие;  художественно – эстетическое развитие;  физическое развитие Цель,   задачи   и   конкретное   содержание   образовательной   деятельности   по   каждой образовательной области  определяются целями и задачами Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуются:     в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (непрерывная образовательная деятельность или занятие);  в ходе режимных моментов;    в   процессе   самостоятельной   деятельности   детей   в   различных   видах   детской деятельности и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;  в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы. Содержание   образовательных   областей   реализуется  деятельности, специфических для каждого возраста (ФГОС ДО п.2.7.). в   различных   видах 2.1.1. Организованная образовательная деятельность с детьми (занятия).  Образовательная   деятельность   реализуется   через   организацию   различных   видов   детской деятельности   (игровой, двигательной, познавательно­исследовательской, коммуникативной, продуктивной,   музыкально­художественной,   трудовой,   а   также   чтение   художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется  педагогами самостоятельно в зависимости  от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач Продолжительность  образовательной  деятельности,  максимально допустимый  объем образовательной   нагрузки,   длительность   перерывов   между   периодами   занятий,   а   также временной   промежуток   (первая   или   вторая   половина   дня),   в   который   проводится организованная   образовательная   деятельность,   определяются   СанПиН   2.4.1.3049­13, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013г. Занятия проводятсяв первую и вторую половину дня. В середине занятия статического характера проводятся физкультурные минутки. Продолжительность занятия для детей: ­ в группе раннего возраста (от 2 до 3 лет) – 8­10 минут. В середине занятия проводится физкультурная минутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности ­ не менее 10 минут. Занятия,   требующие   повышенной   познавательной   активности   и   умственного напряжения детей, организуются в первую половину дня. Для профилактики утомления детей занятие сочетается с занятиями по физическому развитию и музыкальной деятельностью. В   тёплое   время   года   утренний   приём   ведётся   на   свежем   воздухе,   прогулка организуется 3 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – до ужина и перед уходом домой. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения.   Подвижные   игры   проводят   в   конце   прогулки   перед   возвращением   детей   в помещение. Самостоятельная деятельность занимает в режиме дня 3­4 часа.                       Объем  образовательной деятельности (холодный период года) Направления  развития  (образовательные  области) Образовательная  деятельность                        Объём времени Группа раннего возраста с 2 до 3 лет 9 Социально­ коммуникативное  развитие Познавательное  развитие Речевое развитие социализация  сенсорика/ ФЭМП Формирование целостной  картины мира развитие речи чтение   художественной  литературы рисование Художественно­ эстетическое  развитие лепка аппликация конструктивное  моделирование музыка Физическое  развитие занятия пофиз.развитию в  помещении Физ­оздоров час осуществляется  при взаимодействии со  взрослыми,  др. детьми, сам.деятельность и при  проведении режимныхмоментов 1 раз в неделю 10 мин 1 раз в 2 недели 1 раз в неделю 10 минут 1 раз в 2 недели 10 минут 1 раз в неделю 10 минут 1 раз в 2 недели 10 минут 1 раз в 2 недели 10 минут осуществляется  при взаимодействии со  взрослыми.,  др. детьми, сам.деятельность. и  при проведении. режимныхмоментов 2 раз неделю   20 минут 2 раза в неделю   30 минут 1 раз в неделю 10 минут            В дошкольном учреждении с детьми всех возрастных групп работают специалисты – музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. 2.1.2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов При   реализации   образовательной   деятельности,  осуществляемой   в   ходе   режимных моментов,   решение   образовательных   задач   сопряжено   с   одновременным   выполнением функций по присмотру и уходу за детьми ­ утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и другими. Направления  развития ребенка Социально­ коммуникативное  развитие Первая половина дня Прогулка  Вторая половина дня ­ Утренний прием детей,  индивидуальные и  подгрупповые беседы по  этике, охране детства,  безопасности. ­ Оценка эмоционального настроения группы с  последующей  коррекцией  плана  работы. ­ Формирование навыков  культуры еды, культуры  общения. ­ Наблюдение ­ Трудовая деятельность ­ Игры, ситуации  общения ­ Индивидуальная работа ­ Общение детей со  сверстниками и взрослым ­ Ситуативные беседы ­ Формирование навыков  безопасного поведения ­ Общественно­ полезный труд  (самообслуживание,  элементы  хозяйственно­ бытового труда, труд  в природе) ­ Игры с ряженьем ­ Игры в уголках  группы  ­ Общение детей со  сверстниками и  взрослым  10 ­ Трудовые поручения,  дежурства по столовой, в природном уголке,  помощь в подготовке к  занятиям ­ Сюжетно­ролевые игры ­ Игровые  образовательные   ситуации ­ Формирование навыков  безопасного поведения ­ Дидактические игры ­ Наблюдения ­ Беседы ­ Экскурсии  ­ Исследовательская  работа, опыты и  экспериментирование ­ Ситуативные беседы ­ Чтение художественной литературы ­ Дидактические игры ­ Наблюдения ­ Беседы ­ Экскурсии  ­ Игры с речевым  сопровождением ­ Свободные диалоги с  детьми в играх,  наблюдениях ­ Обсуждения ­ Наблюдение ­ Трудовая деятельность ­ Игры, ситуации  общения ­ Индивидуальная работа ­ Общение детей со  сверстниками и взрослым ­ Игры с водой и песком ­ Исследовательская  работа, опыты и  экспериментирование ­ Ситуативные беседы ­ Игры, ситуации  общения ­ Индивидуальная работа ­ Общение детей со  сверстниками и взрослым ­ Игры с речевым  сопровождением  ­ Беседа ­ Обогащение и  активизация словаря Познавательное  развитие Речевое развитие Художественно­ эстетическое  развитие ­ Использование музыки  в повседневной жизни  детей  ­ Самостоятельная  деятельность  детей по  музыке,  художественному  ­ Привлечение внимания  детей к разнообразным  звукам в окружающем  мире ­ Наблюдение ­ Игры, ситуации  общения 11 ­ Сюжетно­ролевые  игры ­ Театрализованные  игры ­ Совместная  познавательная,  художественно­ творческая  деятельность  взрослого и детей   ­ Ситуативные беседы ­ Формирование  навыков безопасного  поведения ­ Совместная  деятельность детей и  взрослого ­ Самостоятельная  деятельность детей ­ Игры ­ Досуги ­ Индивидуальная  работа ­ Ситуативные беседы ­ Исследовательская  работа, опыты и  экспериментирование ­ Совместная  деятельность детей и  взрослого ­ Самостоятельная  деятельность детей ­ Игры ­ Досуги ­ Индивидуальная  работа ­ Свободные диалоги с детьми в играх,  наблюдениях ­ Обсуждения ­ Чтение  художественной  литературы ­ Совместная  деятельность детей и  взрослого по  художественному  творчеству  ­ Музыкально­ художественные Физическое  развитие творчеству ­ Слушание музыкальных произведений ­ Рассматривание ­ Конструктивное  моделирование ­ Прием детей на воздухе в теплое время года ­ Утренняя гимнастика ­ Гигиенические  процедуры ­ Закаливание в  повседневной жизни ­ Физкультминутки на  занятиях ­ Двигательная  активность на прогулке ­ Индивидуальная работа по развитию движений ­ Самостоятельная  двигательная  деятельность ­ Индивидуальная работа ­ Художественно­ творческая деятельность  (рисование мелом на  асфальте, палочкой на  песке, выкладывание  узоров из веточек,  листьев, камешков и т.д.) ­ Использование  закличек, песенок ­ Подвижные и  малоподвижные игры ­ Развитие физических  качеств ­ Самостоятельная  двигательная  деятельность ­ Индивидуальная работа по развитию движений досуги, праздники ­ Театрализованная  деятельность ­ Слушание  музыкальных  произведений ­ Бодрящая  гимнастика после сна ­ Закаливание  (воздушные  ванны,   ходьба босиком по  массажной дорожке) ­ Физкультурные  досуги, игры,  развлечения ­ Самостоятельная  двигательная  деятельность ­ Совместная  деятельность детей и  взрослого по  физическому развитию 2.1.3. Образовательная деятельность в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности Самостоятельная   деятельность   детей,   как   одна   из   моделей   организации образовательного процесса детей дошкольного возраста ­ это:  свободная   деятельность   воспитанников   в   условиях   созданной   педагогами развивающей   предметно­пространственной   образовательной   среды,   обеспечивающая выбор   каждым   ребенком   деятельности   по   интересам   и   позволяющая   ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;   организованная   воспитателем   деятельность   воспитанников,   направленная   на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др. Образовательная область Социально­ коммуникативное  развитие Самостоятельная деятельность детей Игры в развивающих уголках группы  Сюжетно­ролевые игры Индивидуальные игры Совместные игры  Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение  со сверстниками 12 Познавательное развитие Речевое развитие Художественно­ эстетическое развитие Физическое развитие Специфические задачи  Виды образовательной деятельности Выполнение гигиенических процедур Самообслуживание  Трудовая деятельность Рассматривание тематических альбомов Самостоятельные игры в уголках группы Сюжетно­ролевые игры Рассматривание книг, картинок, тематических альбомов  Развивающие настольно­печатные игры Дидактические игры (развивающие пазлы, рамки­вкладыши, парные  картинки) Наблюдения  Экспериментирование (игры с водой и песком, природным  материалом и т.д.) Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение  со сверстниками  Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений  Самостоятельная работа в уголке книги Совместные игры  Игры в развивающих уголках группы  Самостоятельное рисование, лепка, конструктивное моделирование, аппликация Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий,  альбомов  Самостоятельное музицирование, игра на детских музыкальных  инструментах Слушание музыки Рассматривание поделок, рисунков на выставке детских работ Самостоятельные подвижные игры  Спортивные игры  Игры со спортивным инвентарем Характеристика видов детской деятельности Игровая деятельность ­ развитие игровой деятельности детей; ­ формирование положительного отношения к себе, к окружающим; ­ приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам  взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сюжетно­ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Театрализованные игры: игры­имитации (в том числе игры­этюды), ролевые диалоги   на   основе   текста,   драматизации,   инсценировки,   игры­ импровизации. Режиссерские   игры: заместителями. Игры­фантазирования (ТРИЗ) Игры   со   строительным   материалом   (строительными   наборами, конструкторами) и  природным материалом    с   игрушками­персонажами,   предметами­ 13 Игры­экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические   игры:   с   предметами,   настольно­печатные,   словесные Интеллектуальные развивающие игры Подвижные   игры:   сюжетные,   бессюжетные,   игры   с   элементами соревнований, игры­аттракционы, игры с использованием предметов  Игры с элементами спорта Досуговые игры: игры­забавы, игры­развлечения, интеллектуальные  Проектная деятельность Коммуникативная деятельность ­ развитие свободного общения со взрослыми и детьми; ­ развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; ­ практическое овладение воспитанниками нормами речи. Занятия по речевому развитию Свободное общение на разные темы Художественно­речевая   деятельность:   сочинение   сказок,   рассказов, стихов, загадок Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью» и др. Коммуникативные игры  Театрализованные, режиссерские игры, игры­фантазирования по мотивам литературных произведений  Подвижные игры с речевым сопровождением Дидактические словесные игры Викторины Проектная деятельность Трудовая деятельность ­ развитие трудовой деятельности; ­ воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами; ­ формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Самообслуживание Дежурство  Хозяйственно­бытовой   труд:   помощь   в   уборке   группы,   перестановка   в предметно­развивающей среде группы и др. Труд   в   природе:   заготовка   природного   материала   для   поделок; изготовление кормушек для птиц, их подкормка; изготовление  цветного льда; участие в посадке и поливке растений Ручной   труд   (поделки   из   природного   и   бросового   материала,   бумаги, картона и др.): изготовление атрибутов для игры и др. Проектная деятельность Познавательно­исследовательская деятельность ­ развитие сенсорной культуры; ­развитие познавательно­исследовательской продуктивной деятельности; ­ формирование элементарных математических представлений; ­ формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Занятия познавательного содержания Опыты, исследования, экспериментирование 14 Специфические задачи  Виды образовательной деятельности Специфические задачи  Виды образовательной деятельности Специфические задачи  Виды образовательной деятельности Рассматривание, обследование, наблюдение Решение занимательных задач, проблемных ситуаций Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов Просмотр   познавательных   мультфильмов,   детских   телепередач   с последующим обсуждением Рассматривание   иллюстраций,   фотографий   в   познавательных   книгах   и детских иллюстрированных энциклопедиях Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет Оформление тематических выставок Создание коллекций  Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры  Сюжетно­ролевые игры, игры­путешествия и др. Поисково­исследовательские проекты Чтение (восприятие) художественной литературы Специфические задачи  Виды образовательной деятельности Специфические задачи  Виды образовательной деятельности ­   формирование   целостной   картины   мира,   в   том   числе   первичных целостных представлений; ­ развитие литературной речи; ­   приобщение   к   словесному   искусству,   в   том   числе   развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Чтение и обсуждение произведений разных жанров Восприятие   литературных   произведений   с   последующими:   свободным общением   на   тему   литературного   произведения,   решением   проблемных ситуаций,   дидактическими   играми   по   литературному   произведению, художественно­речевой   деятельностью,   рассматриванием   иллюстраций художников,   придумыванием   и   рисованием   собственных   иллюстраций, просмотром   мультфильмов,   театрализованными   играми,   созданием театральных афиш, декораций, оформлением тематических выставок  Проектная деятельность Продуктивная деятельность ­ развитие продуктивной деятельности; ­ развитие детского творчества; ­ приобщение к изобразительному искусству. Занятия   по   рисованию,   лепке,   аппликации   –   тематические,   по   замыслу Рисование   иллюстраций   к   художественным   произведениям;   рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям Художественный труд (поделки из бумаги, картона, природного, бросового материала и др.): украшения к праздникам, поделки для выставок детского творчества и др. Конструктивное   моделирование   из   строительного   материала   и   деталей конструктора (по образцу ­ схеме, чертежу, модели, по замыслу), из бумаги (по схеме ­ оригами), из природного материала Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности  Творческая   продуктивная   деятельность   на   развитие   воображения   и фантазии  Разнообразная   интегративная   деятельность:   рисование   иллюстраций   к литературным и музыкальным произведениям; создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и 15 Специфические задачи  Виды образовательной деятельности Специфические задачи  Виды образовательной деятельности др. Организация и оформление выставок Проектная деятельность Музыкально­художественная деятельность ­ развитие музыкально­художественной деятельности; ­ приобщение к музыкальному искусству. Музыкальные занятия  Слушание народной, классической, детской музыки. Игра на детских музыкальных инструментах Шумовой оркестр Экспериментирование со звуками. Двигательные,   пластические,   танцевальные   этюды,   танцы,   хороводы, пляски Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен Драматизация песен Музыкальные и музыкально­дидактические игры Концерты­импровизации Упражнения   на   развитие   голосового   аппарата,   артикуляции,   певческого голоса Беседы по содержанию песни Двигательная деятельность ­ накопление и обогащение двигательного опыта детей; ­ формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; ­ развитие физических качеств Физкультурные занятия: игровые, сюжетные, тематические, комплексные, учебно­тренирующего характера  Физкультурные минутки и динамические паузы Гимнастика  Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры­соревнования Игры­имитации, хороводные игры Народные подвижные игры Пальчиковые игры Спортивные упражнения Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек 2.1.4.Образовательная деятельность в процессе взаимодействии с семьями детей  Образовательная деятельность в процессе взаимодействии с семьями детей, направлена на: ­создание условий для вовлечения родителей в образовательный процесс в детском саду; ­педагогическое   просвещение   родителей   по   вопросам   развивающего   взаимодействия   с детьми дома. Таким   образом,    описание  каждой    образовательной     области  будет  представлено  в соответствии с вышеперечисленными особенностями: Описание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» 16 Основная цель: Задачи:      Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и  государства. усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные  и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной  отзывчивости, сопереживания;  формирование готовности  к совместной деятельности со   Основные  направления работы: сверстниками;  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к  своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;  формирование позитивных установок к различным видам труда и  творчества;  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе  развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных  социальных ролей;  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;  трудовое воспитание;  патриотическое воспитание детей дошкольного возраста   Сюжетная  самодеятельная игра   как деятельность  предъявляет к  ребенку ряд  требований,  способствующих  формированию  психических  новообразований: Принципы  руководства сюжетно  – ролевой игрой:  Средства,  способствующие  развитию игры Игровая деятельность действие в воображаемом плане способствует развитию  символической функции мышления; наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана  представлений; игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений,  следовательно, она способствует формированию у ребенка  способности определенным образом в них ориентироваться; необходимость согласовывать игровые действия способствует  формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми  для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель  должен играть вместе с ними;  на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детям «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;  на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений  необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового  действия, так и на пояснение его смысла партнерам  обязательное общение с детьми: диалогическое общение,  полилогическое общение (диалог с несколькими участниками игры  одновременно);  создание проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать  17 Метод руководства  игрой (комплексный) творческие проявления детей в поиске решения задачи;  прямое воздействие на игру («вмешательство» взрослого в виде  прямого показа и руководства деятельностью);  косвенное воздействие на игру (ненавязчивое побуждение к  деятельности) Педагогическая поддержка самодеятельных игр, обеспечение  педагогических условий развития игры:  обогащение детей знаниями и опытом деятельности;  передача игровой культуры ребенку;  развивающая предметно – игровая среда;  активизация проблемного общения взрослого детьми Формирование основ безопасности жизнедеятельности Основная цель: Задачи: Основные направления работы: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Формирование предпосылок  экологического сознания (безопасности  окружающего мира.)   формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы, ситуациях и способах поведения в них;  приобщение   к   правилам   безопасного   поведения   для   человека   и окружающего мира природы;  передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;  формирование   осторожного   и   осмотрительного   отношения   к потенциально   опасным   для   человека   и  окружающего   мира   природы ситуациям  усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах  безопасного поведения;  формирование у детей качественно новых двигательных навыков и  бдительного восприятия окружающей обстановки;  развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в  Принципы работы по  воспитанию навыков  безопасного  поведения: конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного  безопасного поведения  важно не механическое заучивание детьми правил безопасного  поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в  окружающей его обстановке;  с детьми необходимо рассматривать и анализировать различные   жизненные ситуации, если возможно проигрывать их в реальной  обстановке;  Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать  каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д.,  чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание  детей на ту или иную сторону правил;  Развивать качества ребенка: его координацию, внимание,  наблюдательность, реакцию  и т.д. Эти качества  нужны и для  безопасного поведения  Содержание работы  по воспитанию  навыков безопасного  поведения:  ребенок и другие люди;  ребенок и природа;  ребенок дома;  ребенок и улица 18 Основная цель: Задачи: Компоненты  трудовой  деятельности: Трудовое воспитание Формирование положительного отношения к труду  воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его  труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять  нравственные качества. (Решение этой задачи приведет к развитию  осознания важности труда для общества);  обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и  планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и  самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию  интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих  умений, самостоятельности);  воспитание нравственно – волевых качеств (настойчивости,  целеустремленности, ответственности за результат своей  деятельности), привычки к трудовому усилию. (Решение этой задачи  должно привести к формированию у детей готовности к труду,  развитию самостоятельности);  воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих  включаться в труд при необходимости (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного  результата, ощущению радости  от собственного труда);  воспитание гуманного отношения к окружающим: умение и желание  включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять  доброжелательность, активность и инициативу, стремление к  качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена  детского общества  планирование и контроль (умение ставить перед собой цель возникает  у детей в среднем дошкольном возрасте);  оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для  самого ребенка и для всей группы;  мотивы, побуждающие детей к труду: ­ интерес к процессу действий; ­ интерес к будущему результату; ­ интерес к овладению новыми навыками; ­ соучастие в труде совместно с взрослыми; ­ осознание своих обязанностей; ­ осознание смысла, общественной важности труда­ чем выше уровень  развития трудовой деятельности, тем выше ее воспитательный  потенциал Своеобразие трудовой деятельности детей  дошкольного  возраста: Виды труда:  «субъективная значимость труда», т.е. оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления  заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых  усилий;  связь с игрой, которая проявляется: в манипулятивных действиях  детей, исполняющих роль взрослых; в продуктивных действиях,  составляющих сюжет игры; во включении игровых действий в  трудовой процесс; в ролевом поведении ребенка, создающего образ  труженика  самообслуживание;  хозяйственно – бытовой труд; 19 Формы организации  трудовой  деятельности:  Типы организации  труда детей: Методы и приемы  трудового воспитания детей:  труд в природе;  ручной труд;  ознакомление с трудом взрослых  поручения   (простые   и   сложные;   эпизодические   и   длительные; коллективные);  дежурства;  коллективный труд  индивидуальный труд;  труд рядом;  общий труд;  совместный труд  1 группа методов: формирование нравственных представлений,  суждений, оценок:  решение логических задач, загадок;  приучение к размышлению, логические беседы;  беседы на этические темы;  чтение художественной литературы;  рассматривание иллюстраций;  рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;  просмотр телепередач, видеофильмов;  задачи на решение коммуникативных ситуаций;  придумывание сказок о труде. 2 группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности:  приучение к положительным формам общественного поведения;  показ действий;  пример взрослого и детей;  целенаправленное наблюдение;  организация интересной деятельности (общественно – полезный  труд);  разыгрывание коммуникативных ситуаций;  создание контрольных педагогических ситуаций Основная цель: Патриотическое воспитание   социально   активной, Способствовать   воспитанию   гуманной, самостоятельной,   интеллектуально   развитой   творческой   личности, обладающей   чувством   национальной   гордости,   любви   к   Отечеству, родному городу, своему народу 20 Задачи:  заложить основы гражданско–патриотической позиции личности;  приобщение к наиболее значимым российским культурным традициям и традициям родного города;  получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе  (истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях,  народных промыслах, архитектуре, выдающихся соотечественниках,  природе, и т.д.);  воспитание чувства гордости за страну, народ, родной город;  формирование   модели   поведения   ребенка   во   взаимоотношениях   с другими людьми  Направления патриотического воспитания: Содержание   работы по   патриотическому воспитанию: Компоненты патриотического воспитания:  воспитание любви к близким;  к детскому саду;  к родному городу;  к своей стране Основу   содержания   гражданско–патриотического   воспитания составляют   общечеловеческие   ценности.   Из   всего   спектра общечеловеческих   ценностей,   имеющих   особое   значение   для содержания   и   организации   воспитательного   процесса,   выделены следующие:  «Человек»;  «Семья»;  «Труд»;  «Культура»;  «Отечество»;  «Земля»  Содержательный(представления ребенка об окружающем мире): ­ о культуре народа, его традициях, творчестве; ­ о природе родного края и страны и деятельности человека в природе; ­ об истории страны, отраженный в названиях улиц, памятниках; ­ о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг); Эмоционально – побудительный (эмоционально – положительные  чувства ребенка к окружающему миру): ­ любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; ­ интерес к жизни родного города и страны; ­ гордость за достижение своей страны; ­ уважение к культуре и традициям народа, к историческому  прошлому; ­ восхищение  народным творчеством; ­ любовь к родной природе, к родному языку; ­ уважение к человеку – труженику и желание принимать посильное  участие в труде; Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности): ­ труд; ­ игра; ­ продуктивная деятельность; ­ музыкальная деятельность; ­ познавательная деятельность 21 Формы работы с детьми по образовательной области  «Социально – коммуникативное развитие» Содержание Возраст 2 – 3 года ­ Сюжетно –  ролевые игры; ­ Подвижные игры; ­ Театрализованные игры; ­ Дидактические  игры Совместная деятельность Игровая деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность в соответствии с режимом дня занятия, экскурсии,  наблюдения, чтение  художественной  литературы,  видеоинформация,  досуги, праздники,  обучающие игры,  досуговые игры,  народные игры,  самостоятельные  сюжетно – ролевые  игры, дидактические  игры, досуговые   игры с участием  воспитателя Игры –  экспериментирован ия, сюжетные  самодеятельные  игры (с  собственными  знаниями детей на  основе их опыта);  внеигровые формы:  самодеятельность  дошкольников,  изобразительная  деятельность, труд  в природе,  экспериментирован ие,  конструирование,  бытовая  деятельность,  наблюдения Формирование основ безопасности жизнедеятельности 2 – 3 года Формирование  основ собственной  безопасности: ­ ребенок и другие  люди; ­ ребенок и  природа; ­ ребенок дома; ­ ребенок и улица Самообслуживание  2­ 3 года рассматривание  иллюстраций,  дидактические  игры, продуктивная деятельность,  творческие задания беседы, обучение,  объяснение,  напоминание,  упражнения, рассказ, продуктивная  деятельность,  рассматривание  иллюстраций,  рассказы, чтение,  целевые прогулки дидактические и настольно  ­печатные игры,  сюжетно –  ролевые игры,  минутки  безопасности,  показ,  объяснение,  обучение,  напоминание Трудовое воспитание напоминание,  беседы, потешки,  разыгрывание  игровых ситуаций 22 дидактическая  игра, просмотр  видеофильмов показ, объяснение,  обучение,  наблюдение,  напоминание,  создание ситуаций,  побуждающих  детей к проявлению навыков  самообслуживания Хозяйственно –  бытовой труд 2 – 3 года Обучение,  наблюдение,  поручения,  рассматривание  иллюстраций, чтение  художественной  литературы,  просмотр  видеофильмов Труд в природе 2 – 3 года обучение,  совместный труд  детей и взрослых,  беседы, чтение  художественной  литературы 2 – 3 года Формирование  первичных  представлений о  труде взрослых наблюдение, целевые прогулки,  рассказывание,  чтение,  рассматривание  иллюстраций Обучение, показ,  объяснение,  наблюдение,  создание ситуаций,  побуждающих  детей к проявлению навыков  самостоятельных  трудовых действий показ, объяснение,  обучение, наблюдение,  дидактические  и  развивающие игры,  создание ситуаций,  побуждающих  детей к проявлению заботливого  отношения к  природе, наблюдение, как  взрослый  ухаживает за  растениями и  животными, наблюдение за  изменениями,  произошедшими со  знакомыми  растениями и  животными дидактические,  сюжетно – ролевые  игры, чтение,  закрепление Продуктивная  деятельность,  поручения,  совместный труд детей продуктивная  деятельность,  тематические сюжетно –  ролевые игры,  обыгрывание,  дидактические  игры,  практическая  деятельность 2 – 3 года Формирование  гендерной,  семейной и  гражданской  принадлежности Приобщение к  2 – 3 года Патриотическое воспитание игровые упражнения, познавательные  беседы,  дидактические игры,  праздники,  музыкальные досуги, развлечения,  рассказы, экскурсии беседы, обучение,  прогулка,  самостоятельная деятельность,  тематические  досуги, труд (в  природе,  дежурство) индивидуальная  сюжетно – ролевая  игры,  дидактические  игры, настольно –  печатные игры игровая  23 элементарным  общепринятым  нормам и правилам  взаимоотношения  со сверстниками и  взрослыми деятельность,  дидактические  игры, сюжетно –  ролевые игры,  самообслуживание чтение  художественной  литературы,  дидактические игры,  игровые задания,  сюжетно – ролевые  игры, игровая  деятельность (игры в парах, совместные  игры с несколькими  партнерами,  пальчиковые игры) работа во время  утреннего  приема (беседы,  показ),  культурно –  гигиенические  процедуры  (объяснение,  напоминание),  игровая  деятельность во  время прогулки  Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области  «Социально – коммуникативное развитие» Образовательная область Социально –  коммуникативное  развитие Формы взаимодействия  привлечение родителей к участию в детских праздниках,  развлечениях, досугах (разработка идей, подготовка атрибутов,  ролевое участие);  анкетирование, тестирование родителей, выпуск газет, подбор  специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с  семьей;  проведение тренингов с родителями: способы решения ситуаций  с целью повышения компетенции в вопросах воспитания;  распространение инновационных подходов к воспитанию детей  через рекомендованную психолого – педагогическую литературу,  периодические издания;  привлечение родителей к совместным мероприятиям по  благоустройству и созданию условий в группе и на участке;  организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по  городу и его окрестностям, создание тематических альбомов;  изучение и анализ детско – родительских отношений с целью  оказания помощи детям;  разработка индивидуальных программ взаимодействия с  родителями по созданию предметной среды для развития ребенка;  беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что  их любят и о них заботятся в семье;  выработка единой системы гуманистических требований ДОУ и  семьи;  повышение правовой культуры родителей;  консультативные часы для родителей по вопросам  предупреждения использования методов, унижающих  достоинство ребенка;  создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Мои  любимые дела», «Мое настроение» и т.д.;  аудио и видеозаписи высказываний детей с дальнейшим  обсуждением с родителями 24 Описание образовательной области «Познавательное развитие» Основная  цель: Задачи:   Развитие познавательных интересов и познавательных способностей  детей развитие интересов детей, любознательности и познавательной  мотивации;  формирование познавательных действий, становление сознания;   формирование первичных представлений о себе, других людях,  развитие воображения и творческой активности; Основные  направления работы: Педагогические  условия  познавательного  развития  дошкольников: объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов  окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,  ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и  времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);  формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об  отечественных традициях и праздниках;  формирование первичных представлений о планете Земля как общем  доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и  народов мира     развитие элементарных математических представлений; детское экспериментирование; ребенок и мир природы; ознакомление с социальным миром обеспечение использования собственных, в том числе «ручных»,  действий в познании различных количественных групп, дающих  возможность накопления чувственного опыта предметно­ количественного содержания; использование разнообразного дидактического  наглядного материала,  способствующего выполнению каждым ребенком действий с  различными предметами, величинами; организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети»,  «дети – дети»; организация речевого общения детей; организация обучения детей; организация разнообразных форм взаимодействия: ­ позиция педагога при организации жизни детей в детском саду,  дающая возможность самостоятельного накопления чувственного  опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя ­ организация  ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда  ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и  уверенности в собственных силах; ­ психологическая перестройка позиции педагога на личностно­ ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения,  содержанием которого является формирование у детей средств и  способов приобретения знаний в ходе специально организованной  самостоятельной деятельности; ­ фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает  25 положительный эмоциональный фон для проведения обучения,  способствует возникновению познавательного интереса Развитие элементарных математических представлений Основная цель: Задачи: Принципы  организации работы Формы работы  по  развитию  математических  представлений: Основные направления работы: Интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной  деятельности, творческого и вариативного мышления на основе  овладения детьми количественными отношениями предметов и  явлений окружающего мира  формирование  представления о числе;  формирование геометрических представлений;  формирование представления о преобразованиях (временные  представления, представления об изменении количества, об  арифметических действиях);  формирование сенсорных возможностей;  формирование навыков выражения количества через число  (формирование навыков счета и измерения различных величин);  развитие логического мышления (формирование представлений о  порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации,  знакомство с элементами логики высказываний);  развитие абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного  мышления, мышления по аналогии, предпосылок творческого  продуктивного мышления  формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопление чувственного опыта и его  осмысления;  использование разнообразного и разнопланового дидактического  материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество»,  «форма»;  стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое  сопровождение перцептивных действий;  возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их  разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий  обучение в повседневных бытовых ситуациях (младший возраст);  демонстрационные опыты (младший возраст);  сенсорные праздники (младший возраст);  самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные  группы) Детское экспериментирование Экспериментирование – как методическая система познавательного  развития дошкольников: наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого  ребенок должен сам получать знания;  поисковая деятельность ­ как нахождение способа действия;  опыты: ­ демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью); ­ кратковременные и долгосрочные; ­ Опыт­доказательство и опыт­исследование Ребенок и мир природы Содержание   живая природа; 26 образования: Методы  ознакомления  дошкольников с  природой: Задачи: Триединая функция  знаний о социальном  мире:  Формы организации  образовательной  деятельности: Методы,  позволяющие  педагогу наиболее  эффективно  проводить работу по  ознакомлению с  социальным миром:  неживая природа наглядные: ­ наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния  по отдельным признакам, восстановление картины целого по  отдельным признакам); ­ рассматривание картин, демонстрация фильмов практические: ­ игра (дидактические игры – предметные, настольно – печатные,  словесные, игровые упражнения и игры – занятия; подвижные игры;  творческие игры, в т. ч.  строительные); ­ труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд); ­ элементарные опыты; словесные: ­ рассказ; ­ беседа; ­ чтение Ознакомление с социальным миром сформировать у ребенка представление о себе как о   представителе человеческого рода;  сформировать у ребенка представлений о людях,  живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и  обязанностях; о разнообразной деятельности людей;  на основе познания развивать творческую, свободную  личность, обладающую чувством собственного достоинства и  уважением к людям  знания должны нести информацию (информативность знаний);  знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность  знаний);  знания должны побуждать к деятельности, поступкам  (побудительность).  познавательные эвристические беседы;  чтение художественной литературы;  изобразительная и конструктивная деятельность;  экспериментирование и опыты;  музыка;  игры (сюжетно – ролевые, драматизации, подвижные);  наблюдения;  трудовая деятельность;  праздники и развлечения;  индивидуальные беседы Методы, повышающие познавательную активность: ­ элементарный анализ; ­ сравнение по контрасту и подобию, сходству; ­ группировка и классификация; ­ моделирование и конструирование; ­ ответы на вопросы детей; ­ приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы; Методы, вызывающие эмоциональную активность: ­ воображаемая ситуация; 27 ­ придумывание сказок; ­ игры – драматизации; ­ сюрпризные моменты и элементы новизны; ­ юмор и шутка; ­ сочетание разнообразных средств на одном занятии; Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности: ­ прием предложения и обучения способу связи разных видов  деятельности; ­ перспективное планирование; ­ перспектива, направленная на последующую деятельность; ­ беседа; Методы коррекции и уточнения детских представлений: ­ повторение; ­ наблюдение; ­ экспериментирование; ­ создание проблемных ситуаций; ­ беседа Формы работы с детьми по образовательной области  «Познавательное  развитие» Содержание Возраст Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность Развитие элементарных математических представлений 2 – 3  года Игровые упражнения, напоминание, объяснение, рассматривание, наблюдение  Игры  (дидактические,   развивающие,  подвижные)  ­ количество и  счет; ­ величина; ­ форма; ­ ориентировка в пространстве; ­ ориентировка  во времени  Интегрированная  деятельность,  упражнения, игры  (дидактические,  подвижные),  рассматривание,  наблюдение,  чтение, досуги Детское экспериментирование 2 – 3  года Обучение в  условиях  специально  оборудованной  полифункциональн ой интерактивной  среды, игровые занятия с  использованием  полифункциональн ого игрового  оборудования, игровые  упражнения, игры  28 Игровые упражнения, напоминание, объяснение, обследование, наблюдение, наблюдение на  прогулке, развивающие игры Игры  (дидактические,  развивающие,  подвижные), игры­ экспериментирован ия, игры с  использованием  дидактических  материалов,  наблюдение,  интегрированная  детская  деятельность (включение  ребенком (дидактические,  подвижные), показ, игры,  экспериментирован ие, простейшие  опыты полученного  сенсорного опыта в  его практическую  деятельность:  предметную,  продуктивную,  игровую) Формирование  целостной  картины  мира, расширение  кругозора ­ предметное и  социальное  окружение, ­ ознакомление с природой 2 – 3 года Сюжетно­ролевая  игра, игровые  обучающие  ситуации, наблюдение, целевые прогулки, игра­ экспериментирован ие, исследовательская  деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсии, ситуативный  разговор, рассказ, беседы,   экологические  досуги, праздники,  развлечения Сюжетно­ролевая  игра, игровые  обучающие ситуации, рассматривание,  наблюдение, труд  в  уголке природы, экспериментирование, исследовательская  деятельность, конструирование,  развивающие игры, экскурсии, рассказ, беседа Сюжетно­ролевая  игра, игровые  обучающие  ситуации, игры с правилами,  рассматривание, наблюдение, игра­ экспериментирован ие, исследовательская  деятельность, конструирование, развивающие игры  Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области  «Познавательное развитие» Образовательная область Познавательное развитие Формы взаимодействия  Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности  детей в ДОУ, их достижениях и интересах;  Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской  деятельности родителей и педагогов;  Ознакомление родителей с деятельностью детей   (видеозапись);  Открытые мероприятия с детьми для родителей;  Посещение культурных учреждений при участии родителей  с  целью расширения представлений об окружающем мире;  Совместные досуги, праздники на основе взаимодействия  родителей и детей;  Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни  с оформлением плакатов, которые становятся достоянием  группы;  Создание в группе тематических выставок при участии  родителей;  Совместная работа родителей с ребёнком над созданием  29

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет

Вторая младшая группа 2-3 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2017