Выпускная квалификационная работа.
Оценка 5

Выпускная квалификационная работа.

Оценка 5
Исследовательские работы +2
docx
воспитательная работа
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа.
Здравствуйте, меня зовут Шнегельбергер Анастасия Владимировна. Я представляю свою выпускную квалификационную ( дипломную) работу на тему: " Особенности формирования опыта социально- культурной деятельности в процессе социальной реабилитации пожилых граждан" . Государственная система социальной защиты и реабилитации лиц пожилого возраста предусматривает совместную деятельность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления и учреждений различного уровня по реализации мероприятий в области социально-культурной реабилитации.Выпускная квалификационная работа.
Shnegelberger_A.docx
Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты социальной культурной поддержки граждан  пожилого возраста в РФ  1.1. Социально­культурные  проблемы  лиц  пожилого возраста  1.2. Понятие «социально­культурная реабилитация», ее средства и виды  1.3. Социально­культурная  реабилитация  лиц  пожилого  возраста в   условиях  общественных  организаций  Глава 2. Социальный  проект культурно­досугового центра «Место встречи  изменить нельзя», организованного на базе Соликамской городской  организацией Совета ветеранов ПАО «Уралкалий»    2.1. Социологическое  исследование  по  обоснованию  необходимости  разработки социального проекта для лиц пожилого возраста «Место встречи  изменить нельзя» 2.2. Описание  социального  проекта  для  лиц  пожилого  возраста  «Место  встречи изменить нельзя» Заключение Список литературы Приложение 2 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан Введение Социально­культурная   реабилитация   относится   к   числу   наиболее актуальных   и   востребованных   сфер   в   общественной   практике   социально­ культурной   деятельности.   Основным   объектом   социально­культурной реабилитации   являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, такие как,  взрослые инвалиды и лица пожилого возраста. Когда говорят о социально ослабленных или незащищенных слоях населения, имеются   в   виду   не   только   ограничения   по   разным   причинам, трудоспособности этих людей, но и ограничения или отклонения от норм их доступа к духовным благам, их социально – культурного функционирования, постоянная   или   временная   утрата   ими   возможности   или   способностей   к активному   участию   в   многообразных   видах   социально   культурной деятельности. Следовательно, в основе социально – культурной деятельности общества должна постоянно находиться забота о реабилитации и поддержке этой внушительной массы людей, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений и отклонений. В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет – к старому, а 90 лет и старше   –   к   долгожителям.   Как   известно,   на   практике   пожилыми   обычно считают людей, вышедших на пенсию. Данные Росстата свидетельствуют об устойчивом росте численности пожилого населения в РФ в 2010­2015 годах, опережающем рост всего населения страны: если общая численность жителей России   за   этот   период   увеличилась   на   2,5%,  то   пожилого   населения   –   на 10,5%. В   настоящее   время   пожилые   люди   стали   наиболее   социально незащищенной  категорией общества. Уровень  малообеспеченности  растет с 3 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же. Смысл социальной работы – социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта. Надо   не   только   давать   пожилому   человеку,   но   и   помогать   ему продолжать отдавать себя, чтобы он чувствовал определенную стабильность, ощущал оптимизм и надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным. Методологическую основу нашего исследования составляют взгляды и теоретические положения отечественных педагогов и психологов, социологов: Н.Ф.   Басова,   И.Г.   Зайнышева,   А.П.   Колесникова,   А.А.   Козлова,   Н.Б. Шмелевой,   Е.И.   Холостовой   и   др.,   в   трудах,   которых   рассматривалась проблема социальных технологий в сфере социальной защиты и социальной поддержки пожилых людей. Тенденция   «старения»   населения   Земли   связана   с   увеличением продолжительности жизни. Меняется и понимание того, что такое пожилой возраст: 60­летний человек, которого в прошлом веке посчитали бы глубоким стариком, для нас не является таковым и зачастую сам не воспринимает себя так, продолжая вести активную жизнь. Однако, несмотря на бытовой комфорт и   все   достижения   медицины,   организм   с   возрастом   всё   равно   меняется   – ослабевает, накапливает токсины, изнашивается. В пожилом возрасте люди склонны к болезням позвоночника, артрозам и артритам, диабету и сердечно­ сосудистым   заболеваниям,   из­за   которых   можно   потерять   подвижность   и способность обслуживать самого себя. Человеку преклонного возраста грозит беспомощность,   одиночество   и   довольно   безрадостное   существование, поэтому он часто нуждается в реабилитации.    4 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан Социально­культурная   реабилитация   и   поддержка   лиц   пожилого возраста и инвалидов опирается на нормативно­правовые основы. В широком контексте   эта   деятельность   нуждается   в   надежной   законодательной   базе. Социально­культурная   поддержка   незащищенных   категорий   населения предусматривает государством экономических,   социальных   и   правовых   мер,   обеспечивающих   этим гарантированных   осуществление     категориям   защиту   их   прав   и   свобод   в   сфере   культуры   в   соответствии   с действующим   законодательством,   а   также   создание   равных   с   другими гражданами   условий   и   возможностей   их   участия   в   социально­культурной деятельности, различных видах досуга и творчества. Нормативно­правовые основы:  Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.  Всемирная программа действий в отношении инвалидов от 3 декабря 1982 г.  Стандартные   правила   обеспечения   равных   возможностей   для инвалидов от 20 декабря 1993 г.  Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.  Федеральное законодательство:  Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (статьи 7, 15, 17, 44 и др.).  Гражданский кодекс Российской Федерации.   Семейный кодекс Российской Федерации.  Трудовой кодекс Российской Федерации.  Федеральный   закон   №   442­ФЗ   от   28   декабря   2013   г.   «Об   основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».  Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5­ФЗ.  Основы законодательства РФ о культуре № 3612­1 от 9 октября 1992 года (ред. от 28.11.2015) (статьи 3­14).  Федеральный   закон   «О   социальной   защите   инвалидов   в   Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181­ФЗ (ред. от 07.03.2017).  Региональное законодательство: 5 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан  Указ   Губернатора   Пермского   края   «Об   утверждении   положения   о совете   по   делам   инвалидов   при   губернаторе   Пермского   края»   от 20.07.2009 г. № 29 (с изм. от 17.02.2010).  Закон   Пермской   области   «О   наделении   органов   местного самоуправления   отдельными   государственными   полномочиями Пермской   области   по   социальной   поддержке,   социальной   помощи   и социальному   обслуживанию   отдельных   категорий   граждан»   от 14.11.2005 г. № 2621­580 (с изм. от 02.12.2016).  Постановление   Правительства   Пермского   края   от   3  октября   2013  г. № 1316­п  «Об утверждении государственной программы     Тенденция роста   численности   пожилых   людей   и   инвалидов   требует   коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной   категории   общества,   особенно   сейчас,   в   условиях перехода к рыночной экономике. А это значит, что существующих на сегодняшний   день   мер   недостаточно   для   социально­культурной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов. Именно   поэтому,   тема   выпускной   квалификационной   работы   была выбрана:   «Особенности   формирования   опыта   социально­культурной деятельности в процессе социальной реабилитации пожилых граждан» Объект   исследования:  социально­культурная   реабилитация   лиц пожилого возраста. Предмет   исследования:  общественная   организация   как   форма социально­культурной реабилитации лиц пожилого возраста. Цель исследования: теоретическое обоснование социально­культурной реабилитации лиц пожилого возраста и практическая разработка социального проекта «Место встречи изменить нельзя». Задачи исследования:  6 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан 1. Изучить   социально­психологическую   литературу   и   нормативно­ правовые документы по проблеме исследования. 2. Рассмотреть социально­культурные проблемы лиц пожилого возраста. 3. Раскрыть содержание и формы социально­культурной реабилитации лиц пожилого возраста. 4. Провести   социологическое   исследование   по   обоснованию необходимости разработки социального проекта социально­культурной реабилитации лиц пожилого возраста «Место встречи изменить нельзя». 5. Разработать социальный проект «Место встречи изменить нельзя» по социально­культурной реабилитации лиц пожилого возраста. Методы исследования: теоретические   (изучение   литературы   по   проблеме   исследования, систематизация изученного); эмпирические (беседа, социологический опрос, проектирование);   Теоретическая   и   практическая   значимость   работы   заключается   в теоретическом   осмыслении   проблемы   и   практической   разработкой социального   проекта   «Место   встречи   изменить   нельзя»   и   может   быть использована   в   общественной   организации   в   социально­культурной реабилитации лиц пожилого возраста. 7 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан Глава1. Теоретические аспекты социальной культурной реабилитации граждан пожилого возраста  1.1. Социально­культурные проблемы лиц пожилого возраста Пожилые   люди   должны   пользоваться   теми   же   правами   и возможностями,   что   и   все   другие   люди.   Зачастую   они   не   могут   вести полноценный   образ   жизни   из­за   существующих   в   обществе   социальных   и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию. При   соответствующем   отношении   к   пожилым   людям   со   стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной. Наибольшую  озабоченность пожилые люди высказывают  в отношении поддержания здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется   самооценка.  В   силу   того,  что   процесс   старения   у   отдельных групп   и   индивидов   происходит   далеко   не   одинаково,   самооценки   сильно различаются.   Другой   показатель   состояния   здоровья   —   активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшения слуха, зрения, наличия ортопедических проблем.  Материальное   положение   —   единственная   проблема,   которая   может соперничать по своей значимости со здоровьем. Одиночество   также   занимает   не   последнее   место   среди   проблем пожилых   людей.   Одиноко   проживающих   (живущих   отдельно   от   взрослых детей)   гораздо   больше.   Их   самочувствие   и   жизненная   ситуация   напрямую зависят   от   отношений   с   детьми,   от   возможности   полноценного   общения   с 8 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан людьми.   В   то   же   время,   чувство   одиночества,   ощущение   пустоты   и ненужности может посещать и пожилого человека, живущего в семье. Одиночество может быть частично компенсировано: вниманием   к   пожилым,   их   проблемам   со   стороны   общества   и государства; созданием и поддержанием обстановки психологического комфорта.   В   соответствии   с   федеральными   законами   России   инвалид   —   лицо, которое   имеет   нарушение   здоровья   со   стойким   расстройством   функций организма,   обусловленное   заболеваниями,   последствиями   травм   или дефектами,   приводящее   к   ограничению   жизнедеятельности   и   вызывающее необходимость его социальной защиты. К социально­культурным «барьерам» в жизни инвалидов относятся:  Малообеспеченность,   которая   является   следствием   социально­ трудовых   ограничений:   эти   люди   вынуждены   существовать   либо   на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни);  Информационный   барьер,   который   имеет   двусторонний   характер   ­ лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы.  Эмоциональный барьер также является двусторонним, т. е. он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по  поводу  инвалида  — любопытства, насмешки,  неловкости,  чувства вины, гиперопеки, страха и т. д.; и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость   к   себе,  недоброжелательство   по   отношению   к   окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого­то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д.  Коммуникативный   барьер,  который  обусловлен   кумуляцией  действия всех   вышеперечисленных   ограничений,   деформирующих   личность человека.   Расстройство   полноценного   общения   —   одна   из   наиболее 9 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан трудных   социальных   проблем   инвалидов,   является   следствием   и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения   из   трудового   коллектива,   и   дефицита   привычной информации. Сохранить   нормальное,   полнокровное   человеческое   общение,   не поддаться зову одиночества − значит отодвинуть старость. Таким образом, можно сделать вывод, что главной драмой пожилого человека   –   это   драма   не   востребованности:   нереализуемый   потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Как известно, потенциал пожилого   человека   и   инвалида   чаще   всего   внешне   не   соответствует   (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений, что не может не усугублять   данную   проблему.   Преодоление,   смягчение   драмы   не востребованности происходит на основе собственного житейского опыта, в том числе профессионального, семейного. Важно создавать условия, помочь человеку   продолжать   отдавать   себя,   сохраняя   тем   самым   устойчивость, гарантию   определенной   стабильности,   ощущение   доброй   перспективы, оптимистическую   и   реализуемую   надежду   на   то,   что   и   в   новых обстоятельствах человек остается востребованным. 10 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан   Понятие   «социально­культурная   реабилитация»,   ее 1.2.   средства и виды Реабилитация   —   это   восстановление   здоровья,   функционального состояния   и   трудоспособности,   нарушенных   болезнями,   травмами   или физическими, химическими и социальными факторами. Цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов   к   бытовым   и   трудовым   процессам,   в   общество;   восстановление личностных   свойств   человека.   Термин   реабилитация   происходит   от латинского   слова   habilis   —   «способность»,   rehabilis   —   «восстановление способности». Реабилитация   как   возвращение   к   прежнему   состоянию   или   прежней способности функционирования особенно актуальна для пожилых людей. Это связано   с   тем,   что   если   в   других   возрастных   группах   реабилитация необходима лишь небольшому проценту населения, то ввиду происходящих с возрастом изменений (физиологических, психологических и др.) в различных видах   реабилитации   нуждается   практически   каждый   пожилой   человек.   Во всех   случаях   реабилитация   объективно   направлена   на   предупреждение   и замедление процессов старения человека различными средствами. Понятие   социально­культурная   реабилитация   характеризует   в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие 11 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан культуры,   присущей   социальной   группе   и   обществу   в   целом,   и   позволяет функционировать   индивиду   в   качестве   активного   субъекта   общественных отношений. Главной   целью   социально­культурной   реабилитации   является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие человека. Социально­культурная   деятельность   пожилых   людей   имеет   свои особенности,   которые   обусловлены   прежде   всего   возрастными, функциональными изменениями организма, а также наличием большего (по сравнению   с   молодежью   и   людьми   среднего   возраста)   объема   свободного времени. Сегодня социально­культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, воспитания и образования людей, с одной стороны, и как средство реабилитации, с другой. Под   социокультурной   реабилитацией   пожилых   граждан   понимается система организационных и методических мер воздействия, применяемых с целью   оказания   помощи   в   восстановлении   (компенсации)   нарушенных   или утраченных   способностей   к   деятельности   у   граждан   пожилого   возраста средствами   культуры   в   соответствии   с   их   духовными   интересами, потребностями   и   потенциальными   возможностями.   При   рассмотрении социокультурной   реабилитации   людей   пожилого   возраста   подчеркнем,   что данное   словосочетание   включает   в   себя   несколько   составляющих: «социальное»,   «культурное»,   «реабилитация»,   что   определяет   его   суть. Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек   проявляет   и   реализует   свой   духовный,   творческий   потенциал. «Социальное»   предполагает   выход   пожилых   людей   на   такой   уровень компетенции,   который   позволяет   им   вступать   в   обычные   социальные контакты   и   взаимодействия.   «Культурное»   подразумевает   наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием и предполагает участие   пожилых   людей   в   освоении   и   передаче   культурных   ценностей, 12 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан самостоятельное   художественное   творчество,   участие   в   спортивных мероприятиях, получение образования, а также указывает на качество и сферу проявления культурной активности людей старшего поколения, на результаты   «Социальное»   предусматривает   различные   формы их   творчества. взаимодействия пожилых людей между собой и с окружающей их средой, а «культурное»   предполагает   получение   определенных   результатов   этого взаимодействия. При   планировании   досуга   и   отдыха   преимущество   принадлежит развивающим   технологиям,  сопряженным   с  вовлечением   пожилых   людей   и инвалидов в разные виды художественного, прикладного и технологического и творчества.   Расширяя   возможности   самоутверждения   и   самореализации, социальной адаптации, они оказывают на них социализирующее влияние.  Социально­культурная реабилитация     это комплекс мероприятий и процесс,  имеющий целью помочь гражданам пожилого возраста и инвалидам достигнуть   и   поддерживать   оптимальную   степень   участия   в   социальных взаимосвязях,   необходимый   уровень   культурной   компетенции   реализации культурных   интересов   и   запросов,   что   обеспечивает   ему   средства   для позитивных     изменений   в   образе   жизни   и   наиболее   полную   интеграцию   в общество за счет расширения рамок его независимости. Главной   направленностью   социально­культурной   реабилитации инвалидов   средствами   досуговой   деятельности,   является   содействие самоутверждению и саморазвитию личности, создание необходимых условий для   реализации   ее   субъективной   позиции,   творческого   потенциала, способностей,   задатков,   оказание   помощи,   способствующей   противостоять тенденциям отчуждения, сегрегации инвалидов в современном обществе. Содержание социально­культурной реабилитации составляет целый ряд компонентов,   имеющих   важное   значение   для   преодоления   социальной недостаточности людей пожилого возраста: 13 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан  Информационно­познавательную,   просветительную   составляющую характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего мира, осознание ими   необходимости   непрерывной   связи   со   своим   непосредственным окружением,   использование   знаний   в   практической   деятельности   с целью переустройства своего образа жизни. Одновременно это означает и устранение недостатков как существующего отношения общества к инвалидам и лицам пожилого возраста, так и их отношения к обществу, изменение нравов, политики, быта, менталитета в сфере межличностных и социальных отношений.  Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для   удовлетворения   духовных   и   физических   потребностей   лиц, обладающих   социальной   недостаточностью,   обеспечение   их   книгами, журналами, газетами, социальными телевизионными и радиопередачами, играми;   содействия   в   организации   оздоровительных   мероприятий, занятий   физкультурой   и   спортом,   посещение   театров,   выставок, различных   культурно­просветительных,   спортивных   и   иных мероприятий. Культурно­досуговая   деятельность   пожилых   людей   и   инвалидов включает   в   себя   следующие   виды:   торжества,   ритуалы,   состязания, фестивали;   занятия   спортом,   интенсивное   передвижение,   поездки,   забавы; деловые, коммерческие, логические, умственные игры и занятия; сдержанный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радиовещание и др.). Все эти формы досуга и отдыха пожилых людей и инвалидов  направлены на их реабилитацию, достижение жизненно важных целей. Предназначение   досуговых   технологий   –   содействовать   пожилым   и инвалидам в развитии навыков общения, которые весьма важны для адаптации 14 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан в   социуме. интеграционные движения в общество.   Имеются   психические   закономерности,   убыстряющие Вследствие этого у пожилых людей и инвалидов улучшается состояние здоровья, облегчается болезненное состояние. При   организации   досуга   необходимо   принимать   во   внимание физиологическое   и   психическое   сосредоточение   пожилого   человека   и инвалида.   Понимая   то,   что   в   этом   возрасте   снижается   трудоспособность людей,   следует   регулировать   продолжительность   занятий,   число   пауз, интервалов   для   разминок   с   учетом   их   физических,   когнитивных   и психоэмоциональных   возможностей.   Внимания   заслуживает   технология оценки результатов деятельности пожилых людей. Необходимо не завышая и не занижая их, выделять те стороны деятельности, которые ведут к успеху. Таким   образом,   осуществление   реабилитации   посредством социокультурной деятельности имеет конечной целью хорошее физическое и психологическое   состояние   пожилого   человека,   его   активное   участие   и социальную интеграцию в общество, включенность в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека. От степени включенности каждого гражданина в социально­культурные взаимодействия во   многом   зависит   качество   его   жизни.   Сегодня   признана   эффективность терапевтического   воздействия   культуры   и   искусства   как   на   здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями.  Данный   вид   реабилитации   носит   целенаправленный,   контролируемый характер   и   становится   все   более   востребованным   среди   людей   пожилого возраста.   В   связи   с   этим   социально­культурная   деятельность   во   всем   ее многообразии   занимает   достойное   место   в   комплексе   мер   реабилитации пожилых   людей   и   может   быть   определена   как   социокультурный   вид реабилитации. 15 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан   Социально­культурная   реабилитация   лиц   пожилого 1.3. возраста в условиях общественных организаций В   последнее   время   активно   стало   развиваться   направление реабилитация людей пожилого возраста посредством социально­культурной деятельности. В стране функционирует разветвленная  инфраструктура  учреждений и организаций,   предназначенная   для   социальной,   и   в   частности   социально   – культурной,   реабилитации   людей   с   нарушениями   и   ограничениями жизнедеятельности   и   социальной   недостаточностью.   Она   включает   в   себя службы социальной защиты и социального обеспечения, входящие в систему муниципальных   органов   власти,   центры   социального   обслуживания   и   помощи, социальной,   в   том   числе   экстренной   психологической, реабилитационные центры, центры восстановительного лечения и творчества,   интернатного   типа   –   интернаты   и специализированные   учреждения   пансионаты;   советы   ветеранов  и  общественные   объединения  и  организации инвалидов (общества инвалидов, ВОС, ВОГ и другие); общественные фонды и ассоциации социальной поддержки; клубы, Дома культуры и библиотеки. 16 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан Самое важное — это улавливать новые тенденции в прогнозировании содержания досуговых программ, возникающие в сфере отдыха, учитывать многообразие   интересов   граждан   пожилого   возраста.   На   их   основе разрабатываются   и   осуществляются   перспективные   планы   создания любительских   объединений   и   клубов   по   интересам, художественного, технического творчества.   коллективов Социально­культурная   реабилитация   лиц   пожилого   возраста   и инвалидов   в   условиях   общественных   организаций   осуществляется   через занятия   пением, танцами, постановкой спектаклей, прослушиванием лекций на разнообразные темы, работы в мастерских, кружках по интересам,  поездки на экскурсии. Важнейшим   средством   социально­культурной   реабилитации   пожилых инвалидов является организация творческого досуга в учреждениях культуры. Насыщенный и разнообразный досуг улучшает самочувствие пожилых людей, формирует активную жизненную позицию, помогает преодолевать трудности и   страхи.   Вовлечение   пожилых   людей   в   различные   виды   художественного творчества улучшает их настроение и самочувствие, повышает самооценку, расширяет   круг   общения,   а   также   является   эффективным   средством социальной адаптации после прекращения активной трудовой деятельности. Досуг для пожилого человека ­ великолепное время реализации самого себя,   когда   никто   не   мешает.   Однако   иногда   пожилому   человеку   сложно определиться с выбором. И в этом случае можно ему помочь, выяснив сферу его интересов, а затем рассказать и показать возможные варианты отдыха. При этом важно насколько активное участие будет принимать пожилой человек в развлекательном   процессе.   Ведь   его   желание   и   активность   ­   являются непременным залогом успеха и качественности досуга. В процессе социально­культурной реабилитации инвалидов широкими возможностями обладает любительское творчество. В частности, реализация 17 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан творческого   потенциала   пожилых   инвалидов   в   условиях   досуговой деятельности   способствует   эффективной   социальной   адаптации   и самореализации личности, помогает компенсировать те или иные дефекты у этих людей, выполняет коммуникативные, социализирующие функции. Даже   элементарное   «общение   с   природой»   оказывает   положительное влияние   на   психоэмоциональное   состояние   представителей   старшего поколения,   его   влияние   проявляется   в   восстановлении   нарушенных социальных   отношений   и   установок,   лежащих   в   основе   активной   жизни. Основные   направления   работы:   создание   клубов   по   интересам,  проведение   лекций, культурно­массовых   мероприятий,   организация   экскурсий, конкурсов,   концертов.   Могут   быть   использованы   такие   виды   творческого досуга,   как   художественное   вышивание,   живопись,   игра   на   музыкальных инструментах.  «В   целях   обеспечения   общедоступности   культурной   деятельности, культурных ценностей и благ органы государственной власти и управления, органы   местного   самоуправления   в   соответствии   со   своей   компетенцией обязаны осуществлять протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам   населения».   «При   организации   платных   мероприятий   организации культуры   обязаны   устанавливать   определенные   льготы,   в   том   числе инвалидам».  Многие   местные   администрации,  как   известно,  устанавливают льготы и пенсионерам. Важно учитывать, что в жизнедеятельности человека есть два важных фактора,   определяющих   социальную   направленность,   —   это   движение   и деятельность. Цель организации занятости  пожилых людей и инвалидов — восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что   будет   способствовать   насыщению   жизни   осмысленным   содержанием   и продлению   самой   жизни.   Установлено,   что   психически   и   интеллектуально 18 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан активные   люди,   физически   подвижные   стареют   гораздо   медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедляется при наличии активного образа жизни. Только   движение   с   учетом   соматического   состояния   позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почувствовать радость бытия. Таким   образом,   государственная   система   социальной   защиты   и реабилитации   лиц   пожилого   возраста   предусматривает   совместную деятельность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления и учреждений различного уровня   по   реализации   мероприятий   в   области   социально­культурной реабилитации. Одним из наиболее эффективно действующих механизмов этой системы следует считать разработку и проведение в жизнь на федеральном, региональном   и   местном   уровнях   проектов   и   программ,   в   том   числе индивидуальных   программ,   социально­культурной   реабилитации   для отдельных   категорий   инвалидов,   пожилых   и   престарелых   граждан. Организация свободного времяпрепровождения (досуга) представляет собой один из важных элементов реабилитации пожилого человека. Общественные организации   делают   очень   важное   и   полезное   дело   ­   помогают   пожилым людям   быть   востребованными   обществом,   реализовать   свой профессиональный и личный потенциал. 19 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан Глава   2. Социальный     проект   культурно­досугового   центра   «Место встречи изменить нельзя» 2.1.   Социологическое   исследование   по   обоснованию   необходимости разработки   социального   проекта   для   лиц   пожилого   возраста   «Место встречи изменить нельзя» В   данном   параграфе   раскрыто   социологическое   исследование,   целью которого   является   определение   востребованности   социального   проекта «Место   встречи   изменить   нельзя»  для   социально­культурной  реабилитации лиц   пожилого   возраста   в   условиях   Соликамской   городской   организации Совета ветеранов ПАО «Уралкалий» . Задачи исследования: 1. Подобрать диагностический инструментарий для разработки проекта «Новая   жизнь»   для   социально­культурной   реабилитации   лиц   пожилого возраста и инвалидов в условиях общественной организации. 20 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан 2.   Провести   социологическое   исследование   по   проблеме востребованности и общественной значимости социального проекта «Новая жизнь». 3.   Проанализировать   результаты   исследования   готовности   участия целевой группы в социальном проекте. Для   реализации   поставленных   задач   были   проведены:   беседы   с председателем   ВОИ,   с   председателем   Совета   ветеранов;   социологические опросы в форме анкетирования инвалидов и лиц пожилого возраста; изучение документации ВОИ. Респондентам были предложены следующие вопросы: 1. Ваш пол? а) Женский б) Мужской 2. Ваш возраст? а) До 60 лет б) 61­70 лет в) 71­80 лет г) От 81 и старше 3. С кем Вы проживаете? а) Один (одна) б) С супругом (супругой) в) С родственниками 4. Есть ли у Вас инвалидность? а) Да б) Нет 5. Состоите ли Вы в каких­либо кружках, клубах в вашей организации? а) Да, мне нравится б) Хотелось бы, но нет моих интересов в) Нет, не интересно 6. Что для Вас значит культурно­досуговая деятельность в вашей организации? а) Просто заполнить свободное время б) Расширить круг общения в) Получить новый объем информации г) Самореализация 7. Занимаетесь ли Вы сами рукоделием, творчеством? а) Да, занимаюсь 21 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан б) Не занимаюсь, но хотелось бы чему­то научиться в)  Нет, не занимаюсь 8. Какую роль Вы обычно занимаете на мероприятиях? а) Организатор (помощник) б) Участник в) Зритель (слушатель) г) Никакую 9. Хотели   бы   Вы   принять   участие   в   социальном   проекте   «Место   встречи изменить нельзя» по социально­культурной реабилитации? а) Да, хотелось бы чего­то нового б) Нет, все устраивает в) Затрудняюсь ответить 10.  Какой   из   перечисленных   информационно­технологических   кружков   в социальном проекте «Место встречи изменить нельзя» Вам был бы интересен больше всего? а) Обучение  работе на компьютере б) Навыки пользования цифровыми фотоаппаратами в) Участие в фотокроссе г) Навыки позирования и модных тенденций д) Никакой не заинтересовал (свое предложение)  _____________________________________ 11.  Как   бы   Вы   оценили  необходимость   социального   проекта  «Место   встречи изменить нельзя» по социально­культурной реабилитации для лиц пожилого возраста? а) Такой проект необходим б) Такой проект не нужен в) Затрудняюсь ответить Результаты анкетирования: В   социальном   опросе   в   форме   анкетирования   приняло   участие     40  пожилые люди Совета ветеранов, из них: женщины – 30 человек, человек  что составляет 85%; мужчины – 10 человек, что составляет 15% от общего числа респондентов. Женщины более охотно шли на контакт, чем мужчины.  Результаты анкетирования представлены в диаграмме 1: 22 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан 100 80 60 40 20 0 Пол респондентов 83 17 Женщины Мужчины Диаграмма 1. Наибольшее количество из числа всех респондентов занимает категория людей от 55 до 70 лет.  Результаты анкетирования представлены в диаграмме 2: Возраст респондентов 100 80 60 40 20 0 62 5 31 2 До 60 лет 61­70 лет 71­80 лет От 81 и старше Диаграмма 2. Согласно   опросу,  больше  половины  опрашиваемых   людей  проживают совершенно   одни   (62%),   они   испытывают   необходимость   в   общении   и совместной деятельности с людьми того же возраста.  Результаты анкетирования представлены в диаграмме 3: 23 Шнегельбергер   А.В.   Особенности   формирования   опыта   социально­культурной   деятельности   в   процессе социальной реабилитации пожилых граждан С кем Вы проживаете? 62 31 100 80 60 40 20 0 7 Диаграмма 3. Совет ветеранов реализует работу своих кружков, это: «Школа  здоровья – гимнастика»; посещение бассейна 1 раз в неделю, кружок вязания,  ансамбль «А ну­ка песню запевай»; проведение новогодних праздников, 23  февраля, 8 марта, 9 мая.  Деятельность Соликамской городской организации Совет ветеранов  ПАО «Уралкалий» направлена на улучшение жизнедеятельности пожилых  граждан, на улучшение их психологического состояния, на их реабилитацию и адаптацию в обществе,  а также организацию досуга данной категории лиц. В беседе с лицами пожилого возраста ­ членами Совета ветеранов было  выяснено, что практически все они ведут активную жизнь, участвуют во всех  проводимых мероприятиях, заинтересованы в новых видах досуга, есть  желание и силы участвовать в новых проектах. При общении  пожилые  люди   получают  положительный  эмоциональный  заряд.  Общение ­ продление  молодости, так считают пенсионеры. 24

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2018