Выразительные средства хореографии

  • rtf
  • 11.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выразительные средства хореографии.rtf

Выразительные средства хореографии — это тот «алфавит», из которого хореограф вносит танец, чтобы донести до зрителя идею, эмоцию или образ. Эту целую систему можно разделить на несколько ключевых групп.

1. Основные (базовые) средства хореографии.

Это фундамент, на котором строится любой танец.

А. Движение (Кинетика)

Самая главная главная хореография. Движения бывают:

· Естественные (ходьба, бег, прыжки) и стилизованные (их художественная переработка).

· Динамические (резкие, быстрые) и статические (плавные, замирания).

· Проходные (связующие) и ключевые (акцентированные, несущие основной смысловую нагрузку).

Б. Пространство

Хореограф думал не только движениями, но и их расположением в пространстве.

· Плоскость: верхняя (руки, голова), средняя (корпус), нижняя (движения на полу).

· Направление: вперед, назад, в сторону, по диагонали, по кругу.

· Уровень: высокий (на полупальцах, прыжках), средний (станок), низкий (партер, плие).

· Рисунок (Узор): расположение танцовщиков на сцене (линия, круг, колонна, клин, хаотичное расположение) и их перемещение (геометрические фигуры, спирали).

В. Время (Ритм)

Танец — искусство, разворачивающееся во времени.

· Темп: выполнение скорости движения (быстро, медленно, ускорение, замедление).

· Ритм: внутренняя пульсация движения, его разделение на сильные и слабые доли, паузы.

· Метр: размерность (например, 2/4, 3/4, 4/4).

Г. Динамика (Энергия)

Качество выполнения движения, его «наполнение».

· Сила: напряжение или расслабление мышц (резкий удар ногой или плавное движение рукой).

· Вес: ощущение тяжести (тяжелое, приземленное движение) или легкости (воздушное, парящее).

· Поток: непрерывность (связанное, текучее движение) или прерывистость (отрывистое, стаккато).

2. Средства композиции (как организуются движения)

Эти средства обеспечивают необычность и зрелищность танца.

· Повтор: закрепление и воздействие предмета или движения.

· Контраст: противопоставление (быстрое/медленное, высокое/низкое, группа/солист) для создания драматургии.

· Канон: последовательное вступление танцовщиков с одним и тем же движением (как «волна»).

· Вариации: развитие и видоизменение основной темы.

· Кульминация: пик эмоционального и динамического развития номера.

· Имитация: повторение движения одним танцовщиком за другим.

3. Выразительные средства, связанные с телом

· Пластика: индивидуальная манера движений, гибкость, мягкость.

· Мимика и пантомима: выражения лица и условные жесты, которые помогают понять сюжет.

· Взаимодействие: поддержка, объятия, толчки, любое физическое взаимодействие между танцовщиками, показывающее их отношения.

4. Внешние (синтетические) средства выразительности.

Танец редко существует в вакууме, его выразительность усиливают другие виды искусства.

· Музыка: задает ритм, настроение, характер. Бывает также танец в тишине, где создается ритм дыхания.

· Костюм: характер персонажа, эпоха, стиль танца (пачка в балете, широкие штаны в стиле хип-хопе). Может ограничить или усилить движение.

· Грим и прическа: завершают образ.

· Сценография и реквизит: декорации, освещение, предметы в руках (трость, веер, шарф) становятся частью хореографии.

Как это на работе пример: пример

Фрагмент из «Умирающего лебедя» М. Фокина.

· Движение: Бег на пуантах (стилизованная ходьба), волнообразные движения рук и тела.

· Пространство: Движение исключительно по диагонали, низкие уровни (падения на колено), рисунок — одна точка на сцене.

· Время: Медленный темп, прерывистый ритм (в такт музыке), паузы-замирания.

· Динамика: Напряженная пластика, сочетающая резкие взмахов (агония) и плавных, затухающих движений (угасание).

· Композиция: Построена на контрасте взлетов и падений, ведущих к конечной кульминации — смерти.

· Внешние средства: Траурная музыка Сен-Санса, белая пачка-пачка как символ чистоты и хрупкости, минималистичная сценография.

В конце концов, выразительные средства хореографии — это сложный, многогранный язык. Владение этим языком позволяет хореографу превратить набор движений в искусство высокого качества, способное передать историю без простых слов.

Посмотрите также