МБОУ «Гатчинская НОШ №5»
Выступление на МО
«Особенности работы с детьми ТМНР(2 вариант)»
Лазарева Л.Г.
Часто учитель классов 2 варианта (обычно эти дети-ТМНР) сталкивается с тем, что у детей с ТМНР оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к самому игровому процессу. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии наравне со сверстниками испытывают потребности в общении, движении, обучении, развитии. Игровая деятельность происходит на всех видах уроков и коррекционных занятий, что позволяет продвинуться в развитии.
Важным является подбор самой игры, она должна быть пригодна для проведения с данным конкретным ребенком.
Главной задачей модификации игр является создание доступной, понятной и посильной для ребенка с ТМНР игры, которая будет способствовать его развитию. Модификация игр проводится в соответствии с одним из главных ее принципов – снижение уровня требований. Если ребенок не может выполнить задание в предъявляемом варианте, педагог упрощает и снижает требования до тех пор, пока не окажется на уровне доступном ребенку. В некоторых случаях, когда ребенок справляется с поставленной задачей, можно попробовать повысить уровень требований на основе той же игры, попытаться сформировать у ребенка более сложные игровые навыки.
Например, при построении башни из кубиков, чередование по размеру, цвету. Если ребенок выполняет задание успешно, то в качестве усложнения можно предложить ребенку использовать большее количество кубиков или добавить кубики разного цвета, размера. Система предъявления материала должна быть доступна для ребенка с любым видом нарушения. Перегрузка информацией, действиями и огромным количеством этапов делают многие игры непригодными для применения их относительно детей с ТМНР. Педагогу следует структурировать содержание игры, то есть избавиться от сложных многоэтажных действий и длинных фраз, которые могут быть не понятны ребенку, могут сбить его с толку. Обилие знаний в играх не способствует поддержанию заинтересованности ребенка, поэтому при переработке игры следует соблюдать соотношение занимательного и обучающего момента. Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, нужно постоянно увлекать ребенка. В тоже время не следует забывать, что данные дети имеют очень неустойчивый эмоциональный фон, поэтому так же не желательно перенасыщать игру яркими эмоциями, так как это может привести к эмоциональной неадекватности детей.
Вместе с этим обязательно нужно переработать инструкцию, предъявляемую ребенку. Инструкция, предназначенная нормально развивающимся детям, часто представляет собой сообщение правил, которые распространяются на всю игру. Данный вариант не пригоден для игр с детьми с ТМНР. Следует избегать длинных, незнакомых слов. Предложения должны быть простыми, в них должно быть четко сказано, что требуется от ребенка. Следует заметить, что речь должна быть ласковой и эмоциональной. Ребенку во время игры необходимо чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога к нему. У всех детей с ТМНР разный уровень самостоятельности, поэтому в процессе игры педагогу приходится использовать различные способы взаимодействия с ребенком (сопряженно, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции).
Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса сенсорного развития. У детей с ТМНР имеются разнообразные сенсорные расстройства, что делает коррекционную работу необходимой и проходящей через все виды деятельности.
В качестве тренировочного материала использую образцы цветной бумаги, ткани, пирамиды, вкладыши, через игры «Собери лесенку по цвету», «Найди такой же по цвету, размеру». Для развития зрительного восприятия и элементов логического мышления использую комплект геометрических фигур, игру «геометрическая мозаика», игру «Какая фигура спряталась?», блоки Дьенеша (в игровой форме можно находить соответствующий этаж, подъезд, где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие треугольной формы и т.д.).
В работе с ребенком ставятся задачи по развитию коррекции слухового восприятия, на формирование умения вслушиваться, узнавание знакомых звуков и голосов, различение звуков и голосов по громкости. Провожу игры и упражнения на звукоподражание птицам, животным, людям. «Кто позвал?» - модуляция голоса, «Что упало?» - (звон упавшей монеты, линейки и др., предметов, которые в начале игры выставляются перед глазами ребенка).
Природная потребность в тактильных ощущениях велика, а в работе с детьми с ТМНР просто незаменима. Провожу игры и упражнения «Найди такую же поверхность», «Волшебный мешочек» (достань мягкое, круглое, колючее и т.д.). Материалы для тактильных игр могут быть самыми разнообразными: листья, шишки, бумага, пуговицы, ткань, семена гороха, фасоли и т.д. Хороший эффект дает использование массажных мячей, разных по форме, упругости, фактуре поверхности. Мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами.
При ознакомлении с природой использую природный материал (листья, ветки, овощи, фрукты). Например, такие игры как «Найди, покажи, назови», «Найди, что покажу», настольные игры «Лото», «парные картинки», прием выполнения различных игровых действий (подбор картинок, складывание). Игровые действия должны обязательно сопровождаться речью.
Пальчиковые игры сопровождают нас в течение всей учебной деятельности. Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.