Выступление на педагогическом совете «От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)».
Оценка 4.9

Выступление на педагогическом совете «От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)».

Оценка 4.9
docx
04.02.2021
Выступление на педагогическом совете «От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)».
Коростелева С.Ю. От разнообразия форм к качеству образования.docx

Выступление на педагогическом совете

«От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)».

Воспитатель:  ГККП « Ясли сад « Кораблик»                                       Коростелева С.Ю.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен  заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

В.А. Сухомлинский

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. В данном случае, сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач:

·         образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

·         воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

·         развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым - экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку.

Основным методом экологического воспитания является наблюдение.

Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

•          объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;

•          время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;

•          нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

•          восприятие объектов природы;

•          исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;

•          творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Наряду с использованием наблюдений, как наглядные методы в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал. Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно. В процессе использования наглядного иллюстративного материала дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе (сезонные изменения). Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера.

К применяемому в практике работы с детьми наглядно-иллюстративному материалу предъявляются определенные требования:

• реалистичность изображаемых предметов и явлений;

• ясность замысла художника;

• художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.

В дошкольной педагогике игра всегда играла большую роль при ознакомлении с природой.

Исследование И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.

Основная характеристика игровых обучающих ситуаций  первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль неизвестных игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия.

Третий тип ИОС - это различные варианты игры в путешествие: «Поездка по городу», «Экспедиция на северный полюс», «Экскурсия в парк», «Путешествие по Казахстану» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, включенная в занятия, наблюдения, труд.

Игры экологического содержания в настоящее время весьма разнообразны.

1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

2. Предметные игры: (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».

3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

4. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».

5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений:

• сказки-кроссворды о животных;

• отгадай загадки и узнай героев;

• найди ошибки у художника, поэта;

• может так быть или нет и другие.

В качестве основного вида поисковой деятельности выделяют особую детскую деятельность - экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Нельзя не отметить такую форму работы с детьми, как труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствует формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.

В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное - и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.

Трудовая деятельность ребенка-дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослых. В любом случае «труд в природе» традиционно считается неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы -и экологического образования дошкольников, и активно применяется в практике работы детских садов.

Положительную роль в экологическом образовании играет и художественно-речевая деятельность: рисование, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, привлекает их к природоохранной деятельности.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

-Анкетирование, проведение опросов;

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон);

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. - Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

-Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Еще одна форма проведения экологической работы в детском саду — это экологические праздники и досуги.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, птицам и т.д.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания и развития, сегодня  в педагогической деятельности применяются и инновационные формы и методы.

«Экологические игры»

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок ромашка», «Я - осенний дождь», «Я - маленький лягушонок», « Я- фермер» и другие), которые  дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности.  Данные игры предоставляют детям возможность для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

«Письмо-жалоба»

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.

« Кейс – технология».

Метод « Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Например:

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).

Примеры объявлений:

- Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков.

- Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.

- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: « Комар – это хорошо или плохо?», « Болото - это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо?» и так далее.

Деловая игра « Охотники» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагаю одному ребёнку разложить в определенной последовательности животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?

Деловая игра «Береги природу». На столе или доске располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

«Метод экологической идентификации»

«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », « Я- засохшее комнатное растение».

«Мнемотехника»

Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

«Экологические акции»

Дети, совместно с родителями активно участвуют в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города.

Например: «Посади дерево - сохрани лес», «Кормушки для птиц», «Чистая территория- чистый дом», «Сдай макулатуру-сохрани дерево», «Эко-сумка для семьи» и другие.

«Экологические тропинки»

Создание экологических тропинок на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент. Работа дошкольников на экологической тропе  может быть организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое природоохранное, просветительско-пропагандистское.

«Информационные технологии»

В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В деятельности с детьми по экологии, данное решение - использование современных информационных технологий. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.).

Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

 

 

                                                           


 

Выступление на педагогическом совете «От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)»

Выступление на педагогическом совете «От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)»

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений

Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы 4

Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы 4

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания и развития, сегодня в педагогической деятельности применяются и инновационные формы и методы

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания и развития, сегодня в педагогической деятельности применяются и инновационные формы и методы

Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », «

Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2021