Выступление на педсовете
Оценка 5

Выступление на педсовете

Оценка 5
docx
04.09.2024
Выступление на педсовете
педсовет Гонтарь 2.docx

ТЕМА :  РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

       Гонтарь И.П.

 

                                        

Сложный вопрос о развитии познавательного интереса у обучающихся уже долгое время остается одним из наиболее актуальных вопросов.

Проблема развития познавательных интересов обучающихся давно занимает у учителей лидирующую позицию. Еще в Древней Греции Сократ учил своих учеников выискивать истину и мыслить логически. Жан-Жак Руссо создавал такие условия для обучения, которые побуждали учеников к познавательной деятельности так, чтобы каждый смог найти ответ на вопрос, рассуждая нестандартно. Песталоцци и другие педагоги придерживались принципа самостоятельного обучения, то есть, чтобы ученик получал не только готовые знания, но и самостоятельно добывал их. Более широкое рассмотрение этой проблемы произошло в педагогике XX века.

 

     Познавательные       интересы  у     обучающихся    обычно развиты на недостаточно высоком уровне, а углубленный интерес к определенным учебным предметам встречается нечасто. Во всех учебных предметах их привлекает одно и то же: освоение конкретных умений и навыков, знакомство с новым, ранее неизученным, содержанием материала, преодоление препятствий                          и   сложностей, получение           эмоционального

удовлетворения от проделанной работы.

В формировании познавательных интересов выделяют следующие этапы:

·                   любопытство;

·                   любознательность;

·                   познавательный интерес;

·                   теоретический интерес.

 

    

Рассмотрим кратко каждый этап.

1. Любопытство – стремление индивида познать что-то новое без особой пользы для себя. Любопытство часто привлекает внимание обучающегося к конкретному     предмету     с     помощью     необычного,     интересного     и запоминающегося       материала,       но       всегда       носит       недостаточно продолжительный и слабый характер. Любопытство служит первоначальным толчком в формировании познавательного интереса.

         2. На ступень выше находится этап любознательности. Любознательность

стремление индивида осознанно приобретать новые знания с целью эмоционального и познавательного удовлетворения потребностей. На этапе любознательности обучающийся проявляет стремление глубже разобраться, понять заинтересовавшее явление. Однако любознательность школьника обычно не охватывает изучение всего предмета. Содержание другой темы, раздела может показаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.

3. Познавательный интерес побуждение индивида получать и углублять знания из окружающего мира, уметь ими пользоваться, находить пути для решения задач, при этом получая удовлетворение от проделанной работы. На этом этапе младший школьник проявляет активную позицию в изучении интересующего его предмета или явления, самостоятельно удовлетворяя свои познавательные   потребности.   Именно    такой   ученик    имеет    высокие

показатели в учении.

4.Теоретический интерес конкретная направленность индивида на интересующий его вопрос в науке. На данном этапе происходит активное воздействие обучающегося на окружающий мир, на взгляды одноклассников, происходит убеждение в силе и возможностях науки. Такой ученик активно воздействует на свои мировоззренческие взгляды, а также выступает в роли деятеля и сформированной личности.


 

Все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Задача учителя – не упустить и поддержать любопытство, которое в умелых руках перерастает в любознательность, а самостоятельная деятельность помогает перерасти любознательности в устойчивый познавательный интерес. При этом сам познавательный интерес формируется в умелых руках учителя.

В образовательной деятельности применяется огромное количество методов, приёмов и технологий по развитию у обучающихся познавательных

интересов, например, таких, как:

·        индивидуальный подход к детям

·        дифференцированная работа на уроке

·        разнообразный иллюстрационный и раздаточный материал

·        информационные компьютерные технологии и другие.

Для качественного формирования познавательных интересов учителю следует эффективно организовывать учебно- воспитательный процесс обучения.

Для повышения познавательной активности учитель должен определить собственные методы, стимулирующие детские познавательные интересы.

I.        Стимулирование познавательных интересов  через   содержание         учебного материала.

В данную группу входит:

·                   новизна содержания учебного материала;

·                   культурно-исторический аспект знаний;

·                   практическая значимость содержания уже полученных знаний;

·                   современные достижения науки.

 

 

 

 

II.      Стимулирование познавательных интересов через организацию познавательной деятельности учащихся.

Здесь можно выделить следующие моменты:

·                   разнообразные формы самостоятельной работы, способствующие

·                   активации познавательной деятельности; проблемное обучение, побуждающее ученика решать поставленные задачи и активизирующее познавательную деятельность;

·                   творческие работы, активизирующие эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы школьника;

·                   практические работы исследовательского характера, побуждающие обучающихся к применению уже изученных знаний.

 

III.      Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками образовательного процесса, которые при доброжелательных, доверительных отношениях способствуют развитию активности.

Перечислим   особенности этих отношений:

·                   эмоциональный тонус деятельности учащихся;

·                   интеллектуальный настрой школьников учителем;

·                   совместная увлеченность деятельностью;

·                   высокая эмоциональность в дискуссиях;

·                   деловой, энергичный стиль на уроке;

·                   эмоциональность самого педагога;

·                   педагогический оптимизм, доверие познавательным возможностям ученика;

·                   взаимная поддержка, поощрения.

 

Для того чтобы у обучающихся не пропадал интерес к учению, учителя на уроках применяют нетрадиционные формы организации урока.

 

С помощью нетрадиционных уроков можно снять эмоциональную перегрузку , а также решить вопрос с дифференциацией обучения и организацией самостоятельной познавательной деятельности. Педагог может подобрать такой метод, который будет эффективен именно для данного класса. Существует огромное количество форм нетрадиционных типов урока. Перечислим некоторые из них:

·                   урок-сказка;

·                   урок творчества;

·                   урок-выставка;

·                   урок-конкурс;

·                   урок-путешествие;

·                   урок-сюрприз;

·                   урок-игра;

·                   урок-викторина и так далее.

 

Данные методы повышают интерес детей к изучению нового материала, познавательная деятельность вызывает чувства радости и удовлетворения. Но, стоит отметить, что не стоит злоупотреблять данными формами урока, лучше использовать их как итоговые .

Для того чтобы у обучающихся не пропадало желание учиться, учителя  также применяют разнообразные формы развития познавательного интереса: 

·        занимательные классные часы

·        экскурсии

·        конкурсы

·        праздники

·        викторины

·        учебные проекты

·        всевозможные исследования

·        факультативы .

Данные методы повышают интерес  к предметам из-за достаточно необычной формы. При этом повышается  организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Одним из важных средств активизации познавательной деятельности  по праву считается игра. Игра форма самостоятельной деятельности человека, побуждающая его несознательно обучаться в процессе и способствующая развитию индивида как личности. Она воздействует сразу на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы младших школьников.

Дидактические игры – средство активного обучения, организуемое в виде игр с четкими правилами и критериями оценки, направленное на достижение конечного результата (выигрыша). Реализует ряд принципов игрового, активного обучения. Особенность дидактических игр заключается в наличии игровой ситуации. Существует несколько видов дидактических игр:

·                   сюжетные;

·                   предметные;

·                   соревновательные.

 

Таким образом, развитие и стимулирование познавательного интереса учащихся, их активности в различных видах деятельности являются необходимым условием для успешного школьниками учебной деятельности.           Правильно организованная работа на уроках способствует постепенному развитию и усилению познавательного интереса у детей.

Несомненным фактом является также влияние на познавательный интерес мастерство учителя. Очень важно, чтобы школьники переживали радость открытия на каждом уроке, чтобы у них развивался познавательный интерес, и формировалась вера в собственные силы.







 

ТЕМА : РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ТЕМА : РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

Рассмотрим кратко каждый этап

Рассмотрим кратко каждый этап

Все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга

Все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга

I. Стимулирование познавательных интересов через организацию познавательной деятельности учащихся

I. Стимулирование познавательных интересов через организацию познавательной деятельности учащихся

С помощью нетрадиционных уроков можно снять эмоциональную перегрузку , а также решить вопрос с дифференциацией обучения и организацией самостоятельной познавательной деятельности

С помощью нетрадиционных уроков можно снять эмоциональную перегрузку , а также решить вопрос с дифференциацией обучения и организацией самостоятельной познавательной деятельности

Данные методы повышают интерес к предметам из-за достаточно необычной формы

Данные методы повышают интерес к предметам из-за достаточно необычной формы

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2024