Выступление на шмо учителей начальных классов "Развитие творческого воображения в разных видах деятельности у детей с ОВЗ.
Оценка 4.8

Выступление на шмо учителей начальных классов "Развитие творческого воображения в разных видах деятельности у детей с ОВЗ.

Оценка 4.8
docx
25.11.2020
Выступление на шмо учителей начальных классов "Развитие творческого воображения в разных видах деятельности у детей с ОВЗ.
творческое воображение.docx

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

 ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера

 их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение,

 в котором ярко раскрывается индивидуальная

самобытность каждого ребенка.

В. А. Сухомлинский

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Учащиеся нашей подготовительной группы   имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности на всех занятия. Целью любого занятия: раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.

Наиболее продуктивной для развития творческого воображения ребенка является изобразительная деятельность, т. к. в самой ее природе заложены возможности для развития воображения, гибкости и продуктивности мышления, речи, произвольности поведения и в целом развития личности. 
Кроме того, важнейшее преимущество составляет внутренний характер ее мотивации, в процессе которой каждому ребенку предоставляется возможность изобразить то, что для него интересно и значимо. Ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Работа над развитием воображения на занятиях  детям предлагаются следующие задания и упражнения: 


- нарисовать свое настроение в течение дня, свою мечту;

 
- нарисовать себя, семью, друзей, самое любимое, важное, интересное в жизни, что-то загадочное и волшебное;

 
- придумать и нарисовать по заданным волшебным дугам, точкам, линиям, на основе геометрических форм, различных фигур и полуфигур несуществующих животных, фантастические растения и придумать им названия;

 
- сочетаю различные виды изобразительной деятельности на одном занятии (так, дети рисуют осенний пейзаж, а деревья украшают с помощью аппликации, используя технику обрывания, чтобы придать объем);

 
- создаю условия для самостоятельного изготовления поделки (обучение созданию игрушки, поделки по образцу и объяснению).

 
- рассматривание картин, беседа по картинам позволяют развивать у детей образное восприятие, творческое воображение;

 
- провожу дидактические игры на развитие воображения включала и в совместную, и в свободную деятельность детей; 


- использую нетрадиционные виды рисования (пластилином, крупой, колоском и т. д.). В своей работе использую один из увлекательных и доступных детям способов работы с бумагой – рваная бумага и оригами. Они дают ребенку возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладится палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин. 

-  стараюсь оснастить педагогический процесс всеми необходимыми техническими средствами обучения (аудио аппаратура с набором кассет, дисков), иллюстративным материалом, изобразительными средствами. 

         Большое значение для развития воображения сыграла творческая работа с природным материалом, формирующая у детей эстетическое отношение к природе. Природа полна волшебных тайн, она многое может подсказать, надо только научиться рассматривать и размышлять над увиденным. Задачей этой работы являлось научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой. Всякий природный элемент имеет свою особенную форму, окраску, фактуру, поэтому бездушное копирование просто невозможно и работы у всех получались разные. 

Привлекала внимание детей к чувственно воспринимаемым признакам природных материалов, показывала им, как возникает образ. В этом помогало прежде всего такое упражнение «На что похоже?» (по очереди подбираю листочки, по-разному их поворачиваю, а дети говорят на что они похожи в разных положениях. Затем на нескольких образцах показываю, как можно усилить образ, подобрав детали из другого природного материала, как составить выразительную композицию, для этого детали элементов подбираем и комбинируем). После этого предоставляла детям возможность визуализировать наиболее удачные образы.

 

 

 


 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены

Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены

В своей работе использую один из увлекательных и доступных детям способов работы с бумагой – рваная бумага и оригами

В своей работе использую один из увлекательных и доступных детям способов работы с бумагой – рваная бумага и оригами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020