РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера
их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение,
в котором ярко раскрывается индивидуальная
самобытность каждого ребенка.
В. А. Сухомлинский
Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Учащиеся нашей подготовительной группы имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности на всех занятия. Целью любого занятия: раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.
Наиболее продуктивной для
развития творческого воображения ребенка является изобразительная деятельность,
т. к. в самой ее природе заложены возможности для развития воображения,
гибкости и продуктивности мышления, речи, произвольности поведения и в целом
развития личности.
Кроме того, важнейшее преимущество составляет
внутренний характер ее мотивации, в процессе которой каждому ребенку
предоставляется возможность изобразить то, что для него интересно и значимо.
Ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Работа над развитием воображения на
занятиях детям предлагаются следующие задания и упражнения:
- нарисовать свое настроение в течение дня, свою
мечту;
- нарисовать себя, семью, друзей, самое любимое,
важное, интересное в жизни, что-то загадочное и волшебное;
- придумать и нарисовать по заданным волшебным
дугам, точкам, линиям, на основе геометрических форм, различных фигур и
полуфигур несуществующих животных, фантастические растения и придумать им названия;
- сочетаю различные виды изобразительной
деятельности на одном занятии (так, дети рисуют осенний пейзаж, а деревья
украшают с помощью аппликации, используя технику обрывания, чтобы придать
объем);
- создаю условия для самостоятельного
изготовления поделки (обучение созданию игрушки, поделки по образцу и
объяснению).
- рассматривание картин, беседа по картинам
позволяют развивать у детей образное восприятие, творческое воображение;
- провожу дидактические игры на развитие
воображения включала и в совместную, и в свободную деятельность детей;
- использую нетрадиционные виды рисования
(пластилином, крупой, колоском и т. д.). В своей работе использую один из
увлекательных и доступных детям способов работы с бумагой – рваная бумага и
оригами. Они дают ребенку возможность открыть для себя волшебный мир листа
бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь
свойства, структуру, насладится палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций,
различных форм, величин.
- стараюсь оснастить педагогический процесс
всеми необходимыми техническими средствами обучения (аудио аппаратура с набором
кассет, дисков), иллюстративным материалом, изобразительными средствами.
Большое значение для развития
воображения сыграла творческая работа с природным материалом, формирующая у
детей эстетическое отношение к природе. Природа полна волшебных тайн, она
многое может подсказать, надо только научиться рассматривать и размышлять над
увиденным. Задачей этой работы являлось научить детей внимательно всматриваться
в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный
смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью
устройства и красотой. Всякий природный элемент имеет свою особенную форму,
окраску, фактуру, поэтому бездушное копирование просто невозможно и работы у
всех получались разные.
Привлекала внимание детей к чувственно воспринимаемым признакам природных материалов, показывала им, как возникает образ. В этом помогало прежде всего такое упражнение «На что похоже?» (по очереди подбираю листочки, по-разному их поворачиваю, а дети говорят на что они похожи в разных положениях. Затем на нескольких образцах показываю, как можно усилить образ, подобрав детали из другого природного материала, как составить выразительную композицию, для этого детали элементов подбираем и комбинируем). После этого предоставляла детям возможность визуализировать наиболее удачные образы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.