Выступление психолога по профилактике профессионального и эмоционального выгорания педагогов
Оценка 4.8

Выступление психолога по профилактике профессионального и эмоционального выгорания педагогов

Оценка 4.8
Мероприятия +1
docx
классное руководство +2
Взрослым
04.10.2022
Выступление психолога по профилактике профессионального и эмоционального выгорания педагогов
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. И такие заболевания, как гипертония и мигрень становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания. Выступление сопровождается презентацией, которая есть в моих материалах
выступление по профилактике эмоционального выгорания.docx

слайд 1

Тема: «Профилактика профессионального и эмоционального  выгорания педагогов»

 

«Психологически профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил» (В. А. Сухомлинский).

слайд 2

Своё выступление я хотела бы начать со стихотворения

Стихи о человеке  (С. Баруздин)

- Скажи, человек,

Как твои дела?

- Дела ничего у меня.

Я спал неплохо,

Да ночь мала,

И я прихватил полдня.

- Скажи, человек,

А что же успел

Сегодня ты совершить?

- Да много успел:

Хорошо поел

И чаю успел попить.

- Скажи, человек,

Ну, а что потом,

Было ли что-нибудь?

- А что потом?

Поиграл с котом

И вновь прилёг отдохнуть.

- Скажи, человек,

А когда поспал,

Вышел ли ты за порог?

- Конечно, вышел,

Да очень устал,

Вернулся, не чуя ног.

- Скажи, человек,

А что за окном

Увидеть тебе довелось?

- Да что там увидишь,

Когда темно

И лютый стоит мороз.

- Скажи, человек,

А кроме кота,

Есть у тебя друзья?

- Да что ты!

С друзьями одна маята!

… Больше не спрашивал я.

слайд 3

Вопрос: В каком состоянии находится герой стихотворения?

         Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога больше, чем у менеджеров, юристов и специалистов, которые работают с людьми.

         Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. И такие заболевания, как гипертония и мигрень становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания

         слайд4

Согласно современным данным, под «профессиональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной и коммуникативной  сферы.

Эмоциональное выгорание – это состояние упадка сил, истощения с чувством собственной ненужности.

слайд 5

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» и наблюдается у педагогов любого возраста.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:

Первая стадия:

v начинается приглушением эмоций (вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе);

v  исчезают положительные эмоции;

v  возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

v возникают недоразумения с коллегами и воспитанниками;

v  неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или детей.

Третья стадия:

v  притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему;

v  такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск, интерес к чему бы то ни было.

слайд  6

Какие же причины кроются за синдромом эмоционального выгорания у педагогов?

·                     отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

·                     несоответствие результатов затраченным силам;

·                     ограниченность времени для реализации поставленных целей;

·                     неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

·                     большие нагрузки;

·                     ответственность перед начальством, родителями;

·                     отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

В современных условиях невозможно полностью исключить эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.

слайд 7

Упражнение «Самодиагностика».

Все мы с вами понимаем, что «выгорание» – это достаточно длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.

Предлагаю оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака на основании предложенной таблицы. Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем выше балл. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. Желающие могут поделиться впечатлениями.

слайд 8

бланк диагностики

слайд 9

Большинство педагогов уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно.

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому педагогу. Соблюдая  рекомендации специалистов, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

Приёмов для профилактики эмоционального выгорания достаточно большое  количество, но наиболее эффективными считается релаксация и саморегуляция.

слайд 10

Релаксация — это очень полезный метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

слайд 11

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

про памятки !!!!!!!

В завершение своего выступления я хочу рассказать вам притчу:

         Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений.

         Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук.

         Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились.

         Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда.

         Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.


 

Тема: «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагогов» «Психологически профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности

Тема: «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагогов» «Психологически профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности

Увидеть тебе довелось? - Да что там увидишь,

Увидеть тебе довелось? - Да что там увидишь,

Вторая стадия: v возникают недоразумения с коллегами и воспитанниками; v неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или детей

Вторая стадия: v возникают недоразумения с коллегами и воспитанниками; v неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или детей

Большинство педагогов уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно

Большинство педагогов уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно

В завершение своего выступления я хочу рассказать вам притчу:

В завершение своего выступления я хочу рассказать вам притчу:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022