Взаимодействие наставника и молодого учителя в режиме урочной внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Взаимодействие наставника и молодого учителя в режиме урочной внеурочной деятельности

Оценка 4.7
docx
13.03.2024
Взаимодействие наставника и молодого учителя в режиме урочной  внеурочной деятельности
взаимодействие, наставничество, информационная среда, система образования, кадровая технология, модели наставничества
Статья Толпыгина Наставничество.docx

Толпыгина Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 19» г. Читы

Взаимодействие наставника и молодого учителя в режиме урочной  неурочной деятельности

Аннотация.

Представленная статья посвящена особенностям взаимодействия наставника  и молодого учителя методического объединения гуманитарных наук в режиме урочной и неурочной деятельности  в средней школе № 19 города Читы.

Ключевые слова: взаимодействие, наставничество, информационная среда, система образования, кадровая технология, модели наставничества.

Современная действительность образовательного пространства диктует нам новые условия взаимодействия.  К сожалению или к счастью, найти  готового специалиста, способного приступить к работе без адаптационного периода или профессионального  сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.

Наставничество в системе образования - разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет (далее - наставляемых), имеющих трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет или специалистов, назначенных на должность, по которой они не имеют опыта работы.

 Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагога. Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.  В настоящее время наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.

Википедия определяет наставничество как отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. 

В рамках реализации программы наставничества в средней школе номер 19 города Читы используются следующие модели наставничества.

    Традиционная модель наставничества (или наставничество «один на один») - это взаимодействие между более опытным учителем-наставником и молодым педагогом в течение определенного периода времени (3–6–9–12 месяцев). Разновидностью этой модели является СИТУАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО (от англ. SituationalMentoring), подразумевающее предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях. Практика показывает, что программы развития молодых сотрудников с высоким потенциалом в сочетании с такой моделью наставничества не только позволяют более полно раскрыть их способности, но и содействуют удержанию будущих лидеров компании.

            КРАТКОСРОЧНОЕ ИЛИ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ НАСТАВНИЧЕСТВО. Наставник и подопечный встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Молодой педагогдолжен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Проблема состоит в нехватке личного общения, поэтому данная модель не подходит для молодых специалистов, нуждающихся в более тесном взаимодействии с наставником, но может быть с успехом применена, если подопечный уже имеет опыт работы и его развитие может быть переведено в область саморазвития.

        СКОРОСТНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО Скоростное наставничество (от англ. SpeedMentoring) - это однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и интересами. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник — подопечный» («равный — равному»).

       ФЛЭШ-НАСТАВНИЧЕСТВО Флэш-наставничество (от англ. FlashMentoring) - это новая концепция наставничества. Сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой, не более часа, встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению концепции профессиональной деятельности  и дать некоторые рекомендации. После этой встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения наставничества или нет. Наставники и подопечные подбираются практически без критериев. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества. Флэш-наставничество имеет различные модификации: − Стандартная сессия флэш-наставничества предполагает одноразовую встречу, лично или с помощью телекоммуникационных технологий, между более опытным (наставник) и менее опытным сотрудником (подопечный), которая может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. В качестве реализации модели флеш-наставничества могут выступать вебинары, круглые столы, семинары по обмену опытом, практические конференции и т.д.

         Саморегулируемое наставничество - (от англ. Self-Directed

Mentoring) подразумевает совершенно иной подход. Основное отличие

данной модели от традиционной состоит в том, что ни наставники, ни их подопечные не подбираются специально, а опытные педагоги во время педагогических советов или заседаний методических объединений добровольно выдвигают себя в список наставников. Очевидным преимуществом этой модели является то, что в этот список попадают только те, кто действительно имеет желание принять эту трудную и ответственную роль.

      Командное наставничество (от англ. TeamMentoring) помогает в короткие сроки осуществить подготовку молодых специалистов. Два или более наставника работают вместе или по отдельности с одним подопечным или с группой, чтобы помочь достичь определенных целей развития, охватывая существенные практические аспекты управленческой деятельности.

       Очевидно, что работая в дуэте, и наставник и молодой учитель получаю бесценный опыт взаимодействия. Преимущества такой совместной работы заключаются в том, что педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы и самое главное, происходит в условиях реальной трудовой деятельности.

Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного педагога, а, следовательно, и более строгий контроль за его практической профессиональной деятельностью.

       В заключении хотелось бы отметить, что практическая значимость применения разных моделей наставничества заключается в комплексном подходе  преодоления возможных трудностей адаптации молодого педагога  в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы с  позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых учителе  к последующему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.


 

Толпыгина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Толпыгина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

В настоящее время наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям

В настоящее время наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям

СКОРОСТНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО Скоростное наставничество (от англ

СКОРОСТНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО Скоростное наставничество (от англ

Саморегулируемое наставничество - (от англ

Саморегулируемое наставничество - (от англ

профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы с позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых учителе к последующему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный…

профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы с позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых учителе к последующему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024