Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.
Система программирования – это ПО компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на отдельном языке программирования.
Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которой следует произвольное имя, придуманное программистом.
read (<имя переменной1>, …, <имя переменной N> )
Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.
var i, j: integer;x: real;a: char;
read (i, j, x, a);
Язык Паскаль
Основы
программирования
Я
• Язык программирования – это
фиксированная система обозначений
для описания алгоритмов и структур
данных.
• Система программирования – это ПО
компьютера, предназначенное для
разработки, отладки и исполнения
программ, записанных на отдельном
языке программирования.
Величины: константы и переменные
Отдельный информационный
объект (число, символ, строка,
таблица и т.д.) называется
величиной.
Типы
величин
числовой
символьн
ый
логически
й
Константы записываются в
своими десятичными значениями
алгоритмах
(16, 78, 9.7).
Переменные в программировании
обозначают символическими
именами (n, F, h, k123).
Любой алгоритм работы с величинами
может быть составлен из следующих
команд:
Присваивание
Ввод
Вывод
Цикл
ветвление
Знакомство с языком
Паскаль
• Паскаль – это универсальный язык
программирования, позволяющий
решать самые разнообразные задачи
обработки информации.
• Команду алгоритма, записанную на
языке программирования , принято
называть оператором.
Структура программы на
Паскаль
• Program <имя>;
• VAR ………………..;
• BEGIN
• основной блок программы
• END.
Program <имя>
• Заголовок программы начинается со слова
Program (программа), за которой следует
произвольное
придуманное
программистом.
имя,
VAR
• Раздел описания переменных начинается со
слова var, за которым идет список имени
переменных через запятую. Тип указывается
через запятую.
•
Var a,b: integer; c,d: real;
BEGIN и END
• Начало и конец раздела операторов
программы отмечаются служебными
словами BEGIN (начало) и END (конец).
Оператор присваивания
компьютером,
данных,
-
нового
изменение
преобразование
•Основное
выполняемое
переменной
присваивание
означает
значения,
содержимого области памяти.
что
•Общий вид оператора:
<имя переменной> := <выражение>
Вывод данных
Вывод данных из оперативной памяти на
экран
монитора:
write (<выражение 1> ,< выражение
2> , ...,< выражение N>)
Пример: write ('s=', s).
Варианты организации вывода
Формат вывода
• Формат вывода позволяет установить
количество позиций на экране,
занимаемых выводимой величиной.
write (s:x:y)
x - общее количество позиций,
отводимых под число;
y - количество позиций в дробной части
числа.
• program n_1;
• const pi=3.14;
• var r, c, s: real;
• begin
• r:=5.4;
• c :=2*pi*r;
• s:=pi*r*r;
• writeln ('c =', c :6:4);
• writeln ('s=', s:6:4)
• end.
Ввод данных с клавиатуры
read (<имя переменной1>, …, <имя
вводимых значений
должны
указанных
в разделе
переменной N> )
Типы
соответствовать
типам переменных,
описания переменных.
var i, j: integer;x: real;a: char;
read (i, j, x, a);
• program n_1;
• const pi=3.14;
• var r, c, s: real;
• begin
• writeln('Вычисление длины окружности и
площади круга');
• write('Введите r>>');
• readln(r);
• c:=2*pi*r;
• s:=pi*r*r;
• writeln ('c =', с:6:4);
• writeln ('s=', s:6:4)
• end.
Использованная литература и интернет ресурсы
• Информатика и ИКТ: учебник для 9
класса/
И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков,
Л.В. Шестакова
• Задачи по программированию/ С.М.
• http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/p
Окулов
pt9kl.php